Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 08:03, курсовая работа
Целью курсовой работы является дать общую характеристику делового общения, а также выявить его особенности в деятельности руководителя. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
Раскрыть сущность делового общения;
Описать структуру и виды делового общения;
Выявить факторы, влияющие на эффективность делового общения;
Определить, как деловое общение проявляется в деятельности руководителя.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы «делового общения» 5
1.1.Понятие «деловое общение» 5
1.2. Структура, виды и формы делового общения. 8
1.3. Принципы делового общения 15
Глава 2. Факторы повышения эффективности делового общения 18
2.1. Факторы делового общения 18
2.2. Эффективность делового общения 20
Глава 3 Особенности делового общения руководителя 24
3.1. Служебные контакты руководителя 24
3.2. Служебные совещания. 26
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Таким образом,
речевые оттенки в
Исследователи пришли к выводу, что для того, чтобы быть успешным в общении необходимо усваивать теоретические знания и организовывать практику общения. Для этого нужно знать виды общения и в зависимости от той или иной ситуации умело ими пользоваться на практике.
Выделяют следующие виды делового общения:
I. По способу обмена информацией:
1). Устный вид делового общения – общение, протекающее в форме обмена какими-либо выражениями, развернутыми предложениями, с помощью вербальных средств коммуникации. Существуют следующие виды устного общения:
А) монологический вид общения: приветственная речь, доклад (на заседании, собрании).
Б) диалогический вид общения может проходить в двух формах: деловой разговор - кратковременный контакт, преимущественно на одну тему; деловая беседа - продолжительный обмен сведениями, точками зрения, часто сопровождающийся принятием решений; переговоры - обсуждение с целью заключения соглашения по какому - либо вопросу; пресс-конференция - встреча официальных лиц с представителями средств массовой информации с целью информирования общественности по актуальным вопросам. Пресс-конференция — лишь один из способов передачи информации прессе и используется в основном для передачи развернутой информации по особенно важной теме, по которой у журналистов могут возникнуть вопросы [10].
2). Письменное деловое общение. К такому виду общения можно отнести многочисленные служебные документы: деловое письмо, протокол, отчет, справка, докладная и объяснительная записка, акт, заявление, договор, устав, положение, инструкция, решение, распоряжение, указание, приказ, доверенность и др.
II. По содержанию общение может быть разделено на:
1). Материальное - обмен предметами и продуктами деятельности;
2). Когнитивное - обмен знаниями;
3) Мотивационное - обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями;
4). Деятельностное - обмен действиями, операциями, умениями, навыками.
III. По средствам общения возможно деление на следующие виды:
1)Непосредственное - осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.;
2)Опосредованное - связанное с использованием специальных средств и орудий;
Форма делового общения составляет важнейший структурный элемент делового общения. Она характеризует способ реализации коммуникативного процесса делового общения. Одно и то же информационное содержание делового общения может быть реализовано на основе различных способов коммуникации и совместной деятельности деловых партнеров: деловой беседы, совещания, переговоров, пресс-конференции, публичного выступления, презентации, дискуссии .
Деловое общение реализуется в различных формах:
Деловая беседа выполняет ряд важнейших функции:
- взаимное общение работников из одной деловой сферы;
-совместный поиск,
выдвижение и оперативная
- стимулирование деловой активности.
2) деловые переговоры – основное средство согласованного принятия решений в процессе общения заинтересованных сторон. Эта форма делового общения предназначена для того, чтобы с помощью взаимного обмена мнениями (в форме различных предложений по решению обсуждаемой проблемы) получить отвечающее интересам обеих сторон соглашение и достичь нужных результатов, которые бы устроили всех его участников. Деловые переговоры классифицируют на переговоры по определенному поводу (в связи с необходимостью налаживания кооперационных связей); на переговоры при определенных обстоятельствах ( несовпадение интересов); на переговоры с определенной целью ( заключение соглашения); на переговоры по определенным важным вопросам (политического, экономического, социального или культурного характера).
3) деловые совещания — одна из важнейших форм управленческой деятельности. Во время совещания происходит обмен информацией между подчиненными и руководителем, принимаются управленческие решения. Это способ привлечения коллективного разума к выработке оптимальных решений по актуальным и наиболее сложным вопросам, возникающим на предприятии. каждое рационально организованное совещание решает и важную учебно-воспитательную задачу. На совещании сотрудники учатся работать в коллективе, комплексно подходить к решению общих задач, достигать компромиссов. Для некоторых сотрудников пребывание на деловом совещании — единственная возможность видеть и слышать руководителей высших уровней управления. На деловом совещании руководителю предоставляется возможность показать свой талант менеджера.
4) публичные выступления– передача одним выступающим информации различного уровня широкой аудитории с соблюдением правил и принципов построения речи и использованием ораторских приемов. Выступающий должен уметь подготовить выступление по заданной теме, уметь изложить материал, установить контакт с аудиторией, отвечать на вопросы, быть готовым ко всяким неожиданностям.
К общим принципам, регулирующим процессы делового общения, относят: межличностность, целенаправленность, непрерывность и многомерность.
Существует и иная типология принципов делового общения:
В настоящее время приоритетным является принцип консенсуса в партнерских отношениях, отзывчивости в рыночных отношениях и равенства в корпоративных отношениях. Обозначение социального статуса адресата может быть вербальным и невербальным (обозначаемым при помощи интонации). Показателями социального статуса является служебное, общественное, материальное положение и заслуги. Социальная роль во многом определяет характер коммуникативного ожидания.
Таким образом, деловое общение - сложный и многогранный процесс установления и развития профессиональных и деловых контактов между людьми, который порождается потребностями совместной деятельности и включает в себя обмен деятельностью, информацией и опытом. Основная форма делового (управленческого общения) является деловая беседа, при проведении которой необходимо соблюдать ряд принципов: межличностность, непрерывность, целенаправленность, делать нужно все вовремя и т.д.
Прежде чем рассмотреть факторы самого делового общения, хотелось быть определение понятию «фактор». Под фактором понимают причину, движущую силу какого-либо процесса, явления, определяющие его характер или отдельные его черты, особенности [2].
Среди факторов делового общения выделяют: