Информационное обеспечение инновационного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 14:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является подробное изучение особенностей информационного обеспечения при реализации, организации и управлении инновационной деятельностью предприятий. Задачами является подробное изучение этапа информационного обеспечения при реализации инновационного процесса; исследование необходимости информации на стадиях жизненного цикла инноваций; изучение состава информации, которой должны быть обеспечены участники инновационного процесса;
Информационной базой для проведения исследования послужили научные работы отечественных и зарубежных ученых, перечень которых указан в библиографии.

Содержание

Введение
3
1. Теоретические основы информационного обеспечения инновационного процесса
4
1.1. Роль информационного обеспечения на стадиях жизненного цикла инноваций
4
1.2. Состав информации при организации и управлении инновационным процессом
9
2. Особенности информационной системы на инновационных предприятиях
15
2.1. Требования к информационной системе при реализации инновационного процесса
15
2.2. Технологии построения систем информационной поддержки инноваций
17
Заключение
20
Список литературы
22

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Информационное обеспечение инновационного процесса.doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

Для решения второго  типа задач могут быть использованы специальные методы, и каждый раз  требуется уникальный набор показателей, обеспечивающий принятие обоснованных решений.

Существенную важность представляет зависимость информационных потребностей участников инновационного процесса от применяемых ими методов решения задач. У каждого из участников инновационного процесса на момент подготовки решений существует определенный набор доступных ему методов решения соответствующих задач, который определяется:

    • наличием готовых к практическому применению методик решения задач;
    • характеристиками имеющихся у него программных продуктов и технических средств, позволяющих реализовать существующие методики решения задач;
    • уровнем его подготовки (квалификации);
    • временем, которое он может затратить (располагает) для получения решения поставленных задач;
    • требуемым качеством получаемых решений (точное или приближенное решение задач). [9, с. 87]

При информационном обеспечении  инновационного процесса важность представляет возможности участников самостоятельно создавать и поддерживать необходимые им специальные базы данных. При создании отдельными участниками инновационного процесса таких баз данных информационная система может выполнять либо функции пополнения этих баз за счет предоставления имеющейся в ней информации (корректировка имеющихся данных, дополнение информационных массивов и т. п.), либо функции доступа к иным информационным системам, содержащим необходимые участникам инновационного процесса «внешние» данные. При этом в рамках системы в первую очередь должны формироваться информационные массивы, позволяющие решать задачи нескольким различным участникам инновационного процесса.

В условиях современной  рыночной экономики, когда информация является одним из важнейших видов товаров, решение проблем информационного обеспечения участников инновационного процесса во многом зависит от их финансовых возможностей. Для многих из них практически невозможно получение полных массивов необходимой информации и самостоятельное осуществление поиска нужных данных.

Вместе с тем, участникам инновационных процессов необходимы сведения, имеющиеся в различных базах данных.

Для стадии фундаментальных  исследований это базы данных о:

  • направлениях фундаментальных исследований, направленных на получение новых знаний, которые могут быть положены в основу прикладных разработок в определенных (заданных) областях (состояние исследований, период их осуществления, участники, полученные теоретические и прикладные результаты);
  • полученных в ходе фундаментальных исследований по конкретным их направлениям полезных идеях, моделях, эффектах и т.п.

Для стадии прикладных исследований и разработок это базы данных о:

  • направлениях поисковых и прикладных исследований, направленных на определение конкретных применений полученных полезных идей, моделей, эффектов (состояние исследований, период их осуществления, участники, полученные результаты);
  • разработках по превращению результатов прикладных научных исследований в замыслы новых товаров, их лабораторные модели или экспериментальные образцы (состояние исследований, период их осуществления, участники, цели разработок и полученные результаты);
  • степени защищенности проводимых исследований и разработок (закрытие сведений о разработках, подача заявок на патенты, полученные патенты или иные документы о праве на объекты интеллектуальной собственности).

Для стадии опытно-конструкторских  работ это базы данных о:

  • применяемых схемно-компоновочных и иных конструктивных решениях;
  • материалах, деталях, узлах, комплектующих и других компонентах, которые могут быть использованы при производстве и применении новых товаров;
  • технологиях производства товаров, аналогичных или подобных новым товарам инновационного предприятия;
  • технических, экологических и иных условиях, которым должны обладать производимые новые товары и технологии (в т. ч. и находящиеся в стадии разработки и обсуждения);
  • степени защищенности имеющихся конструктивных и технологических решений и правообладателях;
  • потенциальных исполнителях конструкторско-технологических разработок и иных потенциальных участников инновационных процессов.

