Интеграция малого и крупного бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 17:38, курсовая работа

Краткое описание

Проблема взаимоотношений малого, и крупного бизнеса остается по-прежнему актуальной, и особенно с учетом необходимости рационализации и усиления прозрачности государственной экономической политики. Отсутствие ясности во взаимодействии различных по масштабам предприятий обусловливает несовершенство этой политики.
В развитых странах крупное производство уже давно превалирует над мелкотоварным, удовлетворяя массовый спрос качеством и разнообразием продукции, темпами обновления товаров и услуг, их общедоступностью и ценовой приемлемостью. Однако малое предпринимательство, несмотря на всеобщую концентрацию производства, занимает в нем обширную нишу, трансформируясь вместе с преобразованием крупных и средних предприятий.

Вложенные файлы: 1 файл

Интеграция малого и крупного бизнеса в России.docx

— 54.13 Кб (Скачать файл)

2. Возможность для  ограничение доступа других фирм  к достижениям НТП и рационального  бизнеса

3. Падение эффективности  управление с ростом объема  фирмы

4. Негибкость, возможность  потери контакта с потребителем

Существуют также серьезные страновые различия в сильных и слабых сторонах крупного бизнеса.

 

1.3 Малый бизнес

Малый бизнес: причины роста и критерии выделения.

Если понятие крупный бизнес-это понятие в основном экономическое. Законодательство как зарубежных стран, так и российское специально не выделяет понятие "крупный бизнес". Малый бизнес определяется как экономически, так и юридически. Как показывает опыт стран с высокоразвитой экономикой, он является важнейшей составляющей рыночного хозяйства. В современных условиях роль малого бизнеса в рыночной экономике растет.

В самом общем виде под малым бизнесом понимается предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законом, государственными органами и другими представительными организациями критериях (показателях), конституциирующих сущность данного понятия.

Функции малого бизнеса:

Экономические функции малого бизнеса:

1. Придает рыночной  системе необходимую гибкость (активизация  структурных сдвигов, процессов  разгосударствления и приватизации).

2. Формирует конкурентную  среду (региональные и местные  рынки, огранивает монополии и  толкает их на рационализацию  своего производства путем создания  дочерних предприятий).

3. Ускоряет НТР (организация  мелкосерийного и опытного производства, поиск разработка и внедрение  новых идей).По данным Института  стратегического анализа и развития  предпринимательства, малые фирмы  США производят в четыре раза  больше новинок в расчете на  одного занятого, чем крупные  предприятия, а затраты на одного  занятого у них вдвое ниже. К примеру, концерн General Electric связан  более чем с 200 исследовательскими  компаниями, которые в основном  работают на него. Ежегодный объем  капиталовложений венчурных фондов  США оценивается в 3-4 млрд. долл.

4. Мобилизует сырьевые, людские и финансовые ресурсов.

5. Обеспечивает  рост налоговых поступлений.

Социальные функции малого бизнеса:

1. Обеспечивает  рост занятости.

2. Снижает социальную  напряженность.

3. Стабилизирует уровень доходов населения.

Но все перечисленные достоинства малого бизнеса проявляются отнюдь не автоматически. Проблема состоит в том, что небольшие предприятия как правило подвержены гораздо большему риску чем крупные фирмы.

Преимущества и слабости малого бизнеса

Сильные стороны малого бизнеса:

1. Гибкость

2. Более высокая  рентабельность по сравнению  с крупным бизнесом

3. Использование  незанятых ресурсов на неформальных  рынков

4. Зависимость от  поддержки крупных фирм и государства.

Слабые стороны малого бизнеса:

1. Высокорискованный  характер

2. Интуитивный характер  и неспециализированное управление

3. Ограниченный  доступ к высококачественным  ресурсам

4. Недостаток финансовых  ресурсов, сложный доступ к информации и достижениям

Малый бизнес неустойчив. Половина предприятий гибнет в первый срок своего существования, но тут же их место занимают вновь возникающие фирмы. Особенно высок уровень банкротства фирм в первые три года.

