Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 11:34, контрольная работа
Многим может показаться, что организация - это произвольно созданное, логически обоснованная структура, находящаяся под полным контролем опытного управляющего, или что понятие управления применимо лишь к большим коллективам. Но организация - это социальная категория и одновременно - средство достижения целей. Это место, где люди строят отношения и взаимодействуют. Поэтому в каждой формальной организации существует сложное переплетение неформальных групп и организаций, которые образовались без вмешательства руководства. Эти неформальные объединения часто оказывают сильное влияние на качество деятельности и организационную эффективность.
Конечно, можно
критиковать методологию
Неформальные организации и механизмы их возникновения.
В различных источниках выделяются такие понятия как неформальная организация, неформальный коллектив и неформальная группа, стоит упомянуть, что данные понятия тождественны и смысл данных понятий одинаков.
В формальной организации, несмотря на весьма детальную регламентацию ее деятельности, не все средства функционирования четко определены и далеко не все стороны функционирования формализованы. Инструкции не охватывают, да и не могут охватить всего, что происходит в организациях. Более того, попытки абсолютно все регламентировать зачастую приводят к снижению эффективности их работы. Причина состоит в том, что основным элементом всякой современной организации являются люди, в связи, с чем целесообразно рассматривать ее одновременно и как неформальное образование. Организация при таком подходе рассматривается как коллектив сотрудников, основным элементом которого выступают социальные группы: демографические, возрастные, национальные, профессионально квалификационные и другие, среди которых выделяются так называемые социально-психологические группы, регулирующие непроизводственные связи людей.
Таким образом, неформальные организации, - это спонтанно образовавшиеся группы людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенных целей. Эти цели являются причиной существования неформальных организаций. Причем в крупной организации существует не одна, а несколько неформальных организаций.
У неформальных организаций много общего с формальными, в которые они оказываются как бы вписанными. Они в некотором роде организованы так же, как и формальные организации, т. е. имеют иерархию и лидеров, обладающих влиянием на людей, авторитетом. На рис.1. показана разница в механизмах образования формальных и неформальных организаций.
Рисунок 1. «Механизм образования формальных и неформальных организаций»
Лидеры неформальных организаций (далеко не всегда ими являются формальные руководители) добиваются власти и применяют средства воздействия к членам группы так же, как и лидеры формальных организаций. Различие заключается в том, что лидеры формальных организаций имеют поддержку в виде делегированных им полномочий и действуют в рамках отведенной им конкретной функциональной области. Опорой неформальных лидеров является признание их группами. В своих действиях они делают ставку на людей и их взаимоотношения. Неформальный лидер выполняет две основные функции: помощь группе в достижении целей и поддержку ее существования, социальное взаимодействие. Иногда эти функции выполняют разные люди - два лидера.
В неформальных организациях также имеются правила или нормы поведения, но неписаные. Они подкрепляются системой поощрений и санкций. Однако если формальная организация, ее структура и тип строятся руководством сознательно, по заранее продуманному плану, то структура и тип неформальной организации возникают в результате социального взаимодействия.
В соответствии
с классификацией, данной А. Маслоу,
первичные потребности –
Процесс формирования неформальной группы весьма длительный. Специалисты выделяют обычно 5 стадий формирования неформальных организаций:
- на первой люди объединяются неосознанно, стихийно реагируя на какие-либо события аварийного характера;
- на второй стадии бывают обычно более осознанные эмоции;
- на третьей стадии коллектив уже организованно сплачивается, чтобы совместно бороться с какой-то внешней постоянной опасностью;
- на четвертой стадии объединяющим людей фактором выступает уже нечто позитивное, например утвердиться в конкурентной борьбе, принадлежать к престижному клубу и т. д.
- на пятой стадии люди объединяются для решения крупных долгосрочных целей, решить которые можно только коллективно.
Таким образом, уровень сплоченности коллектива зависит от стадии его развития, зрелости.
