Занятость: сущность и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 19:46, реферат

Краткое описание

Занятость как социально-экономическое явление можно определить как общественно-полезную деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящую трудовой доход (заработок).
Занятость является важнейшей характеристикой экономики и благосостояния населения страны, одновременно представляя собой экономическую категорию и социальную проблему.

Содержание

Введение. Понятие «занятость».
Классификация занятости.
Принципы занятости.
Виды занятости.
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

Управление человеческими ресурсами сайт.docx

— 26.00 Кб (Скачать файл)

ПЛАН

  1. Введение. Понятие «занятость».
  2. Классификация занятости.
  3. Принципы занятости.
  4. Виды занятости.
  5. Заключение.

 

ВВЕДЕНИЕ.  ПОНЯТИЕ  «ЗАНЯТОСТЬ»

Занятость как социально-экономическое явление можно определить как общественно-полезную деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящую трудовой доход (заработок).

Занятость является важнейшей  характеристикой экономики и  благосостояния населения страны, одновременно представляя собой экономическую  категорию и социальную проблему.

Как экономическая категория  занятость  - это совокупность отношений  на рынке труда по поводу участия  населения в трудовой деятельности; выражает меру его включения в  труд, степень удовлетворения общественных потребностей в работниках и потребностей в оплачиваемых рабочих местах, в  получении дохода.

Занятость общественно-полезной деятельностью охватывает широкий  круг трудоспособного населения.

По роду (сфере) деятельности всех занятых можно разбить на четыре большие группы:

1) занятые в экономике  оплачиваемой деятельностью; 2) военнослужащие, занятые деятельностью, не приносящей  прямого денежном дохода (по мере  перехода на контрактную форму  службы военнослужащие будут  приближаться по статусу к  занятым в экономике); 3) учащиеся  с отрывом от производства; 4) занятые  воспитанием детей и ведением  домашнего хозяйства.

По способу вовлечения в трудовую деятельность занятых  в экономике можно разделить  на три подгруппы: 1) наемные работники, занятые на основе продажи своей  рабочей силы; 2) работодатели/предприниматели, реализующие свои организаторские  и предпринимательские способности; 3) самозанятые (лица, работающие за смой счет; члены производственных кооперативов, не использующих наемную рабочую силу на постоянной основе).

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАНЯТОСТИ

В соответствии с Международным  классификатором статуса занятости (1993 г.) выделяются шесть групп занятого населения: 1) наемные работники; 2) работодатели; 3) лица, работающие за свой счет; 4) члены  производственных кооперативов; 5) помогающие члены семьи; 6) работники, не классифицируемые по статусу.

В зависимости от целей  анализа используется различная  классификация видов занятости.

Как социальная проблема занятость играет определяющую роль в формировании и развитии профессиональных возможностей каждого человека, в становлении и раскрытии его личности. Труд в процессе занятости создает основное богатство общества, обеспечивает его прогрессивное развитие, вносит вклад в социальный прогресс мирового сообщества. В противовес занятости - безработица негативно влияет на жизненный уровень человека, его семьи; является дестабилизирующим фактором, ведущим к застою, деградации отдельных регионов, социальным потрясениям в обществе. Именно потому, что безработица является серьезной социально-политической проблемой, занятость должна находиться в центре внимания общества и государства, проводимой им социально-экономической политики.

В этом качестве государственная  политика занятости выступает как  совокупность мер, направленных на стимулирование вовлечения и эффективного использования  граждан в сфере труда для  достижения целей личности и общества. Основой для построения и реализации этой политики является концепция занятости  как система взглядов, представлений, раскрывающих характер занятости населения  на определенном этапе социально-экономического развития общества. В России концепция  занятости прорабатывается в условиях формирования рыночной экономики с социальной направленностью. Ее основные положения изложены в Законе «О занятости населения в Российской Федерации». В этом законе, а также Конституции РФ отражены основные принципы занятости.

