Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 20:35, курсовая работа
Целесообразно выделить три главных аспекта понятия культуры.
Во-первых, культура – это сфера свободной самореализации личности, сфера творчества.
Во-вторых, культура – ценностное отношение к реальности.
В-третьих, культура есть искусственный, созданный мыслью, духом и руками человека мир, отличный от природы.
ВВЕДЕНИЕ
Глава1. СУЩНОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ И ИХ ВИДЫ
1.1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ИНВЕСТИЦИЙ
1.2 ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
1.3 МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ
Глава 2 ИНВЕСТИЦИИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
2.1 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНВЕСТИЦИЙ В СФЕРЕ
КУЛЬТУРЫ
2.2 ЧАСТНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
2.2 ЧАСТНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
Традиции благотворительности и меценатства в России складывались на протяжении нескольких веков.
Принципиально важно то, что российские меценаты не только поддерживали деятелей культуры и искусства, но и заботились о том, чтобы культурные ценности были доступны широким слоям общества.
По инициативе действительно просвещенных и по-настоящему образованных дарителей, развивались становящиеся приоритетными отрасли отечественной науки, открывались уникальные галереи и музеи, получили заслуженное признание у отечественной интеллигенции театры, которым было суждено осуществить глобальную реформу всего театрального дела. Такими стали Третьяковская галерея, Щукинские и Морозовские собрания современной французской живописи, Бахрушинский театральный музей, Частная опера С.И.Мамонтова, Частная опера С.И.Зимина и т.д. Благодаря пожертвованиям Варвары Алексеевны Морозовой стало возможным создание первой в России бесплатной библиотеки-читальни имени И.С.Тургенева, содержавшей 3279 томов.
Хотя до конца не ясно, что побуждало этих людей тратить огромные средства на поддержку не очень тогда известных художников или собирание различных коллекций, но какими бы мотивами они ни руководствовались - тщеславием, выгодой или просто любопытством - важно лишь то, что именно благодаря их щедрости на рубеже XIX-XX вв. произошел настоящий расцвет русской культуры, были найдены такие таланты как Шаляпин, Врубель, Бенуа и др., собраны и сохранены изделия народных промыслов, произведения отечественных и зарубежных мастеров искусства.
Современное меценатство в России находится на стадии становления. Десять лет новейшей истории возрождения меценатства в России были богаты на события. История этих лет не была безмятежно-благополучной ни для страны в целом, ни для того процесса, о котором идет речь.
Первые годы новейшей российской истории еще во многом сохраняли инерцию советской культурной политики. Государство продолжало практику планового патронирования культуры, но уже утратило монополию на нее. В конце 80-годов в ряду новых слов "перестройка" и "гласность" свое законное место заняли слова "спонсор" и "меценат".
Помимо известной функции наведения глянца на портреты спонсоров, широкое распространение получила, так называемая, "принудительная благотворительность" как плата за доступ в кабинеты крупных чиновников, к бюджетным деньгам, к национальным ресурсам. Примером такой благотворительности может служить опыт строительства храма Христа Спасителя в Москве.
Этот период был и самым ярким по количеству благотворительных акций, и самым скандальным по злоупотреблениям налоговыми льготами и "отмыванием" в этом секторе "теневых капиталов".
После финансового кризиса в августе 1998 года с арены российской благотворительности и меценатства исчезли многие заметные участники. А оставшиеся значительно сократили свою долю взносов в поддержку культуры, перенацелив средства на социальные программы. Меценатами стало быть не модно. И закон "О меценатах и меценатстве"17 сгинул где-то в недрах Государственной Думы, так и не родившись.
