Информационный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 22:30, реферат

Краткое описание

На протяжении последних десятилетий XX века средства информатики существенно влияли на характер, объем, функции информационного менеджмента. Это влияние усиливается и проявляется в потребности углубить знания менеджера в сфере современной информационной технологии. Можно выделить, по крайней мере, три периода, каждый из которых решал новые проблемы.

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ИТЭ.docx

— 42.13 Кб (Скачать файл)

1. Технологии  информационного менеджмента

 

На протяжении последних  десятилетий XX века средства информатики  существенно влияли на характер, объем, функции информационного менеджмента. Это влияние усиливается и  проявляется в потребности углубить знания менеджера в сфере современной  информационной технологии. Можно выделить, по крайней мере, три периода, каждый из которых решал новые проблемы.

Первый из них связан с  феноменом ЭBM как устройства, их видоизменением в мэйнфреймы (большие ЭBM), мини ЭBM, персональные компьютеры и рабочие станции. Здесь системный менеджер выступал и развивался как постановщик задач и работодатель для ЭBM и как пользователь ЭBM. Каждый системный менеджер - становится не только работодателем по обработке данных и активным пользователем своей компьютерной рабочей станции, но и специалистом, способным к освоению новейших возможностей ЭBM (рис. 8.1).

Второй период связан с  исследованием и пониманием структурной  роли систем с ЭBM в общей структуре систем и процессов управления. Этот период завершился пониманием структуры и развертыванием различных видов автоматизированных компьютерных систем (АСУ технологическими организационными процессами, проектированием (САПР) и т.п.), их встраиванием и интеграцией в системный менеджмент (интегрированные АСУ у нас в стране, менеджерские информационные системы (МИС) в мировой практике).

Создана методология и  стандарты разработки и внедрения  таких систем, где менеджер выступает  как заказчик и приемщик работ  по созданию систем с ЭBM и использованию результатов их функционирования.

Третий период выдвинул проблему освоения системным менеджером информационной технологии. Системный менеджер в  зависимости от целей управления через системных администраторов  компьютерной сети и баз данных может  обеспечить надежную информацию в процессе управления, полную наблюдаемость объекта  управления, информационный комфорт  личной работы. Системный менеджер как активный информационный технолог обеспечивает использование каналов  адаптивного дуального управления, соединяющего изучение и управление объектами. Тем самым возникла необходимость  преодолеть комплекс невмешательства  системного менеджера в информационную технологию.

В данном разделе показаны функции системного менеджера в  применении современных информационных средств и технологий, в том  числе визуализации данных, кластерных структур серверов, сетей ЭBM, где хранится вся информация системы управления, коммуникационных систем, электронных помощников (мастера, агенты и др.), информационных технологий интеграции средств визуализации с базами данных, технологий развития систем управления за счет проектирования и реинжиниринга МИС, достижения информационного комфорта, овладения понятиями и средствами «офис-технологий».

Системный менеджер выступает  как конструктор эффективных  управленческих решений, что обязывает  его участвовать в выборе информационных технологий и сетей компьютера, баз  данных, средств проектирования и развития МИС. Системный менеджер вместе с администратором сети и баз данных организует наилучший вариант информационной технологии, обеспечивающий надежную реализацию принятых решений.

 

Таблица 8.1

Задачи системного менеджера

Средства системного менеджера

Создание и актуализация наблюдаемой информационной модели системы управления

Сети компьютеров и  рабочих станций с серверами, объединенными в комплекс (кластер), корпоративная структура сетей

Визуализация сложных  объектов управления, их отображение  с высокой точностью в реальном масштабе времени

Средства визуализации объектов управления типа геоинформационных  систем, объединенных с распределенными  базами данных

Развитие менеджером информационных систем с опережением или в  темпе возникновения изменений  в объекте или системе управления

Средства проектирования и развития менеджерских информационных систем (МИС)

Эффективное оснащение информационными  технологиями процессов системного менеджмента

Средства офис-технологий


 

Системный менеджер должен обладать, как правило, навыками и  умениями по манипулированию компьютером  как пользователь. Он должен знать  принципы построения и использования  менеджерских информационных систем, известных под аббревиатурой  МИС. Системный менеджер организует доступ через ИНТЕРНЕТ к источникам информации, является активным участником электронных коммуникаций, участвует  в формировании ИНТРАНЕТ-систем по направлениям деятельности управляемого объекта. Это создает возможность  решения проблем информационного  менеджмента современными компьютерными  средствами, которые доступны квалифицированному руководителю. Информационный менеджмент становится важным содержанием системной управленческой деятельности.

Современные перспективы  использования компьютерных средств для информационного менеджмента связаны с визуальным отображением объектов управления с использованием геоинформационных систем, обеспечивающих привязку информации к объекту управления. Архитектуры компьютерных систем представляют собой сети компьютеров с мощной центральной машиной - сервером. Сервер поддерживает эффективный обмен с рабочими станциями, автоматизированными рабочими местами системных менеджеров, эффективный обмен, используя информационную технологию «клиент-сервер».

Для достижения высокой надежности информационных процессов информационная система, эффективное использование  которой должен обеспечить системный  менеджмент, организуется в виде сети и резервирует на программном  уровне кластерной структуры комплекса  головных компьютеров сети - серверов со специальным программным обеспечением.

Информационное окружение  системного менеджера представлено на рис. 8.3.

Кластерная архитектура  одновременно работающих совместимых  серверов для системного информационного  менеджера - основной ресурс надежного  управления объектами через информационные системы. В той связи далее  рассмотрена сущность и информационные возможности серверной кластерной архитектуры для информационного  менеджмента как основной сферы  использования информационных технологий.

2. Интеграция средств визуализации и баз данных для системного представления объектов управления

 

Современный информационный менеджмент в составе МИС использует мощные средства визуального отображения  объектов в процессах управления в сочетании с цифровыми и  текстовыми данными.

Проблема интеграции средств  визуализации с общей информационной базой МИС и базами данных предметных областей является ключевой для информационного  менеджмента.

Для решения таких задач  системный менеджер должен быть знаком с возможностями современных  систем визуализации баз данных, на примере совместного использования  традиционных инструментальных средств  геоинформационных систем (ГИС) и  баз данных типа Оракл или Информикс. В системном менеджменте зачастую складываются распределенные структуры  управления, действуют субъективные факторы в выборе информации для  руководства, по-разному оцениваются  приоритеты в информировании служб  менеджера. Поэтому, прежде чем приступать к внедрению программ визуализации на каком-либо объекте, необходимо разработать  концепцию построения и развития визуальной информационной системы  в службах информационного менеджмента  в масштабе предприятия. Только после  этого можно решать, какие согласованные  функции отображения объектов целесообразно  автоматизировать, какие программы  покупать или разрабатывать, какие  требования предъявлять к визуальным информационным системам (ВИС), как  синхронизировать потоки визуальных образов.

Сегодня рынок ВИС представляет средства визуализации, которые обеспечиваю!' возможность интеграции с приложениями самых разных уровней - от поддержки стандартных форматов данных до использования протоколов обмена на уровне операционных систем (например, таких, как OLE, DDE, DLL, VEX и др.). Применение универсальной ВИС или специализированной прикладной программы визуализации должно обеспечить эффективную совместную работу ВИС с другими прикладными программами и сделать систему визуализации максимально открытой для расширения и развития, что обеспечит технологическую независимость пользователей от систем визуализации объектов управления.

С появлением нового поколения  вычислительных систем, основанных на сетевых технологиях и 64-разрядных  процессорах, количество и сложность  отображаемых объектов управления в  составе МИС растет. