Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 14:28, курсовая работа
Коммуникации в организационном контексте включают взаимодействие между людьми. Внутренние коммуникации играют особую роль в групповой динамике. Без коммуникаций нет общения, обмена информацией, а без этого не может быть и группы. Таким образом, коммуникации выступают как определяющее условие для формирования группы и ее жизнедеятельности. Актуальность данной темы обусловлена тем, что коммуникация предоставляет средства для выработки и исполнения решений, осуществления обратной связи и корректировки целей и процедур деятельности организации в соответствии с требованиями ситуации. Поэтому и менеджеры, и исполнители должны понимать основные концепции и способы применения коммуникационных технологий и быть способными принимать важные решения относительно их использования.
Подход активного действия - коммуникация устанавливается посредством практических действий, в которых необходимо понимание и интуиция. Подход основывается на том принципе, что коммуникация - это координация значений, понимание общих правил и распознавание образов.
Коммуникации - жизненно важное звено между руководителем и подчиненными, они являются инструментом внутрисистемной координации, помогают получать информацию на всех уровнях управления. Исследования различных организационных структур показывают, что коммуникация играет важную роль в развитии организации как целостного организма. Каждый руководитель заинтересован в улучшении коммуникации. С помощью коммуникации реализуются цели компании, проводятся новые идеи, мотивация, осуществляется контроль за поведением членов группы. Коммуникации необходимы для утверждения авторитета и воли руководителя.
Внешние коммуникации - коммуникации между организацией и внешней средой. Факторы внешней среды очень сильно влияют на деятельность организации.
Организации пользуются разнообразными средствами для коммуникаций с составляющими своего внешнего окружения. С имеющимися и потенциальными потребителями они сообщаются с помощью рекламы и других программ продвижения товаров на рынок. В сфере отношений с общественностью первостепенное внимание уделяется созданию определенного образа, имиджа организации на местном, общенациональном или международном уровне. Организация, где есть профсоюз, должна поддерживать связь с законными представителями лиц, работающих по найму. Если профсоюз в данной организации отсутствует, она может общаться со своими работниками ради того, чтобы профсоюз не появился. Это лишь немногие примеры из всего разнообразия способов реагирования организации на события и факторы внешнего окружения.
Во внешних коммуникациях можно рассматривать типы коммуникаций:
B2B - то есть «бизнес
для бизнеса». Это понятие характеризует,
кто является источником, а кто
адресатом какой-либо
Основная задача В2В - повышение эффективности работы компаний на В2В-рынке за счёт снижения затрат на подготовку торговых процедур и расширения географии бизнеса до масштаба всего мира.
В задачи B2B также входит:
- организация взаимодействия между предприятиями - быстро и удобно;
- построение защищённых
надёжных каналов обмена
- координация действий
предприятий и совместное их
развитие на основе
Взаимодействие может быть связано с торговлей, обменом технологиями, опытом, инвестиционной деятельностью и т. д.
В2G – отношения бизнеса и власти. Действуют правовые номы, договоренности и обязательства.
Отношения с теми структурами, регулирование которых не является обязательным для бизнеса.
В2S – отношения с третьим секторам, эти отношения носят не обязательный, а, скорее всего имиджевый характер. Отношения единства, в каких – либо организациях.
В2I – отношения c информационными службами.
Примерами В2I коммуникации могут служить пресс-релиз, посылаемый организацией в СМИ, публичные выступления её представителя на пресс-конференции, издание информационного бюллетеня для широкой аудитории, дни открытых дверей и т.п.
В2Р – отношения с частными лицами:
- с потребителями;
- юридические лица, которые составляют число партнеров в бизнесе.
G2G - все внешние контакты будут складываться в 3 группы организации:
- по функциям организации;
- по взаимодействию в
рамках текущих
- по обращениям сторонних организаций и граждан.
Внешние коммуникации распространяются за рамки организации, то есть коммуникатор или получатель сообщения находится за пределами структуры.
Для профессиональной организации внешних коммуникаций необходимо знание, как внешней среды, так и особенностей коммуникативного процесса.
1.2 Функции коммуникации
Наиболее очевидной функцией является передача каких-то сведений, какого-то содержания и смысла. Это – семантическая (смысловая сторона). Но эта передача, в конечном счете, влияет на поведение человека, его действия и поступки, на состояние и организованность его внутреннего мира. Специфика коммуникаций в том, что они являются средством взаимодействия психических миров людей друг с другом.
