Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 08:20, реферат
Функции инновационного управления персоналом:
1. Создание инновационного климата, основанного на взаимном до-
верии и направленного на развитие инновационной деятельности.
2. Формирование системы эффективного генерирования идей и меха-
низма аккумулирования творческих организационных идей и предложений.
3. Развитие внутрифирменных инновационных предприятий.
4. Развитие инновационных коммуникаций.
5. Развитие персонала, организационное обучение.
6. Мотивация и стимулирование инновационного поведения ра-
ботников.__
Гильдингерш М.Г., Потемкин В.К., Поскочинова О.Г.
Инновационный менеджмент: Учебное пособие.– СПб.: Изд-во
СПбГУЭФ, 2009.– 84 с.
ГЛАВА 8. ИННОВАЦИОННОЕ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
Методологической основой инновационных подходов в управле-
нии персоналом выступает синтез основных методов, понятий и под-
ходов инновационного менеджмента и собственно управления персо-
налом, что и обусловливает существующее многообразие подходов и
определений, таких как, например, «кадровые инновации», «нововве-
дения в кадровой работе», «инновационная деятельность» и др. Ана-
лиз многообразия существующих понятий показал, что инновации, с
одной стороны, рассматриваются с позиции процессного подхода, и
тогда следует рассматривать такие процессы, как введение новых
подходов, усовершенствование изделий и процессов, а с другой – как
результат творческого процесса в виде новой, прогрессивной продук-
ции (техники), технологии, метода и т. д. На наш взгляд, принципи-
ально важным является системное понимание сущности любой инно-
вации как с позиции процесса, так и результата, тогда инновации –
это всегда изменение, нечто новое в любой сфере деятельности, новое
знание (новые идеи, результаты НИОКР и т. д.), приносящее эконо-
мическую выгоду тем, кто эти изменения реализует. В этой связи объ-
ектом инноваций в управлении персоналом становятся, во-первых,
процессы обновления и развития персонала, исходя из общей страте-
гии развития организации, с учетом стадии жизненного цикла кон-
кретной организации, а также, во-вторых, трудовой потенциал самой
организации. Любая организация проходит ряд жизненных циклов,
каждый из которых можно охарактеризовать несколькими стадиями:
зарождение (рождение, детство); формирование (юность, ранняя зре-
лость); развитие (промежуточная зрелость, окончательная зрелость);
угасание (старение, ликвидация или возрождение). Определение своей
стадии жизненного цикла позволит организации, во-первых, предви-
деть, какие черты она приобретет в будущем и какие мероприятия не-
обходимо осуществить для обеспечения готовности персонала к этим
изменениям; во-вторых, более точно определить приоритеты текущего
и стратегического направлений развития.
Инновационные подходы к управлению персоналом в зависимости
от стадии жизненного цикла организации показаны в табл. 21.
1 Сост. на основе: Горшенин В.П. Управление инновационным потенциалом персо-
нала корпораций.– Челябинск, 2006.
40
Таблица 2
Стадия
жизненного
цикла
Императив поведения
организации
Приоритетные действия
менеджеров и направления
развития персонала
Рождение Цель – выживание Разработка инновационной стра-
тегии
Основная задача – выход на
рынок
Создание пространства новых и
неординарных идей
Характерные черты поведе-
ния – активность, новатор-
ство
Найм, отбор и подбор конкурен-
тоспособного и инновационно ак-
тивного персонала, обладающего
высокой профессиональной моти-
вацией
Детство Цель – увеличение прибыли Финансовое прогнозирование
Основная задача – укрепле-
ние на рынке
Предвидение поведения конку-
рентов
Характерные черты поведе-
ния – целеустремленность,
стремление к конкурентоспо-
собности
Повышение компетентности ра-
ботников
Юность
Цель – ускоренный рост про-
даж.
Основная задача – захват и
удержание рынка.
Характерные черты поведе-
ния – гибкость, адаптация
Определение пределов роста
Прогноз продаж, издержек, при-
были
Создание условий для развития
инновационных способностей
персонала
Ранняя
зрелость
Цель – систематический рост.
Основная задача – рост
по разнообразным направ-
лениям.
Характерные черты поведе-
ния – разнообразие интере-
сов, координация, регуляр-
ность, осознание сильных
и слабых сторон своего биз-
неса
Мониторинг технико-
экономических показателей.
