Информационные технологии социального управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 12:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: проанализировать и выявить общие проблемы развития информационных технологий в социальном управлении.
Исходя из цели, в работе поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть теоретические основы изучения информационных технологий в управлении;
2. проанализировать и оценить информационные технологии социального управления;
3. выявить общие проблемы развития информационных технологий в социальном управлении и пути их решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИИ……………………………………………..6
1.1. Информационные технологии: понятие и сущность……………………..6
1.2. Место и роль информационных технологий в современном мире…….15
Глава 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ……………………………………………..18
2.1. Особенности использования информационных технологий в социальном управлении………………………………………………………………………18
2.2. Интернет как разновидность информационных технологий социального управления……………………………………………………………………….22
Глава 3. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОЦИАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ………………………………………………………………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...34

Вложенные файлы: 1 файл

Клязмина.doc

— 184.00 Кб (Скачать файл)

10) Ресурсоёмкость информационной технологии (resource capacity) – свойство информационной технологии, характеризующееся объемом ресурсов, необходимых для ее реализации.

11) Защищенность информационной технологии (protect ability) – свойство информационной технологии, характеризующееся способностью фиксировать или блокировать действия по несанкционированному доступу к информации или попытки ее разрушения.

12) Безопасность информационной технологии (safety) – свойство информационной технологии, характеризующееся отсутствием угрозы для жизни или здоровья людей, а также степенью риска, связанного с возможностью нанесения ущерба при ее использовании.

13) Эффективность информационной технологии (effectiveness) – свойство информационной технологии, характеризующееся совокупностью эффективностей технического, экономического и социального характера при использовании информационной технологи [4].

В числе отличительных свойств информационных технологий, имеющих стратегическое значение для развития общества, представляется целесообразным выделить следующие семь наиболее важных:

1. Информационные технологии  позволяют активизировать и эффективно  использовать информационные ресурсы общества, которые сегодня являются наиболее важным стратегическим фактором его развития. Опыт показывает, что активизация, распространение и эффективное использование информационных ресурсов (научных знаний, открытий, изобретений, технологий, передового опыта) позволяют получить существенную экономию других видов ресурсов: сырья, энергии, полезных ископаемых, материалов и оборудования, людских ресурсов, социального времени.

2. Информационные технологии  позволяют оптимизировать и во  многих случаях автоматизировать информационные процессы, которые в последние годы занимают все большее место в жизнедеятельности человеческого общества. Общеизвестно, что развитие цивилизации происходит в направлении становления информационного общества, в котором объектами и результатами труда большинства занятого населения становятся уже не материальные ценности, а, главным образом, информация и научные знания. В настоящее время в большинстве развитых стран большая часть занятого населения в той или иной мере связана с процессами подготовки, хранения, обработки и передачи информации и, поэтому, вынуждена осваивать и практически использовать соответствующие этим процессам информационные технологии.

3. Информационные процессы  являются важными элементами  других более сложных производственных или же социальных процессов. Поэтому очень часто и информационные технологии выступают в качестве компонентов соответствующих производственных или социальных технологий. При этом они, как правило, реализуют наиболее важные, «интеллектуальные» функции этих технологий. Характерными примерами являются системы автоматизированного проектирования промышленных изделий, гибкие автоматизированные и роботизированные производства, автоматизированные системы управления технологическими процессами и т.п.

4. Информационные технологии  сегодня играют исключительно  важную роль в обеспечении  информационного взаимодействия  между людьми, а также в системах  подготовки и распространения  массовой информации. В дополнение  к ставшим уже традиционными  средствами связи (телефон, телеграф, радио и телевидение) в социальной сфере все более широко используются системы электронных телекоммуникаций, электронная почта, факсимильная передача информации и другие виды связи. Эти средства быстро ассимилируются культурой современного общества, так как они не только создают большие удобства, но и снимают многие производственные, социальные и бытовые проблемы, вызываемые процессами глобализации и интеграции мирового общества, расширением внутренних и международных экономических и культурных связей, миграцией населения и его все более динамичным перемещением по планете.