Основные функции коммуникации:
1) информативная — передача истинных
или ложных сведений;
2) интерактивная (побудительная) — организация взаимодействия между людьми,
например, согласовать действия, распределить
функции, повлиять на настроение, убеждения,
поведение собеседника, используя различные
формы воздействия: внушение, приказ, просьба,
убеждение;
3) перцептивная функция — восприятие друг друга партнерами по общению
и установление на этой основе взаимопонимания;
4) экспрессивная — возбуждение или изменение
характера эмоциональных переживаний.
Передача информации возможна:
— другим лицам;
— для выполнения задач.
Передача информации может
осуществляться в следующих направлениях:
а) сверху вниз:
—постановка задач (что, когда делать),
— инструктирование (как, каким образом,
кто),
б) снизу вверх:
— донесения об исполнении,
— донесения о проверках,
— донесения о личном мнении сотрудника;
в) в горизонтальном направлении:
— обмен мнениями,
— координация действий,
— планирование,
— сообщения об исполнении
Для осуществления процесса
коммуникации необходимы четыре основных
элемента:
1) отправитель информации;
2) сообщение — собственно информация;
3) канал — средство передачи информации;
4) получатель информации.
Коммуникационный процесс разбивают на пять этапов:
I этап — начало обмена информацией,
когда отправитель должен ясно представить,
«что именно» (какую идею и в какой форме
ее выразить) и «с какой целью» он хочет
передать и какую ответную реакцию получить.
II этап — воплощение
идеи в слова, символы, в сообщение. Выбираются
и используются различные каналы передачи
информации: речь, жесты, мимика, письменные
материалы, электронные средства связи:
компьютерные
сети, электронная почта и т. д.
III этап — передача
информации через использование выбранных
каналов связи.
IV этап — получатель
информации переводит вербальные (словесные)
и невербальные символы в свои мысли —
этот процесс называют декодированием.
V этап — этап
обратной связи — отклик получателя на
полученную информацию, на всех этапах
коммуникационного процесса могут существовать
помехи, искажающие смысл передаваемой
информации.
Руководитель от 50 до 90% времени тратит на коммуникацию, ведь он должен довести информацию до подчиненных и получить от них требуемую реакцию, а также осуществлять информационное взаимодействие с коллегами и вышестоящим руководством. 80% зарубежных руководителей считают, что обмен информацией — одна из самых сложных проблем в организациях, а неэффективные коммуникации — это главное препятствие на пути достижения успешной деятельности фирмы, ведь если люди не могут эффективно обмениваться информацией, они не смогут работать вместе и достигать общих целей.
Эффективность управления персоналом пропорциональна эффективности коммуникационных процессов в организации.
Выделяют следующие виды коммуникаций:
— формальные (определяются организационной
структурой предприятия, взаимосвязью
уровней управления и функциональных
отделов). Чем больше уровней управления,
тем выше вероятность искажения информации,
так как каждый уровень управления может
корректировать и отфильтровывать сообщения;
— неформальные коммуникации (например,
канал распространения слухов);
— вертикальные (межуровневые) коммуникации:
сверху вниз и снизу вверх;
— горизонтальные коммуникации — обмен
информацией между различными отделами
для согласования действий;
— межличностные коммуникации — устное общение людей в любом из перечисленных
видов коммуникаций.
Горизонтальные потоки сообщений в организации имеют место чаще, чем вертикальные. Одна из причин состоит в том, что люди более расположены говорить свободно и открыто с равными себе, чем со старшими.
Горизонтальный обмен информацией в этом случае менее подвержен искажениям, поскольку у работников разного уровня взгляды совпадают чаще. Более того, содержание горизонтальных сообщений носит в основном координационный характер, тогда как у вертикальных, идущих сверху вниз, — приказной. Сообщения, движущиеся снизу вверх, содержат главным образом информацию обратной связи о производственной деятельности.
Организационные структуры, как правило, препятствуют горизонтальным потокам информации между индивидами различных подразделений. Предполагается, что сообщения движутся по ступеням иерархии до общего начальника, а затем направляются вниз. Естественно, это замедляет скорость горизонтальных сообщений. А. Файоль защищал идею специально предусмотренных механизмов поперечной коммуникации в организации, заметив, что имеется много видов деятельности, успех которых зависит от их быстрого исполнения, и что необходимо найти способы сочетания должного почтения к иерархическим каналам с удовлетворением потребности в быстрых действиях. Такой особый горизонтальный канал формальной коммуникации называют «мостиком Файоля».
Кроме этого Файоль и другие теоретики менеджмента в организациях выделяют два различных типа моделей коммуникационных сетей, по которым идут основные потоки информации.