Поддержание оптимального ас-
сортимента и качества продукции
Формирование организационной
культуры, ориентированной на
инновационное развитие корпора-
ции
Проме-
жуточная
зрелость
Цель – сбалансированный
рост.
Основная задача – централи-
зация и автономизация.
Характерные черты поведе-
ния – социальная ответствен-
ность, высокая гражданствен-
ность
Построение и прогноз баланса ин-
тересов, в том числе финансовых.
Появление сложных форм инно-
вационной активности, поиск не-
традиционных путей оживления
бизнеса.
Развитие самосознания работни-
ков и всесторонняя поддержка их
инициатив
41
Продолжение табл. 2
Стадия
жизненного
цикла
Императив поведения
организации
Приоритетные действия
менеджеров и направления
развития персонала
Оконча-
тельная
зрелость
Цель – формирование инди-
видуальности и имиджа.
Основная задача – поиск ком-
промисса интересов всех сто-
рон.
Характерные черты поведе-
ния – зрелость, уверенность
Социально-политическое прогно-
зирование.
Построение теоретической базы
непрерывных инноваций.
Учет, оценка и признание вклада
каждого работника в развитие
корпорации
Старение
Цель – сохранение достигну-
того.
Основная задача – стабиль-
ность и спокойствие.
Характерные черты поведе-
ния – почитание традиций,
бюрократия
Экстраполяционное прогнозиро-
вание.
Определение зоны продолжения
существования.
Признание всех заслуг, личност-
ные и командные вознаграждения
(формы материального и мораль-
ного стимулирования) с целью
поддержания инновационной ак-
тивности
Ликвидация
или
возрождение
в новом
качестве
Цель – закрытие бизнеса с
минимальными потерями или
радикальная перестройка.
Основная задача – свертыва-
ние производства или омола-
живание ресурсов.
Характерные черты поведе-
ния– агрессивность из-за не-
избежности смерти или само-
критичность, пробуждение
новых импульсов жизни
Прогноз вероятности возрождения
или ликвидации.
Формирование новых идей, мыс-
лей, направлений.
Поиск новых идей, людей, техно-
логий, а также переподготовка
персонала
Система мотивации инновационной деятельности является стержнем
ряда механизмов закрепления кадров, которые служат реальными рычага-
ми контроля менеджмента над состоянием «человеческой составляющей»
инновационного процесса и оперативной корректировки его хода, в осо-
бенности на стадии внедрения и диффузии инноваций, хотя часто органи-
зации, получив или «взрастив» хороших специалистов, не предпринимают
мер по их удержанию. В условиях различной отраслевой принадлежности
и разнообразия регионов размещения, длительного периода протекания
инноваций, не говоря уже о других, более тонких факторах, детермини-
рующих динамику и уровень оплаты труда, довольно сложно проследить
связь между наличием инновационных процессов и увеличением заработ-
42
ной платы. Тем не менее между уровнем заработной платы и загрузкой
мощностей наблюдается устойчивая положительная связь1.
Логично предположить,
что, поскольку результатом
всех инноваций является увеличение объемов выпуска продукции и за-
грузки мощностей,
следует ожидать повышения
нако общая положительная динамика заработной платы далеко не всегда
связана с целенаправленным стимулированием участников инновацион-
ного процесса. В советское время на предприятиях существовала специ-
альная система премирования «за освоение новой техники»; для персона-
ла, работающего в условиях внедрения новой техники и технологий,
разрабатывались особые нормы труда и применялись меры морального
стимулирования. Все эти элементы оформления инновационных процес-
сов остались в далеком прошлом и предприятия, развернув инновации в
постсоветском периоде, оказались не готовы к разработке специальных
систем стимулирования персонала для инноваций.
Таким образом, основной целью инновационных подходов является
построение
эффективной системы
лом для более эффективного и успешного функционирования организа-
ции в целом2.
Данные подходы следует рассматривать на различных уровнях
управления персоналом, а именно:
• на оперативном уровне управления, на котором доминирует кад-
ровая работа;
• тактическом уровне, где доминирует управление персоналом;
• стратегическом уровне – управлении человеческими ресурсами;
• политическом уровне – разработке и контроле за реализацией кад-
ровой политики.
