Инновационный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 21:25, реферат

Краткое описание

Менеджмент сегодня это, прежде всего, - управление на основе постоянных нововведений. Важнейшей составной частью менеджмента во всех его ипостасях становятся инновации - процесс постоянного обновления во всех сферах предпринимательства. Инновации включают в себя не только технические и технологические разработки, но и все изменения, способствующие улучшению деятельности фирмы (новые товары, новые услуга, новые благоприятные условия для клиентов, включая цены, и т.д.).

Содержание

1. Инновации и процесс обновления в предпринимательстве
2. Новые принципы управления
3. Факторы, блокирующие и поддерживающие новаторство
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Инновационный менеджмент.docx

— 29.84 Кб (Скачать файл)

Учреждение  образования Федерации профсоюзов Беларуси

Международный институт трудовых и социальных отношений

Кафедра экономики и менеджмента 
 
 

РЕФЕРАТ

По дисциплине: Теоретические основы менеджмента

На тему: «Инновационный менеджмент» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                         Подготовила студентка 2-го курса

                                                                                           Дневной формы обучения

                                                                                           Факультета МЭОиМ

                                                                                           Группы 911

                                                                                           Сикирицкая Анастасия Евгеньевна

                                                                                           Проверил: доцент Александров А.К. 
 

МИНСК 2010

СОДЕРЖАНИЕ: 

  1. Инновации и процесс обновления в предпринимательстве
  2. Новые принципы управления
  3. Факторы, блокирующие и поддерживающие новаторство

Список используемой литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Инновации и процесс обновления в предпринимательстве

Менеджмент сегодня  это, прежде всего, - управление на основе постоянных нововведений. Важнейшей  составной частью менеджмента во всех его ипостасях становятся инновации - процесс постоянного обновления во всех сферах предпринимательства. Инновации  включают в себя не только технические  и технологические разработки, но и все изменения, способствующие улучшению деятельности фирмы (новые  товары, новые услуга, новые благоприятные  условия для клиентов, включая  цены, и т.д.). Инновационный процесс - совершенствование сбалансированности различных сфер деятельности предприятия  при контроле за рентабельностью работы каждого звена. Все нововведения проводятся на основе систематического, комплексного анализа различных сторон работы фирмы, главное в котором - сравнивать полученные результаты не с уже достигнутыми, а с тем потенциалом (емкостью) рынка, который имеется в данное время. Цель такого анализа - определить, насколько полно использует фирма возможности рынка в каждом периоде.

Комплексный анализ различных сторон работы фирмы должен включать в себя:

а) оценку желательного для предпринимателя положения  на рынке товаров и услуг, предлагаемых фирмой в настоящее время;

б) предпочтительное для предпринимателя положение  текущей продукции на новых рынках;

в) оценка выпускаемой  продукции, предусматривающая решение  о прекращении производства каких-либо товаров или услуг из-за падения на них спроса;

г) возможности  выпуска новых товаров и услуг для новых рынков;

д) изменения  в системе сбыта и другие преобразования в работе в целях инноваций.

В области нововведений перед предпринимателем стоят следующие задачи:

-механизация,  автоматизация ложной, грязной, опасной работы;

-привлечение  в коллектив фирмы сотрудников  более высокой квалификации и  создание лучших материальных условий для работников.

Для решения  этих задач предприниматель должен:

-быть приверженцем  новых идей;

-предоставлять  каждому сотруднику достаточно  широкое поле деятельности, снабжая  его не детализированным планом, сковывающим инициативу, а краткими инструкциями; поощрять инновационные идеи, возникающие у подчиненных; организовать в фирме специальный информационный фонд инноваций;

-обеспечить  непрерывное обучение и повышение  квалификации сотрудников и в  централизованном, и, что более  важно, в индивидуальном порядке.

