Законы и принципы управления таможенными органами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 14:21, реферат

Краткое описание

Эффективная деятельность любой системы, включающей человеческий фактор в виде отдельных исполнителей или групп людей, возможна лишь при наличии определенного организующего начала, направляющего и регулирующего активность этого компонента системы, управляющего им.
Системы управления в таможенных органах имеют своей главной целью достижение единодействия всех сотрудников таможенных органов. Система должна работать в одном направлении и обеспечивать решение поставленных перед ней задач. Для этого требуется четкое управление внутри нее.

Содержание

1.Введение…………………………………………………………..............3
2.Законы управления таможенными органами…………………….……..4
3.Понятие принципов и методов управления………………………….…6
4.Заключение………………………………………………………………17
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

готовый менеджмент.docx

— 36.52 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Забайкальский  государственный университет»

(ФГБОУ ВПО  «ЗабГУ»)

Юридический факультет

Кафедра административного  права и таможенного дела

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине таможенный менеджмент

Тема «Законы  и принципы управления таможенными  органами»

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 4 курса гр ТМДз 09-2

Марченко  А.А

 

Проверил: ст.преподаватель кафедры АПиТД

                                                   Савосина Н.Г.

 

 

 

 

 

 

Чита 2013

 

Содержание

1.Введение…………………………………………………………..............3

2.Законы управления таможенными органами…………………….……..4

3.Понятие принципов и методов управления………………………….…6

4.Заключение………………………………………………………………17

Список использованной  литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Эффективная деятельность любой системы, включающей человеческий фактор в виде отдельных исполнителей или групп людей, возможна лишь при наличии определенного организующего начала, направляющего и регулирующего активность этого компонента системы, управляющего им.  
Системы управления в таможенных органах имеют своей главной целью достижение   единодействия всех сотрудников таможенных органов. Система должна работать в одном направлении и обеспечивать решение поставленных             перед                  ней              задач.                 Для этого требуется четкое управление внутри нее. 
Для того чтобы оптимально организовать выполнение задач и функций, возложенных на таможенные органы, необходимо знание основных теоретических положений, раскрывающих сущность и содержание управления. 
Управление — это непрерывный информационный процесс воздействия на сотрудников таможенных органов, обеспечивающий их целенаправленное поведение при изменяющихся внешних и внутренних условиях, путем принятия и реализации управленческих решений. 
Непрерывность процесса управления позволяет говорить о его цикличности, т. е. об определенной последовательности и повторяемости выполнения одних и тех же видов управленческих работ или стадий и этапов управления, которые выполняются различными звеньями управления и в разных формах.  
Управление в таможенных органах опирается как на объективные экономические законы и законы управления, так и на формирующуюся на их основе единую систему интересов всех участников оперативно-служебной деятельности: общественных, коллективных и личных. Важной особенностью управления является то, что оно играет созидательную роль, повышая эффективность таможенной деятельности.

 

  1. Законы управления таможенными органами.

Законы управления отражают общие, существенные и необходимые  связи между элементами и подсистемами системы управления, происходящими  в ней процессами и внешней  средой. Они объективны и не зависят  от сознания и воли людей. Знание законов  управления позволяет учитывать  их требования при создании систем управления и при организации  их функционирования.

К ним относятся:

1. Закон единства системы управления.

2. Закон пропорциональности.

3. Закон оптимального соотношения  централизации функций управления.

4. Закон соотносительности управляющей  и управляемой систем.

Действие закона единства системы  управления проявляется: в неразрывной  цепи отношений управления от высших органов системы государственного управления до низших ее звеньев; в  непрерывности, ритмичности, согласованности  всех стадий, операций и этапов процесса управления; в единстве управления всеми составными частями глобальных целей и интересов людей; в  единстве функций и методов управления; в единстве требований к сотрудникам  аппарата управления.

