Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 12:20, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – рассмотреть инфляцию и безработицу, изучить кривую Филлипса и рассмотреть зависимость инфляции и уровня безработицы.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие основные задачи курсовой работы:
Изучить сущность и основные понятия инфляции и безработицы;
Дать описание кривой Филлипса и проблемам взаимосвязи инфляции и безработицы;
Рассмотреть процесс государственного регулирования инфляции и уровня безработицы в Республике Казахстан на современном этапе.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ИНФЛЯЦИЯ И БЕЗРАБОТИЦА 5
1.1 Сущность инфляции и причины ее возникновения 5
1.2 Виды инфляции 11
1.3 Понятие, причины и основные виды безработицы 13
2 КРИВАЯ ФИЛЛИПСА И ПРОБЛЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ ИНФЛЯЦИИ И БЕЗРАБОТИЦЫ 18
2.1 Понятие кривой Филлипса 18
2.2 Взаимозависимость инфляции и уровня безработицы 20
3 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФЛЯЦИИ И УРОВНЯ БЕЗРАБОТИЦЫ В РК НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 25
3.1 Государственная политика в области занятости 25
3.2 Основные инструменты антиинфляционной политики 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
Кроме этого, ЧАЗ осуществляют посредническую помощь гражданам по трудоустройству за границей и привлечению иностранной рабочей силы в Республику Казахстан на основании лицензии в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Так как органы по вопросам занятости и ЧАЗ в принципе выполняют одну общую задачу содействия полной, свободно избранной и производительной занятости, их деятельность взаимодополняет друг друга. Происходит это в рамках определенной сферы ответственности, которая установлена казахстанским законодательством для каждой из сторон.
В настоящее время в Республике Казахстан получили развитие разнообразные формы ЧАЗ. В эту категорию попадают агентства по трудоустройству, работающие на внутреннем рынке, агентства, предоставляющие услуги по трудоустройству за рубежом и услуги по привлечению рабочей силы из других стран, а также разного рода рекрутинговые и кадровые компании, в первую очередь ориентированные на запросы работодателей.
Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику.
В рамках антиинфляционной политики выделяется два подхода. При первом подходе предусматривается активная бюджетная политика – маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос.
При инфляционном, избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. однако одновременно ограничивается и рост производства, что может привести к застою и даже кризисным явлениям в экономике, к расширению безработицы.
Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. Если спрос недостаточен, осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов, понижаются налоги. Низкие налоги устанавливаются прежде всего в отношении получателей средних и невысоких доходов, которые обычно немедленно реализуют выгоду. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-е и 70-е гг., может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности маневрировать налогами и расходами.
Второй подход выдвигает на первый план денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится формально неподконтрольным правительству Центральным банком, который изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента, воздействуя таким образом на экономику. Иными словами, эти экономисты считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.
Современная рыночная экономика инфляционна по своему характеру, поскольку в ней невозможно устранить все факторы инфляции (бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения и предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам и др.).
В связи с этим очевидно, что задача полностью ликвидировать инфляцию нереальна. Видимо, поэтому многие государства ставят перед собой цель сделать ее умеренной, контролируемой, не допустить разрушительных ее масштабов.
На практике для управления агрегатным способом применяются инструменты как бюджетные, так и денежно-кредитной политики. В рамках бюджетной политики предусматривается:
ограничение денежного спроса со стороны государства (сокращение государственных расходов);
ужесточение налоговой политики по отношению к предпринимателям и потребителям.
Меры денежно-кредитной
Методы, направленные на прямое ограничение роста цен и доходов, прежде всего заработной платы, образуют содержание политики доходов. Они могут использоваться вне зависимости от фазы циклического развития производства.
Однако максимальная эффективность отмечается в условиях, когда основной причиной инфляции является рост издержек. Политика доходов характеризуется двойственным механизмом воздействия на инфляцию. Ограничивая масштабы увеличения цен и заработной платы, политика доходов уменьшает рост издержек производства тех товаров, в цену которых эти денежные величины входят в качестве издержек.
Тем самым политика доходов препятствует саморазвитию инфляционных процессов, уменьшает интенсивность инфляции и ее последствий.
Национальный Банк Республики Казахстан является Центральным банком Республики Казахстан, представляет собой верхний (первый) уровень банковской системы РК, подотчетен Президенту РК в пределах, установленных Указом Президента РК, имеющим силу Закона, "О Национальном Банке Республики Казахстан", руководствуется Конституцией и другими законодательными актами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан, международными договорами и соглашениями Республики Казахстан.
Национальный Банк Казахстана координирует
свою деятельность с Правительством
Республики Казахстан и проводит
с ним регулярные консультации. Он
также учитывает в своей
Деньги - важнейший элемент рыночной системы хозяйства, и стабильность денежной системы государства - непременное условие нормального функционирования всей национальной экономики. Расстройство денежного обращения вызывает значительные темпы инфляции, подрыв рыночных механизмов, экономики в целом.