Меценатство стало более "целевым". Больше внимания теперь уделяли предприниматели провинциальным культурным проектам, главным образом, в тех регионах, куда после дефолта сместились интересы многих банков и компаний. Бум корпоративного собирательства произведений изобразительного искусства резко пошел на спад. А вот театры сумели сохранить к себе интерес меценатов. В основном теперь поддержка оказывалась конкретным спектаклям или программам, и только некоторые наиболее успешные театры имели возможность указывать на афишах имена своих Генеральных спонсоров: Росбанк в "Современнике", "Русское золото" в Ленкоме, Внешэкономбанк - в театре Фоменко… Но таких счастливчиков осталось значительно меньше, чем в докризисные времена. Из всех перипетий этого периода можно сделать один утешительный вывод. Сначала кризис 1998 года и недавний финансовый кризис подкосили многие финансовые институты, но не прервали традиции благотворительности и меценатства.
На смену прежним олигархам пришли новые участники. Возможности каждого из них по отдельности, может быть, и не очень впечатляющи, но именно они теперь становятся движущей силой процесса возрождения традиций меценатства в России.
Хотя, безусловно, не все так безоблачно, как хотелось бы. Так для меценатов актуальными остаются следующие проблемы
• Неупорядоченные отношения с государством и субъектами региональной власти из-за отсутствия закона.
• Использование пожертвованных средств не по назначению, в том числе - использование средств в корыстных целях частными лицами.
• Отсутствие государственных гарантий безопасности данной деятельности, отсутствие государственной защиты меценатов.
• Отсутствие льгот для лиц, занимающихся меценатством
• Отсутствие систематизированной информации по всем без исключения вопросам, касающимся меценатской деятельности.
• Не информированность населения о состоянии дел в меценатстве и о меценатах.
• Отсутствие программы развития меценатства в России.
У даропринимателей же, претендующих на поддержку меценатов, так же есть ряд факторов, вызывающих трудности:
1. Полное отсутствие достоверной информации о меценатах и меценатской деятельности в России.
2. Отсутствие органов, располагающих информацией о меценатстве и, как следствие - незнание, куда обращаться в случае необходимости
3. Отсутствие общественных организаций, серьезно и компетентно занимающихся вопросами меценатства.
Спонсорство же - это не альтруизм, не филантропия, не меценатство. Более точно в содержательном смысле выглядит следующее определение спонсорства: спонсорство - это, как правило, деятельность юридических лиц, основанная (при отсутствии посредника) на соглашении между организаторами события или деятельности с одной стороны, и коммерческой компанией с другой. Спонсорская поддержка отличается от других видов материальной помощи именно тем, что в обязательном порядке предусматривает встречную услугу.
Спонсирование в сфере культуры и искусства стало важнейшей составляющей современного бизнеса . Поддержка изобразительного и музыкального искусства, литературы, кино, театров, музеев, библиотек привлекает современный бизнес не только возможностями рекламы и формирования репутации фирмы через эту сферу, дающую максимальный "выход на общество" и, с очевидностью, социально значимую. Это и средство прорыва на международные, зарубежные рынки в образе не простого конкурента, а сторонника сотрудничества, интересующегося культурой данной страны, знакомящей ее со своей культурой, т.е. поддерживающего человеческие ценности и творчество.
В России развитие цивилизованного спонсорства еще пока в стадии формирования. И в подтверждение тому можно отметить нечеткий правовой статус данного понятия. В российском законодательстве достаточно четко определено понятие "благотворительная деятельность", менее конкретно — "спонсорство", и совсем не было определено "меценатство".
Но было бы неверно не отметить очевидное движение в развитии спонсорства вообще и в частности спонсорства культуры. Сегодня собственные спонсоры есть у каждого крупного музея: иногда генеральный, иногда целевой; свои спонсоры у театров, особенно известных, столичных. Одним из наиболее успешных столичных театров с точки зрения поиска финансовой поддержки до недавних пор считался театр "Сатирикон". Здесь к дарителям относятся с особой бережностью: популяризируют в буклетах, благодарят на премьерах, вручают дипломы и так далее.