Закон пропорциональности профессиональной деятельности и управления определяет, что важнейшей задачей управления является обеспечение оптимального пропорционального функционирования управляющей и управляемой систем, организация непрерывного сопряжения составных частей системы. Пропорциональность измеряется тем, насколько полно  и четко будет обеспечена управлением  основная деятельность системы - таможенное оформление и таможенный контроль, осуществление других функций, чтобы  она могла с минимально возможными затратами дать необходимый эффект.

Закон оптимального соотношения централизации  предполагает такое построение системы  управления и такую организацию  ее функционирования, при которой  существует непрерывная и достаточно устойчивая подчиненность каждого  нижестоящего звена системы таможенных органов центральным органам  управления.

Централизованное управление не означает предельно жесткой регламентации  деятельности всех звеньев системы. Для каждого этапа развития системы  существует свой оптимальный уровень  централизации, под которым понимается максимальное соответствие форм централизации  управления реальным потребностям системы, выражающим уровень ее развития.

Суть закона соотносительности  управляющей и управляемой систем состоит в требовании обеспечения  соответствия управляющей системы  управляемой.

Изменение этой соотносительности  происходит под воздействием различных  факторов, главным образом организационных  и экономических. Прежде всего, уровень  развития и функционирования управляющей  системы должен соответствовать  уровню оперативно-служебной деятельности управляемой системы.

Через законы раскрываются содержание теории управления, основные функции, методы и структуры, а также особенности  процесса управления. Поэтому главным  в использовании законов управления является системный подход. Он позволяет  системно выразить их требования и  определить оптимальный вариант  функционирования и развития всей системы.

Управление в таможенных органах  опирается как на объективные  законы управления, так и на формирующуюся на их основе единую систему принципов.

 

 

 

 

 

  1. Понятие принципов и методов управления

 

Принципы управления относятся  к числу важнейших категорий  управления. Под ними понимают основные фундаментальные идеи, представления  об управленческой деятельности, вытекающие непосредственно из законов и  закономерностей управления.

В научной литературе описываются  многие принципы управления и их типологии. Однозначного решения этого вопроса  нет. Различные авторы выделяют разное количество принципов управления и  наделяют их разным содержанием. Причем дело здесь не только в субъективном факторе – целях, знаниях, обобщенном опыте, практической и теоретической  базе исследователей, но и, преимущественно, в различности областей исследования. Большая часть исследований в  этой области посвящена управлению организацией, под которой понимается, как правило, коммерческое предприятие, либо же управление одним из элементов  организации, как правило, человеческими  ресурсами.

Что же касается таможенного дела, то здесь большое внимание уделено  принципам управления в таможенных органах. Управление в таможенных органах  имеет свои особенности, в частности, таможенные органы являются государственными органами, в которых субъект управления не является собственником, и следовательно, не имеет потребности в управлении в общепринятом смысле этого значения. Кроме того, таможенные органы являются, по сути, обширной системой организаций, имеющей сложную структуру, в результате чего, процесс управления значительно усложняется.

В нашем случае, объектом управления является таможенное дело, причем таможенные органы, в свою очередь, составляют один из элементов таможенного дела, которое представляет собой достаточно сложно организованный объект.

Для того, чтобы определиться с принципами управления применительно к предмету нашего исследования, обратимся к сущности принципа управления. Принципами в научной теории называют основные положения, с помощью которых выстраивается теория и объясняются анализируемые факты. Теоретико-познавательный и методологический аспекты — неотъемлемые признаки принципов управления как научных положений. В системе государственного управления принципы выступают в своей главной ипостаси — в качестве основных и исходных положений управленческой деятельности, выработанных наукой и сформулированных государством. Они являются надежным средством организации и регулирования целенаправленного процесса воздействия на общество, а также одновременно и собственно функционирования управляющего субъекта. Принципы объективны в своей основе и по содержанию постольку, поскольку они выражают научное знание об объективных законах и функциях управления, отвечают критериям научной истины. Однако объективность принципов в указанном смысле нельзя отождествлять с объективно существующими общественными процессами и присущими им объективными законами. Принципы управления независимы от сознания и воли субъекта только в смысле адекватного отражения объективных законов, потребностей государства и общества. Познаются и формулируются они людьми с различными субъективными способностями и возможностями. Поэтому было бы ошибочно интерпретировать положение об объективном содержании принципов управления так, что будто бы объективность гарантирует адекватное их осуществление любым субъектом и при любых условиях.

