Дизайн-менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 17:30, реферат

Краткое описание

Дизайн-менеджмент помогает найти ответы на самые животрепещущие вопросы управления творческим процессом и организации бизнеса в дизайне:
Как управлять дизайн-проектом?
Можно ли измерить эффективность дизайна?
Как организовать свое дело?
Как управляют дизайном глобальные корпорации?
Как сплотить и направить креативную команду, состоящую из ярких индивидуальностей?
Как выстроить взаимовыгодные отношения с клиентами и партнерами?

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
РОЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА В ДИЗАЙНЕ…………………………………...4
УРОВНИ ДИЗАЙН-МЕНЕДЖМЕНТА…………………………………..6
ЗАДАЧИ ДИЗАЙН-МЕНЕДЖМЕНТА…………………………………..8
ИЕРАРХИЯ ДИЗАЙН-МЕНЕДЖМЕНТА…………………………...…10
ДИЗАЙН-МЕНЕДЖМЕНТ И ЛИДЕРСТВО В ДИЗАЙНЕ…………....12
ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ ДИЗАЙН-МЕНЕДЖМЕНТА…………..…13
ИСТОРИЯ ДИЗАЙН-МЕНЕДЖМЕНТА В МИРЕ И В РОССИИ…….14
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………….18

Вложенные файлы: 1 файл

МЕНЕДЖМЕНТ.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
  2. РОЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА В ДИЗАЙНЕ…………………………………...4
  3. УРОВНИ ДИЗАЙН-МЕНЕДЖМЕНТА…………………………………..6
  4. ЗАДАЧИ ДИЗАЙН-МЕНЕДЖМЕНТА…………………………………..8
  5. ИЕРАРХИЯ ДИЗАЙН-МЕНЕДЖМЕНТА…………………………...…10
  6. ДИЗАЙН-МЕНЕДЖМЕНТ И ЛИДЕРСТВО В ДИЗАЙНЕ…………....12
  7. ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ ДИЗАЙН-МЕНЕДЖМЕНТА…………..…13
  8. ИСТОРИЯ ДИЗАЙН-МЕНЕДЖМЕНТА В МИРЕ И В РОССИИ…….14
  9. ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………….18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ВВЕДЕНИЕ

Дизайн-менеджмент (design management) — это ориентированный на конечного потребителя подход, который помогает организациям принимать решения по вопросам дизайна, как вовне, так и внутри бизнес-процесса. Он упорядочивает деятельность на всех уровнях создания конкурентного преимущества, с момента полной неопределенности перед стартом проекта вплоть до исполнения конкретных дизайнерских решений.

Дизайн-менеджмент помогает найти ответы на самые животрепещущие вопросы управления творческим процессом  и организации бизнеса в дизайне:

  • Как управлять дизайн-проектом?
  • Можно ли измерить эффективность дизайна?
  • Как организовать свое дело?
  • Как управляют дизайном глобальные корпорации?
  • Как сплотить и направить креативную команду, состоящую из ярких индивидуальностей?
  • Как выстроить взаимовыгодные отношения с клиентами и партнерами?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. РОЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА В ДИЗАЙНЕ

Дизайн-менеджмент выполняет роль связующего звена  между дизайн-мышлением, дизайном, технологией, бренд-менеджментом, маркетингом и корпоративным управлением на внутреннем и внешнем уровне деятельности компании. 

Он всегда зависит  от организационных процессов и особенностей продукта, в связи с чем  выполняет три ключевых функции в качестве интерфейса между дизайн-процессом, организацией и рынком:

    1. Согласовывает дизайн-стратегию со стратегией бизнеса и бренд-стратегией;
    2. Управляет качеством и согласованностью результатов дизайна;
    3. Повышает потребительские качества (user experience) и отвечает за усиление конкурентоспособности.

Дизайн-менеджмент обеспечивает поддержку управления дизайном с точки зрения его структуры  и процесса («делать вещи правильно»), а также с точки зрения эффективности результата («делать правильные вещи»).

Дизайн-менеджмент не ограничен в рамках только лишь дизайн-дисциплины.

