Инновационный менеджмент в Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 14:13, реферат

Краткое описание

Конкурентные позиции компаний во многом зависят от того, насколько эффективно организована их инновационная деятельность, включающая в себя НИОКР, систему управления персоналом, занятым в разработке инновационной продукции, а также систему сбора и обработки информации, необходимой для осуществления инноваций.

Содержание

• ВВЕДЕНИЕ
• Глава 1. Исторические аспекты и особенности японского менеджмента
o 1.1 История и развитие инновационной деятельности в Японии
• Глава 2. Направления и организация инноваций
o 2.1 Особенности и направления японских инноваций
o 2.2 Организация НИОКР в компаниях
• Глава 3. Финансирование инноваций
o 3.1 Структура финансирования НИОКР
o 3.2 Государственная политика в сфере НИОКР
• ЗАКЛЮЧЕНИЕ
• СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Nashla_dva_varianta.docx

— 34.20 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ

  • Глава 1. Исторические аспекты и особенности японского менеджмента

    • 1.1 История и развитие инновационной деятельности в Японии

  • Глава 2. Направления и организация инноваций

    • 2.1 Особенности и направления японских инноваций

    • 2.2 Организация НИОКР в компаниях

  • Глава 3. Финансирование инноваций

    • 3.1 Структура финансирования НИОКР

    • 3.2 Государственная политика в сфере НИОКР

  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

инновационный менеджмент японский

Конкурентные позиции компаний во многом зависят от того, насколько эффективно организована их инновационная деятельность, включающая в себя НИОКР, систему управления персоналом, занятым в разработке инновационной продукции, а также систему сбора и обработки информации, необходимой для осуществления инноваций. Таким образом, выработка максимально эффективной системы организации инновационной деятельности является приоритетной задачей для частного сектора и государственных органов страны, рассчитывающей занять достойное место на мировой экономической арене.

Эта проблема актуальна для Японии, которая на рубеже XX и XXI столетий столкнулась с ожесточенной конкуренцией со стороны быстро развивающихся азиатских соседей и западных стран.

Глава 1. Исторические аспекты и особенности японского менеджмента

1.1 История и развитие инновационной деятельности в Японии

В послевоенный период ситуация в экономике Японии во многом напоминала Россию в период после либеральных реформ. Маленькая островная страна, оказалась перед лицом разрухи, вызванной демилитаризацией экономики, разрушением флота, огромной безработицей. Негде было взять ресурсы, чтобы накормить 110-миллионное население и не сорваться в пропасть социально-политических потрясений. Об экономическом росте не было и речи - западные эксперты утверждали, что Япония навсегда останется мировой экономической окраиной. Но именно внедрение новых технологий стало решающим фактором экономического роста страны в послевоенный период. И не государство, а частные компании, наталкиваясь на ресурсные ограничения, в большей степени инициировали использование новых технологий. Это позволяло преодолеть значительный дефицит ресурсов (в том числе финансовых) с помощью замещения ограничивающих инвестиционный процесс факторов новыми технологиями.

Развитие НИОКР в Японии можно разделить на два этапа: первый 1945-1973 гг. (окончание Второй мировой войны - мировой энергетический кризис) и второй с 1973 года - по настоящее время. Чем обусловлена такая периодизация?

Во-первых, временными границами, которые отражают как Экономическую историю страны, так и состояние в области НИОКР.

Во-вторых, методологическим положением о том, что динамичная страна, стремящаяся к достижению высоких показателей в социально-экономической и научно-технической областях, сначала находится "на старте", затем "разгоняется" и начинает "набирать высоту", достигая определенных результатов.

И, наконец, в-третьих, сопоставление различных количественных данных применительно к НИОКР дает основание для определения двух этапов с их характерными особенностями.

Первый этап 1945 - 1973 гг. Эти годы называют "заимствованием", "впитыванием", "усвоением" или "освоением" того, что было достигнуто в мире в области науки и техники промышленного производства.

С начала 50-х годов Япония становится одним из крупнейших в мире покупателей новейших научно-технических достижений. В 1950-1978 гг. она приобрела около 26 тыс. иностранных патентов и лицензий, потратив на это около 7 млрд. долларов. При этом 65 процентов патентов и лицензий было закуплено в США, 35 процентов - в странах Западной Европы. Страна выбрала курс освоения передовых технологий для технического обновления, прежде всего таких отраслей как черная металлургия, электротехническое и транспортное машиностроение, химическая промышленность. Это позволило выиграть время и сэкономить огромные средства при перестройке экономики.