5. Информационные технологии  занимают сегодня центральное  место в процессе интеллектуализации  общества, развития его системы  образования и культуры. Практически во всех развитых и во многих развивающихся странах компьютерная и телевизионная техника, учебные программы на оптических дисках и мультимедиа – технологии становятся привычными атрибутами не только высших учебных заведений, но и обычных школ системы начального и среднего образования. Использование обучающих информационных технологий оказалось весьма эффективным методом и для систем самообразования, продолженного обучения, а также для систем повышения квалификации и переподготовки кадров.

6. Информационные технологии играют в настоящее время ключевую роль также и в процессах получения и накопления новых знаний. При этом, на смену традиционным методам информационной поддержки научных исследований путем накопления, классификации и распространения научно-технической информации приходят новые методы, основанные на использовании вновь открывающихся возможностей информационной поддержки фундаментальной и прикладной науки, которые предоставляют современные информационные технологии.

7. Современные методы получения и накопления знаний базируются на теории искусственного интеллекта, методах информационного моделирования, когнитивной компьютерной графики, позволяющих найти решения плохо формализуемых задач, а также задач с неполной информацией и нечеткими исходными данными.

8. Принципиально важное для современного  этапа развития общества значение  развития информационные технологии  заключается в том, что их  использование может оказать  существенное содействие в решении  глобальных проблем человечества  и, прежде всего, проблем, связанных с необходимостью преодоления переживаемого мировым сообществом глобального кризиса цивилизации. Ведь именно методы информационного моделирования глобальных процессов, особенно в сочетании с методами космического информационного мониторинга, могут обеспечить уже сегодня возможность прогнозирования многих кризисных ситуаций в регионах повышенной социальной и политической напряженности, а также в районах экологического бедствия, в местах природных катастроф и крупных технологических аварий, представляющих повышенную для общества [11].

Основные средства информационной технологии:

Организационные средства информационной технологии (organize means) – совокупность организационно-методических и научно-технических документов, содержащих описание и регламентацию технологических процессов, реализующих информационный процесс.

Инструментальные средства информационной технологии (instrument means) – совокупность технических, программных и языковых средств, обеспечивающих реализацию информационного процесса.

Технические средства информационной технологии (technical means) – совокупность механических, электрических, электронных и иных приспособлений, обеспечивающих реализацию информационного процесса.

Программные средства информационной технологии (software) – совокупность алгоритмов и программ, используемых при реализации информационного процесса с помощью вычислительной техники.

Языковые средства информационной технологии (language means) – наборы символов, соглашений и правил, которые используются для организации взаимодействия человека со средствами, реализующими информационный процесс [9].

Совокупность средств, методов и условий, позволяющих  использовать информационные технологии, составляет информационный потенциал  общества. Это не только весь индустриально-технологический комплекс производства современных средств и методов обработки и передачи информации, но также сеть научно-исследовательских, учебных, административных, коммерческих и других организаций, обеспечивающих информационное обслуживание на базе современной информационной технологии.

В процессе развития информационные технологии избавляют людей от тяжелого физического труда и выводят  их на более качественный уровень. Считается, что широкомасштабное внедрение  новых информационных технологий повысит результативность решений, принимаемых на всех уровнях управления. Это обеспечит, в свою очередь, не только рост экономических показателей развития народного хозяйства, но и достижение качественно нового уровня открытий в фундаментальных и прикладных науках, направленных на развитие производства, создание новых рабочих мест, повышение жизненного уровня населения, защиту окружающей среды.

 

 

 

1.2. Место и роль информационных технологий в современном

мире

На современном этапе  выделяют компьютерные информационные технологии – это система методов и способов сбора, хранения, накопления, поиска, обработки и выдачи информации по запросам пользователей с помощью средств вычислительной техники.