Поэтому основным методом борьбы с инфляцией является регулирование денежного обращения Национальным банком Республики Казахстан [14].
Значительное место в
Его возможности по контролю за приростом денежной массы значительны: косвенное воздействие на денежную базу (сумму наличных денег, остатки на резервных счетах коммерческих банков в Национальном банке) через предоставление своих ресурсов, изменение нормы процента, проведение операций на открытом рынке, рефинансирование, изменение уровня банковской ликвидности - непосредственный путь к достижению желаемых результатов.
2004 год был первым годом
Проведение Правительством, Национальным Банком, местными исполнительными органами антиинфляционной политики позволили обеспечить снижение уровня инфляции по сравнению с 2007 годом. Цены на товары и услуги в 2008 году возросли на 9,5 %, что на 9,3 процентных пункта ниже, чем в 2007 году.
Благодаря антиинфляционной политике, проводимой Национальным банком, Правительством и местными исполнительными органами, уровень инфляции, по итогам 2009 года, составил 6,2%, что значительно ниже прогнозировавшегося ранее уровня - 8-8,5%.
Выделение регулирующих и надзорных функций определило особый статус Национального Банка Республики Казахстан, который является единственным центральным банком в СНГ, деятельность которого полностью сконцентрирована на функциях, присущих классическому центральному банку.
Новые реалии обусловили смещение акцентов в политике Национального Банка Республики Казахстан. С 1 января 2004 года основной целью Национального Банка Республики Казахстан стало обеспечение стабильности цен, для выполнения которой Национальный Банк Республики Казахстан продолжал реализацию следующих задач:
1) разработка и проведение
2) обеспечение функционирования платежных систем;
3) осуществление валютного
4) содействие обеспечению
Снижение уровня инфляции предполагает достижение политической стабильности и договоренности, согласия и поддержки населением мер регулирования. Без этого самые разумные (с позиции экономической теории) рецепты и рекомендации не способны дать желаемого результата.
Управление инфляцией
Термин "таргетирование" происходит
от английского target - мишень, цель. Проводимая
Национальным банком денежно-кредитная
политика имеет иерархию целей. Высшая
конечная цель денежно-кредитной политики
состоит в обеспечении стабильн
Главной особенностью принципа инфляционного таргетирования является его "направленность в будущее", а именно, принятие параметров денежно-кредитной политики на ближайшие годы с учетом прогноза их влияния на инфляцию в средне- и долгосрочном периоде.
Подводя промежуточные итоги, можно отметить, что значение таргетирования среди всех методов регулирования денежного обращения Национальным банком трудно переоценить. Установление целевых ориентиров и наблюдение за реальной динамикой цен позволяет своевременно принимать решения о необходимых регулирующих мероприятиях. Таргетирование, таким образом, выполняет функцию индикатора, указывающего на необходимость проведения тех или иных изменений.
В условиях усиления ответственности за целевые показатели по инфляции Национальный Банк будет в дальнейшем устанавливать ориентиры по инфляции, исходя из индекса "базовая инфляция", который будет отражать основные направления инфляционных тенденций, свободные от факторов сезонности и ажиотажного спроса.
С развитием финансового рынка в Казахстане наблюдается ослабление взаимосвязи между денежными агрегатами и инфляцией. Поэтому прогнозы денежных агрегатов не являются целевыми и границы прироста по ним не являются жестко заданными, особенно в условиях внедрения в Казахстане принципов инфляционного таргетирования. Тем не менее, они остаются важным ориентиром для рынка и учитываются при составлении Основных направлений денежно-кредитной политики на предстоящие годы.
С развитием финансового рынка в Казахстане наблюдается ослабление взаимосвязи между денежными агрегатами и инфляцией. Поэтому прогнозы денежных агрегатов не являются целевыми и границы прироста по ним не являются жестко заданными, особенно в условиях внедрения в Казахстане принципов инфляционного таргетирования. Тем не менее, они остаются важным ориентиром для рынка и учитываются при составлении Основных направлений денежно-кредитной политики на предстоящие годы.
Кривая Филлипса показывает существование
устойчивой связи между уровнем
безработицы и уровнем
Безработица представляет собой макроэкономическую проблему. Особенно тяжелым временем она ложится на социально-экономическую сферу – речь идет о возможности переобучения. Однако не все могут найти необходимые средства, поэтому изыскать такую возможность должны государственные структуры. В разное время причины возникновения безработицы различны. Задача состоит в том, чтобы своевременно их выявить и найти эффективные способы по ее искоренению. Возникающие сложности сводятся к следующим моментам, которые испытывает каждая страна в решении данной проблемы:
Инфляционные процессы не могут рассматриваться как прямой результат только определенной политики, политики расширения денежной эмиссии или дефицитного регулирования производства, ибо рост цен оказывается неизбежным результатом глубинных процессов в экономике, объективным следствием налегания диспропорций между спросом и предложением, производством предметов потребления и средств производства, накоплением и потреблением и т.д. В итоге процесс инфляции в различных его проявлениях носит не случайный характер, а весьма устойчивый.