Добровольная сертификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 13:05, реферат

Краткое описание

Цель данного исследования: анализ организации и развития добровольной сертификации в России.
Задачи работы:
1. Определить сущность и задачи добровольной сертификации в системе сертифицирования РФ;
2. Рассмотреть порядок осуществления добровольной сертификации согласно действующей нормативной документации;
3. Проанализировать вектор развития добровольной сертификации в условиях современного российского рынка.

Содержание

Ведение_______________________________________________________стр.3
1. Понятие и цели добровольной сертификации______________________стр.5
2. Проведение добровольной сертификации________________________стр.11
3. Тенденции развития добровольной сертификации в РФ____________стр.14
Заключение___________________________________________________стр.18
Список использованной литературы______________________________стр.19

Вложенные файлы: 1 файл

Добровольная сертификация.doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)

Для проведения работ по добровольной сертификации продукции (работ, услуг), как правило, привлекаются уже аккредитованные и обладающие опытом работы в качестве органов по сертификации организации, имеющие [5]:

- действующую систему обеспечения качества работ по сертификации продукции (работ, услуг), содержащую документированные процедуры проведения работ по сертификации, предоставления информации, контроля за сертифицированной продукцией (работой, услугой) и др.;

- персонал, имеющий опыт работы по сертификации продукции (работ, услуг), в том числе аттестованных экспертов по сертификации продукции (работ, услуг), по которой проводится добровольная сертификация на соответствие требованиям государственных стандартов, и экспертов по сертификации систем качества или производства. Решение о привлечении органа по сертификации для проведения работ по добровольной сертификации принимается Центральным органом Системы сертификации ГОСТ Р по добровольной сертификации продукции (работ, услуг) в ходе рассмотрения представленных документов и проведения работ по оценке деятельности органа по сертификации специально созданной комиссией.

 

 

 

 

 

 

 

2. ПРОВЕДЕНИЕ ДОБРОВОЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ

Работы по сертификации включают следующие основные этапы: подача заявки на сертификацию; рассмотрение и принятие решения по заявке; проведение необходимых проверок; анализ полученных результатов и принятие решения о возможности выдачи сертификата и лицензии на применение знака соответствия государственным стандартам; выдача сертификата и лицензии на применение знака соответствия государственным стандартам; инспекционный контроль за сертифицированной продукцией, состоянием производства или системой качества или производства (в зависимости от схемы сертификации)[7].

Заявителем может быть организация, индивидуальный предприниматель, являющиеся производителями продукции (работ, услуг) и подавшие заявку на сертификацию. К заявке должна быть приложена заверенная в установленном порядке копия сертификата соответствия, выданного по результатам обязательной сертификации для продукции (работ, услуг), подлежащей обязательной сертификации [1].

В заявке производитель указывает схему сертификации.

Орган по сертификации рассматривает заявку и представленные с ней документы и не позднее 15 дней после ее получения направляет заявителю решение по заявке и договор на проведение работ по сертификации.

«…Отказ в регистрации системы добровольной сертификации допускается только в случае непредставления документов, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, или совпадения наименования системы и (или) изображения знака соответствия с наименованием системы и (или) изображением знака соответствия зарегистрированной ранее системы добровольной сертификации. Уведомление об отказе в регистрации системы добровольной сертификации направляется заявителю в течение трех дней со дня принятия решения об отказе в регистрации этой системы с указанием оснований для отказа. Отказ в регистрации системы добровольной сертификации может быть обжалован в судебном порядке…» [1].

Проведение необходимых проверок осуществляется экспертами органа по сертификации и специалистами испытательных лабораторий, взаимодействующих с органом по сертификации на основе договоров.

По результатам проведенных проверок орган по сертификации принимает решение о возможности (невозможности) выдачи сертификата и лицензии на применение знака соответствия государственным стандартам.

Основанием отказа в выдаче лицензии на применение знака соответствия государственным стандартам является несоответствие какой-либо характеристики продукции требованиям стандарта и (или) несоответствие условий, обеспечивающих соответствие продукции (работ, услуг) требованиям, установленным в государственных стандартах [7].

При положительном решении орган по сертификации оформляет сертификат и лицензию на применение знака соответствия государственным стандартам.