В своей книге  «Классификация дизайна» (1976), Питер  Горб разделил дизайн на три дисциплинарных направления. В каждом из них есть свое место для дизайн-менеджмента:

1.   Дизайн продукта (например, промышленный, или дизайн упаковки)

2. Дизайн информации (например, графический дизайн, брендинг, медиа-дизайн, веб-дизайн)

3. Дизайн окружающей  среды (например, дизайн интерьера, выставочный дизайн)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. УРОВНИ ДИЗАЙН-МЕНЕДЖМЕНТА

Дизайн-менеджмент функционирует на трех уровнях:

  1. Операционное управление
  2. Тактическое управление
  3. Стратегическое управление

Операционное  управление

Операционное  управление связано с отдельными проектами и командами в сфере дизайна. Его целью является достижение задач, поставленных на уровне стратегического управления. Эффективное управление достигается путем измерения качества оперативных результатов управления дизайна. На этом уровне он включает в себя подбор и управление поставщиками дизайн-услуг, контроль над документацией, оценку процессов дизайна и результатов. Оперативное управление осуществляется для достижения конкретных целей в дизайне и может помочь построить бренд путем последовательного создания и внедрения высокого качества дизайн-решений, которые лучше всего соответствуют бренду.

Тактическое управление

Тактическое управление направлено на организацию дизайн-ресурсов и процессов производства готовых решений. Его цель заключается в создании структуры дизайна в компании и в сокращении разрыва между целями, поставленными на уровне стратегического управления, и реализации их на операционном уровне.  Включает в себя координацию различных дизайн-проектов и деятельность внутри центрального бизнес-процесса. Определяет, как дизайн организован внутри компании. Отвечает за разработку мероприятий, направленных на развитие дизайн-навыков и компетенций, распределение ролей и обязанностей, разработку инновационных продуктов и концепций сервисов. Итоги тактического управления связаны с формированием структуры дизайна в компании, и выстраиванием внутренних ресурсов и компетенций для реализации проекта. 

Стратегическое  управление

Стратегическое  управление включает в себя создание долгосрочного плана для дизайна внутри компании и определение его роли. Цель стратегического управления заключается в  укреплении корпоративного видения, создания связей между дизайном и бизнес-стратегией. Включает в себя создание дизайна, разработку бренда и стратегии продукта. Стратегический дизайн-менеджмент несет ответственность за разработку и внедрение корпоративной стратегии дизайна, которая в свою очередь влияет на видение, миссию и позиционирование дизайна в компании. Это помогает дизайну взаимодействовать с потребностями корпоративного управления и делает акцент на долгосрочные возможности дизайна. Как результат - в сферах применения стратегического управления усиливаются конкурентные преимущества и отличительные черты продукта/компании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ЗАДАЧИ ДИЗАЙН-МЕНЕДЖМЕНТА

Задачи дизайн-менеджмента  могут быть объединены в несколько  групп для описания профиля работы сотрудников. Рейчел Купер и Майк Пресс (Cooper and Press, 2005) в своей модели менеджмента выделили пять различных  категорий, которые охватывают дизайн и определяют его задачи на стратегическом, тактическом и операционном уровне:

    1. видение / миссия
    2. стратегия / определение политики компании
    3. цели /задачи / результаты
    4. планирование / распределение ресурсов
    5. деятельность / контроль / оценка

Авторитет и  место дизайн-менеджера в компании прямо влияют на то, что дизайн-менеджер делает в своей ежедневной работе. Герт Коотстра (Gert Kootstra, 2006) различает типы дизайн-менеджмента по их организационным функциям:

Дизайн-менеджмент как линейная функция

Линейная функция дизайн-менеджмента напрямую связана с выполнением «первичных» задач в организационном процессе и может применяться на всех уровнях иерархии дизайн-менеджмента. Основной признак линейной функции дизайн-менеджера — это широкая прямая ответственность за результат.

Распределенная  функция дизайн-менеджмента

В этом случае функционал дизайн-менеджера может нести  один из сотрудников компании и при  этом исполнять роль консультанта для  других отделов или работников по вопросам дизайн-менеджмента.

Вспомогательная функция дизайн-менеджмента

Когда дизайн-процесс  определен как «вторичный» организационный  процесс, дизайн-менеджмент выполняет  вспомогательную функцию. Дизайн-менеджер определяется как творческий специалист по управлению производством, бренд-менеджменту, маркетингу, РR и коммуникациям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. ИЕРАРХИЯ ДИЗАЙН-МЕНЕДЖМЕНТА

То, в каком  объеме, и каким способом дизайн-менеджмент интегрирован в компанию, зависит  от степени значимости той роли, которую играет дизайн в компании, а также от её размера, конкурентной позиции и специфики отрасли.

