Инфляция как форма правления макроэкономической нестабильности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 22:36, курсовая работа

Краткое описание

Традиционно инфляция определяется как переполнение каналов обращения денежной массы сверх потребностей товарооборота, вызывающее обесценивание денежной единицы, и, соответственно, рост товарных цен. Однако это определение нельзя считать полным. Инфляция, хотя и проявляется в росте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто денежному феномену. Это сложное социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Инфляция представляет одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 157.07 Кб (Скачать файл)

На фоне ухудшающейся внешнеэкономической  конъюнктуры продолжилось падение  белорусского экспорта: он сократился на 24,9% в ценовом выражении. Причинами  падения экспорта стало падение  спроса на целый ряд товарных позиций  на рынках Российской Федерации и Евросоюза из-за общего сокращения промышленного производства в этих странах. Кроме того, в текущем году испытал потрясения калийный рынок. Экспорт нефтепродуктов существенно сократился из-за высокой базы прошлого года, когда в республике действовала схема производства и беспошлинного экспорта за пределы таможенного союза сублимированных нефтепродуктов из российского сырья.

Текущая внешнеэкономическая конъюнктура приводит к усилению давления на платежный баланс страны, а развитие экономики сдерживается высокими ставками кредитования промышленности. Кроме того, рост денежных доходов населения, несоразмерный с уровнем производительности труда, приводит к стимулированию внутреннего спроса. Административные же меры сокращения импорта не работают.Как предполагается, инфляционные процессы могут активизироваться в осенние месяцы.

 

3 ПУТИ СНИЖЕНИЯ ИНФЛЯЦИИ В  РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

 

В трансформационной  экономике Республики Беларусь инфляция является одной из важнейших проблем. Инфляция наносит серьезный ущерб  стабильности предприятий и финансовых учреждений, экономическому развитию страны, её населению, подрывают доверие  народа к правительству.

Поэтому для  нашей страны актуальна проблема выработки и реализации политики, направленной на снижение темпов инфляции и девальвации белорусского рубля, препятствующих процессу устойчивого, сбалансированного роста.

В развитых странах  высокие темпы инфляции ушли в  прошлое. Однако проблема инфляции остается открытой в развивающихся странах  и трансформационных экономиках. 

Прямое копирование действий других стран, добившихся положительных результатов в борьбе с инфляционными процессами, может только ухудшить ситуацию. Поэтому при формировании антиинфляционной политики в Беларуси необходимо учитывать уникальные особенности, присущие нашему государству.

В последнее  десятилетие развитые страны предпочитают применять политику инфляционного  таргетирования – установление целевых  показателей по инфляции, которая  показала себя очень эффективной [4, с. 51].

По мнению ученых-экономистов, в Беларуси целесообразно отказаться от директивного вмешательства государства в рыночное ценообразование на отдельные товары и услуг всех субъектов хозяйствования (кроме казенных предприятий и отдельных исключений). Но это не означает отказ государства от регулирования уровня цен. На рынках цены на отдельные товары могут свободно колебаться, но стоимость совокупности товаров, составляющих потребительскую корзину должна изменяться в контролируемых пределах. Регулирование уровня цен (инфляции) должно осуществляться, как и в других странах, контролем денежной массы и расходов государства, что реализуется центральным банком и министерством финансов.

Импорт товаров также является барьером на пути инфляции. Эта закономерность проверена теорией и практикой как у нас в стране (период июль 2002 — март 2011 гг.), так и за рубежом (опыт Чехии, Польши и др. стран по либерализации цен вначале 1990-х гг. тому подтверждение). Поэтому, по мнению экспертов, важно не только освобождение цен внутри страны, но и ее открытие для импорта товаров из-за рубежа. Необходимо вернуть белорусскому рублю внутреннюю конвертируемость, местные субъекты хозяйствования должны иметь возможность покупать в коммерческих банках любой объем иностранной валюты и использовать ее для импорта товаров. При этом стоимость иностранной валюты при конвертации должна быть реальной (лучше даже, чтобы белорусский рубль был немного недооценен, чем переоценен, как сейчас). В этом случае иностранная валюта будет доступна только самым эффективным хозяйственникам, которые имеют рентабельность бизнеса настолько высокую, что это позволит им покупать дорогую иностранную валюту. Это будет противодействовать чрезмерному импорту при сохранении открытости белорусского рынка. Реальную стоимость иностранной валюты в каждый конкретный момент должны определять рыночные силы (спрос и предложение). Целесообразно поддерживать стабильность не номинального, а реального обменного курса белорусского рубля. Например, в условиях сохраняющейся более высокой инфляции в Беларуси по сравнению с другими странами (прежде всего, с основными торговыми партнерами) это означает валютный режим с плавающим курсом (например, с девальвацией соразмерно темпам инфляции). Такой валютный режим, с одной стороны позволит постепенно решать проблему с дефицитом по счету текущих операций, а с другой стороны, – позволит снять валютные ограничения, вернуть внутреннюю конвертируемость белорусского рубля, обеспечить необходимый для нормального развития экономики импорт, который к тому же еще и станет барьером на пути инфляции. Только после того, как будут проведены структурные реформы и уровень инфляции в Беларуси сократится до уровня стран основных торговых партнеров, можно будет снова вернуться к валютному режиму с фиксированным обменным курсом к одной или нескольким иностранным валютам.