Централизованные сети способствуют лучшему решению относительно простых задач, но препятствуют эффективности решения сложных проблем и уменьшают удовлетворенность членов группы выполняемой деятельностью.
При этом выделяют 4 коммуникативные
роли (Albane-se, Van Fleet):
1) «сторож» — контролирует течение информации
к другому человеку в одной и той же коммуникационной
сети (эту роль играют секретари, диспетчеры);
2) «лидер мнений» — способен оказывать
влияние на установки и поведение некоторых
других людей (влияние неформальным образом);
3) «связной» — связывающее звено между
группировками в коммуникационной сети;
4) «пограничник» — человек в коммуникационной сети, имеющих!
высокую степень связи с организационным
окружением.
Причинами плохой коммуникации
могут быть:
а) стереотипы — упрощенные мнения относительно
отдельных лиц или ситуации, в результате
нет объективного анализа и понимания
людей, ситуаций, проблем;
б) предвзятые представления — склонность
отвергать все, что противоречит собственным
взглядам, что ново, необычно («Мы верим
тому, чему хотим верить»). Мы редко осознаем,
что толкование событий другим человеком
столь же законно, как и наше собственное;
в) плохие отношения между людьми, поскольку
если отношение человека враждебное, что
трудно его убедить в справедливости вашего
взгляда;
г) отсутствие внимания и интереса собеседника, а интерес
возникает, когда человек осознает значение
информации для себя: с помощью этой информации
можно получить желаемое или предупредить
нежелательное развитие событий;
д) пренебрежение фактами, т. е. привычка
делать выводы — заключения при отсутствии
достаточного числа фактов;
е) ошибки в построении высказываний: неправильный
выбор слов,сложность сообщения, слабая
убедительность, нелогичность и т. п.;
ж) неверный выбор стратегии и тактики
общения.
Стратегии общения:
1) открытое — закрытое
общение;
2) монологическое — диалогическое; 3) ролевое
(исходя из социальной роли) — личностное
(общение «по душам»).
Глава 2.
2.1 Шумы и слухи в организации.
Источником шума может быть: язык, многозначность слов, различия в восприятии информации, разный организационный статус коммуникаторов, например, в ситуациях: руководитель и подчиненный, инспектор - проверяющий и подотчетное лицо: социальный статус у них может быть одинаковым - они оба академики, но должностной статус не совпадает. - Т.С.
Ответом может быть неверное действие, ошибочное или неполное послание и даже молчание. Молчание как форма обратной связи занимает особое место в коммуникации. Оно может означать: 1) вас не поняли, информация не воспринята и отторгнута, проигнорирована; 2) вы нарушили должностную иерархию - и вас «наказали» /дали урок на будущее/; 3) вы чем-то обидели вашего «коммуникатора»- и молчание в этом случает расценивается однозначно как молчаливый укор; 4) как проявление невоспитанности получателя: ему и в голову не приходит, что на подобного рода послание надо ответить, как-то отреагировать; 5) традиционно: молчание - «знак согласия», одобрения.
Возможен и другой вариант проверки правильности понимания информации получателем. Отправитель сам спрашивает /перезванивает, делает письменный запрос/, дошло ли до адресата послание: «Вы получили мое письмо?», «Вы ознакомились с нашими предложениями?» и т.д.
Поскольку «шумы» возникают главным образом на межличностном уровне, пронизывая все виды коммуникации /формальные и неформальные, с внешней средой и межуровневые/, то остановимся на категориях «помех» подробнее.
Слухи являются индикаторами существующих проблем: плохого управления конфликтами; неправильной тактики внедрения инноваций; диспропорциональной и непрозрачной системы оплаты труда.
Словарь управления персоналом. Слухи - это сообщения с негарантированной достоверностью, распространяемые по каналам межличностного общения от одного человека к другому, от другого к третьему и т.д.
Анализ ряда научных публикаций позволяет выделить плюсы и минусы организационных слухов. К негативным проявлениям слухов относят: подрыв репутации; разрыв социальных связей. Опора на слухи в принятии решений снижает их качество и уровень морали в организации. Можно выделить также ряд положительных аспектов слухов. Слухи формируют социальные связи, так как распространяющие их люди становятся частью группы. Слух позволяет учиться на чужих ошибках. Слухи могут указывать на социальные нормы, т.е. слух может быть использован в качестве метода ознакомления с культурой организации, так как в них находят свое отражение нормы и ценности организации. Наконец, сплетники могут просто получать удовольствие от процесса, что позволяет им "выпустить пар". Два момента являются ключевыми в управлении слухами, во-первых, это понимание условий произрастания слухов, а во-вторых, поводов их возникновения.