Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 16:34, контрольная работа
Цель: Рассмотреть основные законы и принципы управления.
Задачи:
1. Рассмотреть законы и закономерности управления.
2. Изучить принципы роботы с информацией (кибернетические принципы).
3. Изучить организационные принципы.
Ведение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Законы, закономерности управления…………………………..…..5
Глава 2. Принципы управления: сущность, систематизация, эволюция. ...9
2.1. Принципы роботы с информацией (кибернетические принципы)…….9
2.2. Организационные принципы……………………………………….…...13
Заключение………………………………………………………………….…19
Список использованной литературы……………………………………..…22
Содержание
Ведение……………………………………………………………
Глава 1. Законы, закономерности управления…………………………..…..5
Глава 2. Принципы управления: сущность, систематизация, эволюция. ...9
2.1. Принципы роботы с информацией (кибернетические принципы)…….9
2.2. Организационные принципы……………………………………….…...13
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………..…22
Введение
Последнее десятилетие XX века было для России весьма трагичным. Системный кризис поразил все сферы жизнедеятельности российского общества. Одна из главных причин кризиса - развал системы государственного и производственного управления. Потеря управляемости экономики обернулась глубоким спадом производства, деловой активности и жизненного уровня населения.
Деятельность любой организации как в период кризиса, так и после него требует управления, без которого невозможно не только ее эффективное функционирование и развитие, но и само существование. Более того, управление организацией предопределяет отношение к ней со стороны других организаций и в известной мере влияет на их ответные управленческие решения. Это означает, что с управлением связаны интересы множества людей как в самой организации, так и за ее пределами.
В условиях рыночных отношений меняются взгляды на природу, роль, сущность и значение труда руководителя. На первое место выдвигается самостоятельность, инициатива, предприимчивость, творческое мышление, готовность к разумному риску.
Особенностью современного управления является его направленность на эффективное ведение хозяйства в условиях дефицитности ресурсов, постепенное уменьшение регулирования производства административными методами, интенсификацию производства. Современное управление должно способствовать развитию рынка, товарно-денежных отношений в оптовой торговле средствами производства, конвертируемости денег, стабилизации рыночных цен.
Управление есть элемент и одновременно функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических и др.), обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы и цели деятельности.
Под управлением понимают совокупность процессов, обеспечивающих поддержание системы в заданном состоянии и (или) перевод ее в новое более жизненное состояние организации путем разработки и реализации целенаправленных воздействий.
Выработка управляющих воздействий включает в себя сбор, передачу и обработку необходимой информации, принятие решений, обязательно включающее определение управляющих воздействий.
Цель: Рассмотреть основные законы и принципы управления.
Задачи:
Глава 1. Законы, закономерности управления
Всякая наука характеризуется присущими только ей законами и закономерностями.
В науке управления также имеются свои законы и закономерности.
Объективные законы управления, в отличие от государственных (правовых) законов, регулирующих общественные отношения, это описываемые научной теорией существенные, необходимые и повторяющиеся общие формы взаимосвязей между управляющим субъектом и управляемым объектом, между системой управления и социальной средой.
Законы управления выражают необходимость и всеобщность тех сторон, моментов управленческой деятельности и отношений, ко-торые исторически складываются, закрепляются и воспроизводятся в структуре и функциях управления.
Закономерные (законом обусловленные) структурные и функциональные взаимосвязи не действуют с неизбежностью, а реализуются в виде тенденций, пробивающихся через множество конкретных явлений и обстоятельств, индивидуальных актов поведения и действий, подчиняющихся вероятностным «правилам игры». Реализация законов зависит от многих условий (переменных), но, прежде всего от управляющего субъекта, его знаний, способностей, но также и от управляемого объекта.
Роль законов управления выражается в том, что они:
1. образуют теоретический фундамент науки;
2. способствуют переходу
эмпирического подхода к
3. позволяют правильно оценить возникающую ситуацию;
4. позволяют анализировать зарубежный опыт;
5. выражают качественные свойства и связи процессов и явлений, характеризующих отношения управления и направления их развития.
Законы управления обнаруживают свои требования в реализации принципов управления, функциональном разделении труда, структуре системы управления, в механизме и методах управления; в процессе управления.
В научных исследованиях управления сложилась парадоксальная ситуация: начиная с 90-х годов прошлого века, проблемы законов и закономерностей управления не рассматриваются.
Вероятно, наши ученые накапливают и обобщают эмпирический материал, систематизируют и анализируют факты, прослеживают тенденции, имеющие место в управленческих процессах и явлениях. И пока еще не спешат высказывать свое мнение о законах управления.
Однако попытки сформулировать закон управления отечественными учеными все же предпринимаются. Так, М. Картавый и А. Нехамкин сделали попытку обосновать закон соответствия менеджмента менталитету.
Следует отметить, что в западной литературе по менеджменту проблемы законов и закономерностей управления вообще никак не исследуются.
Поэтому, вероятно, на данном этапе научного осмысления законов управления правомерно опираться на выводы кибернетики.
Кибернетика - это отрасль знания, объясняющая единство информационных и управленческих процессов в любых системах: технических устройствах, живых организмах и человеческих организациях.
Кибернетика, созданная на основе естественнонаучных достижений в области теории автоматического регулирования, электроники, теории информации, математической логики, теории алгоритмов, является основой современных концепций теории управления.
При анализе управления влияние входного воздействия (переменной) на результат (выход) и результата на входы принято считать как зависимость.