ПРИНЦИПЫ  ЗАНЯТОСТИ

Первый принцип отражает исключительное право граждан свободно распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду; принуждение к труду в любой форме не допускается (кроме особых случаев, установленных законодательно). Тем самым, добровольность труда как общечеловеческая ценность закреплена законом. Занятость в отраслях экономики (народного хозяйства) уже не является единственной сферой общественно-полезной деятельности. Сфера труда становится одной из равноправных и равнодоступных сфер деятельности наряду с учебой, ведением домашнего хозяйства, воспитанием детей, общественной, религиозной и иной деятельностью. Незанятость граждан не является основанием для их привлечения к административной ответственности. Человек может свободно выбирать вид деятельности, место и форму приложения своих способностей. Этот принцип предполагает право века работать там и столько, где и сколько это необходимо ему самому. Вне зависимости от пола, возраста, национальности всем доступны постоянная, частичная, временная, эпизодическая занятость, совместительство, гибкие графики организации рабочего времени. Роль общества и государства при реализации человеком этого принципа заключается в создании для всех равных правовых условий занятости.

Второй принцип отражает ответственность государства за создание условий для реализации прав граждан на труд и свободно избранную занятость. Ответственность государства связана с принципом содействия занятости граждан, раскрытием их интересов и способностей при выборе вида общественно-полезной деятельности. Государственное содействие занятости и создание для нее условий состоит в корректировке косвенными мерами (экономическими, законодательными, социальными) экономического поведения граждан, в приобретении или соответствующей квалификации для занятия тем или иным видом деятельности, в подыскании подходящей работы или места учебы. Принцип содействия занятости имеет несколько аспектов - наряду с косвенным регулированием желаемого направления занятости, он заключается также в активном и заинтересованном участии субъектов социально-трудовых отношений (правительства, работодателей, профсоюзов) в выработке направлений развития занятости и ее регулирования. Их тесное взаимодействие в развитии занятости активно влияет на состояние всех ее качественных характеристик - образовательного и профессионально-квалификационного состава занятого населения, его отраслевой и демографической структуры, социально-экономической мобильности и конкурентоспособности.

Третий принцип отражает комплексный подход к решению  проблем занятости, он включает координацию  усилий органов власти всех уровней, взаимодействие механизмов государственного регулирования и рыночного саморегулирования, использование финансовых возможностей внебюджетных фондов, средств предприятий, общественных объединений и граждан, достижение экономической и социальной эффективности от принимаемых программ содействия занятости населения.

В условиях рыночной экономики  существует не прямое централизованное управление, а система регулирования  занятости. В этой системе главными регуляторами выступают законы, постановления, нормативно-правовые акты, программы  поощрения и стимулирования занятости, соглашения между субъектами социально-трудовых отношений на национальном, региональном, отраслевом уровне и на уровне предприятий; важная роль отводится инвестиционной, налоговой и финансово-кредитной  политике. Государство в этой системе  выступает координатором, создателем рамочных условий для функционирования названных звеньев(регуляторов)системы.

Государство, осуществляя  политику занятости на федеральном  и региональном уровнях, преследует стратегические и тактические цели.

Стратегические цели политики занятости состоят в достижении высокого уровня жизни населения, в  создании условий для разностороннего  развития человека на основе повышения  эффективности экономики. Тактические  цели направлены на сбалансированность спроса и предложения рабочей  силы на основе спроса и предложения  рабочих мест, на обеспечение полной, продуктивной и эффективной занятости. Рыночный механизм в регулировании  занятости направлен на рост эффективности  производства и, следовательно, на ликвидацию неэффективных рабочих мест, на высвобождение  работников, не отвечающих требованиям  спроса. Федеральный уровень государственной  политики занятости включает комплекс активных и пассивных мер по созданию и сохранению рабочих мест, предупреждению массовой безработицы, поддержанию  ее на социально-приемлемом уровне («нормальном», «естественном»), подготовке и переподготовке рабочей силы, соответствующей требованиям  научно-технического прогресса и  рынка труда, разработке и осуществлению  крупных программ и проектов, обеспечивающих выход из застоя депрессивных регионов и т.д.

Региональный уровень  государственной политики занятости  преследует те же стратегические и  тактические цели, что и федеральный  уровень, но предполагает более полное использование имеющихся возможностей региона, поиск нетрадиционных путей  решения проблем занятости. Среди  них - устранение административных ограничений  на перемещение рабочей силы; подготовка и переподготовка рабочей силы с  учетом особенностей труда в данном регионе; поддержка (административная, налоговая) деятельности работодателей  по созданию ими рабочих мест, в  том числе для лиц с ограниченными  трудовыми возможностями; расширение диапазона общественных работ для  лиц, длительно пребывающих в  состоянии безработицы (незанятости); налаживание сотрудничества между  администрациями трудоизбыточных  и трудонедостаточных регионов по временному использованию рабочей силы на основе контрактов; привлечение иностранного капитала в регионы с повышенным уровнем безработицы, в том числе  для развития малого и среднего бизнеса  и подготовки для него рабочей  силы.