Наконец, еще  один способ снижения инфляции – это  приведение доходов населения в  соответствие с производительностью  труда в экономике. Из опыта антиинфляционной политики стран Центральной и Восточной Европы известно, что рост цен в экономике достаточно быстро блокируется, если он не сопровождается ростом зарплат или хотя бы – таким же ростом зарплат. Так, по мнению некоторых экономистов, инфляция блокируется, если рост зарплаты не превышает 0,7 роста цен. Если, скажем, цены увеличились на 100%, то доходы не должны увеличиваться больше чем на 70%. В противном случае инфляционная спираль неизбежна[16].

Поэтому при  освобождении цен внутри страны государство  не должно пользоваться печатным станком, не должно увеличивать денежную массу  для увеличения зарплат бюджетников. Целесообразно ликвидировать почти  все дотации предприятиям. Необходимо также ограничить возможности предприятий  в получении банковских кредитов через дальнейшее повышение ставки рефинансирования. Те страны, которым  приходилось проводить либерализацию  цен (осуществлять переход от административного  ценообразования к рыночному  свободному ценообразованию) и которым  удалось при этом не допустить  высокой инфляции – это Чехия, Словакия, Словения, – все эти  страны проводили жесткую финансовую политику, сокращали расходы, приводили  рост оплаты труда в соответствие с ростом его производительности.

Беларусь  ничем не отличается от других стран. Чрезмерное государственное вмешательство  в экономику — в виде государственной  поддержки предприятий и чрезмерных социальных расходов, как правило, всегда приводит к отрицательному счету  платежного баланса, росту внешнего долга, девальвации национальной валюты и гиперинфляции. Например, с подобными  проблемами сталкивалась в предыдущие годы — Болгария (которая в период 1989-1997 гг., как и Беларусь, тоже искала свой особый «болгарский путь» и закончилось все это падением болгарского лева в течение года в 30 раз). Сегодня даже в ЕС можно встретить страны, например, можно взять ту же Словению, где государство сохраняет за собой роль мощного экономического игрока, в частности оно пытается поддерживать местные крупные предприятия, влиять на увеличение средней зарплаты в стране (она из года в год устойчиво растет там на 7-8%), не пускать иностранный капитал на успешно работающие словенские предприятия, сохранить сеть национальных коммерческих банков, проводить политику на уравнивание доходов, осваивать со своими товарами не рынки развитых стран, а удерживать рынки стран бывшей Югославии. Местные словенские экономисты и в этой стране предупреждают свое правительство, что при сохранении нынешнего социально-экономического курса страну ждут тяжелые времена.

Реализация предложенных выше антиинфляционных мер позволила бы решить проблему инфляции в Беларуси. Другое дело, что меры эти не так просты. По сути, речь идет о необходимости проведения в стране системных экономических реформ. Только тогда можно рассчитывать на устранение реальных причин инфляции — наличия в экономике неэффективных реально убыточных предприятий и даже целых отраслей, и необходимости оказания им поддержки за счет государства, а это значит за счет всего общества (потому что у государства нет других доходов, кроме как доходов, которые оно отнимает у своих граждан). 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Подводя итоги  по данной курсовой работе, хотелось бы отметить следующее.

Как экономическое  явление инфляция существует уже  длительное время. Считается, что ее появление связано чуть ли не с  возникновением денег, с функционированием  которых она неразрывно связана.

Инфляция- это  обесценивание денег, снижение их покупательной способности, дисбаланс спроса и предложения.

В зависимости  от характера и темпов нарастания инфляционных процессов различают  следующие типы инфляции:

  1. ползучая;
  2. галопирующая;
  3. гиперинфляция.

К внешним  причинам инфляции относятся отрицательное  сальдо внешнеторгового и платежного балансов, неблагоприятная конъюнктура  на мировом рынке, например падение  цен на экспортируемые товары и рост цен на импортируемую продукцию, а также увеличение внешнего долга. К числу внутренних причин инфляции относятся деформация народнохозяйственной структуры, наращивание и одновременное  падение эффективности капиталовложений, отставание отраслей потребительского сектора, недостатки в системе планирования, в механизме денежного обращения, отсутствие антиинфляционного регулирования.

