Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 15:44, контрольная работа
Подбор и прием на работу представляет собой довольно длительный и дорогостоящий процесс - к первому дню работы нового сотрудника компания уже затрачивает на него значительные средства. Поэтому компания заинтересована в том, чтобы принятый на работу сотрудник не уволился через несколько месяцев. Однако, как показывает статистика, наиболее высокий процент принятых на работу покидает организацию именно в течении первых трех месяцев. Основные причины ухода- несовпадение реальности с ожиданиями и сложность интеграции в новую организацию.
«Значение процесса адаптации на рабочем месте»
Неделю тому назад состоялся
вечер “Общества спасания на водах”,
о чем свидетельствовал также лозунг на
стене:
Дело помощи утопающим — дело рук самих
утопающих
И. Ильф, Е. Петров. 12 стульев
Подбор и прием на работу представляет собой довольно длительный и дорогостоящий процесс - к первому дню работы нового сотрудника компания уже затрачивает на него значительные средства. Поэтому компания заинтересована в том, чтобы принятый на работу сотрудник не уволился через несколько месяцев. Однако, как показывает статистика, наиболее высокий процент принятых на работу покидает организацию именно в течении первых трех месяцев. Основные причины ухода- несовпадение реальности с ожиданиями и сложность интеграции в новую организацию.
Зачастую "новичок" приходит на предприятие, а его рабочее место не подготовлено, и никто особенно этим не озабочен, новичкам предоставляют право выплывать самим. Но поскольку первое впечатление обычно оставляет глубокий след, такая процедура может оказать длительное отрицательное воздействие на мотивацию и отношение сотрудника к работе.
"Опыт" такого рода
может зачастую объяснять
Облегчить вхождение новых
сотрудников в организацию
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ АДАПТАЦИИ
Адаптация - это процесс знакомства сотрудника с деятельностью и организацией и изменение собственного поведения в соответствии с требованиями среды, т.е. процесс приспособления к новой среде.2 Причины изменения условий трудовой деятельности многообразны : поступление на новое место работы, переход в другое подразделение, на новую должность, внедрение новых форм организации труда и т.д.
Адаптацию на рабочем месте можно квалифицировать по следующим критериям:
-прогрессивная- благоприятно воздействующая на работника;
- регрессивная – адаптация с отрицательным содержанием.
2. По отношениям субъект-объект:
- активная - индивид стремится воздействовать на среду с тем, чтобы изменить ее;
- пассивная - когда индивид не стремится к такому воздействию и изменению.
3. По уровню:
- первичная - когда человек впервые включает в постоянную трудовую деятельность на конкретном предприятии;
- вторичная- при последующей смене работы.3
4. По направлениям:
-производственная;
- непроизводственная.
5. По причинам, вызвавшим необходимость адаптации:
- адаптация работника в новой должности;
- при смене работы;
-при повышении в должности;
- адаптация работника к понижению в должности, когда человеку необходимо помочь справится со стрессовой ситуации.4
Адаптация в России сегодня
Адаптация персонала на рабочем месте является необходимым звеном в управление персоналом. К сожалению, важность мероприятий по адаптации работников в нашей стране не достаточно серьезно воспринимается службами по управлению персоналом на протяжении долгого периода. До сих пор многие государственные предприятия и коммерческие организации не имеют даже базовых программ адаптации. В то же время, имеется большой зарубежный опыт использования адаптационных техник, который только в последнее время стали перенимать отечественные управленцы.
В повседневной практике найма работодатель часто попадает в ситуацию, при которой работник «не подошел» компании.
Зарубежный опыт в отношении адаптации
Профессиональная подготовка в фирмах- неотъемлема часть японской системы управления кадрами. Особое место отводится программам воспитания корпоративной культуры организации, ее имиджу. Это так называемый “корпоративный дух” фирмы. Он воспитывается через систему приобщения работника к делам фирмы, к ее атмосфере, задачам и миссии. Каждая компания имеет свою форму рабочей одежды, девиз, нередко гимн. Заметную роль в этом играют ветераны компаний, умельцы, воспитатели. В Японии во время адаптации большинство новых рабочих и служащих несколько месяцев проходят подготовку по специально разработанной фирмой программе.
Углубленные программы адаптации работников применяются на средних и крупных фирмах США. На малых предприятиях программа адаптации проводится менеджером-практиком, иногда с включением работника профсоюза, используются самые различные программы — от программ, предусматривающих, в основном, устную информацию, до формализованных процедур, связывающих устные представления с письменными и графическими установками. 5
ЗНАЧЕНИЕ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ
1. Снизить долю увольнения, особенно высокую в первый месяц работы сотрудника;
2. Снизить низкие
3. Уменьшить стартовые издержки,
так как на первых порах
новый работник плохо знает
свое рабочее место, он
4. С экономить время
5. Способ включения новых сотрудников в жизнь организации
6. Формирование у нового сотрудника чувства причастности к делам организации, заинтересованности в организационном развитии.
7. Формирование правильного
8. Развитие у нового сотрудника умений и навыков выполнения работы.
9. Формирование у нового работника высокого уровня мотивации к труду, понимания своей роли в успехе организации.
10. Активизация творческого потенциала и повышение результативности «старых» сотрудников за счет усиления их вовлеченности в жизнедеятельность подразделения.
11. Повышения уровня сплоченности коллектива.8
12. Развитие позитивного
13. Формирование кадрового
14. Снижение конфликтных ситуаций в коллективе.10
Повышенное внимание к адаптации сотрудников объясняется стремлением компаний повысить конкурентоспособность за счет создания команд единомышленников, объединенных ценностями организации и корпоративной этикой.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
4. Магура М.И. , Курбатова М.Б. « Современные персонал-технологии»- М.,2001
5. Магура М.И. « Поиск и отбор персонала», М., 2001
6. Малуев П.А., Мелихов Ю.Е. « Управление персоналом»- М.: Альфа Пресс 2004
7. Под общей ред. Хруцкого В.Е. - «Как добиться успеха - управляя трудовыми ресурсами» М., Политиздат 2009
8. Под ред. Базарова Т.Ю. , Еремина Б.Л. «Управление персоналом»-Издательский центр 1999
9. Журнал « Всё для кадровика» – « Не подошел сотрудник? Может дело в Вас?»- Москва, №5 2010
10. Щёкин А.В. « Теория и практика управления персоналом»- М.: Академия 2003
1 Под ред. Базарова Т.Ю. , Еремина Б.Л. «Управление персоналом»-Издательский центр 1999
2 Корчагина А.С., Клочкова М.С.« Управление персоналом»- « Экзамен» 2006 С. 205
3 Аллин О.Н., Сальникова Н.И. «Кадры для эффективного бизнеса»- — М.: Генезис 2005 С.174
4 Качалов С.Б. «Организационные аспекты повышения квалификации управленческого персонала на рабочем месте»- М., 2001
5 Магура М.И., Курбатова М.Б. « Современные персонал-технологии»- М.,2001
6 Корчагина А.С., Клочкова М.С.« Управление персоналом»- « Экзамен» 2006 С. 206
7 Магура М.И. , Курбатова М.Б. « Современные персонал-технологии»- М.,2001
8 Магура М.И. « Поиск и отбор персонала», М., 2001
9 Под общей ред. Хруцкого В.Е. - «Как добиться успеха - управляя трудовыми ресурсами» М., Политиздат 2009
10 Корчагина А.С., М.С. Клочкова « Управление персоналом»- « Экзамен» 2006 С. 205
Информация о работе Значение процесса адаптации на рабочем месте