Инновации как объект инновационного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 10:21, реферат

Краткое описание

В рыночной экономике инновации выступают как средство в конкурентной борьбе, повышают имидж производителя. Без инновационной деятельности немыслим научно-технический прогресс.
Инновации, или нововведения, играют важную роль не только в макроэкономическом развитии и обеспечении экономического роста, но и, в долгосрочной перспективе, в достижении целей коммерческой организации (предприятия, компании, фирмы) на микроуровне. В наиболее общем виде инновации можно охарактеризовать как внедрение новшеств в производственную, заготовительно-сбытовую, маркетинговую, инвестиционную и финансовую деятельность организации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………
3
1.
Понятие инновации, ее основные свойства………………………
5
2.
Теории инновационного развития……………………………….
11
3.
Классификация инноваций…………………………………………
13
4.
Инновационная деятельность как объект управления………….
16
5.
Структура инновационного процесса……………………………
21
6.
Инновационный потенциал организации………………………..
24
Заключение………………………………………………………………
26
Библиографический список……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по менеждменту.rtf

— 343.71 Кб (Скачать файл)

На производственной стадии осуществляется весь комплекс работ по освоению новой продукции, изготовлению первых партий, а затем массовый выпуск нового продукта. Одновременно с подготовкой и освоением новой продукции решается задача подбора и обучения персонала и освоения новых видов оборудования, необходимого для материализации нововведений. Производственный этап создания новшества составляют:

инвестиционные мероприятия, связанные с организацией производства новой продукции или применением новой технологии, (приобретением и монтажом нового оборудования;

переквалификация, подбор и обучение персонала;

выпуск опытных партий продукции, серийное, а затем Массовое производство новой продукции;

расширение масштабов производства и диффузии новшества;

выход новшества на рынок и его коммерциализация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура инновационного процесса

 

Формирование замысла, подготовка и постепенное осуществление инновационных изменений называется инновационным процессом. Инновационный процесс - более широкое понятие, чем инновационная деятельность. Он может быть рассмотрен с различных позиций и разной степенью детализации:

во-первых, его можно рассматривать как параллельно-последовательное осуществление научно-исследовательской, научно-технической, производственной деятельности и инноваций;

во-вторых, его можно рассматривать как временные этапы жизненного цикла нововведения от возникновения идеи до ее разработки и внедрения.

В общем виде, инновационный процесс - это последовательная цепь событий, в ходе которых новшество реализуется от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется в хозяйственной практике. Причем инновационный процесс не заканчивается так называемым внедрением, т.е. первым появлением на рынке нового продукта, услуги или доведением до проектной мощности новой технологии. Процесс не прерывается, т.к. по мере распространения в экономике нововведение совершенствуется, делается более эффективным, приобретает новые потребительские свойства, что открывает для него новые области применения, новые рынки, а значит и новых потребителей.

Важное направление в изучении инновационных процессов - выявление реальных факторов, способствующих или препятствующих их осуществлению.

 

 

 

 

 

Таблица: Факторы, влияющие на развитие инновационных процессов

Группа факторов

Факторы, препятствующие инновационной деятельности

Факторы, способствующие инновационной деятельности

Экономические, технологические

недостаток средств для финансирования инновационных проектов

слабость материально- и научно-технической базы и устаревшая технология, отсутствие резервных мощностей

доминирование интересов текущего производства

наличие резерва финансовых, материально-технических средств, прогрессивных технологий

наличие необходимой хозяйственной и научно-технической инфраструктуры

материальное поощрение за инновационную деятельность

Политические, правовые

ограничения со стороны антимонопольного, налогового, амортизационного, патентно-лицензионного законодательства

законодательные меры (особенно льготы), поощряющие инновационную деятельность

государственная поддержка инноваций

Организационно-управленческие

устоявшаяся оргструктура, излишняя централизация, авторитарный стиль управления, преобладание вертикальных потоков информации

ведомственная замкнутость, трудность межотраслевых и межорганизационных взаимодействий

жесткость в планировании

ориентация на сложившиеся рынки

ориентация на краткосрочную окупаемость

сложность согласования интересов участников инновационных процессов

гибкость оргструктуры, демократический стиль управления, преобладание горизонтальных потоков информации, самопланирование, допущение корректировок

децентрализация, автономия, формирование целевых проблемных групп

Социально-психологические, культурные

сопротивление переменам, которые могут вызвать такие последствия, как изменение статуса, необходимость поиска новой работы, перестройка устоявшихся способов деятельности, нарушение стереотипов поведения, сложившихся традиций

боязнь неопределенности, опасение наказаний за неудачу

сопротивление всему новому, что поступает извне

моральное поощрение, общественное признание

обеспечение возможностей самореализации, освобождение творческого труда

нормальный психологический климат в трудовом коллективе




 

Содержание инновационного процесса охватывает этапы создания, как новшества, так и нововведения.

Процесс создания новшества включает (жизненный цикл новшества):

1. Стадия исследования

Фундаментальные исследования и разработка теоретического подхода к решению проблемы;

2. Стадия производства

Первичное освоение и подготовка производства;

3. Стадия потребления

Поставка продукции на рынок и его потребление;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инновационный потенциал организации

 

Инновационный потенциал организации - совокупность характеристик предприятия, определяющих способность компании к осуществлению деятельности по созданию и практическому использованию нововведений.