За сертифицированной продукцией (работой, услугой) предусмотрен инспекционный контроль в виде плановых и внеплановых проверок (при поступлении рекламаций от потребителя на качество сертифицированной продукции или внесения изменений и дополнений в государственный стандарт, по которому проводилась сертификация, при реорганизации, изменении наименования юридического лица, а также при внесении изменений в конструкцию (состав) продукции или технологию ее производства, которые могут повлиять на соответствие продукции требованиям государственных стандартов), осуществляемый органами по сертификации, проводившими сертификацию продукции [6].

Объем работ в ходе инспекционного контроля определяется в зависимости от целей проверки и схемы сертификации, по которой была сертифицирована продукция (работа, услуга).

По результатам инспекционного контроля могут быть приняты следующие решения: считать сертификат и лицензию на применение знака соответствия требованиям государственных стандартов подтвержденными; приостановить действие лицензии на применение знака соответствия государственным стандартам; аннулировать действие лицензии на применение знака соответствия государственным стандартам [6].

Добровольная сертификация продукции (работ, услуг) на соответствие требованиям государственных стандартов регулируется договорами между участниками добровольной сертификации.

Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию ведет единый реестр зарегистрированных систем добровольной сертификации, содержащий сведения о юридических лицах и (или) об индивидуальных предпринимателях, создавших системы добровольной сертификации, о правилах функционирования систем добровольной сертификации, знаках соответствия и порядке их применения. Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию должен обеспечить доступность сведений, содержащихся в едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации, заинтересованным лицам [1].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ДОБРОВОЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ В РФ

В новой концепции технического регулирования, направленной на ликвидацию излишних административных барьеров для производителей и поставщиков и одновременно на надлежащее обеспечение права граждан России на безопасность продукции, значительное место отведено усилению роли одного из механизмов подтверждения соответствия - добровольной сертификации. Добровольная сертификация рассматривается как основной инструмент рыночного регулирования качества и конкурентоспособности продукции, услуг, работ и других объектов.

Таким образом, увеличение числа систем добровольной сертификации в последнее время можно объяснить, во-первых, сокращением сферы обязательной сертификации, исключением из нее некоторых видов продукции, услуг и работ. Кроме того, ограничение видов лицензируемой деятельности в связи с вступлением в силу Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" стимулировало использование механизма добровольной сертификации в целях обеспечения уверенности потребителей в надлежащем качестве товаров, работ и услуг.

Как следует из данных Государственного реестра, наиболее заинтересованы в создании систем добровольной сертификации представители бизнес-сообщества (около 25% систем зарегистрировано от лица коммерческих предприятий, 15% - от лица ассоциаций и союзов предпринимателей). Это можно объяснить стремлением российских производителей и поставщиков обеспечить конкурентоспособность на отечественном рынке товаров, работ, услуг [7].

Более 10% систем добровольной сертификации создано федеральными органами исполнительной власти; в этом случае велика вероятность возникновения "ведомственной" сертификации, носящей принудительный характер. Следует отметить, что в рамках нового механизма технического регулирования подобная ситуация становится невозможной, так как статьей 19 Федерального закона "О техническом регулировании" установлена "недопустимость принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации" [1].

Добровольному подтверждению соответствия посвящена 21-я статья ФЗ, которая содержит прямые нормы, устанавливающие требования к созданию систем добровольной сертификации и участникам добровольного подтверждения соответствия.

В отличие от утратившего силу Закона Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг", в новом Федеральном законе "О техническом регулировании" сформулированы не только цели, но и принципы подтверждения соответствия. Два из них непосредственно относятся к добровольному подтверждению соответствия [7]:

- недопустимо принуждать к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации;

- недопустимо подменять обязательное подтверждение соответствия добровольной сертификацией.

Таким образом, не только перечень объектов, но и перечень подтверждаемых при добровольном подтверждении соответствия требований в новом законодательстве значительно расширен. Это позволит более широко использовать добровольную сертификацию как действенный инструмент повышения конкурентоспособности и достижения преимущества на рынке.

