Инновации в строительстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2015 в 08:38, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время в РФ действует программа «Экономическое развитие и инновационная политика» в своей работе я хочу обратить внимание на направление развития инфраструктуры, а конкретно на инновации в строительстве жилья.
В действительности, что же такое инновации? Согласно одному из определений, инновация – это новый или усовершенствованный продукт либо производственный процесс, маркетинговый или организационный метод.

Содержание

Введение 3
Инновации в строительстве 4
Заключение 11
Список использованных источников и литературы 13

Вложенные файлы: 1 файл

Есарева Е.В.docx

— 430.23 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Национальный исследовательский университет

ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ»(НИУ)

 

 

 

Контрольная работа

 

по курсу «Инновационный менеджмент»

на тему «Инновации в строительстве»

 

 

 

 

 

 

ВЫПОЛНИЛ: Есарева Е.В

Специальность: Менеджмент

ПРИНЯЛ: Плешакова А.В.

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск 2015 

Содержание

Введение                                                                                                                   3

Инновации в строительстве                                                                                    4

Заключение                                                                                                             11

Список использованных источников и литературы                                           13

 

Введение

В настоящее время в РФ действует программа «Экономическое развитие и инновационная политика» в своей  работе я хочу обратить внимание на направление развития инфраструктуры, а конкретно на инновации в строительстве жилья.

В действительности, что же такое инновации? Согласно одному из определений, инновация – это новый или усовершенствованный продукт либо производственный процесс, маркетинговый или организационный метод.

Ключевой частью этого определения является не столько слово «новый», сколько «усовершенствованный», поскольку функциональность и практичность важнее новизны как таковой. Причем полученное усовершенствование должно иметь спрос со стороны рынка. В истории имеется немало примеров, когда рациональному изобретению приходилось ждать своего звездного часа годы, а то и десятки лет, а некоторые из усовершенствований так и не нашли своего потребителя.

Когда речь заходит об инновациях, в первую очередь в голову приходит мысль о высоких технологиях. Программные продукты для IT, электроника, химическая, космическая промышленность, фармацевтика и многие другие наукоемкие отрасли – являются по-настоящему постоянными «клиентами» инновационных компаний. Но в данном материале хотелось бы обсудить тему внедрения инноваций в такой сложной и консервативной отрасли, как строительство.

 

 

 

 

 

 

 

 

Инновации в строительстве

Мода на инновации пришла и в эту сферу. И тут и там можно встретить заверения строительных компаний и предприятий-производителей о том, что в их работе используются инновационные технологии, инновационные материалы, инновационные способы ведения бизнеса и сервисного обслуживания. И практически все согласны с тем, что инноваций должно быть еще больше. Внедрение инноваций в строительной отрасли является одним из приоритетных направлений в политике государства.

Эффективность инноваций в создавшихся условиях строится на предположении, что если долгое время не удавалось решить проблемы классическими проверенными способами с помощью традиционных материалов, то, возможно, это удастся сделать с помощью новых.

Любое строительство – это многоступенчатый и поступательный процесс. В целом все потенциальные инновации, которые могут быть задействованы в строительстве, можно упрощенно разбить на следующие сегменты:

* производство строительных  материалов

* методы соединения материалов (монтажные приспособления)

* технологии строительства (способ возведения объекта)

* методы отделки, внутренней  и внешней

* методы ремонта, восстановления  и реставрации

* архитектурные решения

* производительность труда

* эксплуатация готовой  постройки

* проектирование

* организационная работа, системы управления строительными  проектами.

В России наиболее развиваемыми в плане инноваций сегментами из десяти перечисленных являются первые пять, остальные пока находятся в более «высших сферах», хотя нельзя сказать, что инноваций в них вообще нет, просто они встречаются гораздо реже. Что же касается проектирования, то здесь инновации имеют отношение, скорее, к тем самым высоким технологиям, о которых мы говорили чуть раньше. Усовершенствование методов проектирования напрямую зависит от внедрения нового программного обеспечения (программы E-Plan, 3D-проектирование и т.д.). При этом новые, более продвинутые программные продукты позволяют внимательнее оценить возможность применения новшеств, так как обладают не только улучшенной графикой, но и более точным пространственным воспроизведением.

Наблюдения сводятся к тому, что в России инновациями в большей степени сейчас занимаются не строители, а производители строительных материалов (конструкционных, вспомогательных, отделочных, ремонтных и других). И это объяснимо, ведь строительных материалов существует огромное количество, в отличие от методов строительства, да и затраты времени и средств на внедрение новой разработки у производителей меньше, чем у крупных строительных компаний. Однако существуют серьезные риски – вдруг новинка покажет себя плохо или вообще не приживется?