К элементам инновационного потенциала фирмы относятся:

Материально-технические ресурсы;

Финансовые ресурсы;

Организационные ресурсы;

Кадровые ресурсы;

Социально-психологические факторы.

Для проведения инновационных процессов компания должна располагать:

Свободными денежными средствами, достаточными для финансирования разработок;

Соответствующей материально-технической базой для создания и массового производства нового продукта;

Сотрудниками, способными генерировать неординарные решения.

Интеллектуальные ресурсы компании обеспечивают возможность выработки оригинальных идей, лежащих в основе любого инновационного процесса. Уровень интеллектуального потенциала организации определяет емкость «портфеля инновационных идей».

Понятие «инновационный потенциал» взаимосвязано с понятием «инновационная активность». Под инновационной активностью подразумевают интенсивность проведения инновационных преобразований на предприятии.

Инновационная активность фирмы зависит не только от обеспеченности ресурсами. Во многом ее определяют организационная культура, включающая принципы и обязательства, на основании которых разрабатывается и реализуется стратегия развития компании. Организационная культура отражает особенности системы менеджмента на предприятии, которая должна быть приспособлена для осуществления инновационной деятельности.

Главным фактором, отражающим инновационную активность фирмы и влияющим на интенсивность инновационных процессов на предприятии, является восприимчивость руководства к инновациям. Инновационность руководства означает готовность к реализации изменений в хозяйственном механизме предприятия, склонность к риску. В связи с неопределенностью, всегда сопутствующей нововведению, руководитель должен быть готов понести убытки и уметь их минимизировать.

Восприимчивость организации к нововведениям зависит от масштабов компании. Она падает по мере увеличения предприятия, усложнения организационной структуры управления. Малые предприятия более приспособлены к осуществлению инновационной деятельности за счет их большей гибкости и мобильности, что позволяет быстро реагировать на изменения рынка для корректировки инновационных целей.

Для оценки инновационного потенциала компании могут быть использованы следующие показатели:

Научно-технический потенциал (численность сотрудников, имеющих научную степень, количество рациональных предложений на одного сотрудника, количество патентов и др.)

Показатели коммерциализации (доля новой продукции в общем объеме производимой продукции, количество лицензионных договоров и др.)

Продолжительность выполняемых работ (величина инновационного лага).

Характеристика инновационности управляющей системы (формы стимулирования инновационной деятельности на предприятии, участие в реализации инновационных проектов руководства, уровень свободы, предоставляемой участникам инновационной деятельности).

 

Заключение

 

В динамичной внешней экономической и социально-политической среде деятельности организации, достижение долгосрочных положительных результатов невозможно без постоянного обновления применяемых технологических, управленческих и заготовительно-сбытовых процессов, ассортимента продукции (товаров, услуг) и поиска новых рыночных возможностей (освоения новых сегментов рынка).

Основные факторы, вызывающие необходимость осуществления инновационных процессов, - научно-технический прогресс, создание новых, более эффективных технологий, развитие инфраструктуры, в том числе информационной, и изменение предпочтений потребителей, ведущие к сдвигам структуры спроса и возникновению новых рынков сбыта, новых методов управления и организации производства и труда. Таким образом, инновации представляют собой изменения функционирования организации как системы, вызванные необходимостью достижения ее стратегических целей в условиях меняющейся внешней среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

Афонин И.В. Инновационный менеджмент: учеб. пособие - М.: Гардарики, 2007. - 224 с.

Базилевич А.И. Инновационный менеджмент предприятия: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления / А.И. Базилевич; под ред. В.Я. Горфинкеля. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 231 с.

Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. - СПб.: Питер, 2001.

Ильенкова С. Д. Инновационный менеджмент: учебник для вузов - М.: Банки и биржи, 1999.

Инновационный менеджмент: Учебник. / Под ред. Проф. В.А. Швандара, проф. В.Я. Горкинкеля. - М.: Вузовский учебник, 2006. - 382 с.

Медынский В.Г. Инновационный менеджмент: Учебник. - М.: ИНФА-М, 2007. - 295 с.

Основы инновационного менеджмента: теория и практика: Уч. Пособие/ Под ред. Завлина П.Н., Казанцева Л.Э. - М.: «НПО «Издательство Экономика», 2000.

Сурин А.В., Молчанова О.П. Инновационный менеджмент: Учебник. - М.: ИНФА-М, 2008. - 368 с.

Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 5-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 448 с.

 

 

1 Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями: Сокр. пер. с англ., А.Г.Медведева - М.: Экономика, 1998

2 Основы инновационного менеджмента: теория и практика: Уч. Пособие/ Под ред. Завлина П.Н., Казанцева Л.Э. - М.: «НПО «Издательство Экономика», 2000

3 Ильенкова С. Д. Инновационный менеджмент: учебник для вузов - М.: Банки и биржи, 1999. - с. 98

4 Базилевич А.И. Инновационный менеджмент предприятия: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления / А.И. Базилевич; под ред. В.Я. Горфинкеля. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 231 с.

 

 

 

 


Информация о работе Инновации как объект инновационного управления