Зависимость это связь между переменными входа и выхода. Зависимости являются основой для формулирования закона управления.
В технических системах управляющие механизмы базируются на фундаментальных законах физики, электротехники или химии, инженерам хорошо известны причинно-следственные связи и поведенческие характеристики объекта управления, тем более что открытые учеными закономерности подтверждены многочисленными экспериментами.
Закон - это постоянная существенная связь (зависимость) между процессами и явлениями.
В этом аспекте закон управления - зависимость «выхода» системы или значения ее целевой функции от «входа» системы или значения аргументов - независимых переменных, характеризующих состояние объекта управления и внешней среды. То есть это связь целей управления со средствами и методами их достижения.
Категория «закон» относится к той же группе категорий, что и «закономерность».
Как законы, так и закономерности устанавливают общие, существенные и необходимые связи между изучаемыми явлениями.
В теории управления понятие закономерность рассматривается как первоначальная формулировка закона в начале его теоретического исследования или как часть закона.
На основе данной методологии сформулированы законы организации Э.А. Смирновым и другими учеными. Это закон синергии, закон самосохранения, закон развития, закон информированности - упорядоченности, закон единства анализа и синтеза, закон композиции и пропорциональности и др. законы.
Законы организации и законы управления - в сущности, идентичны. С той лишь разницей, что теория организации изучает принципы, законы и закономерности для создания, функционирования, реорганизации и ликвидации организации. А теория управления изучает принципы, законы и закономерности управления этими объективно обусловленными процессами.
М.Г. Лапуста в данном контексте формулирует законы управления при использовании ИСУ (информационных систем управления).
· Во-первых, это закон экономии интеллектуальной энергии. Он реализуется за счет создания базы знаний посредством набора типовых целей, ситуаций, вариантов решения проблем с перечнем возможных последствий, обучающих тренингов.
· Во-вторых, это закон перехода информированности в компетентность. Он реализуется за счет прозрачности информации и возрастания количества работников, имеющих к ней доступ. Накопление информации дает синергетический эффект, скачкообразно повышающий компетентность и потребность в получении новой информации.
· В-третьих, это закон перехода от административных методов управления к организационным. Он реализуется за счет применения эффективных технологий управления. Известно, что основу административных методов составляет координация, предусматривающая развитую систему административных мер. Администрирование - это признак слабой профессиональной компетенции руководителя.
Основу организационных методов управления, согласно данной концепции, составляют планирование и организация (например, это бизнес-план или организационное проектирование).
Изложенный анализ законов управления в известной мере дискуссионен. Это и понятно, ибо он затрагивает мало разработанную проблему. Достаточно сказать, что в известных мне учебниках и учебных пособиях по теории управления, изданных в последние годы, данная проблема по существу не рассматривается. Возможная дискуссия будет стимулировать развитие науки управления по одной из ее кардинальных проблем.
Глава 2. Принципы управления: сущность, систематизация, эволюция.
2.1. Принципы роботы с информацией (кибернетические принципы).
Принципы работы с информацией можно условно назвать кибернетическими, так как в кибернетике управление рассматривается как процесс движения информации.
Работа с информацией по своему объему составляет значительную долю в действиях субъекта управления любого уровня. Это объясняется тем, что управление - деятельность интеллектуальная, поэтому ее предметом является информация. Следовательно, информация играет непреходящую роль в исследуемом явлении, а это означает, что работа по переработке информации справедливо выделяется в относительно самостоятельную составляющую деятельности. Работа с информацией вообще, безотносительно к управлению, уже давно сложившийся вид деятельности с довольно широким кругом операций, ее составляющих. Для того чтобы выяснить принципы работы с информацией, необходимо дать глубокий анализ действий, из которых складывается рассматриваемый вид деятельности.
Исследование данного вида деятельности, являющейся органической составляющей управления, дает основания для вывода, что при ее осуществлении целесообразно руководствоваться следующими принципами: объективности, адекватности, обогащения, перехода информации в знания субъекта, верификации.
Система управления - информационная система. Ее деятельность прямо зависит от того, какова информация, используемая управляющим субъектом. Управлять - значит действовать, обладая достоверной, объективной информацией.
Принцип объективности - один из основополагающих в системе управления. Требование объективности как принцип означает необходимость адекватного отражения (достоверной информации) субъектом управления реального состояния актуальных общественных потребностей и интересов, возможностей их удовлетворения и действия в соответствии с полученной информацией.
Принцип адекватности означает, что информация, используемая в системе управления, в результате работы над ней обязательно должна отражать изначальную сущность без каких-либо изменений, а тем более искажений. Соблюдение данного принципа должно обеспечивать стабильность управления. В соответствии с теорией отражения информация является формой отражения явлений, процессов, фактов реальной действительности в сознании человека. Уровень управленческой деятельности, а, следовательно, и состояние того явления (сферы деятельности), которое является объектом управления, находится в прямой зависимости от точности отражения реальной действительности, воспринимаемой субъектом в виде информации. А точное отражение реальной действительности, используемое субъектом в системе управления, обеспечивается соблюдением принципа адекватности. Информация в управлении является совокупностью сведений, всесторонне характеризующих исследуемое явление, сферу, деятельность. При поступлении информации в систему управления к ней предъявляется ряд требований, выполнение которых обеспечивает максимально возможную точность отражения реальной действительности. В ходе работы с информацией могут осуществляться всевозможные операции, в результате которых она может принимать различные формы. Однако точность отражения реальной действительности должна сохраняться на первоначальном уровне. В этом и состоит существо принципа адекватности.