Сейчас в России действуют более 80 систем добровольной сертификации, охватывающих в основном рынок потребительских товаров и услуг. К их характерным особенностям относятся [7]:

1.    Активная роль заявителя, который определяет подтверждаемые требования к объекту сертификации, методы их проверки, стандарты или другие нормативные документы, устанавливающие, требования, выбирает схему сертификации;

2.    Самоорганизация системы, т. е. инициирование ее создания и регистрации любыми субъектами хозяйственной деятельности;

3.    Открытость, возможность для заинтересованных сторон ознакомиться с составом участников системы, правилами и процедурами сертификации.

В то же время в стране по-прежнему преобладает обязательный вариант сер­тификация, тогда как за рубежом - добровольный. Например, во Франции добровольная сертификация проводится на соответствие стан­дартам Франции «NF». По ее результатам продукция маркиру­ется знаком NF. Продукция, не маркированная этим знаком, не пользуется спросом. Именно поэтому около 75% продукции французских фирм проходит через добровольную сертифика­цию.

Основной фактор здесь - идеология. Зарубежный партнер - человек рынка, давно сформи-рованного и развитого. Разумеется, в своей стране рисковать подобным образом - выставлять на рынок некачественную продукцию - никто не станет. В этом случае производитель некачественных товаров просто должен уйти с рынка сразу же, как обнаружится факт плохого качества и недобросовестности.

Требования высокого качества настолько закономерно, что на Западе производители, не имеющие длительное время нарекания на качество, могут декларировать качество и устанавливать соответствие принятым нормам самостоятельно. Подобный производитель освобождается от весьма существенных затрат, связанных с сертификацией. Но при этом строгий контроль со стороны сертификационных служб обязателен. И стоит только такому производителю хотя бы раз "проколоться" - поставить потребителю некачественный товар, как он будет жестоко нака-зан. На него будут наложены штрафные санкции, у него изымут декларацию соответствия, на основе которой он сам осуществлял контроль за качеством. Но, пожалуй, нет ничего страшнее, чем потеря авторитета у потребителя. Это - потеря клиентов, рынков сбыта и этим определяется заинтересованность зарубежного производителя высоко держать марку качества [8].

В связи с этим в России предусмотрено широкое внедрения декларации соответствия. Но необходимо предварительно подготовить предприятия, продавцов, покупателей к подобному явлению, научить их ценить и отличать действительно качественное изделие от низкопробного. И только в том случае, когда потребитель действительно научится выделять из общего числа товаров те, что постоянно безупречно качественны, и если именно эти товары производятся одной и той же организацией, планку можно будет поднять выше.

Пока же Российский неплатежеспособный потребитель берет все подряд, предпочитая при этом товары более низкой ценовой категории. При таком рынке упрощение механизма ее проведения скорее будет на руку нечистоплотным дельцам, нежели действительно послужит идее высокого качества [7].

 


        


 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Поставленная во введении цель достигнута. Поставленные задачи выполнены.

Была определены цели добровольной сертификации, главная из которых,  по сути, стимулирование конкуренции на российском рынке. Рассмотрение организации системы показало, что принятая система в общих чертах соответствует мировым аналогам и имеет четко прописанную структуру. В то же время тенденция развития добровольной сертификации в РФ показала, что она уступает обязательному варианту сертификации, несмотря на отмечающийся в последнее время некоторый рост. Этот рост, к сожалению, связан в большей степени с сокращением сферы обязательного сертифицирования, чем с активностью участников рынка (хотя по сравнению с XX веком прогресс все-таки колоссален). В России добровольная сертификации по-прежнему сильно подвержена влияния федеральных органов исполнительной власти (и это то, что не позволяет ей полностью соответствовать мировым стандартам), которые, пользуясь этим, на деле внедряют обязательную «добровольную» сертификацию, даже если это противоречит закону «о техническом регулировании», что не придает системе популярности. Кроме принятая система организации добровольного сертифицирования не несет достаточного стимула для частного предпринимательства и не дает выгод, так как не имеет достаточной репутации.

Популяризация добровольной сертификации в массах и внесение некоторых первоначальных бонусов для организаций применяющих добровольное сертифицирование продукции могли бы здорово подстегнуть рост последней.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.                  Федеральный закон "О техническом регулировании" от 27.12.2002 № 184-ФЗ, принят Государственной Думой 15 декабря 2002 года, одобрен Советом Федерации 18 декабря 2002 года, опубликован в "Российской газете" - 30.09.2010, статус документа: действует.

Информация о работе Добровольная сертификация