Главным направлением государственной  политики занятости на всех уровнях  управления (регулирования) является создание экономически целесообразных рабочих  мест, которые определяют спрос на труд и обеспечивают его сбалансированность с предложением рабочей силы. Чтобы  предложение труда значительно  не превышало спрос (как это было в России в 90-х годах ХХ столетия) государство должно проводить целенаправленную предупредительную политику по социальной поддержке отдельных слабо защищенных слоев трудоспособного населения, - которые могли бы уйти с рынка  труда, уменьшив нагрузку на имеющиеся  вакантные рабочие места и  снизив, тем самым, напряженность  на текущем рынке труда. Такое  регулирование занятости связано  с совершенствованием программ помощи женщинам, имеющим детей; молодежи, совмещающей работу с учебой; социального  обеспечения пенсионеров, которые  из-за низких пенсий вынунцiены работать; со сгимулированием гибкой занятости.

Важным фактором повышения  уровня занятости общественным трудом является рост эффективности экономики  через усиление трудовой мотивации, через передачу средств производства в частные руки (приватизацию), через  рост заработной платы, через обеспечение  нормальных условий труда и жизни, повышение конкурентоспособности  работников, обеспечение их социальной защиты в случае увольнения, через  обеспечение свободы передвижения (миграции) по территории страны и региону, через создание рынка жилья.

ВИДЫ  ЗАНЯТОСТИ

Учет населения по видам  занятости позволяет различать  следующие виды занятости:

1) продуктивная занятость  - имеет место в сферах общественного  материального производства; приносит  работникам трудовой доход; исключает  скрытую безработицу лиц, формально  занятых, но ничего не производящих (такие лица формируют на производствах  излишнюю численность работников, занимающих формальные, неэкономические  рабочие места  и попадающие под процедуру высвобождения в связи с сокращением либо реструктуризацией производства);

2) полезная занятость,  которая распространяется на  все социально-значимые виды занятости,  включая очную учебу, службу  в Армии, воспитание детей,  ведение домашнего и личного  подсобного хозяйства, уход за  больными членами семьи, престарелыми  гражданами, общественную и религиозную  деятельность трудоспособных граждан;

3) рациональная занятость,  которая отражает соотношение  продуктивной занятости с другими  видами полезной занятости или  пропорции распределения трудовых  ресурсов общества по сферам  общественно-полезной деятельности, включая пропорции распределения  трудового потенциала по видам  занятий, отраслям, секторам экономики;

4) полная занятость, при  которой все желающие работать  при сложившемся (доминирующем) уровне  реальной заработной платы имеют  работу; по другой оценке, полная  занятость имеет место, если  удовлетворение спроса всех желающих  на рабочие места происходит  при условии экономической целесообразности  предлагаемых рабочих мест. Применительно  к отдельному человеку полная  занятость - это работа в течение  нормальной продолжительности рабочего  дня (недели), установленной законодательно (в РФ нормальная продолжительность  рабочего дня составляет 8 часов   в день или 40 часов в неделю). Таким образом, если спрос на  экономически целесообразные рабочие  места будет удовлетворяться  соответствующим по профессионально-квалификационной  структуре предложением рабочей  силы, это и будет означать  полную занятость. Без постоянного  совершенствования рабочих мест, создания новых, отвечающих современным  требованиям, и вывода из производственного  процесса старых, не отвечающих  экономической целесообразности  мест нельзя добиться социального  прогресса, реализации интересов  общества и каждой личности. Достижение  полной занятости невозможно  обеспечить с помощью одного  рыночного механизма, необходимо  постоянное регулирование этого  процесса со стороны государства  и общества, в первую очередь,  в сфере  образования, науки,  здравоохранения, экологической и национальной безопасности, функционирования так называемых естественных монополий (железные дороги, энергетические и трубопроводные сети);

Информация о работе Занятость: сущность и виды