Эти уровни, в свою очередь, не только определяют масштабы иннова-
ционных подходов, но и собственно обеспечивают их реализацию, в т. ч. во
многом благодаря таким функциям инновационного менеджмента в кадро-
вой работе, как, во-первых, организация и проведение научно-аналити-
ческих работ; во-вторых, организация подготовки персонала, а также повы-
шение его квалификации; в-третьих, поиск, набор и отбор персонала в орга-
низации; в-четвертых, деловая оценка персонала и, наконец, управление раз-
витием персонала, передвижение персонала внутри организации.
Таким образом, функции инновационного менеджмента в кадро-
вой работе различаются по объекту управления (проведение аналити-
ческих работ в области развития кадровой работы, оценка экономиче-
1 Барышников Н.П. Заработная плата.– М.: Информ.– изд. дом «Филинъ», 1998.
2 Армстронг М. Стратегическое управление человеческими ресурсами: Пер. с англ.–
М.: ИНФРА-М, 2002.– VIII.
43
ской и социальной эффективности кадровых нововведений); по на-
правлениям и сферам управления персоналом (организация подготовки
персонала, повышение квалификации, поиск, набор, отбор кадров, де-
ловая оценка персонала, планирование карьеры, работа с элитными
кадрами и организация службы управления персоналом на основе вне-
дрения кадровых нововведений).
Анализ данных
функций позволяет
управления персоналом, в которой на смену традиционной системе с ее
ценностями приходят другие корпоративные ценности, что обусловливает
отличие инновационного подхода в управлении персоналом от традици-
онного (табл. 3).
Таблица 3
Критерии
сравнения
Традиционная система Инновационная система
Организацион-
ная __________структура
управления
персоналом
Стабильная, экстенсив-
но развивающаяся, ие-
рархическая, с четким
распределением функ-
ций на длительное вре-
мя, организована на ос-
нове переработки
имеющихся ресурсов
Гибкая горизонтальная автомати-
зированная структура, отсутствие
четкого распределения функций
на длительное время, вся дея-
тельность организована в соот-
ветствии с проблемами
Характер
действий
при принятии
решений
Стандартные, повто-
ряющиеся проблемы,
ответная реакция на
появившиеся проблемы
запаздывает
Новые проблемы, поиск и анализ
проблем, их предвидение
Механизм
поиска
альтернатив
Ориентация на про-
шлый опыт, незначи-
тельные отклонения от
статуса «кво»
Творческий поиск, большие от-
клонения от статуса «кво», мно-
гочисленные альтернативы
Отношение
к риску
Минимум риска Сознательный риск
Объект
управления
персоналом
Повышение квалифи-
кации в плановом по-
рядке
Повышение квалификации с ши-
рокой подготовкой, с непрерыв-
ным обучением
Субъект
управления
персоналом
Кадровая служба Специальный подраздел, оказы-
вающий помощь линейным ме-
неджерам-лидерам
Стиль
руководства
Стабильность Поощрение инициативы, вы-
движение новых идей, умение
мотивировать на восприятие
изменений
44
Продолжение табл. 3
Критерии
сравнения
Традиционная система Инновационная система
Подвижность
персонала
Минимальная, связана с
продвижением по ие-
рархической лестнице
Возможность горизонтальных и
вертикальных перемещений, в
соответствии с решаемыми зада-
чами, достижение успеха и высо-
ких должностей за счет креатива
и реализации инноваций
Взаимоотноше-
ния персонала
На основе конкуренции
и соперничества, на ос-
нове невзаимодействия
На основе взаимодействия, взаи-
мопомощи, достижения общих
целей
Основные мо-
тивационные
ценности
Власть, сохранение ав-
торитарности, ясная
перспектива
Самовыражение, творчество,
стремление к риску, поощрение
внутреннего инновационного
предпринимательства
Оплата труда Индивидуальная,
сдельная, непремиаль-
ная
Непремиальная, групповая с ис-
пользованием индивидуальных
коэффициентов, бонусная, плата
за знания и компетенцию
Система поощ-
рений и взы-
сканий
Поощрения за стабиль-
ность, эффективность;
взыскания за совер-
шенные ошибки
Поощрения за творчество и ини-