Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 11:52, курсовая работа
В данной работе рассмотрено назначение Закона, его характеристика, схемы и этапы раздела между государством и инвесторами, а также разберемся в правовой природе данного документа.
Введение. 2
Глава I. Общая характеристика Закона «О соглашениях о разделе продукции» …...3
1. Организация работ по соглашению. 5
2. Раздел продукции. 6
Глава II. Основные условия соглашения о разделе продукции …………….………..7
1. Стороны соглашения.. 8
2. Права собственности. 9
3. Процедура заключения соглашения 10
4. Разрешение споров. 11-12
Глава III. «Правовые проблемы осуществления иностранных и отечественных инвестиций в экономику России на основе соглашений о разделе продукции»…….….…………………………………………………………………13-17
Сравнительный анализ СРП в России и в других странах……………………………………………………………………………….17-18
Вывод……………………………………………………………………………............19
Список используемой литературы. 20
Итак, следует признать возможность двух разных подходов к определению природы указанного договора: административно - правового и гражданско-правового. По-видимому, вопрос требует дальнейшего осмысления с учетом всех последствий того или иного решения. На мой взгляд, проблема может быть разрешена в специальном правовом акте, что исключило бы возможность двоякого толкования.
Пристальный интерес, уделяемый нами взаимоотношениям центральных и федеральных органов власти, объясняется их растущим влиянием на процесс осуществления инвестиций в добывающие отрасли российской экономики. Условно разделив все договорные связи, возникающие при реализации конкретного проекта, на две группы: отношения между государством и инвестором, а также отношения между субъектами, представляющими государство, - центральным Правительством и регионом в лице органа власти субъекта Федерации -ф пришлось бы признать значительно большее влияние на успех дела на стадиях принятия принципиального решения и разработки проекта за второй группой отношений. Как уже указывалось, на стадии реализации проекта роль субъектов Федерации тоже достаточно существенна.
Суммируя сказанное, можно со всей определенностью сказать, что разумный и обоснованный учет интересов регионов служит залогом успешной инвестиционной деятельности в сфере недропользования, в том числе основанной на соглашениях о разделе продукции. [5] Закон РФ «О недрах» от 21.02.1992 г. № 2395-1.
Сравнительный анализ СРП в России и в других странах
Опыт регулирования прав собственности на природные ресурсы в различных странах чрезвычайно разнообразен. В том числе, и во многих странах с федеративным государственным устройством таких, например, как Аргентина, Австралия, Канада, Колумбия, Индия, Малайзия, Нигерия, Соединенные Штаты Америки, Венесуэла и др. Заимствование чужого опыта может осуществляться только с учетом особенностей социально-экономического развития России. Необходимо помнить, что во всех странах совершенствование законодательства продолжается.
В России в качестве примера для подражания последние годы широко обсуждался, в частности, опыт Норвегии. Действительно, успехи этой страны в наращивании добычи нефти и газа очевидны. Сегодня она стала вторым экспортером нефти после Саудовской Аравии, Западная Европа потребляет порядка 20% газа, добытого Норвегией. Ей принадлежит 60% запасов нефти и газа Западной Европы. При этом следует иметь в виду, что Норвегия - небольшая страна с единой административной системой, что заметно отличает ее от тех стран, в которых существует как федеральная, так и региональная системы.
В ряде стран, в которых права на использование нефтяных ресурсов предоставляются ГНК (государственной нефтяной компании) или, точнее, ННК (национальной нефтяной компании) - поскольку принципиальное значение имеет не принадлежность компании государству, а исполнение такой ГНК ряда государственных функций, - она обладает монополией на право пользования нефтяными ресурсами либо по закону (Алжир, Индонезия, Малайзия), либо де-факто (Китай, Колумбия). В этих случаях частные, как правило, иностранные инвесторы могут получить права только через соглашения с ННК.
В некоторых странах в законы не включено специальное положение относительно процедуры предоставления прав. К таким странам, в частности, относятся:
В своем большинстве страны ОЭСР наделяют полномочиями предоставлять права от имени государства как собственника ресурсов соответствующее министерство. Опыт работы "Статойл" в Норвегии свидетельствует о том, как важно разделять государственное управление и коммерческую деятельность. Первоначально на "Статойл" были возложены определенные административные функции по заданиям Правительства. Однако такое положение дел вызвало обострение проблем, поскольку партнеры компании не знали, когда она действовала на коммерческой основе, а когда в качестве уполномоченного государственного органа. С другой стороны, взаимоотношения Правительства со "Статойл" также складывались не просто, так как объективно они отличалась от взаимоотношений с другими компаниями. В результате с 1984 г. Правительство Норвегии прекратило давать компании "Статойл" административные задания.