Для информационных технологий наших дней этапа характерны:

  1. работа пользователя в режиме манипулирования данными (не нужно «помнить и знать», а достаточно выбрать из «предлагаемого меню»);
  2. безбумажный процесс обработки документов (на бумагу фиксируется только окончательный вариант документа);
  3. диалоговый режим решения задач с широкими возможностями для пользователей;
  4. возможность коллективного использования документов на основе группы компьютеров, объединенными средствами коммуникаций;
  5. возможность адаптивной перестройки формы и способа представления информации в процессе решения задач [11].

Для обработки информации используют автоматизированные системы  управления (АСУ).

АСУ – система «человек-машина», обеспечивающая эффективное функционирование объекта управления, в которой  сбор и переработка информации, необходимой  для реализации функций управления, осуществляется с применением средств автоматизации и вычислительной техники

Главным направлением совершенствования  системы управления на всех уровнях  в современных условиях стало  массовое использование новейшей компьютерной и телекоммуникационной техники, формирование на ее основе высокоэффективных информационно-управленческих технологий.

Новые информационные технологии, основанные на компьютерной технике, требуют радикальных изменений организационных структур управления, его регламента, кадрового потенциала, системы документации, фиксирования и передачи информации. Особое значение имеет внедрение информационного управления, значительно расширяющее возможности использования информационных ресурсов. Развитие информационного управления связано с организацией системы обработки знаний и данных, последовательного ее развития до уровня интегрированных автоматизированных систем управления, охватывающих по вертикали и горизонтали все уровни и звенья деятельности организации [7].

Информационные технологии третьего уровня означают высший этап компьютеризации системы управления, позволяют задействовать ПК в творческом процессе, соединить силу человеческого ума и мощь электронной техники. Полная интегрированная информатизация системы управления предполагает охват следующих информационно-управленческих процессов: связь, сбор, хранение и доступ к необходимой информации, анализ информации, поддержка индивидуальной деятельности, программирование и решение специальных задач

Таким образом, современные  информационные технологии в своем развитии прошли длительный путь и еще многое необходимо совершенствовать. В перспективе предусматривается привлечение для принятия решений технологий искусственного интеллекта и более широкое применение средств мультимедиа (комплексное представление информации).

Информационные технологии – система методов и способов сбора, регистрации, хранения, накопления, поиска, обработки и выдачи документальной информации по запросам пользователей. Целью создания и широкого распространения информационных технологий социального управления является решение проблемы информатизации общества (внедрения комплекса мер, направленных на обеспечение полного и своевременного использования достоверной информации, обобщенных знаний во всех социально значимых видах человеческой деятельности).

Следовательно, современные информационные технологии в своем развитии прошли длительный путь и еще многое необходимо совершенствовать. В перспективе предусматривается привлечение для принятия решений технологий искусственного интеллекта и более широкое применение средств мультимедиа (комплексное представление информации).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

2.1. Особенности использования информационных технологий в социальном управлении

Социальная информация определяется как «ориентированное знание о состоянии социальной системы, процесс обеспечения информационных потребностей общества на основе применения информационных технологий».

Значение информации очень велико, оно представляет собой интеллектуальный фонд человеческих ресурсов, значение которых постоянно растёт.

Большую роль информация играет в управлении социальными  процессами, так как здесь информационное обеспечение необходимо на каждом этапе  социального управления, будь то постановка целей или принятие управленческих решений. Вследствие этого сбор и обработка информации является важным компонентом в структуре социального управления

Информация представляет собой  знание, но не всякое знание есть информация. Информация должна обладать рядом признаков. Прежде всего, она должна основываться на объективных данных и в полном объёме отражать управленческий процесс. Информация должна своевременно поступать для переработки субъектам управления, иначе вся её значимость будет сведена к нулю. Кроме этого информация должна быть чёткой и понятной, не допускающей разнотолкования и экономичной при сборе, сохранение и передаче её [21].

Информация может быть обычной и научной. В социальном управлении используется научная информация. Здесь она зависит от характера объекта управления, от задач, которые перед ним ставятся, а так же от осведомлённости субъекта.

Информация о работе Информационные технологии социального управления