Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 17:30, реферат
Дизайн-менеджмент помогает найти ответы на самые животрепещущие вопросы управления творческим процессом и организации бизнеса в дизайне:
Как управлять дизайн-проектом?
Можно ли измерить эффективность дизайна?
Как организовать свое дело?
Как управляют дизайном глобальные корпорации?
Как сплотить и направить креативную команду, состоящую из ярких индивидуальностей?
Как выстроить взаимовыгодные отношения с клиентами и партнерами?
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
РОЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА В ДИЗАЙНЕ…………………………………...4
УРОВНИ ДИЗАЙН-МЕНЕДЖМЕНТА…………………………………..6
ЗАДАЧИ ДИЗАЙН-МЕНЕДЖМЕНТА…………………………………..8
ИЕРАРХИЯ ДИЗАЙН-МЕНЕДЖМЕНТА…………………………...…10
ДИЗАЙН-МЕНЕДЖМЕНТ И ЛИДЕРСТВО В ДИЗАЙНЕ…………....12
ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ ДИЗАЙН-МЕНЕДЖМЕНТА…………..…13
ИСТОРИЯ ДИЗАЙН-МЕНЕДЖМЕНТА В МИРЕ И В РОССИИ…….14
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………….18
СОДЕРЖАНИЕ
Дизайн-менеджмент (design management) — это ориентированный на конечного потребителя подход, который помогает организациям принимать решения по вопросам дизайна, как вовне, так и внутри бизнес-процесса. Он упорядочивает деятельность на всех уровнях создания конкурентного преимущества, с момента полной неопределенности перед стартом проекта вплоть до исполнения конкретных дизайнерских решений.
Дизайн-менеджмент
помогает найти ответы на самые животрепещущие
вопросы управления творческим процессом
и организации бизнеса в
Дизайн-менеджмент выполняет роль связующего звена между дизайн-мышлением, дизайном, технологией, бренд-менеджментом, маркетингом и корпоративным управлением на внутреннем и внешнем уровне деятельности компании.
Он всегда зависит от организационных процессов и особенностей продукта, в связи с чем выполняет три ключевых функции в качестве интерфейса между дизайн-процессом, организацией и рынком:
Дизайн-менеджмент обеспечивает поддержку управления дизайном с точки зрения его структуры и процесса («делать вещи правильно»), а также с точки зрения эффективности результата («делать правильные вещи»).
Дизайн-менеджмент не ограничен в рамках только лишь дизайн-дисциплины.
В своей книге «Классификация дизайна» (1976), Питер Горб разделил дизайн на три дисциплинарных направления. В каждом из них есть свое место для дизайн-менеджмента:
1. Дизайн продукта (например, промышленный, или дизайн упаковки)
2. Дизайн информации (например, графический дизайн, брендинг, медиа-дизайн, веб-дизайн)
3. Дизайн окружающей среды (например, дизайн интерьера, выставочный дизайн)
Дизайн-менеджмент функционирует на трех уровнях:
Операционное управление
Операционное управление связано с отдельными проектами и командами в сфере дизайна. Его целью является достижение задач, поставленных на уровне стратегического управления. Эффективное управление достигается путем измерения качества оперативных результатов управления дизайна. На этом уровне он включает в себя подбор и управление поставщиками дизайн-услуг, контроль над документацией, оценку процессов дизайна и результатов. Оперативное управление осуществляется для достижения конкретных целей в дизайне и может помочь построить бренд путем последовательного создания и внедрения высокого качества дизайн-решений, которые лучше всего соответствуют бренду.
Тактическое управление
Тактическое управление направлено на организацию дизайн-ресурсов и процессов производства готовых решений. Его цель заключается в создании структуры дизайна в компании и в сокращении разрыва между целями, поставленными на уровне стратегического управления, и реализации их на операционном уровне. Включает в себя координацию различных дизайн-проектов и деятельность внутри центрального бизнес-процесса. Определяет, как дизайн организован внутри компании. Отвечает за разработку мероприятий, направленных на развитие дизайн-навыков и компетенций, распределение ролей и обязанностей, разработку инновационных продуктов и концепций сервисов. Итоги тактического управления связаны с формированием структуры дизайна в компании, и выстраиванием внутренних ресурсов и компетенций для реализации проекта.
Стратегическое управление
Стратегическое управление включает в себя создание долгосрочного плана для дизайна внутри компании и определение его роли. Цель стратегического управления заключается в укреплении корпоративного видения, создания связей между дизайном и бизнес-стратегией. Включает в себя создание дизайна, разработку бренда и стратегии продукта. Стратегический дизайн-менеджмент несет ответственность за разработку и внедрение корпоративной стратегии дизайна, которая в свою очередь влияет на видение, миссию и позиционирование дизайна в компании. Это помогает дизайну взаимодействовать с потребностями корпоративного управления и делает акцент на долгосрочные возможности дизайна. Как результат - в сферах применения стратегического управления усиливаются конкурентные преимущества и отличительные черты продукта/компании.