Для стадии массового (промышленного) производства новых товаров это  базы данных о:

    • потребительских свойствах товаров фирм, осуществляющих выпуск товаров аналогичных новому товару инновационного предприятия (товары фирм-конкурентов), а также товаров, которые новый товар способен замещать;
    • завершенных разработкой новых товарах и иных бизнес-предложениях и бизнес-планах;
    • возможных источниках финансирования (в т.ч. потенциальных инвесторах) массового производства новых товаров;
    • потенциальных рынках сбыта новых товаров − емкость рынков, характеристика основных сегментов (общий объем продаж, уровень цен, динамика – рост, стагнация, уменьшение объемов продаж);
    • потенциальных потребителях нового товара − продукта, услуги, технологии − (основные группы потребителей, их численность, потенциал с точки зрения потребления новых товаров, доступные потребителю информационные каналы и каналы материально-технического обеспечения, замещаемый у потребителя товар);
    • возможностях конкурентов − производителей аналогичных или замещаемых товаров (объем производства и доля на рынках, уровень и структура затрат, рентабельность, цены на аналогичные товары других фирм и замещаемые товары и т. п.);
    • ценах основных производственных факторов (финансовых и материальных ресурсов, рабочей силы, информации и т.п.);
    • потенциальных партнерах по производству новых товаров и их производственно-технологических и финансово-экономических возможностях.

Для стадии использования  новых товаров конечными потребителями  это базы данных о:

  • появляющихся на рынках новых продуктах, услугах, технологиях (а также готовящихся к производству в предстоящие периоды), возможностях (каналах) их получения и сервисе;
  • возможных источниках и условиях финансирования применения новых товаров;
  • схемах финансирования для предприятий, осуществляющих применение новых товаров. [3, с. 56]

Следует отметить, что  часть данных этих баз фактически используется не только на указанной стадии, но также и на других стадиях инновационного процесса, поскольку в отношении одних и тех же объектов на разных стадиях могут приниматься предварительные, промежуточные и окончательные решения.

Выходом из положения, когда  невозможно прямое получение полного  объема необходимой информации значительной частью участников инновационного процесса, является разделение информационного пространства на два уровня:

- общая информация  о направлениях исследований, научно-технических разработках, потенциальных партнерах по инновационной деятельности и т.п.

- детальная (конкретная) информация для принятия решений  в рамках осуществляемого инновационного процесса.

Поскольку первый уровень  представляет интерес не только для потребителя, но и для продавца информации (возможность вступления в контакты и реализация полученных результатов), то для этого уровня возможна реализация концепции свободного доступа к информации пользователями и бесплатного пополнения баз данных заинтересованными владельцами соответствующей информации.

Кроме того, использование  информации первого уровня информационной среды позволит пользователю существенно сократить сферу и время поиска источников необходимой ему информации и, в конечном итоге, расходы на ее получение.

На уровне конкретной (“технологической” для инновационного процесса) информации возможны два различных подхода. Во-первых, покупка информации у ее владельцев (фирм, создающих и поддерживающих соответствующие базы данных). Во-вторых, формирование баз данных с бесплатным доступом. В этом случае расходы на создание таких баз должно осуществлять государственные структуры или сообщества, объединяемые по профессиональному или иным признакам. Прежде всего, это могут быть базы, содержащие нормативно-правовые условия осуществления инновационной и иных видов деятельности.

 

 

2. Особенности  информационной системы на 

инновационных предприятиях


 

2.1. Требования  к информационной системе при реализации

инновационного процесса

 

Согласованная деятельность всех участников требует своевременного и полного информационного обеспечения их функций. Однако, несмотря на то, что в современной организации функционирует целый ряд автоматизированных систем, обеспечивающих информационную поддержку текущей управленческой деятельности, данные, структурированные для поддержки деятельности функциональных руководителей и подразделений, оказываются избыточными и, в конечном счете, бесполезными для менеджера проекта.