Инновации в  российских условиях - главное средство выживания фирмы на рынке. Нововведения должны внедряться по мере потребности  рынка, но предприниматель обязан предвидеть их необходимость и целесообразность. В рамках работы в этой области рекомендуется:

-выявление тех  видов товаров и услуг, которые обеспечат желаемую долю рынка;

-определение  товаров и услуг, заменяющих  устаревающие; внедрение инноваций  во всех других сферах деятельности  фирмы (делопроизводство, реклама и т.д.);

-сбалансирование  кратко- и долгосрочных программ  инноваций (как увеличить прибыть,  каким образом эффективнее использовать  имеющиеся средства и т.д.). 

Необходимы постоянные инновации и в организационной  структуре фирмы, которая обязана  соответствовать изменениям, происходящим на рынке. Структура компании должна быть простой и четкой; обеспечивать фирме максимальную рентабельность; содержать минимальное количество промежуточных звеньев; обеспечивать подготовку менеджеров для фирмы, учитывая перспективу и конкуренцию между менеджерами.

В современных  условиях рынка постоянные преобразования работы фирмы и ее сотрудников  на новой, более совершенной основе приобретают все более важное значение, поэтому остановимся на ней подробнее, и прежде всего на роли научно-технического прогресса.

В эпоху научно-технической  революции рост научных достижений, расширяя технический и производственный потенциал промышленности и увеличивая производительную силу труда, оказывает  немаловажное воздействие на экономическую  деятельность предприятий. Интенсификация исследований и разработок является свидетельством стремления компании максимально  использовать имеющиеся научно-технические  возможности для расширения масштабов  производства и увеличения прибыли. Подобно всякой другой форме приложения капитала, научные исследования имеют  целью способствовать увеличению получаемой данной фирмой прибыли. При этом конечная цель, объем и характер исследований определяются главным образом непосредственными потребностями обслуживаемых фирмой рынков сбыта и остротой конкуренции, а также возможностями соответствующих подразделений фирмы. Расширение исследований по разработке новых видов технологий, товаров и услуг привело к развитию особой сферы внутрифирменной деятельности по созданию нововведений. Общеизвестно, что под нововведениями понимают сложный комплекс различных видов деятельности, начиная с возникновения идеи и последующих стадий исследований, разработок, проектирования, изготовления нового образца, и анализ рынка сбыта до поступления новой продукции в сферу сбыта. С чисто экономической точки зрения нововведение - прибыльное использование научно-технических и других достижений посредством производства новой потребительской стоимости. Нововведения ныне стали одним из главных резервов обеспечения экономического роста фирмы, сохранения и усиления ее конкурентных позиций на рынках сбыта. Ускорение процесса создания и сбыта новых видов товаров рассматривается как важнейший составной элемент всей рыночной стратегии. Совершенно очевидно, что в настоящее время сохранение конкретного объема продаж фирмой возможно лишь при непрерывном вводе на рынок новых товаров и услуг. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Новые принципы управления

Новые принципы управления строятся на признании в  качестве системообразующих элементов  инновационного процесса его непрерывности, но в то же время неупорядоченности, низкой предсказуемости результатов. Реорганизация управления инновационной  деятельностью предполагает создание таких организационных отношений, которые позволили бы более полно  использовать творческий потенциал  коллектива. При всем многообразии современных конкретных форм подобных связей представляется возможным выделить ряд общих черт:

• безоговорочная поддержка инновационной деятельности со стороны руководства. Ценностные установки руководителей фирмы  во многом способствуют созданию в  организации инновационного климата, особой атмосферы, благоприятствующей свободному, творческому поиску и реализации нововведений;

• всемерное  содействие экспериментаторству на всех уровнях и во всех подразделениях организации. Энтузиастам предоставляются все возможности реализовать их новаторские идеи (в продуктах, процессах, организационных методах). В этом менеджеры фирмы видят эффективный метод борьбы с бюрократизацией и косностью мышления, убивающими свежие, нетривиальные идеи;