В таблице 2 приведены подробные данные по театрам и организациям и тому, кто являлся генеральным спонсором театра или конкретного спектакля или фестиваля. Также приведены суммы в рублях, выделенные спонсором для проведения того или иного мероприятия.
Таблица 2 Данные по мероприятиям/учреждениям и их генеральным спонсорам
Мероприятие/Учреждение |
Генеральный спонсор (наименование / сумма вложенных средств (млн. рублей)) |
Спектакль "Три товарища" Театр Современник |
Росбанк (2,5 млн. рублей) |
Фестиваль "Музыка, театр, кино", 02.11.2010 – 05.12.2010 |
Мособлбанк (1,3 млн. рублей) |
Международный конкурс гитаристов и барабанщиков, сентябрь 2010 |
Компания Yamaha (1 млн. рублей) |
Московский международный кинофестиваль, 2010 |
Компания Мегафон (2,1 млн. рублей) |
Московский международный кинофестиваль, 2009 |
Компания Панавто (3 млн. рублей) |
Спектакль "Дядя Ваня" Александринский театр |
Северо-Западный банк Сбербанка России (400 тыс. рублей) |
Спектакль "Жизнь и судьба" Академический малый драматический театр, Санкт-Петербург |
ОАО "Норильский никель" (нет данных) |
Фильм "Ночной дозор" |
Компании МТС, NOKIA, Nescafe, Rambler,Audi (140 млн. рублей) |
Как правило, решить свои проблемы с помощью одного покровителя удается немногим.
Ценность многих произведений искусства постепенно увеличивается, а время от времени возникающий в обществе интерес к определенным направлениям искусства обеспечивает высокую доходность при правильной оценке тренда. Однако такой способ вложения денег имеет достаточное количество сложностей. Инвестиции в искусство являются одними из самых рискованных. При решении вопроса о целесообразности таких капиталовложений необходимо учитывать сложность оценки стоимости предмета, в которой значительную часть занимает субъективная составляющая, отсутствие закономерности в тенденциях развития покупательского интереса, трудности, связанные с установлением подлинности произведения, невозможность вывоза из страны, низкую ликвидность и прочие особенности. По оценкам экспертов, риски снижаются лишь при покупке очень дорогих произведений на длительный срок, что недоступно рядовому инвестору.
Мировая практика рассматривает три базовые стратегии инвестиции на рынке искусства, с учетом вероятных рисков подделок, высокими транзакционными издержками, отсутствием прозрачной информации о спросе, предложении и ценах на предметы искусства, а так же их низкой ликвидностью по сравнению с другими альтернативными инвестиционными рынками:
1) Инвестиции в искусство, просто, как инвестиции:
основным критерием здесь является уверенность инвестора в возможности многократного умножения цены предмета искусства в долгосрочной перспективе. Основой для принятия такого решения могут служить данные аналитического характера о тенденциях роста или недооцененности ряда работ, или выделение бюджета на агрессивную популяризацию картин одновременно с их приобретением.
2) Инвестиции, как коллекционирование: размещение капиталов во всех сегментах арт-рынка без стратегии рационального выхода таких инвестиции. Капиталовложения осуществляются здесь не с целью максимизировать рентабельность инвестируемого капитала, а с целью сохранения культурного наследия или радостью владения.
3) Инвестиции, как фондовый арт-индекс: инвестиции в искусство на традиционном рынке капиталов, ориентированные на покупку акций компаний, значительная часть бизнеса которых связана с арт-индустрией. Одним из направлений данной стратегии является создание фондов совместных инвестиции в искусство (предметы искусства), возглавляемых профессиональными управляющими.
Предметы искусства покупать будут всегда. Это неотъемлемый признак благосостояния и престижа. Ни одно произведение искусства не было перепродано дешевле, чем было куплено. Важные факторы, говорящие в пользу инвестирования на арт-рынке, – это его крайне низкая чувствительность к экономическим кризисам и политическим событиям, стабильная положительная динамика на протяжении многих лет.