Таким образом, по нашему мнению не только нормативность, но и действительность должна быть предметом анализа реализации принципов управления в практической деятельности государственных органов.

Существенной особенностью принципов  государственного управления является выраженность и закрепленность их в  большинстве своем в правовых нормах. Правовое закрепление принципов, бесспорно, вносит большую конкретность и устойчивость в управленческие отношения [4].

Принципы управления весьма разнообразны. Принципы должны соответствовать как  частичным, так и общей цели повышения эффективности деятельности. Принципы управления служат не только построению умозрительных схем. Они достаточно жестко определяют характер связей в системе, структуру органов управления, принятие и реализацию управленческих решений.

Таким образом, представляется целесообразным выделить следующие группы принципов  управления:

  • общеметодологические принципы, сформулированные на основе познания общих законов социального и государственного управления, закрепленные в политических и правовых нормах, или применяемые в качестве научно-практических рекомендаций;
  • специфические, выделенные на основе особенностей объекта управления.

К числу общеметодологических принципов  управления могут быть отнесены:

    1. научность;
    2. системность и комплексность;
    3. единоначалие и коллегиальность;
    4. демократический централизм (делегирование полномочий);
    5. принцип обратной связи.

Принцип научности. Этот принцип требует  построения системы управления и  ее деятельности на строго научных  основаниях. Как всякий принцип, отражающий развитие, он должен обладать внутренней противоречивостью, поскольку внутренняя противоречивость образует внутреннюю логику, создает внутренний импульс  развития. Одно из противоречий принципа научности — противоречие теории и практики. Однако необходимость  организации процесса управления в  конкретных условиях, для решения  конкретных задач требует ограничения  во времени процесса познания. Это  противоречие разрешается путем активного исследования научных проблем управления многоцелевыми, комплексными системами, максимально эффективного использования имеющихся ресурсов. Другое важное противоречие принципа научности — единство и противоречие объективного и субъективного. Это противоречие имеет универсальный характер и относится также ко всем другим принципам управления. Объективное в принципе научности вытекает из объективной природы законов управления, на которых базируются принципы управления. Субъективное в реализации принципов управления неизбежно, поскольку принципы управления реализуются только через сознание, волю и устремления человека. Таким образом, реализованный принцип неизбежно субъективирован. Отклонение процесса познания от объективной логики (субъективизм) возникает и проявляется в тем большей степени, чем больше сознание руководителей отходит от объективной логики развития природы, общества и мышления. Чем выше уровень общей культуры и профессионализма руководителя, тем меньше возможностей проявления субъективизма. Необходимость соблюдения принципа научности в управлении требует привлечения всего спектра современных знаний, их тщательного синтеза, и прежде всего, комплекса наук о человеке. При этом необходимо применять и передовые методы системного анализа в области экономических наук, философии, психологии, этики, эстетики, технических и технологических наук и в других областях.

Принцип системности и комплексности. Этот принцип требует одновременно и комплексного, и системного подходов к управлению. Системность означает необходимость использования элементов  теории больших систем, системного анализа в каждом управленческом решении. Комплексность в управлении означает необходимость всестороннего  охвата всей управляемой системы, учета  всех сторон, всех направлений, всех свойств. Например, это может быть учет всех особенностей структуры управляемого коллектива: возрастных, этнических, конфессиональных, профессиональных, общекультурных и т. д. Таким образом, системность означает попытки структурировать проблемы и решения по вертикали, комплексность — развернуть их по горизонтали. Поэтому системность более тяготеет к вертикальным, субординационным связям, а комплексность — к горизонтальным, координационным связям. Способности руководителей при этом могут существенно различаться, поскольку при этом предъявляются несколько различные требования к складу мышления, его аналитико-синтетическим функциям.

Информация о работе Законы и принципы управления таможенными органами