Существует несколько причин вступления людей в неформальные организации (группы):
- потребность в чувстве принадлежности к данной организации;
- помощь, которую получают работники от неформальных организаций и которую они не получают от менеджеров;
- защита работников, например соблюдение требований условий труда. Причем защитная функция приобретает наиболее важное значение, когда руководителю не доверяют;
- потребность людей в общении. Люди хотят знать, что вокруг них происходит, однако во многих формальных организациях их недостаточно информируют. Более того, руководители подчас намеренно скрывают информацию от своих сотрудников;
- желание некоторых молодых людей объединяться по престижным интересам и дистанцироваться от остальной части коллектива;
- взаимные симпатии людей, связи между ними, родственные отношения. Они часто присоединяются к неформальным группам для того, чтобы быть ближе к тем, кому симпатизируют.
Неформальные группы могут так же создавать реальные проблемы для формальной организации:
- снижение эффективности деятельности предприятия;
- распространение ложных слухов и сопротивление прогрессивным переменам;
- в ряде случаев увод организации в сторону от решения задач;
- ориентация некоторых организаций не на достижение формальных целей, а на реализацию целей неформальных групп и их лидеров.
В то же время, если групповые нормы превосходят официально установленные, неформальные организации могут приносить пользу:
- преданность предприятию;
- высокий дух коллективизма;
- более высокая производительность труда;
- поддержание социальной целостности коллектива;
- снятие социальных напряжений в коллективе;
- поддержание у работников высокой самооценки и самоуважения;
- выполнение роли своеобразного буфера между индивидом и жесткой формальной организацией, смягчая ее воздействие на людей.
Если люди вступают
в формальные организации для
осуществления целей
В результате производственного взаимодействия людей возникают определенные чувства, привычки, ожидания симпатии и антипатии. Причем чем чаще и интенсивнее взаимодействие, тем сильнее взаимные чувства. В результате формируется коллектив довольно крепко связанных друг с другом людей. У них возникают нормы совместного поведения, которые аккумулируют прошлый опыт, высоко ценятся людьми и выполняются нередко с большим прилежанием, чем формальные нормы.
Чтобы справляться с потенциальными проблемами и использовать выгоды от неформальных организаций, менеджеры должны признавать их, работать с ними, учитывать их решения, привлекать неформальные организации к принятию решений и пресекать слухи путем оперативного предоставления официальной информации.
Кроме того, менеджер должен знать статусы и роли членов (кто и какую позицию в группе занимает), личные симпатии и антипатии, силу и конформизм членов групп (кто на кого оказывает влияние, и кто за кем следует, кто кого готов слушать и кому подчиняться).
На результате деятельности менеджера сказывается соотношение формальной и неформальной структур, так как ему приходится выполнять много задач и функций, осуществление которых непосредственно зависит от того, каково соответствие формальных установок и тех действий и их результатов, которые в конечном итоге проявляются.
В последнее время большое признание получает идея обеспечения соответствия формальной и неформальной структур, гармонизации их взаимодействия. Взаимодействие формальной и неформальной структур не является обязательно случайным отклонением. Это необходимо принимать в расчет менеджерам, прилагать усилия в целях использования взаимодействия двух структур в интересах дела.
Список использованной литературы
- Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент М.: Гардарики, 2002.
- Владимирова В.А./Управление персоналом /№3(91)2004/стр.73
- Дизель П.М. Поведение человека в организации М.: Фонд, 2000.
- Зайцева О. А., Радугин А. А. Основы менеджмента: Учеб. пособ. – М.: Центр, 2002.
- Зигерд В., Лонг Л. Руководить без конфликтов М: ИНФРА-М, 2001.
- Иванцевич Д.М. Основы управления персоналом – М.: Дело, 2003.
- Краткий психологический словарь/ Сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат,1985. – 414 с.
- КоноваленкоМ.Р./Управление персоналом/№ 4(92)2004/стр.64.
- Кохно П.А., Микрюков В.А., Комаров С.Е. Менеджмент – М.: Финансы и статистика , 2001.
- Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента М.: Дело, 2003.
1 Виханский О.В., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – М.: Гардарики, 2001, с. 105.
2 Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2000, с. 436
3 Виханский О.В., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – М.: Гардарики, 2001, с. 110.
4 Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2000, с. 437, 457.
5 Краткий психологический словарь/ Сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат,1985. – 414 с.
6 Коноваленко М.Р./Управление персоналом/№ 4(92)2004/стр.64.
7 Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента М.: Дело, 2003.