 

Малый бизнес сильно зависит от конъюнктуры. Небольшие размеры не позволяют создать внутри фирмы современные структуры и эффективное специализированное управление. Для большинства мелких фирм характерно единство собственности и управление. Большинство отношений внутри фирмы и партнерами по бизнесу строится на основе неформальных связей. Небольшие фирмы часто обращаются к неформальным рынкам ресурсов, финансируют бизнес с помощью кредитов частных лиц, используют собственные средства и средств друзей и близких. Не редкость в малом бизнесе и использование неформального и даже теневого рынка труда (привлечение нелегальных эмигрантов, несовершеннолетних и т.д.). Конкурентные преимущества и рентабельность производства обеспечивается за счет неявных издержек, в основе которых часто лежит высокая (выше чем на крупных предприятиях) интенсификации труда и продолжительность рабочего дня, низкая по сравнением с крупным бизнесом оплата ресурсов. Все это и определяет крайне неустойчивый и высоко рисковый характер малого бизнеса. Одним словом, главное отличие малого предпринимательства состоит в том, что независимо от страновой принадлежности, оно в большинстве случаев является типичным интуитивным бизнесом. Без активной поддержки крупного бизнеса и государства малый бизнес является источником экономических и социальных рисков. Поэтому законодательство развитых стран выделяет малый бизнес в особую категорию и занимается активной поддержкой малого бизнеса.

Типы малого бизнеса.

Малый бизнес неоднороден. В зависимости от конкурентной стратегии можно выделить два основных типа малых предприятий: жизнеобеспечивающее и быстрорастущее.

Жизнеобеспечивающее – малое предприятие, способное обеспечить владельцу приемлемый доход. Это как правило мельчайший бизнес с числом занятых 1-2 человека. Он является формой самозанятости или дополнительного заработка. Его часто называют также традиционным малым бизнесом.

Доля таких предприятий велика в странах с небольшими внутренними рынками.

Для сравнения в США – стране с большим внутренним рынком доля традиционного бизнеса 39% а, в таких странах как Италия и Япония, мелкие средние компании доминируют в ряде отраслей, особенно, таких как обрабатывающая промышленность. Велика доля традиционного бизнеса и в странах, где рыночная экономика недостаточно развита.

Традиционный бизнес преобладает в производственном и бытовом обслуживании, оптовой и розничной торговле. (парикмахерские, небольшие кафе, зубоврачебные кабинеты, магазины.) Нишей традиционного малого бизнеса являются отрасли обслуживающие локальные потребности.

Быстрорастущее малое предприятие – это малый бизнес придерживающийся стратегии высокого роста и стремящееся получить высокую отдачу от вложений. Конечной целью такого предприятия является превращение в современное крупное эффективное предприятие. Эффективное функционирование быстрорастущего предприятия редко возможно без активной помощи государства и крупного бизнеса. Этот вид малого бизнеса активно развивается в сфере информационных услуг и инновационного бизнеса.

Так же как и в крупном бизнесе существуют серьезные страновые различия в структуре, сфере и темпах роста малого бизнеса. Количественные критерии выделения малого бизнеса.

Для определения особого статуса, в законодательстве стран с развитой рыночной экономикой выделяют количественные критерии выделения малого бизнеса и определяют основные направления поддержки малого бизнеса. Малый бизнес не поддается простому определению.

В большинстве экономически развитых стран важными количественными критериями выделения малого бизнеса являются следующие показатели:

Численность занятых так в США к малым и средним компаниям относят фирмы с числом занятых до 500 человек в обрабатывающей промышленности, в оптовой торговле до 100 человек, в розничной торговле и других отраслях до 50 человек. В Японии число занятых на предприятии, также является основным показателем, с помощью которого определяется принадлежность к этой категории. Оно должно быть менее 1000 человек в горнодобывающих отраслях, менее 300 человек – для всех других видов промышленности, транспорта, связи и строительства, менее 100 человек – в оптовой торговле и менее 50 человек – в розничной торговле и сфере услуг.

Размеры собственного капитала или совокупных активов;

Положение на рынке. Этот критерий менее количественно определен, чем предыдущие два. Его используют в тех случаях, когда в рамках поддержки малого бизнеса, государство поддерживает относительно крупные фирмы, играющие ключевые роли в экономике страны. Так в 1966 году Американская администрация малого бизнеса отнесла к категории малого бизнеса "Американ моторс". Это было сделано, для того, чтобы дать фирме возможность участвовать в торгах на получение правительственных подрядов. В то время компания "Американ моторс" считалась 63-м крупнейшим производителем, имела 32 тыс. работников и выручку от продаж в размере 991 млн. долл. Свое решение Администрация малого бизнеса оправдывала тем, что предприятие не доминировало в отрасли и по своему положению и поддержка ее могла сыграть ключевую роль в обеспечении устойчивости национального автомобилестроения.

Каждый из перечисленных критериев не универсален, имеет свои достоинства и недостатки. Но так как легче всего учесть численность работников, то этот критерий чаще всего используется в разных странах для определения статуса малого бизнеса.

