Зарождение и развитие менеджмента в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 05:24, курсовая работа

Краткое описание

В зарубежных странах накоплен значительный опыт управления в области промышленности, торговли, кооперации, сельского хозяйства и т.п. в результате непосредственного участия людей в управленческой деятельности. Он обогащается за счет знаний основ науки управления, мировых достижений в практической организации экономических и социальных процессов. В России пока еще не достигнуты значительные успехи в теоретическом и практическом освоении менеджмента. Реорганизовываются старые структуры управления и власти в российской экономике, при этом используются западные модели управления Менеджмент обусловлен такими базисными факторами, как тип собственности, форма государственного устройства, степень развития рыночных отношений. Поэтому развитие современного менеджмента в условиях перехода России к рыночной экономике в значительной мере зависит от этих факторов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………....3
1. Эволюция управленческой мысли и вклад российского менеджмента ……...4
1.1 Эволюция управленческой мысли в мире………………………………....4
1.4 Вклад российского менеджмента………………………………………....10
2. Этапы развития менеджмента в России и факторы, влияющие на его особенности………………………………………………………………………...15
2.1. Дореволюционный период ……...………………………………………..15
2.2. Постреволюционный период……..………………………………………16
2.3. Краткий обзор российского опыта……..………………………………...17
3. Развитие современного менеджмента в России ……………………………...20
3.1. Особенности российского менеджмента………………………………...20
3.2. Проблемы менеджмента в России ……………………………………….22
3.3. Теория и практика Российского менеджмента ………………………….25
3.4 Сравнение особенностей российского менеджмента и менеджмента США, Японии…………………………………………………………………………..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….31
Список использованной литературы……………………………………………..32

Вложенные файлы: 1 файл

менеджмент.docx

— 107.72 Кб (Скачать файл)

Славянофилы (А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, К.С.Аксаков и др.) наоборот считали, что Россия имеет принципиально  отличный от западноевропейского путь развития, собственный образ мышления, основанный на ее самобытности, патриархальности, консерватизме и православии. Основа этой ментальности – общественная форма хозяйствования. Однако крайние точки зрения чаще всего оказываются неверными.   Россия представляет собой причудливое сочетание западничества и славянофильства. Это нашло отражение в теории евразийства. Последняя не отрицает влияния на русскую ментальность, как запада, так и востока. Россия всегда стояла между Европой и Азией. Ее географическое и расово-этническое многообразие впитало в себя эту геополитическую реальность. Население, проживающее на территории России, творило и создавало “синтезированную” культуру. От Азии Россия впитала форму группового мышления – группизм, а от Европы – индивидуализм с присущим ему мировоззрением. Группизм и индивидуализм – два фундаментальных качества, составляющие основу русского менталитета. Причем они входят в противоречие между собой в силу полярности их основ. Их соотношение в ходе исторического развития не было постоянным. В дореволюционные времена общинные традиции были определяющими. В ходе столыпинских реформ произошел скачок в развитии индивидуализма. После революции 1917г. тенденция развития коллективизма вновь стала определяющей в динамике ментальности. В таких условиях индивид мог паразитировать за счет коллектива, искать не тяжелую, но хорошо оплачиваемую работу, хитрить, изворачиваться, что было хорошо известно в советское время. В настоящее время дуализм русского менталитета, его противоречивость, перешли на качественно иной уровень. Если считать американский индивидуализм и основанный на нем менеджмент одной крайней точкой, а японский, базирующийся на психологии группизма, другой, то Россия с её двойственностью должна занимать промежуточное между этими двумя точками положение. (рис. 2)

Место и тенденции развития российской ментальности.

 Дуализм российского  менталитета, его динамика, тенденция  становления позволяют смоделировать  систему менеджмента, адекватную  российскому менталитету. Формирование  российского менеджмента должно  учитывать основную тенденцию развития ментальности в сторону развивающегося индивидуализма, все больше ориентируясь на личность, осуществление индивидуального контроля, учет индивидуального вклада и оплату согласно ему. Это означает, что на предприятиях все большее значение должно приобретать повышение по службе, основанное не на знакомстве и семейных связях, а исключительно на личных способностях каждого индивида. При формировании системы управления надо как можно сильнее учитывать деловые качества индивида, способность его к восприятию нового, настойчивость. Сегодня жесткость является необходимой, но вынужденной мерой. Стратегическая перспектива русского менеджмента – движение к более мягкому по форме, но и более эффективному по содержанию управлению. Российский менеджмент должен учитывать христианские традиции.  Стремление к богатству все больше пронизывает различные слои общества и является определяющим стимулом деятельности.14

 

 

 

 

 

 