В свою очередь, строительные компании, вводя новые технологии, рискуют гораздо больше: на них лежит огромная ответственность за безопасность конструкции и будущий срок ее службы, а еще приходится проламывать бюрократические барьеры, выстроенные из  СНиПов и ГОСТов советского времени и противостоящие внедрению новых способов строительства. Если же применить новую технологию все же удается, возрастают издержки за контролем качества материалов, которые, как правило, поставляются хоть и специализированными, но все же посторонними компаниями. И не всегда новая технология строительства хорошо уживается со старым материалом (так, газобетон перестает быть инновационным материалом, если его класть на цементный раствор, создающий впоследствии многочисленные мостики холода). Выход из положения – создание собственной производственной базы, способной поставлять материалы с необходимыми характеристиками, но не каждая строительная компания может себе позволить одновременно и инновационное строительство, и современное производство.

Что еще касается технологий строительства, то это не только способ возведения зданий, но и непосредственное исполнение этого процесса: подача материалов на площадку, залив бетона, кладка блоков, крепление фасадов и все остальное – по-настоящему инновационной технология становится тогда, когда удается по максимуму исключить человеческий фактор, механизировать и компьютеризировать работы. Но для усиления автоматизации требуются сложное оборудование и техника, для работы на которых, в свою очередь нужно привлекать квалифицированные кадры, а строительный рынок испытывает в них серьезный дефицит. В итоге получается, что инновации в строительстве достаточно пассивны.

Описание некоторых инноваций в технологиях строительства приведены в таблице 1. Специалисты могут возразить, что многие технологии, обозначенные здесь как новые, на самом деле хорошо известны и уже довольно широко используются в России. На самом деле с точки зрения текущего строительного законодательства эти технологии все еще «белые вороны», а широкое их распространение обусловлено известностью лишь в крупных города. 

Таблица 1. «Технологии возведения зданий, считающиеся в России инновационными.»

 

 

Помимо технологий возведения каркаса и несущих стен, стоит упомянуть наличие инноваций и в отдельных элементах сооружений. Так, безусловно инновационными считаются методы создания инверсионных кровель, выведение коммуникаций в межэтажное пространство, бесшовные методы отделки фасадов и многое другое.

Как видно из описания технологий, большинство инноваций в строительстве направлено на сбережение энергии. Это самая часто встречающаяся опция. По оценкам участников рынка, спрос на энергосберегающие системы растет примерно на 10-15% в год, хотя еще совсем недавно характеристикам теплоизоляции зданий не придавалось большого значения. Усиление внимания строителей и потребителей к энергосбережению происходит не без помощи государства, которое постепенно внедряет новые стандарты и требования (в частности, знаменитый ФЗ№261 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности»), однако этому процессу не хватает активности и комплексного подхода.

А ведь энергосбережение – это та сфера, в которой сходятся интересы практически всех участников строительного рынка. Продвигая энергоэффективную технологию, строительная компания предъявляет спрос на соответствующие теплоизоляционные материалы, а девелоперы, задумывая новый проект, рассчитывают на достаточное предложение нужных материалов, если они способны усилить эффект выбранной технологии строительства. И все вместе должно привести к решению, которое бы удовлетворило конечного покупателя как по качеству, так и по цене.

Поэтому неудивительно, что существенная часть инновационных строительных материалов, уже пользующихся широким спросом, имеет отношение именно к вопросу теплоизоляции (прямо или косвенно). Описание некоторых инновационных строительных материалов предложено в таблице 2.

 

 

Таблица 2. «Строительные материалы, считающиеся в России инновационными.»


Разумеется, новых материалов, которые уже используются в строительстве или только пробивают себе дорогу, гораздо больше. В компактную таблицу все новшества не уместить. Отдельно стоит сказать, что большой интерес вызывают новинки с приставкой «нано» – нанокраски, наноштукатурки, наноламинаты, нанокомпозиты для полимеров, нанокомпозитные (безгалогеновые ) антипирены и многое другое.

Также среди инновационных материалов иногда называются арболит, минеральная вата на основе базальтового волокна, окрасочная (распыляемая) теплоизоляция, ячеистые бетоны, поризованные керамические блоки (включая большеформатные), пенополистирол, вспученный вермикулит, пеностекло, сэндвич-панели, ориентированно-стружечные плиты OSB и другие материалы, которые на самом деле уже широко применяются в России. Просто до некоторых регионов эти технологии еще не дошли.