Задачи дизайн-менеджмента могут быть объединены в несколько групп для описания профиля работы сотрудников. Рейчел Купер и Майк Пресс (Cooper and Press, 2005) в своей модели менеджмента выделили пять различных категорий, которые охватывают дизайн и определяют его задачи на стратегическом, тактическом и операционном уровне:
Авторитет и место дизайн-менеджера в компании прямо влияют на то, что дизайн-менеджер делает в своей ежедневной работе. Герт Коотстра (Gert Kootstra, 2006) различает типы дизайн-менеджмента по их организационным функциям:
Дизайн-менеджмент как линейная функция
Линейная функция дизайн-менеджмента напрямую связана с выполнением «первичных» задач в организационном процессе и может применяться на всех уровнях иерархии дизайн-менеджмента. Основной признак линейной функции дизайн-менеджера — это широкая прямая ответственность за результат.
Распределенная функция дизайн-менеджмента
В этом случае функционал дизайн-менеджера может нести один из сотрудников компании и при этом исполнять роль консультанта для других отделов или работников по вопросам дизайн-менеджмента.
Вспомогательная функция дизайн-менеджмента
Когда дизайн-процесс
определен как «вторичный»
5. ИЕРАРХИЯ ДИЗАЙН-МЕНЕДЖМЕНТА
То, в каком объеме, и каким способом дизайн-менеджмент интегрирован в компанию, зависит от степени значимости той роли, которую играет дизайн в компании, а также от её размера, конкурентной позиции и специфики отрасли.
Исследования Датского центра дизайна (DDC), позволившие определить «Датскую Лестницу Дизайна», показывают, как компании интегрируют дизайн в бизнес:
Исследования показали, что компании, которые рассматривали дизайн на самой высокой ступеньке лестницы, непрерывно росли. Также, Датский центр дизайна опубликовал в 2006 году отчет «Оценка значимости дизайна» с результатами, показывающими, что многие компании рассматривают дизайн в качестве вдохновения для инноваций (71 %), в качестве необходимости для роста компании (79 %), и как то, что помогает сделать продукт более удобным для покупателя (71 %).С ростом важности дизайна в компании, значимость дизайн-менеджмента также возрастает.
6. ДИЗАЙН-МЕНЕДЖМЕНТ И ЛИДЕРСТВО В ДИЗАЙНЕ
В ежедневной практике
дизайн-менеджеры часто
Дизайн-лидерство
стимулирует коммуникацию и сотрудничество
через мотивацию и энтузиазм,
задает уровень амбиций и указывает
будущее направление для достиж
7. ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ ДИЗАЙН-МЕНЕДЖМЕНТА
Дизайн-менеджмент впервые стали преподавать в бизнес-школах, начиная с обучения дизайну менеджеров в Лондонской школе бизнеса в 1976 г. Первая программа Дизйн-менеджмента в школе дизайна открылась в 1980-ых в Королевском Колледже искусств, университетах DeMontfort, Middlesex, Стаффордшир. Хотя в Великобритании многие из курсов были нежизнеспособны, например курс RSA Вестминстер MBA был закрыт, другие курсы открывались и продолжали работу, такие как Brunel, Salford, и Lancaster. Сегодня дизайн-менеджмент менее распространен в бизнес- университетах, преподавание ведется больше в школах дизайна. BusinessWeek издает каждый год список лучших программ, которые объединяют дизайн-мышление и бизнес-мышление.
8. ИСТОРИЯ ДИЗАЙН-МЕНЕДЖМЕНТА В МИРЕ И В РОССИИ
1951 год — чикагский производственник Уолтер Папке организовал первую конференцию по вопросам дизайна в г. Аспене, штат Колорадо. Аспеновская конференция подняла вопрос взаимодействия бизнеса и дизайна, обсуждалась тема «Дизайн как функция менеджмента».
1965 год — Королевское Общество Искусств на заседании представляет термин «дизайн-менеджмент».
1966 год — RSA организует и проводит первую церемонию вручения наград в области дизайн-менеджмента DesignManagement Awards.
1966 год — выходит в свет книга Майкла Фара о дизайн-менеджменте.
1966 год — президент «IBM» Томас Уотсон младший на лекции в Whatron Business Schoolутверждает, что «хороший дизайн — значит, хороший бизнес».
1970 год — Марк Окли организует инициативный проект «Управляя дизайном»
1972 год — Королевское Общество Искусств создает научный департамент исследований в области дизайна.
1972 год — публикация книги Виктора Папанека «Дизайн для реального мира» переворачивает представление о дизайне как о коммерческом инструменте: «Дизайнер является ответственным перед обществом в большей степени, чем перед брифом Клиента».
1973 год — Кнут Юран представляет первое руководство по фирменному стилю для Philips.
1975 год — основано некоммерческое партнерство по вопросам управления дизайном Институт Управления Дизайном. Организация была создана в рамках Массачусетского Колледжа Искусств в Бостоне.
1976 год — прошла первая ежегодная Дизайн Конференция DMI.
1979 год — Питер Горб экс-директор центра управления дизайном Лондонской Бизнес Школы ,публикует книгу «Дизайн и его применение в менеджменте».
1980-1991 год — Philips разрабатывает систему дизайн-менеджмента на предприятии, которая объединяет дизайн, производство и маркетинг в одну структуру.