Заключение

Менеджмент Российской Федерации  пока далек от заданных глобализацией  параметров на всех уровнях: от отдельной фирмы до общества в целом. Однако годы рыночных реформ заложили позитивные предпосылки формирования рыночных принципов управления и нового поколения менеджеров с новыми взглядами и установками.  Из данной   курсовой  работы  можно  сделать следующие выводы:

1.Подготовка современных  менеджеров невозможна без знания  истории развития менеджмента.  Менеджмент  развивался  на  протяжении  веков, прежде  чем   превратился   в   самостоятельную   отрасль   знания, науку. Значительное влияние на формирование  менеджмента  оказали:  школа  научного управления,  классическая  (административная)  школа,  школа  психологии и человеческих отношений, школа науки  управления  (количественная  школа),  а также выдающиеся представители этих школ, такие как Ф.  Тейлор,  А.  Файоль, Э. 2.Рыночная экономика требует адекватной ей системы  управления,  которая должна претерпеть радикальные преобразования вместе  со  всем  обществом.  В условиях  перехода  к  рыночным   отношениям   важнейшим   фактором  успеха становится непрерывное совершенствование теории и практики управления.    3.Большое значение  приобретает изучение  передового  и прогрессивного опыта управления  зарубежных  стран и использование   его   при   анализе собственных управленческих  проблем.  Поэтому  изучение  истории   развития теории и практики зарубежного менеджмента крайне актуально.  В современных  условиях  перестройки  экономики  на   основе   рыночных отношений одним из приоритетных ее направлений является  выработка  основных теоретических и методологических  позиций  по  использованию  менеджмента  в практической деятельности организаций. Основной особенностью  управленческой мысли становится поиск новых конкретных и реальных  путей  совершенствования системы управления, выработка позиции по  различным проблемам управления применительно к рыночным  условиям  и на  основе  творческого осмысления передового зарубежного опыта.

Список использованной литературы:

  1. Баринов В. А., Голобокова Г. М., Юл-Бин М. Менеджмент (Учебно-методическое пособие) - Магадан , 1997.
  2.     Витке Н.А. Организация управления и индустриальное развитие. - М.,1924.
  3. Гвишиани Д. М. Организация и управление. - М., 1972.
  4. Горбунов А.В. Проблемы менеджмента качества в России // Менеджмент сегодня. -2009. -№7.-С.5-15
  5. Дизель Пол М., Мак-Кинли Уильям Р. Поведение человека в организации. – М., 1993.
  6. Картавый М. А., Нехашкин А. Н. Методологические принципы формирования российского менеджмента//Менеджмент в России и за рубежом. 1999. № 3

        6.  Кравченко А. И. История менеджмента: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический Проект, 2002.

       7.  Мескон  М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы  менеджмента/Пер. с англ. - М.: Дело, 1999.  

       8.  Семенова  И.И. История менеджмента: учебн.  пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 199 с.

       9.       Уткин Э.А. Курс менеджмента:  Учебник для ВУЗов. - М.: Зерцало, 1998. – 432 с.

Интернет- источники:

  1. http://www.addere.ru/as15.htm
  2. http://www.manageweb.ru/study-166-1.html 

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1 Функции управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2  Ментальность

 Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента/Пер. с англ. - М.: Дело, 1999.

 

  Семенова И.И. История менеджмента:  учебн. пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, стр. 149

  Семенова И.И. История менеджмента:  учебн. пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. Стр. 151

  Семенова И.И. История менеджмента:  учебн. пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. Стр. 152

 Витке Н.А. Организация управления  и индустриальное развитие. - М.,1924. Стр. 64

 Витке Н.А. Организация управления  и индустриальное развитие. - М.,1924. Стр. 67-69

  Дизель Пол М., Мак-Кинли Уильям  Р. Поведение человека в организации.  – М., 1993. Стр 658

 Гвишиани Д. М. Организация и управление. - М., 1972. Стр. 28

  Кравченко А. И. История менеджмента:  Учебное пособие для студентов  вузов. – М.: Академический Проект, 2002. Стр. 273-274

  Баринов В. А., Голобокова Г.  М., Юл-Бин М. Менеджмент (Учебно-методическое  пособие) - Магадан , 1997. Стр. 13-16

 http://www.addere.ru/as15.htm

  Горбунов А.В. Проблемы менеджмента  качества в России // Менеджмент сегодня. -2009. -№7.-С.5-15

 http://www.manageweb.ru/study-166-1.html

  Картавый М. А., Нехашкин А. Н.  Методологические принципы формирования  российского менеджмента//Менеджмент  в России и за рубежом. 1999. №  3


Информация о работе Зарождение и развитие менеджмента в России