Основными причинами  инфляции в Республике Беларусь являются:

1. Дефицит  государственного бюджета;

2. Ограничение  конкуренции;

3. Долларизация  экономики;

4. Мировой  кризис.

Все вышеперечисленные  причины являются основными, но не единственными, которые оказывают влияние на инфляционные процессы в стране.

Во второй главе была рассмотрена динамика темпов инфляции в Республике Беларусь за 2010-2013 г. Пик инфляции наблюдался в 2011 г. В 2013 г. прогнозируется также  значительный рост инфляции.

В третьей  главе были рассмотрены пути снижения инфляции. Основными из них являются: ограничение импорта, снижение директивного вмешательства и регулирования  ценообразования.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1. Агапова, Т.А., Серегина, С.Ф. Макроэкономика / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина. – Москва: Дело и Сервис, 2007. – 496 с.
  2. Адашкевич, В. Инфляцияшагает по планете // ЭкономикиБеларуси. –Минск: 2009. – с. 66-71
  3. Вечканов, Г.С., Вечканова, Г.Р. Макроэкономика. Краткий курс. / Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова. – С-Петербург: Питер, 2009. – 288 с.
  4. Гляцевич, Ж.П., Почиковский, С.С. Возможностипримененияинфляционноготаргетирования в РеспубликеБеларусь. – Минск: БГЭУ, 2007. – 51 с.
  5. Грязнова, А.Г. Макроэкономика. Теория и российская практика. Учебник / Н.Н. Думная, А.Г. Грязнова – 6-е издание. – С.-Петербург: Кнорус, 2011. – 680 с.
  6. Киселева, Е.А. Макроэкономика. Экспресс-курс / Е.А. Киселева. – С.-Петербург: КноРус, 2009. – 384 с.
  7. Макроэкономика : учеб. пособие / А.В. Бондарь [и др.]. — Минск: БГЭУ, 2007. — 415 с.
  8. Матвеева, Т.Ю. Введение в макроэкономику: учеб. пособие / Т.Ю. Матвеева. – 5-е изд., испр.. – Москва: Издательскийдом ГУ ВШЭ, 2007. – 511 с.
  9. Макроэкономика. / И.В. Новикова[и др.]. – Минск: ТетраСистемс, 2009. – 304 с.
  10. Серегина, С.Ф. Микроэкономика. Макроэкономика. Сборниккейсов. / Под ред. С. Ф. Серегиной. – Москва: Маркет ДС, 2008. – 384 с.  
  11. Соколинский, В.М., Родина, Г.А. Макроэкономическоерегулирование: роль государства и корпораций. Учебноепособие. / В.М. Соколинский, Г.А. Родина. – Москва: КноРус, 2009. – 248 с.
  12. Юрьева, Т.В., Марыганова, Е.А. Экономическаятеория:  Макроэкономика:  Учебно-методический  комплекс. – Москва: МЭСИ, 2008. – 286 с.
  13. Инфляция в Республике Беларусь за 2011 году[Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://try2trade.com/2012/01/09/108-7-. – Дата доступа: 11.09.2013.
  14. Инфляция, ее виды. Причины инфляции [Электронный ресурс]. – Минск, 2011. – Режим доступа: http://www.ereport.ru/articles/ macro/macro14.htm. – Дата доступа: 13.09.2013.
  15. О базовоминдексепотребительскихценв августе 2013 г.[Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа:http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/pressrel/prices_base.php. – Дата доступа: 12.09.2013.
  16. Как в Беларуси снизить инфляцию. Что для этого нужно [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://blog.ekonomika.by/akulich/2011/07/08/%D0%BA%D0%B0%D0%B. – Дата доступа: 12.09.2013.
  17. Муха, А.В., Езепов Д.А. Анализ и количественная оценка степени влияния факторов на инфляцию в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.nbrb.by/publications/research/research_3.pdf. – Дата доступа: 12.09.2013.

18. О базовом индексе потребительских цен –Белстат[Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://www.gomel-agency.org/news/11.04.2012/6914.html. – Дата доступа: 12.09.2013.

19. Понятие и сущность инфляции, ее типы и виды [Электронный ресурс]. – Минск, 2011. – Режим доступа: http://www.bbest.ru/banks/denkredban/emissinfl/ponisyinfl/. – Дата доступа: 11.09.2013.

20. Чем грозит Беларуси укрепление рубля?[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://selise.clan.su/news/ chem_grozit_belarusi_ ukreplenie_rublja/ 2013-04-27-97. – Дата доступа: 12.09.2013.

 

 


Информация о работе Инфляция как форма правления макроэкономической нестабильности