Любая налоговая система представляет собой набор универсальных платежей инвестора вне зависимости от условий его работы (например, применительно к нефти и газу, геологические условия залегания, размеры резервуара, мощность пластов, их пористость, проницаемость, дебиты скважин и т.п.). Следовательно, в одно и то же время по независящим от них причинам одни инвесторы будут получать сверхприбыль, а другие - будут бороться за предоставление им налоговых льгот, при наличии которых их проекты становятся рентабельными. Таким образом, при любой налоговой системе, государство изначально отсекает часть проектов, разработка которых является нерентабельной без налоговых льгот, и получает меньше, чем могло бы, налоговых поступлений от проектов, оказавшихся в сравнительно благоприятных природных условиях (географических, экономических, геологических, обусловленных конъюнктурой рынка сырья и т.п.). Рентные платежи - а именно к таковым относятся арендные платежи в рамках СРП - позволяют учитывать индивидуальные условия каждого месторождения полезных ископаемых. Поскольку инвестиционный проект в рамках СРП оценивается на условиях проектного финансирования, действительно ключевым условием для инвестора становится не наличие льгот, а обеспечение стабильности экономических условий контрактов. Рентные платежи дают возможность государству получить с инвестора оптимальную цену за предоставление ему своих минерально-сырьевых ресурсов во временное пользование. Этого возможно добиться через сближение позиций сторон путем переговоров - на основе гражданско-правовых отношений. При инвестиционных соглашениях средства частных инвесторов могут привлекаться только на условиях таких соглашений и в противном случае никаких проектов вообще не было бы. А значит не было бы доходов и налогов от них. Следовательно, нужно все время помнить, что привлекаются дополнительные средства, которые обеспечивают получение дополнительных доходов.
Таким образом, довольно широко распространенное мнение о том, что мировой опыт говорит в пользу схемы "принимающее государство - национальная компания", с одной стороны, и иностранный инвестор, с другой, не является единственно возможной моделью заключения соглашений на право пользования недрами. Для России, где нет одной ННК, где даже существующие ГНК являются конкурентами частных нефтяных компаний на рынке, представляется целесообразным использовать в качестве уполномоченного государственного органа по предоставлению прав пользования недрами либо существующие министерства и ведомства, либо специально созданное для этого Федеральное агентство. [8] Статья – Зарубежный опыт реализации нефтегазовых проектов “ Научный журнал”, Осьмаков В.С. 2008
Вывод
Проанализировав ситуацию в России, которая касается регулированию СРП, можно сделать вывод, что потенциальными сторонниками СРП в России являются некоторые российских нефтяных компаниях, работающих в рамках СРП за границами России. Международный опыт показывает, что на сегодняшний день в России возможно использование СРП в качестве инструмента экономической политики, а именно потребностями освоения новых шельфовых месторождений нефти и газа и осознанием ограниченности альтернативных инвестиционных и налоговых инструментов. В нынешней структуре СРП небольшие компании играют все меньшую роль, участие международных компаний серьезно ограничено, значительная часть отрасли контролируется так называемыми «государственными компаниями».
Что касается Российского опыта в последние годы, то можно сказать, что не мало важную роль в Российском законодательстве об регулировании СРП, играет налогообложение, которое оказывает прямое влияние на разведку месторождений. Не смотря на то ,что в настоящее время тема об СРП не столь актуальна; тенденция развития в России постепенно возрождается. Ярким примером тому может послужить пример последних 14 лет с момента появления закона об СРП. Накопленный опыт управления проектами и дальнейшее движение может основываться не только на международном опыте, как это было в середине 90-х годов, но и на практике работы проектов СРП в России в большей степени это касается проекта «Сахалин-2» и Харьягинского проекта. Опираясь на опыт Норвегии , которая использовала для аккумуляции заказов на товары и услуги государственную компанию "Статойл" , предварительно сформировав прочную законодательную основу, будущее нефтегазовой отрасли в России может быть позитивным , если же пересмотреть политические аспекты России, касающихся СРП, а именно участие государственной компании в инвестиционных проектах с применением СРП .
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
[1]Федеральный закон « О соглашениях о разделе продукции» от 30 декабря 1995 года № 225-ФЗ.
http://ivo.garant.ru/SESSION/
[2]Статья
– Политика привлечения прямых
иностранных инвестиций в
http://economy-ru.com/
[3] Журнал : “ Геология нефти и газа”,Москва 2005.
http://www.bibliofond.ru/
[4]Налоговый Кодекс РФ.
http://ivo.garant.ru/SESSION/
[5]Закон РФ «О недрах» от 21.02.1992 г. № 2395-1.
http://ivo.garant.ru/SESSION/
[6] Б. М. Смитиенко, Поспелов В. К., Карпова С. В. и др.. Внешнеэкономическая деятельность : учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений. — 5-е изд., испр. — М. : Издательский центр «Академия»,. — 304 с., 2008
http://economuch.com/ved/
[7]Статья : “ Яблоко и СРП”, 2003. Григорий Явлинский.
http://www.yabloko.ru/Publ/
[8]Статья
– Зарубежный опыт реализации
нефтегазовых проектов “
http://www.concession.ru/
Информация о работе Законодательное регулирование СРП в России