А еще иногда срабатывает правило «новое – это хорошо забытое старое». Например, обычный полнотелый строительный брус, из которого в старые времена строилась вся деревянная Россия, сейчас преподносится как инновация, «под соусом» новомодной терминологии – монолитный брус. Поэтому не будет ничего неожиданного в том, если кто-нибудь придумает назвать старую добрую паклю «эко-фибро-изоляцией», а соломенную крышу с глиняными водостоками – «эко-композитной кровлей».

Вообще можно обратить внимание на тенденцию успешного использования в инновационно-пропагандистских целях вполне конкретных «модных» слов, вот их короткий список: «нано», «микро», «эко», «композит», «монолит». Поставьте любое подходящее из них рядом с названием своей продукции – и вы инновационный производитель.

А тем временем бросается в глаза, что очень многие технологии, которые в России применяются всего 5-10 лет и считаются новыми, в Европе, Канаде или Америке (откуда они в основном к нам приходят) давно уже являются традиционными. Так, в Скандинавских странах по каркасно-панельной технологии возводится около 70% малоэтажного строительства. Российские компании пользуются в основном западными инновациями, импортируя оборудование и технологии, а не создают свои собственные. Эксперты признают: западный строительный рынок ушел далеко вперед, а российскому ничего не остается, как его догонять. А догонять-то, наверное, уже поздно, в двери почти стучится самый страшный кошмар отечественных производителей, страшнее, чем бюрократия, коррупция и финансовые кризисы – Всемирная Торговая Организация.

 

 

 

 

Заключение

Государству, региональным властям и участникам рынка хотелось бы, чтобы инновации в строительстве появлялись быстрее, и сразу же давали эффект, который отражался бы на доступности и комфортности жилья для населения. Но в строительстве, как и на многих рынках, подобно автомобилестроению, фармацевтике или рынку средств мобильной связи, по-настоящему инновационные вещи сначала появляются в высоком ценовом сегменте с пометкой «не для всех». И лишь спустя время, когда технология доказывает свою практичность, она получает дальнейшее распространение и становится доступной для самых широких слоев. Только в России, при отсутствии собственных изобретений, процесс выглядит несколько иначе: сначала импорт, затем совместное производство и уже потом – копирование и собственный выпуск.

В целом инновации присутствуют во всех ценовых сегментах рынка, только носят они различный характер.

* Экономсегмент – используются инновации в производстве строительных материалов и технологиях возведения массового жилья быстро и не слишком дорого

* Средний сегмент –  инновации в применении не  просто новых строительных материалов, но и экологически чистых, со стремлением в отдельных случаях вернуться к старому и проверенному (деревянные окна вместо пластиковых), а также с учетом энергосбережения

* Высокий ценовой сегмент  – инновации в эстетике и  комфорте, качестве жизни и защите окружающей среды.

В каждом из этих сегментов и для инноваторов и для самих инноваций имеются риски, способные затормозить применение технологии или даже вовсе дискредитировать ее. В первом сегменте – риск спешки и использование дешевых материалов; во втором – возможные сюрпризы от технологий, не проверенных временем; в третьем – осознание потребителем переплаты за бесполезные дорогие игрушки.

Специалисты строительных и консалтинговых компаний считают, что строительной отрасли еще долго придется ждать собственных инновационных технологий. Чтобы инновационные методы распространялись, нужно создавать комплексные решения – союзы девелоперов со строителями и производителями строительных материалов. Это создаст эффект масштаба и позволит наладить конвейерное производство, чтобы внедрять инновации сразу в среднем ценовом сегменте, и сразу с прицелом на качество, энергосбережение и экологичность. 

 

Список использованных источников и литературы

    1. Журнал "Строительные материалы, оборудование, технологии XXI века" №9, 2008   23.04.2009
    2. Бузырев В. В. Экономика строительства: Учебник для вузов. ООО Лидер, ПИТЕР, ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ, 2009 г.
    3. Гумба Х.М. Экономика строительства: Учебник. М.: Юрайт-Издат, 2008. – 620 с.
    4. Задумкин К. А., Иогман Л. Г., Теребова С. В. Инновационная деятельность в регионе: концептуальные подходы и практика. Учебное пособие. Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2006. – 144 с.
    5. Щербаков А.И., Шиян Е.И. Инновационная деятельность в строительстве (рыночный аспект). Новосибирск:     НГАСУ, 2007. – 44 с.

Информация о работе Инновации в строительстве