Для информационной поддержки инновационной деятельности необходимо создавать временную информационную систему, отвечающую следующим требованиям:

• информационная система объединяет данные из различных подразделений и организаций, относящиеся к конкретному проекту;

• управленческая информация собирается, хранится и анализируется относительно степени достижения целей проекта (задач, этапов, вех);

• информационная система обладает высокой оперативностью за счет отбора данных без их избыточности;

• информационная система однородна и содержит интегрированную информацию по всем участникам проекта.

Вышеперечисленные характеристики отражают главную задачу информационной системы – эффективную реализацию целей проекта путем использования интегрированной и консолидированной информации, источниками которой в том числе могут являться информационные системы задействованных в проекте подразделений организации. [5, с. 88-89]

Таким образом, информационная система позволяет использовать основное преимущество проектной концепции управления − делегирование власти и возложение ответственности за достижение целей на определенных руководителях. В тоже время информационная система позволяет решить и проблему создания эффективной временной системы управления, которая должна функционировать совместно с постоянной системой управления в организации.

В таблице 1 перечислены  основные задачи и функции информационной системы, в которых четко прослеживается ориентация на интеграцию информации и повышение эффективности коммуникационных связей. 

Таблица 1

Функциональные требования к информационной системе при реализации инновационного проекта

Задачи СИСП

Возможности СИСП

1

Формирование базы знаний проекта

− централизованное хранение информации по графику работ, ресурсам и стоимостям;

− распределенная поддержка и обновление данных в сетевом режиме;

− автоматизированная генерация отчетов  и графических диаграмм, разработка документации по проекту;

− быстрый анализ влияния изменений  в графике, ресурсном обеспечении  и финансировании на план проекта

2

Коммуникация участников проекта

− планирование системы коммуникаций;

− сбор и распределение информации;

− оценка и отображение прогресса;

− документирование хода работ

3

Автоматизация рутинных операций

− оперативность получения и  обработки данных проекта;

− автоматизация расчетов;

− организация постоянного мониторинга характеристических показателей проекта


 

 

Информационная система обеспечивает поддержку и повышение эффективности процессов планирования и управления инновационным проектом. Таким образом, структура и содержание принятых в рамках проекта и организации процессов управления во многом определяют структуру информационной системы, которая может быть структурирована по этапам проектного цикла, по функциям, по уровням управления. [9, с. 97]

Определенные трудности  освоения системы управления инновационными проектами могут быть связаны с необходимостью внедрения и использования новых управленческих технологий. Масштабы использования информационных систем в различных организациях могут существенно варьироваться. Сложность задач по внедрению зависит от масштабов организации, имеющейся структуры управления и степени автоматизации, масштабов и типа реализуемых проектов, степени вовлеченности в управление проектами внешних организаций. Однако отличительной особенностью многих проектов является то, что от успеха или провала проекта может зависеть эффективность функционирования организации в целом или ее отдельных подразделений. По этой причине тщательное планирование и контроль не только технических, но и человеческих аспектов внедрения информационных ситсем приобретает особую важность.

 

2.2. Технологии  построения систем информационной  поддержки 

инноваций

 

Одной из важнейших задач  информационной поддержки инноваций  является создание информационных систем, способных к быстрому отклику на динамику инновационных процессов - адаптации к меняющейся инфраструктуре, реконфигурированию, интеграции в систему вновь появляющихся территориально рассредоточенных разнородных информационных ресурсов. Существующие сегодня технологии построения подобных систем в большинстве своем опираются на концепцию программного обеспечения промежуточного слоя (ППО) - middleware. Среди них в наибольшей степени заслуживают внимания следующие методы и технологии обеспечения перечисленных требований: технологии интеграции разнородных информационно-вычислительных ресурсов на базе grid-систем (grid-технологии), технологии организации равноправного взаимодействия распределенных систем (Р2Р, или «пиринговые» технологии и системы), мультиагентные технологии обеспечения распределенного решения информационно-вычислительных задач, метод и соответствующие технологии системной динамики. Первые три технологии обеспечивают унифицированный доступ к территориально распределенным разнородным источникам данных, составляющим необходимую информационную базу для анализа текущей ситуации с целью формирования и принятия управленческих решений. Последняя - представляет собой технологию проведения анализа потенциальных результатов реализации подобных решений. [5, с. 90-91]

Информация о работе Информационное обеспечение инновационного процесса