По расчетам специалистов, общий выигрыш Японии от импортных лицензионных соглашений за период с 1950-1951 по 1968-1969 финансовых годов составил 70 млрд. долларов, или около 25% всей суммы валовых накоплений основного капитала за тот же период.

Исследования, проведенные в начале 70-х годов японским Агентством науки и техники, показали, что в среднем каждая лицензия на использование научно-технических достижений потребовала бы 4,5 лет НИОКР и расходов в размере 12,8 млн. долларов. Средняя же величина лицензионных выплат для одного соглашения средней продолжительностью 13,5 лет составляет 800 тыс. долларов.

Второй этап - с 1973 г. по настоящее время. Необходимо подчеркнуть, что к началу 70-х годов в стране были созданы организационные, кадровые и материальные предпосылки для достижения более высоких результатов в области НИОКР. Разразившийся в 1973 году мировой энергетический кризис стимулировал исследования, разработки и использование энергоэкономичных технологий. Так, при удвоении валового национального продукта за 1973 -1984 гг. потребности в энергетических ресурсах возросли в Японии всего на 7 - 8 процентов.

В этот период увеличились расходы на НИОКР. В 1990 году по доле ассигнований в национальном доходе (3,51%) Япония начала опережать США (3,26%), одновременно уступая им по абсолютным размерам в 1,7 раза. При этом ассигнования на НИОКР распределялись следующим образом: 12,6% - на фундаментальные исследования, 24,2% - на прикладные и 63,2% -на разработки. По фундаментальным работам Япония уступает США, но по прикладным и разработкам находится на одном уровне или превосходит их.

Появились и так называемые конкурентные результаты применительно к мировому рынку: в начале 80-х годов доля Японии в мировом экспорте товаров высоких технологий достигла 25 процентов по сравнению с 13 процентами в начале 70-х годов. Страна вышла на лидирующие позиции в судостроении, черной металлургии, автомобилестроении, оборудовании с числовым программным управлением, бытовой электротехнике, производстве полупроводников и интегральных схем.

Важным показателем для Японии является концентрация большей части расходов на НИОКР (примерно 65-75 процентов) непосредственно в компаниях. Остальные расходы приходятся на университеты. При этом главная ориентация затрат на НИОКР в промышленных компаниях - коммерческая отдача.

Важной характеристикой развития НИОКР является увеличение объема и значения научно-технической информации.

В Японии данная темпоритмическая характеристика имеет три важнейших аспекта:

1. Организация и использование  информации в процессе НИОКР. В данном случае речь идет  о самых разных уровнях управления - общегосударственном, отраслевом  или министерском и первичном, то есть применительно к данной  компании. Без соответствующего  уровня организации информации  в той или иной области о  патентах, открытиях, изобретениях (при  прочих равных условиях) трудно  рассчитывать на успех в цикле "исследования - разработки - производство".

2. Так называемый текущий обмен  информацией между различными  подразделениями компании.

3. Уровень подготовки современных  инженерных кадров, а также возможности  для непрерывного пополнения, обновления  и совершенствования своих знаний, или "персонифицированной информации". Специалисты используют специальный  термин - "период полураспада", то есть знания у "застывшего" выпускника технического вуза  через пять лет устаревают, примерно, наполовину. Поэтому конкурентоспособные  компании большое значение придают  повышению квалификации своих  научно-технических кадров и считают  их золотым фондом. Образно говоря, будущие разработки и, следовательно, будущее компании находятся в  их головах.

 

глава 2. направления и организация инноваций

2.1 Особенности и направления  японских инноваций

Не оставляет сомнений высокий уровень научно-технического развития и инновационного потенциала Японии. Напряженная внутренняя конкуренция делает постоянные инновации необходимым условием выживания и успеха на рынке; высокий уровень развития прикладной научно-исследовательской базы и высокая способность частных компаний к внедрению и коммерческому применению результатов научных исследований, а также гибкость и бездефектность производственной системы позволяют японским компаниям активно осуществлять инновационную деятельность.

В результате, Япония является одним из мировых лидеров в научно-технической области с высокой долей высокотехнологичной продукции в экспорте, а также крупнейшим экспортером технологий в виде продажи лицензий.

Вместе с тем обращают на себя внимание и некоторые слабые стороны инновационной системы Японии. В первую очередь это недостаточное внимание японских компаний к фундаментальным исследованиям при чрезмерном увлечении прикладными. Во-вторых, значительным препятствием на пути дальнейшего научно-технического и инновационного развития является недостаточный уровень доступности венчурного капитала, который в США и Европе является основным двигателем инновационного процесса, «беря на себя» проекты с высокой степенью риска.

