Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 08:50, курсовая работа
В современных условиях мирового социально-экономического развития, особенно важной областью стало информационное обеспечение процесса управления, которое состоит в сборе и переработке информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений.
Введение………………………………………………………………………
3
1 Теоретические основы информационного обеспечения………………...
1.1 Понятие информации. Информация и ее роль в управленческой деятельности………………………………………………
5
5
1.2 Классы и виды информации………….…………………………..
16
1.3 Организация информационного обеспечения на предприятии...
21
2 Организационные основы защиты информации на предприятии………
2.1 Основные направления, принципы и условия организационной защиты информации…..……………………………………………………..
27
27
2.2 Основные методы, силы и средства, используемые для организации защиты информации………………………………………...
32
Заключение……………………………………………………………………
39
Список использованных источников………………………………………..
Биологическая,
К этому же виду информации
можно отнести организационно-
Подобная информация реализуется в форме различного рода приказов о распределении полномочий высшего управленческого персонала, положений о специализированных функциональных отделах и службах, должностных инструкций по отдельным позициям в системе управленческой деятельности и т.п.;
в) организационно-экономическая информация, представляющая собой формализованное нормативное описание организационных взаимосвязей в календарном разрезе времени, выступающих в форме экономических (стоимостной интерпретации натурального, материально- вещественного, продуктового товарообмена) и хозяйственных (денежных наказаний и поощрений в форме штрафов, пени, неустоек, льгот и т.п. за соблюдение или нарушение условий товарообмена) отношений. В связи с тем, что основой организационно-экономической информации является абстрактная, неструктурная информация, она обладает целым рядом отличительных особенностей [Там же,c. 252].
Так как абсолютно все
ресурсное (материально-сырьевое, энергетическое,
трудовое, техническое, информационное)
обеспечение организационной
Именно поэтому она
выступает в форме
В связи с тем, что организационно-
2 Текущая, оперативная информация, включающая в свой состав:
а) сведения об актуальном состоянии управляемого объекта, то есть о состоянии производственных и организационных процессов и их составляющих элементов. К этому виду информации относятся различные технико-экономические показатели оперативного контроля и учета;
б) текущие сведения, характеризующие динамику ситуаций окружающей среды, оказывающие возмущающие воздействия на организационные процессы деятельности и требующие соответствующих решений по адаптации организационной деятельности. К такого рода информации относятся оперативные сведения о природно-климатических явлениях, об основных параметрах (номенклатуре, объемах, ценах, замещаемых продуктах, конкурентах, поставщиках и т.п.) состояния на данный момент времени рынков трудовых, материально-сырьевых, финансовых ресурсов, рынка инвестиций, ценных бумаг, капитального строительства, интеллектуального продукта, включая рынок техники и технологий, и т.п.
3 Отчетная («архивная»), ретроспективная по календарным периодам, фактическая, статистическая информация, включающая в себя накапливаемые учетные, отчетные сведения о прошлых состояниях организации, ее элементов и окружающей среды в разрезе технико-экономических показателей и параметров, указанных в п.2, и необходимых для анализа и прогноза как внешней ситуации, так и организационных изменений.
4 Инструктивно-методическая информация, включающая в свой состав:
а) методические указания, определяющие операциональную технологию, алгоритмы, математические модели решения отдельных функциональных задач, формулы и последовательность выполнения расчетов, разработки технологии процессов и т.п.;
б) методические указания по разработке и технико-экономическому обоснованию различных управленческих решений, проектов и т.п.;
в) инструктивно-методические материалы, устанавливающие последовательность, способы и методы осуществления отдельных операций;
г) инструктивно-методические указания, регламентирующие формы рабочей управленческой документации, правила их заполнения и оформления;
д) инструкции по эксплуатации и использованию организационной техники (ЭВМ, средств связи, обработки, накопления, хранения, защиты и передачи данных, размножения и уничтожения информации и т.п.) в системе управления, по разработке и использованию программного обеспечения («программных продуктов») [16, 114].
5 Рабочая документация организационных проектов системы управления, включающая в свой состав, помимо указанных в п.4:
а) проекты (схемы) организации индивидуальных и групповых рабочих мест в системе управления;
б) технические проекты проводной, радио, электронной, космической связи, автоматизации процессов управления;
в) проекты информационных и автоматизированных систем;
г) схемы организационных структур и штатные расписания системы управления и отдельных функциональных подразделений;
д) схемы документооборота, схемы информационных связей, оперограммы отдельных документов, проекты систем делопроизводства, контроля исполнения управленческих решений и архивации информации;
е) макеты и рабочие формы типовых, стандартных и унифицированных документов и т.п. [16 с. 115].
Таким образом, при рассмотрении вопросов информационного обеспечения системы управленческой деятельности определяется вся информация, необходимая и достаточная для решения управленческих задач.
