Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 13:12, курсовая работа
Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и совершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА 4
1.1. Основные понятия 4
1.2. Инновационный процесс 5
1.3. Классификация инноваций 7
2. ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ 8
3. РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ НОВОЙ ПРОДУКЦИИ 10
3.1. Понятие «нового продукта» 10
3.2. Этапы выведения нового продукта на рынок 11
3.2.1. Этап генерации идей 12
3.2.2. Отбор идей 13
3.2.3. Разработка замысла и его проверка 14
3.2.4. Этап экономического анализа 15
3.2.5. Разработка товара 15
3.2.6. Пробный маркетинг 16
3.2.7. Коммерческая реализация товара 18
4. Экспертиза инновационных проектов 19
4.1. Задачи и основные приемы 19
4.2. Методы отбора инновационных проектов 22
5. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА 27
5.1. Общая экономическая эффективность инноваций 27
5.2.Характеристика результатов инновационной деятельности 31
5.3. Выход на рынок технологий как результат инновационной деятельности 33
6. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЫ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 35
6.1. Роль науки и инновационной деятельности 35
6.2. Характеристика современного научного потенциала 36
6.3. Приоритеты развития науки и научного комплекса в России 38
7. СТАНОВЛЕНИЕ ИНТЕНСИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
РАЗРАБОТКИ НОВШЕСТВ 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
Разность между будущей
Коэффициенты дисконтирования рассчитываются по формуле сложных процентов:
at=(1+I)tp ,
где I — процентная ставка, выраженная десятичной дробью (норматив дисконтирования);
tp — год приведения затрат и результатов (расчетный год);
t — год, затраты и результаты которого приводятся к расчетному.
При условии приведения к году начала реализации инноваций имеем tp=0 и, следовательно,
При положительной величине нормы процента на капитал i коэффициент дисконтирования всегда меньше единицы (в противном случае деньги сегодня стоили бы меньше, чем деньги завтра).
Метод начисления по сложным процентам заключается в том, что в первом периоде начисление производится на первоначальную сумму кредита, затем она суммируется с начисленными процентами и в каждом последующем периоде проценты начисляются на уже наращенную сумму. Таким образом база для начисления процентов постоянно меняется. Иногда данный метод называют «процент на процент».
Чем ниже ставка процента и меньше период времени t, тем выше современная величина будущих доходов.
С помощью дисконтирования
Общее правило при принятии решения таково: инновации следует осуществлять, если ожидаемый уровень дохода на капитал не ниже (или равен) рыночной ставки процента по ссудам. Процент выполняет важнейшую роль в решении задачи эффективного распределения ресурсов в рыночном хозяйстве, — выборе наиболее доходного из возможных инновационных решений. Сравнение уровня дохода на капитал с процентной ставкой — это один из способов обоснования эффективности инноваций.
Кроме чистого приведенного дохода, для отбора инновационных проектов используют и другие показатели: срок окупаемости (Ток); период окупаемости (Пок) внутреннюю норму доходности (Вд); рентабельность (R).
Метод перечня критериев. Суть метода отбора инвестиционных проектов с помощью перечня критериев заключается в следующем: рассматривается соответствие проекта каждому из установленных критериев и по каждому критерию дается оценка проекту. Метод позволяет увидеть все достоинства и недостатки проекта и гарантирует, что ни один из критериев, которые необходимо принять во внимание не будет забыт, даже если возникнут трудности с первоначальной оценкой.
Критерии, необходимые для оценки инвестиционных проектов, могут различаться в зависимости от конкретных особенностей организации, ее отраслевой принадлежности и стратегической направленности. При составлении перечня критериев необходимо использовать лишь те из них, которые вытекают непосредственно из целей, стратегии и задач организации, ее ориентации долгосрочных планов. Проекты, получающие высокую оценку с позиции одних целей, стратегий и задач, могут не получить ее с точки зрения других.
Основными критериями для оценки инвестиционных проектов являются:
1. Цели организации, стратегия, политика и ценности.
3. Научно-технические критерии (для проектов НИОКР)
5. Внешние и экологические
При выборе проекта, оценке его эффективности следует учитывать факторы неопределенности и риска. Полномасштабное изучение этого вопроса выходит за рамки данного учебного пособия, поэтому остановимся на них лишь вкратце.
Под неопределенностью понимается неполнота или неточность информации об условиях реализации проекта, в том числе сопутствующих затратах и результатах. Неопределенность, связанная с возможностью возникновения в ходе реализации проекта неблагоприятных ситуаций и последствий, характеризуется понятием риска.
При оценке проектов наиболее существенными представляются следующие виды неопределенности и инвестиционных рисков.
1. Риск, связанный с
нестабильностью
2. Внешнеэкономический риск (возможность введения ограничений на торговлю и поставки, закрытия границ и тому подобное)
3. Неопределенность политической
ситуации, риск неблагоприятных
социально-политических
4. Неполнота или неточность
информации о динамике технико-
5. Колебания рыночной
конъюнктуры, цен, валютных
6. Неопределенность природно-
7. Производственно-
8. Неопределенность целей,
интересов и поведения
9. Неполнота или неточность
информации о финансовом
Наиболее точным является метод
формализованного описания неопределенности.
Применительно к видам
5. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА
5.1. Общая экономическая эффективность инноваций
Методическими рекомендациями по оценке инвестиционных проектов и их отбору для финансирования (утвержденными Госстроем, Министерством экономики, Министерством финансов и Госкомпромом РФ №7-12/47 от 31 марта 1994 г.) установлены следующие основные показатели эффективности инновационного проекта (рис. 5.1.):
Показатели эффективности
Рисунок 5.1.
Коммерческая эффективность (финансовое обоснование) проекта определяется соотношением финансовых затрат и результатов, обеспечивающих требуемую норму доходности. Коммерческая эффективность может рассчитываться как для проекта в целом, так и для отдельных участников с учетом их вкладов по правилам. При этом в качестве эффекта на t-шаге (Эt) выступает поток реальных денег.
В рамках каждого вида деятельности происходит приток Пi (t) и отток Оi (t) денежных средств. Обозначим разность между ними через Фi(t):
Фi(t) = Пi(t) - Оi(t),
где i = 1, 2, 3.
Приток реальных денег Ф(t) называется разность между притоком и оттоком денежных средств от инвестиционной и операционной деятельностью в каждом периоде осуществления проекта (на каждом шаге расчета)
Ф(t) = [П1(t) - О1(t)] + [П2(t) - О2(t)] = Ф1(t) – Ф’(t)
Показатели бюджетной эффективности отражают влияние результатов Осуществления проекта на доходы и расходы соответствующего (федерального, регионального или местного) бюджета. Основным показателем бюджетной эффективности, используемым для обоснования предусмотренных в проекте мер федеральной и региональной поддержки, является бюджетный эффект.
Бюджетный эффект (Bt) для t-шага осуществления проекта определяется как превышение дохода соответствующего бюджета (Dt) над расходами (Pt) в связи с осуществлением данного проекта
Bt = Dt - Pt
Интегральный бюджетный эффект В рассчитывается по формуле как сумма дисконтированных годовых бюджетных эффектов или как превышение интегральных доходов бюджета (Dинт) над интегральными бюджетными расходами(Pинт).