• высокий уровень  и постоянное совершенствование  коммуникаций. Когда проблема «штурмуется» с разных сторон, образуются новые  информационные комбинации и связи  на каждом уровне управления, возникает  более широкий ряд решений. Поэтому  инновационные структуры стремятся  усилить циркуляцию информации между  подразделениями и отдельными сотрудниками;

• использование  комплексных мотивационных систем, включающих различные формы и  методы материального поощрения  инновационной деятельности, и, кроме  того, широкий набор мер социально-психологического воздействия на работников. Данная практика основана на том, что наибольшую творческую активность люди проявляют  в случае, если руководство организации  поддерживает в них чувство социальной значимости и защищенности, ответственности  и возможности профессионального и должностного роста;

• применение стиля, называемого участием в управлении. Работники должны быть вовлечены  во все фазы инновационного процесса и принятия решения. Такое участие  предупреждает сопротивление персонала  технологическим и организационным  нововведениям, способствует улучшению  показателей производственной деятельности;

• непрерывность  обогащения сотрудниками своих знаний. В условиях обострившейся конкуренции, в которой решающее значение приобретают  новизна и качество услуг, высокий  профессионализм персонала, его  способность и желание творчески  осваивать современные технологии, разрабатывать новые продукты превращаются в важнейший фактор коммерческого  успеха. Поэтому процесс подготовки и переподготовки кадров всесторонне  поддерживается высшим руководством и  расценивается им как составная  часть работы предприятия, как один из главных рычагов сохранения его  приоритетных позиций в современном быстроменяющемся мире.

Решающее значение для обеспечения инновационного климата в организации имеет  поддержка новаторства со стороны  руководства. Настоящим руководителем  можно назвать лишь того, кто обладает способностью побуждать людей, будь то словами или собственным примером, к полному проявлению своих потенциальных  возможностей; предоставляет им поле деятельности и свободу для реализации их устремлений. Основной задачей менеджера  становится умение не столько единолично находить правильные решения и брать  на себя все вопросы, сколько создать атмосферу творческого поиска в руководимом коллективе. В этом кроется большой смысл, так как сами подчиненные вовлекаются в процесс разработки, а главное - реализации решения, воспринимаемого ими или как собственное, или как лучшее из всех. 

  1. Факторы, блокирующие и  поддерживающие новаторство

К факторам, блокирующам новаторство, обычно относят: недоверия менеджеров к выдвигаемым снизу новым идеям и необходимость множества согласований по ним; незамедлительную критику и угрозы увольнения в связи с допущением ошибок; вмешательство других отделов в оценку новаторских предложений и кулуарное принятие решений по ним; контроль за каждым шагом новатора; передачу нижестоящим руководителям указаний, сопровождаемых угрозами; возникновение у вышестоящих руководителей «синдрома всезнающих экспертов».

Факторами, поддерживающими  новаторство, считают: предоставление необходимой свободы при разработке новшества, обеспечение новаторов  необходимыми ресурсами и оборудованием, поддержку со стороны высшего  руководства; ведение дискуссий  и обмен идеями «без злобы и  страха»; поддержание эффективных  коммуникаций с коллегами, другими  подразделениями, вузами и внешними научными организациями; углубление взаимопонимания между работниками.

К факторам, усиливающим  новаторство, относят: поддержку стремления сотрудников постоянно учиться  и повышать квалификацию, сочетание  в системе образования специальных  знаний и многодисциплинарной подготовки; возможность высказывать собственное  мнение о проводимых измерениях; поощрение  совмещения профессий, преодоление  барьеров и «размывания границ»  между разными видами работ и  функционирования обязанностями; предоставление содержательной деловой информации, даже если она негативна; проведение регулярных совещаний рабочих групп; логичную аргументацию необходимости изменений и реорганизаций; постоянную поддержку атмосферы доверия и восприимчивости к переменам.

Информация о работе Инновационный менеджмент