 

Глава 2. Крупный и малый бизнес в России

2.1 Малый бизнес  в России

Российское законодательство выделяет следующие критерии определения малых предприятий:

1. Численность работающего  персонала ( до 100 человек )

2. Участие в капитале  предприятия иных фирм и организаций. (Согласно закону "О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации", под  субъектами малого предпринимательства  понимаются коммерческие организации, в уставном капитале доля РФ, субъектов РФ и других фондов  не превышает 25%, доля юридических  лиц не являющихся субъектами  малого предпринимательства, не  превышает 25%, и в которых численность  работников за отчетный период  не превышает следующих предельных  уровней: в промышленности, строительстве  и а транспорте – 100, в оптовой  торговле 50, в рознич-ной торговле  и бытовом обслуживании -30, в остальных  отраслях и при других видах  деятельно-сти – 50 человек.).

К середине марта 2005 года в Едином государственном реестре насчитывалось 916,6 тыс. малых предприятий. Бланки отчетности были направлены в 672 тыс. компаний

Но основное их количество сосредоточено в Москве и Санкт-Петербурге – соответственно 22 и 11%. 40% малых предприятий работает в сфере общественного питания и розничной торговли, 16% – в строительстве, 15% – в промышленности.

Создана правовая основа малого бизнеса – ряд законов, указов, статей кодексов, документов министерств. С 1996 г. существует Фонд поддержки малого предпринимательства.

Но малый бизнес в нашей стране сталкивается с многочисленными трудностями, главными из которых являются:

1. Несовершенство  созданной правовой базы

2. Отсутствие на  практике государственной поддержки, в частности, финансовой помощи  и реальной правовой защиты

3. Налоговое бремя

4. Криминализация

5. Низкий образовательный  уровень руководителей

6. Слабость финансово-кредитной  системы

7. Нестабильность  экономической и политической  жизни

8. Отсутствие информационной  и консультативной помощи.

Все это приводит к медленному развитию малого бизнеса в стране, его неравномерности по отраслям и регионам, что, в свою очередь, крайне негативно сказывается на экономике России, благосостоянии населения.

Сегодня в России малый бизнес действует в условиях крайней неустойчивости среды, что требует от современного менеджера в данной сфере экономики активности в поиске возможностей, стремления к изменениям и совершенствованию работы фирмы, отсутствия страха перед риском, связанным с организацией нового предприятия и разработкой новых идей, продукции, видов услуг.

Госкомстат РФ подвел итоги обследования малых предприятий. Эти результаты показали, что на долю малого бизнеса приходится 10,2% работников, 2% основных фондов, 4,6% от общего объема инвестиций в России.

В розничной торговле компании, относящиеся к малому бизнесу, обеспечивают 26% общероссийского оборота, в оптовой торговле – 51%, в подрядных строительных работах – 28%. В общем объеме промышленного производства доля малого бизнеса значительно меньше – всего 4%. Однако в таких отраслях как полиграфическая промышленность он составляет около 26%, в лесной и деревообрабатывающей – 11%, в пищевой – 8%.

Данные статистики опровергают сложившееся мнение, что в малом предпринимательстве нет инвестиций. Так, обновление фондов в этот секторе идет значительнее быстрее, чем в целом по экономике, а качество инвестиций выше. Коэффициент обновления основных фондов на малых предприятиях составляет 20% (на крупных и средних – 5%). Это означает, что фонды в первом случае меняются в течение пяти лет, а во втором – только в течение двадцати. Кроме того, коэффициент выбытия в малом бизнесе равен 8% против 1% в экономике в целом. Это свидетельствует о том, что на малых предприятиях активно идет накопление капитала. Качество инвестиций подтверждается тем, что в активную часть основных фондов (то есть в машины и оборудование) направляется 57% капиталовложений малого бизнеса, а в остальной экономике – 36%.

Значительны показатели эффективности малых предприятий. В целом по стране производительность труда на них превышает соответствующий показатель для крупного и среднего бизнеса в промышленности на 20-50%, в строительстве – на 90%, в торговле – на 90%. Соответственно и фондоотдача малых предприятий в этих отраслях выше в 2-2,5, в 1,9 и в 1,5 раза.

Предпринимательство в масштабе малого предприятия обладает рядом качественных особенностей. В первую очередь стоит отметить единство права собственности и непосредственного управления предприятием.

Вторая характеристика – так называемая обозримость предприятия: ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом.

Третья – относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара.

Четвертая – персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, поскольку, как еже отмечалось, малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей.

Пятое – ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью ответственен за результаты хозяйствования не только из-за имущественного рынка, но и вследствие своей непосредственной включенности в производственный процесс и все связанное с его организацией.

Информация о работе Интеграция малого и крупного бизнеса в России