По скорости разработок и запуска в производства японцы сильно опережают другие страны. Японская автоиндустрия выходит на рынок через месяц после начала производства. США для этого требуется 4 месяца, европейцам - 2 месяца. По скорости доработки нового продукта в период рыночной его жизни новые участники международного технологического бизнеса также превосходят своих конкурентов. Японцам, например, достаточно четырех месяцев для достижения нормального уровня качества. США требуется 5 месяцев для выхода на нормальную производительность и 11 месяцев - для достижения нормального уровня качества. В Японии число малых предприятий составляет около 99% от общего числа предприятий. Около 6,5 млн. предприятий в Японии - малые и средние инновационные предприятия. Занято на них 54 млн. человек, т.е. 79% всей рабочей силы Японии. Японцы в значительной степени благодарны малым предприятиям, они осуществляет свою дальнейшую государственную политику по их поддержке в связи с тем, что сразу после Второй мировой войны их рост, экспорт их продукции помогли восстановлению экономики страны в целом: существенные долларовые инъекции, заработанные малыми предприятиями, шли не столько на их дальнейшее развитие, сколько на восстановление крупных промышленных предприятий Японии.

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЯПОНСКОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ

Углубление фундаментальных и прикладных исследований

Расширение центров технологического развития, созданных на основе международного сотрудничества с участием бизнеса, правительства и университетов

Определение приоритетов в инновационной политике  
Стимулирование исследований в промышленности

Продвижение технологической политики посредством расширения внешних связей

Участие в международном обмене технологиями для решения глобальных проблем  
Расширение международного сотрудничества в области научных исследований  
Передача технологий развивающимся странам в целях ускорения их экономического развития

Развитие науки и технологий в гармонии с населением и природой

Технологии, направленные на поддержку пожилых людей  
Технологии, связанные с человечеством, с общественно-культурной жизнью  
Технологии, направленные на охрану природы и повышение жизненного уровня

Развитие технологической политики направленной на развитие регионов

Создание региональной системы продвижения технологий  
Улучшение региональной политики планирования и координации мероприятий  
Привлечение молодых исследователей в региональные технологические центры

 
   

 

2.2 Организация НИОКР  в компаниях

В Японии большая часть НИОКР сосредоточена в промышленных компаниях, где появляется, примерно, 80 процентов крупных изобретений и нововведений в области техники и технологии.

Можно выделить несколько видов организации управления НИОКР в японских компаниях.

Первый вид включает лаборатории общих исследований с внутренней специализацией по принципиальным (стратегическим) направлениям и лаборатории, которые специализируются на решении прикладных задач.

Второй вид отличается составом лабораторий и отделов, специализирующихся на предметных разработках и действующих автономно. Структурно лаборатории состоят из отделов, а отделы (со статусом лабораторий) включают лаборатории.

Третий вид характеризуется составом лабораторий, специализация которых соответствует специализации заводов, выпускающих ту или иную продукцию.

Как правило, организационная структура управления НИОКР в рамках компании представляет собой автономную систему. Научно-исследовательские лаборатории могут быть объединены технологическим Центром или Центром НИР. Такой Центр, наряду со своей главной стратегической функцией (ориентация на перспективные разработки) может выполнять и другие функции, связанные, например, со сбытом, подбором персонала и т.д.

Другая черта японской системы организации НИОКР - значительное внимание к информации относительно технологических процессов и стремление снять с руководителей научно-исследовательских подразделений заботу о финансах. Технологическая информация становится предметом как тактических, так и стратегических решений. При этом прогнозы в области технологии являются одним из ведущих звеньев, поскольку создают необходимую ориентацию у руководителей и сотрудников научно-исследовательских подразделений.

В 1988 году японская фирма "Нихон Кейдзай Шимбук Инк" и американская консультативная фирма "Буз Аллен энд Гамильтон" провели опрос менеджеров из 102 американских, 95 японских, 79 западноевропейских компаний, а также 27 компаний азиатского региона по вопросу технологического развития до 2008 года.

Отвечая на вопрос об эффективных средствах форсирования этого развития, представители промышленных кругов Японии и стран Западной Европы в первую очередь отметили совершенствование системы обучения управленческих кадров и расширение научно-технических коммуникаций, а затем рост размеров государственного финансирования и укрепление научно-исследовательского партнерства. По мнению американских менеджеров, наиболее важным является развитие форм межфирменной кооперации в области НИОКР и расширение сотрудничества с университетами, а после этого -размеры государственного финансирования. Менеджеры из азиатских стран отдали предпочтение государственному финансированию, считая его наиболее эффективным для ускорения научно-технического прогресса в ближайшие пятнадцать лет.

Информация о работе Инновационный менеджмент в Японии