Инновационный менеджемент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 15:18, реферат

Краткое описание

Агропромышленное производство, являясь важнейшим сектором экономики, представлено отраслями и предприятиями различных форм собственности и хозяйствования по производству сельскохозяйственной продукции, закупкам, хранению и промышленной переработке, сервисному обслуживанию, информационному и научному обеспечению.
Современный этап функционирования АПК в большинстве развитых стран мира характеризуется переходом к инновационной модели развития, суть которой заключается в системной интеграции научно-технической сферы отрасли, с одной стороны, и собственно агропромышленного производства, с другой.

Содержание

1.Введение
2.Основная часть
2.1 Понятие инновационного менеджемента
2.2 Основные этапы процесса инноваций
3 Сущность и особенности инновационного процесса в сельском хозяйстве.
4.Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

менедж.doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)

Новосибирский государственный аграрный университет

Институт заочного образованияи повышения квалификации

Кафедра менеджмента

 

 

 

Реферат

по дисциплине

Менеджемент

на тему

Инновационный менеджемент

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                 Выполнил :

                                                                                 студент VI курса

                                                                                 группа 4531

                                                                                 Шульц Р.Р.

                                                                                  Шифр: Э07061                                                                                  

                                                                                 Проверил: 

 

 

Новосибирск 2012                  

Содержание

1.Введение

2.Основная часть

    2.1 Понятие инновационного  менеджемента

    2.2 Основные этапы процесса  инноваций

3 Сущность и особенности инновационного процесса в сельском хозяйстве.

4.Заключение

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение

В целях увеличения объемов сельскохозяйственной продукции первоочередное внимание уделяется инновационной деятельности в АПК.

В настоящее время для выхода сельского хозяйства из кризиса необходима четкая ориентация на освоение инновационных наукоемких технологий и инновационных проектов.

Агропромышленное производство, являясь важнейшим сектором экономики, представлено отраслями и предприятиями различных форм собственности и хозяйствования по производству сельскохозяйственной продукции, закупкам, хранению и промышленной переработке, сервисному обслуживанию, информационному и научному обеспечению.

Современный этап функционирования АПК в большинстве развитых стран мира характеризуется переходом к инновационной модели развития, суть которой заключается в системной интеграции научно-технической сферы отрасли, с одной стороны, и собственно агропромышленного производства, с другой. Цель такой интеграции - повышение эффективности производства на основе технико-технологического и организационно-управленческого обновления за счет научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности в различных сферах общественного жизнеобеспечения, в том числе и в агропромышленном комплексе.

Освоение и дальнейшее широкое распространение инноваций становятся ключевыми факторами роста производства и занятости в сельском хозяйстве. Именно здесь кроются наиболее существенные резервы улучшения качества продукции, экономии трудовых и материальных затрат, роста производительности труда, совершенствования организации производства и повышения его эффективности. Все это, в конечном счете, предопределяет конкурентоспособность предприятий и выпускаемой ими продукции на внутреннем и мировом рынках, улучшение социально-экономической ситуации в аграрном секторе страны, что особенно важно в свете вступления России во Всемирную торговую организацию.  
Причем, инновационному процессу в современном АПК характерна достаточно острая ситуация, во многом вызванная деформациями перехода к рыночной экономике, в частности свертыванием бюджетного финансирования научно-исследовательских работ, резким сокращением оплаты труда и соответственно оттоком научных кадров, разрушением материально-технической базы научных и образовательных организаций.

Острота сложившейся ситуации в инновационном обеспечении экономики в целом и АПК в частности имеет еще одно принципиальное измерение. Известно, что успешное развитие инновационного процесса требует не только ускоренного производства высококачественной научной продукции, но и активного практического ее освоения. Однако, глубокий экономический кризис, охвативший аграрное производство, лишил подавляющую часть сельскохозяйственных предприятий собственных денежных средств на приобретение инноваций и затруднил возможность получения ими кредитов на освоение достижений научно-технического прогресса. В связи с этим возникает потребность в научном исследовании механизмов освоения инноваций в сельском хозяйстве, поиска перспективных организационных форм внедрения инноваций, разработки практических мер по повышению эффективности их применения в сельскохозяйственном производстве, что и определяет актуальность темы.

Проблемам инноваций и развитию инновационной деятельности посвящены многие работы зарубежных и отечественных ученых-экономистов, в частности И.Т. Балабанова, СВ. Валдайцева, H.A. Гапоненко, Е.М. Емельянова, П.Н. Завлина, Н.И. Ивановой, С.Д. Ильенковой, А.К. Казанцева, Н.Д. Кондратьева, O.A. Масленниковой, Г. Менша, Л.Э. Миндели, А.И. Пригожина, Б. Санто, Й. Шумпетера, А. Ю. Лковца и других.

В аграрном секторе экономики эта проблема представлена в работах отечественных ученых-экономистов В.М. Баутина, В.Р. Боева, A.M. Гатаулина, Е.С. Оглоблина, И.С. Санду, И.Г. Ушачева и др.

Тем не менее, еще недостаточно изучены и требуют дальнейшего исследования специфика инновационных процессов в сельском хозяйстве, особенно на стадии распространения и внедрения инноваций, вопросы повышения эффективности освоения инноваций в сельском хозяйстве.

 

2.1 Понятие инновационного  менеджмента

     Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компанией. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация

и усовершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компанией. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.