 

Исследования  Датского центра дизайна (DDC), позволившие  определить «Датскую Лестницу Дизайна», показывают, как компании интегрируют  дизайн в бизнес:

  1. Без дизайна: компании, которые не используют дизайн (15 % в 2007 году)
  2. Дизайн как стайлинг: компании, которые используют дизайн для создания стилистических решений (17 % в 2007 году)
  3. Дизайн как процесс: компании, которые внедряют дизайн в процесс развития (45 % в 2007 году)
  4. Дизайн как инновация: компании, которые рассматривают дизайн как ключевой элемент стратегии (21 % в 2007 году)

Исследования  показали, что компании, которые  рассматривали дизайн на самой высокой  ступеньке лестницы, непрерывно росли. Также, Датский центр дизайна опубликовал в 2006 году отчет «Оценка значимости дизайна» с результатами, показывающими, что многие компании рассматривают дизайн в качестве вдохновения для инноваций (71 %), в качестве необходимости для роста компании (79 %), и как то, что помогает сделать продукт более удобным для покупателя (71 %).С ростом важности дизайна в компании, значимость дизайн-менеджмента также возрастает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. ДИЗАЙН-МЕНЕДЖМЕНТ И ЛИДЕРСТВО В ДИЗАЙНЕ

В ежедневной практике дизайн-менеджеры часто работают в области дизайн-лидерства. Однако, дизайн-менеджмент и лидерство в дизайне не являются взаимозаменяемыми, но являются взаимозависимыми. Как управление и лидерство, они отличаются по своим целям, способам достижения целей и результатам. Дизайн-лидерство проактивно: оно ведет нас от создания первоначального видения к изменениям, инновациям и реализации творческих решений.

Дизайн-лидерство  стимулирует коммуникацию и сотрудничество через мотивацию и энтузиазм, задает уровень амбиций и указывает  будущее направление для достижения долгосрочных целей. Напротив, дизайн-менеджмент является реактивным по своему подходу и отвечает на конкретную бизнес-ситуацию, используя определѐнные навыки, инструменты и методы. Дизайн-менеджмент и дизайн-лидерство являются взаимозависимыми: Дизайн-менеджмент нуждается в лидерстве, чтобы знать, куда двигаться, а дизайн-лидер нуждается в дизайн-менеджменте, чтобы знать, как туда добраться.

 

 

 

 

 

 

 

7. ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ ДИЗАЙН-МЕНЕДЖМЕНТА

Дизайн-менеджмент впервые стали преподавать в  бизнес-школах, начиная с обучения дизайну менеджеров в Лондонской школе бизнеса в 1976 г. Первая программа Дизйн-менеджмента в школе дизайна открылась в 1980-ых в Королевском Колледже искусств, университетах DeMontfort, Middlesex, Стаффордшир. Хотя в Великобритании многие из курсов были нежизнеспособны, например курс RSA Вестминстер MBA был закрыт, другие курсы открывались и продолжали работу, такие как Brunel, Salford, и Lancaster. Сегодня дизайн-менеджмент менее распространен в бизнес- университетах, преподавание ведется больше в школах дизайна. BusinessWeek издает каждый год список лучших программ, которые объединяют дизайн-мышление и бизнес-мышление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. ИСТОРИЯ ДИЗАЙН-МЕНЕДЖМЕНТА В МИРЕ И В РОССИИ

1951 год — чикагский производственник Уолтер Папке организовал первую конференцию по вопросам дизайна в г. Аспене, штат Колорадо. Аспеновская конференция подняла вопрос взаимодействия бизнеса и дизайна, обсуждалась тема «Дизайн как функция менеджмента».

1965 год — Королевское Общество Искусств на заседании представляет термин «дизайн-менеджмент».

1966 год — RSA организует и проводит первую церемонию вручения наград в области дизайн-менеджмента DesignManagement Awards.

1966 год — выходит в свет книга Майкла Фара о дизайн-менеджменте.

1966 год — президент «IBM» Томас Уотсон младший на лекции в Whatron Business Schoolутверждает, что «хороший дизайн — значит, хороший бизнес».

1970 год — Марк Окли организует инициативный проект «Управляя дизайном»

1972 год — Королевское Общество Искусств создает научный департамент исследований в области дизайна.

1972 год — публикация книги Виктора Папанека «Дизайн для реального мира» переворачивает представление о дизайне как о коммерческом инструменте: «Дизайнер является ответственным перед обществом в большей степени, чем перед брифом Клиента».

1973 год — Кнут Юран представляет первое руководство по фирменному стилю для Philips.

1975 год — основано некоммерческое партнерство по вопросам управления дизайном Институт Управления Дизайном. Организация была создана в рамках Массачусетского Колледжа Искусств в Бостоне.

1976 год — прошла первая ежегодная Дизайн Конференция DMI.

1979 год — Питер Горб экс-директор центра управления дизайном Лондонской Бизнес Школы ,публикует книгу «Дизайн и его применение в менеджменте».

1980-1991 год — Philips разрабатывает систему дизайн-менеджмента на предприятии, которая объединяет дизайн, производство и маркетинг в одну структуру.

Информация о работе Дизайн-менеджмент