1.3 Организация информационного обеспечения на предприятии
Как показывает практика, наибольший
эффект достигается не в результате
оптимизации решения задач, а
от рациональной организации информационного
обеспечения и системы
- достоверности информации и отсутствии искажений при ее обработке, трансформации при передаче по уровням управления;
- своевременности информации. Информация должна быть обеспечена в нужное время, иначе она вообще перестает быть информацией как таковой;
- однократности ввода исходной информации и многократности ее использования;
- достаточности информации на каждом уровне управления и в каждом структурном подразделении. Как правило, достаточность информации обеспечивается за счет определенного уровня ее избыточности;
- мобильности (гибкости) изменения содержания информации и информационных потоков;
- системности и соответствующей трансформируемости информации как «по вертикали», то есть по уровням организационной структуры управления, так и «по горизонтали», то есть по специализированным функциям управления, при помощи технико-экономических, организационно-экономических, социально-экономических и т.п. «трансляторов перевода» [8, c. 80].
В соответствии с указанными
принципами структура информационного
обеспечения формируется в
Обычно выделяют следующие типы информационных массивов: постоянные, вспомогательные, промежуточные, текущие и служебные.
Постоянные массивы (массивы постоянных данных, «база данных») формируют до начала функционирования системы обработки данных. Они содержат директивные правовые, нормативно-справочные и другие редко изменяющиеся сведения [10, c. 150].
Вспомогательные массивы являются производными постоянных массивов. Они представляют собой структурированные по уровням и функциям управления массивы постоянных данных. Их получают из последних не расчетами, а логическими преобразованиями типа: сортировки, выделения, выборки, объединения, группировки и т.п.
Во вспомогательных
массивах нет никакой другой
информации, кроме той, которая
содержится в одном или
Промежуточные массивы содержат информацию, которая возникает на стыке различных задач или этапов решения одной задачи, как результат предыдущего расчета и как исходный материал для последующего [5, c. 66].
Текущие массивы содержат
переменную рабочую информацию о
состоянии управляемого объекта
или процесса во времени. В отличие
от вспомогательных и
Служебные массивы содержат информацию, необходимую для переработки всех вышеуказанных массивов. В служебных массивах содержатся программы ЭВМ, каталоги системы информационных массивов, трансляторы, машинные справочники, алгоритмы решения управленческих задач и т.д.
Структура и уровень информационного обеспечения (то есть состав и содержание информационных массивов), по существу, определяют уровень информационной системы управления в целом и качество комплексных или локальных подсистем, то есть возможность решения всего комплекса или только отдельных функциональных управленческих задач [7, c. 55].
Особенно ярко это проявилось при создании так называемых автоматизированных систем управления (АСУ). С появлением электронно-вычислительной техники с большим объемом памяти и достаточно большим быстродействием предпринимались неоднократные попытки создания АСУ, включающих в свой состав весь комплекс управленческих задач организации в целом и базирующихся на единой общей базе данных (АСУ «всей организации»).
Как правило, все попытки оказались неудачными по целому ряду причин: невозможность формализованно и алгоритмизированно описать целый ряд вероятностных стратегических задач, отсутствие необходимого математического аппарата для описания многофакторных комплексных динамических моделей организационной деятельности в целом, недостаточность трансляционных языков для перевода и взаимосвязи параметров различных функциональных задач и т.д. [8, c. 135].
Однако в качестве основной
причины подобных неудач является невозможность
и экономическая
- большой объем единой базы данных требует значительных трудозатрат и соответственно продолжительности ее формирования;
- длительность формирования единой базы данных приводит к невозможности ее использования вследствие высокого уровня динамичности нормативной основы прежде всего экономических показателей и параметров, устаревания нормативных данных этой базы к моменту ее окончательного создания. То есть время создания единой базы данных не позволяет своевременно отражать объективную (независимую от организации) динамику информации о внешней среде;
- взаимосвязи и взаимозависимости различных показателей и параметров единой базы данных требуют осуществления постоянного мониторинга и оперативной ее корректировки («ведения» базы данных), что в результате значительных трудозатрат по ее обновлению затрудняет или вообще не позволяет оперативно ею пользоваться, или снижает достоверность и точность расчетов;
- невозможность полностью структурировать всю базу данных вследствие большого разнообразия «элементарных единиц нормативной информации», включаемых в единую базу данных и отсутствия в настоящее время достаточного количества трансляционных «языков» для «перевода» параметров различных функциональных задач из-за несовпадения объектов и предметов классов и видов функциональной управленческой деятельности не позволяет обеспечить системное формирование единой базы данных. При невозможности системного формирования единой базы данных теряется целесообразность и смысл ее создания.
Именно поэтому в практике
управления в настоящее время
сложился подход построения локальных
АСУ решения отдельных
Чаще всего локальные
системы ориентированы на
Информация о работе Информационное обеспечение процессов управления