      Главное внимание  в инновационном менеджменте  уделяется выработке стратегии  инновации и мер, направленных  на ее реализацию. Разработка и выпуск новых видов продукции становится приоритетным направлением стратегии фирмы, так как определяет все остальные направления ее развития.

       Осуществление  инновационного менеджмента в  целом предполагает:

                       разработку планов и программ инновационной деятельности;

               наблюдение за ходом разработки  новой продукции и ее внедрением;

                        рассмотрение проектов создания  новых продуктов;

              проведение единой инновационной  политики: координации деятельности в этой области в производственных подразделениях;

              обеспечение финансами и материальными  ресурсами программ инновационной  деятельности;

              обеспечение инновационной деятельности  квалифицированным персоналом;

               создание временных целевых групп  для комплексного решения инновационных  проблем - от идеи до серийного  производства продукции.

       Особенностью  современного этапа развития  инновационной деятельности является  образование в крупнейших фирмах единых научно-технических комплексов, объединяющих в единый процесс исследование и производство. Это предполагает наличие тесной связи всех этапов цикла "наука - производство". Создание целостных научно-производственно-сбытовых систем объективно закономерно, обусловлено научно-техническим прогрессом и потребностями рыночной ориентации фирмы.

         В 80-е годы  в инновационной политике крупных  фирм отчетливо проявилась тенденция  к переориентации направленности  научно-технической и производственно-сбытовой деятельности. Она выражалась прежде всего в стремлении к повышению в ассортименте выпускаемой продукции удельного веса новых наукоемких изделий, сбыт которых ведет к расширению сопутствующих технических услуг: инжиниринговых, лизинговых, консультационных и др. С другой стороны, отмечается стремление к снижению издержек производства традиционной продукции.

            Особенно заметно эти тенденции  проявляются в инновационном  менеджменте у американских машиностроительных  ТНК, которые концентрируют свои усилия на разработке и производстве продукции высокой технической сложности (радиоэлектронная техника, особенно ЭВМ и микропроцессоры, средства связи, авиакосмическая техника, энергетическое оборудование, средства автоматизации и др.). Они стремятся за счет монополизации выпуска таких изделий обеспечить быструю амортизацию капитала и сохранить лидерство в определенных секторах рынка машин и оборудования.

      Одновременно они  стремятся к значительному снижению  издержек производства в традиционных  отраслях машиностроения в целях повышения их конкурентоспособности.

 

 

2.2 Основные этапы процесса инноваций

 

Формирование замысла, подготовка и постепенное осуществление инновационных изменений называется инновационным процессом. Инновационный процесс - более широкое понятие, чем инновационная деятельность. Он может быть рассмотрен с различных позиций и разной степенью детализации:

  • во-первых, его можно рассматривать как параллельно-последовательное осуществление научно-исследовательской, научно-технической, производственной деятельности и инноваций;
  • во-вторых, его можно рассматривать как временные этапы жизненного цикла нововведения от возникновения идеи до ее разработки и внедрения.

В общем виде, инновационный процесс - это последовательная цепь событий, в ходе которых новшество реализуется от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется в хозяйственной практике. Причем инновационный процесс не заканчивается так называемым внедрением, т.е. первым появлением на рынке нового продукта, услуги или доведением до проектной мощности новой технологии. Процесс не прерывается, т.к. по мере распространения в экономике нововведение совершенствуется, делается более эффективным, приобретает новые потребительские свойства, что открывает для него новые области применения, новые рынки, а значит и новых потребителей.*

Большинство прогрессивных новвоведений находит реальное воплощение в создании наукоемкой и конкурентоспособной продукции, что является одним из важных результатов инновационной деятельности.

Инновационная деятельность связана с привлечением различных ресурсов. Основными из них являются инвестиции и затраты времени как на проведение исследований и разработок, так и на выполнение проектно-технологических и других работ, связанных с масштабным освоением производства новой продукции. В целостную систему инновационной деятельности входят такие составляющие компоненты, как наука, технология, экономика и образование.

Отсутствие любого из компонентов приведет к нарушению целостности системы инновационной деятельности. Точно так же недостаточное внимание к развитию одного из компонентов целостной системы снизит результативность ее функционирования.

Формирование замысла, подготовка и постепенное осуществление инновационных изменений называется инновационным процессом. Содержание инновационного процесса охватывает этапы создания как новшества, так и нововведения. Этапы создания новшества включают следующие стадии*:

  • фундаментальные исследования и разработка теоретического подхода к решению проблемы;
  • прикладные исследования и экспериментальные модели;
  • экспериментальные разработки, определение технических параметров, проектирование изделий, изготовление, испытание, доводка;
  • первичное освоение, подготовка производства, запуск и управление освоенным производством, поставка продукции;
  • потребление и устаревание, необходимая ликвидация устаревшего производства и создание вместо него нового.

Представленный таким образом инновационный процесс в полной мере отражает жизненный цикл нового продукта. Жизненный цикл - стадийность процесса, единство его начала и конца.

Применительно к нововведению, как процесса переноса новшества в сферу применения, содержание жизненного цикла несколько отличается и включает в себя стадии:

  • зарождение - осознание потребности и возможности изменений, поиск и разработка новшества;
  • освоение - внедрение на объекте, эксперимент, осуществление производственных изменений;
  • диффузия - распространение, тиражирование и многогранное повторение на других объектах;
  • рутинизация - реализация нововведения в стабильных, постоянно функционирующих элементах соответствующих объектов.

Информация о работе Инновационный менеджемент