Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 19:40, реферат
Выполняя свои профессиональные задачи, любой специалист должен четко представлять, что входит в сферу его обязанностей. Когда мы говорим о структурной организации компании, то обычно подразумеваем, что в компании имеется департамент по персоналу, служба персонала, HR-отдел или же отдел по развитию персонала. От названия подразделения суть меняется незначительно.
Деятельность менеджера по персоналу
РЕФЕРАТ
По дисциплине : Управление персоналом
Великий Новгород
Деятельность менеджера по персоналу
Выполняя свои профессиональные задачи, любой специалист должен четко представлять, что входит в сферу его обязанностей. Когда мы говорим о структурной организации компании, то обычно подразумеваем, что в компании имеется департамент по персоналу, служба персонала, HR-отдел или же отдел по развитию персонала. От названия подразделения суть меняется незначительно. Однако в разных компаниях это подразделение выполняет разные функции: от рекрутинга до коучинга, от решения повседневных управленческих задач до аттестации. При наличии настоящих профессионалов переоценить роль службы по персоналу достаточно трудно. Консалтинговые исследования свидетельствуют о том, что показатели успешности бизнеса во многом зависят от стиля управления и внутренних ресурсов компании, то есть от человеческого фактора.
Главная
обязанность службы персонала — это оказание
помощи руководству компании, линейным
менеджерам, работникам, в общем — всему
персоналу компании. Основываясь на этом,
сформулируем ключевые характеристики
деятельности менеджера по персоналу.
Менеджер по персоналу
— профессионально подготовленный специалист.
Психологическая характеристика деятельности
менеджера по персоналу предопределяется
ее следующими специфическими особенностями:
1)
большим разнообразием
2)
повышенной ответственностью
3) творческим характером работы, при обычном дефиците информации, времени и средств;
4)
особой ролью коммуникативных
функций, поскольку
В качестве важнейших факторов успеха в деятельности менеджера по персоналу выделяют;
а) желание и интерес человека заниматься управлением персо
налом;
б) умение работать с людьми, умение общаться, взаимодейство
вать, убеждать, влиять на людей (коммуникативные качества);
в) гибкость, нестандартность, оригинальностьмышления, способ
ность находить нетривиальные решения;
г) оптимальное сочетание раскованности и ответственности в ха
рактере;
д) способность предвидеть будущее развитие событий, пред
видеть последствия решений, интуиция;
е) высокая профессиональная компетентность и специальная управленческая подготовка.
Одним из важнейших требований к психологическим качествам менеджера по персоналу является наличие у специалиста по управлению персоналом четких личных ценностей и разумных личных целей, что крайне важно для успеха в деловой деятельности, карьере и личной жизни.
В этом отношении весьма значимой является концепция известного психолога Виктора Франкла1. Исходя из жизненных наблюдений, практики и разнообразных клинических данных, В. Франкл пришел к заключению, что для того чтобы жить и активно действовать, человек должен верить в смысл своих поступков.
В. Франкл выделял три группы позитивных смыслов-ценностей: ценности творчества, переживания и отношения. Ценности творчества реализуются через один из основных видов человеческой деятельности — труд. Человек сам привносит определенный личностный смысл в свою работу, выражая в ней свои способности и индивидуальные особенности. Понимание смысла собственного труда делает его значительно более продуктивным и творческим.
Ценности, реализуемые в переживаниях, проявляются в чувствительности человека к различным явлениям окружающего мира, будь то люди, природа, произведения искусства. К числу ценностей переживания относится прежде всего чувство любви, одухотворяющее и наполняющее глубоким смыслом человеческие взаимоотношения.
Третья группа ценностей связана с реакцией человека на ограничение его возможностей, когда он оказывается во власти обстоятельств, которые не может изменить. То, как личность относится к своей судьбе, тяготам жизни, какую позицию по отношению к ним занимает, является мерой ее состоятельности. В. Франкл отмечает, что человеческое существование, по сути своей, благодаря наличию ценностей отношения, не может оказаться бессмысленным.
Каждый человек реализует ценности то одной, то другой группы, выполняя свое предназначение и неся ответственность за реализацию уникального смысла своей жизни. Характерно, что вопросы о смысле жизни возникают не только в юности, они встают и перед взрослым человеком, что является нормальным проявлением роста личности.
Весьма значимым для специалиста по управлению персоналом является анализ перспектив личностного развития человека в акмеологический период развития — период взрослости. При этом (по мнению авторов учебника} следует базироваться на позициях, с одной стороны, ленинградской (санкт-петербургской} психологической и акмеологической школы1 (Б.Г. Ананьев, Н.В. Кузьмина}, а с другой стороны, гуманистической психологии. Примечательной в этом отношении является концепция Абрахама Маслоу, рассматривающая становление личности как процесс самоактуализации2, который, требуя максимальных творческих усилий, предполагает:
— адекватное, безоценочное принятие себя, честность и доверие по отношению к себе; принятие на себя ответственности за свои поступки и действия;
— способность быть спонтанным, непосредственным и естественным; быть открытым новому опыту, происходящим изменениям;
— стремление к независимому, автономному существованию, определение собственной точки зрения на окружающий мир и философского взгляда на понятия добра и зла;
— развитие демократичности, чувства сопричастности, единения с другими людьми, способности к глубоким межличностным отношениям. В поисках смысла своей жизни человек постоянно сталкивается с проблемой выбора собственного пути, дороги, по которой он будет двигаться. Делая выбор и принимая решения, человек должен осознавать опыт прошлого, отражать настоящее и видеть перспективы будущего.
Переоценка предыдущего опыта с точки зрения изменений, происходящих на каждой новой стадии роста, критическое осмысление собственных ошибок без жесткой критики являются мощным психологическим стимулом обретения уверенности в себе. Надо помнить,
что право на ошибку имеет каждый, а последствия ошибок должны быть проанализированы как ценный опыт прошлого, важный урок, который преподносит нам жизнь, Слишком критичное отношение к себе оказывается неконструктивным, мешает творчеству и самовыражению, порождает страх неудачи в будущем. Избавиться от подобного страха можно только развивая в себе способность любить, смелость и терпение.
По
мере того как личность все глубже
познает себя, свою индивидуальность,
она становится более чувствительной
и способной принять
Способность к сопереживанию — эмпатия — является также одним из важнейших психологических качеств специалиста по управлению персоналом. Эмпатия понимается в психологии1 как эмоциональная отзывчивость, сопереживание, чувствительность и внимание к другим людям, их проблемам, горестям и радостям. Эмпатия — это постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствова-ние в переживания другого человека. Эмпатия проявляется в стремлении оказывать помощь и поддержку. Такое отношение к людям подразумевает развитие гуманистических ценностей личности, без чего невозможна ее полная самореализация. Развитие эмпатии сопровождает личностный рост и становится одним из его ведущих признаков. В то же время развитие эмпатии должно сопровождать профессиональное становление специалиста по управлению персоналом. В целом эмпатия помогает человеку соединиться с миром людей и не ощущать в нем своего одиночества.
Существенной
психологической
Важное
значение в деятельности менеджера
по персоналу имеют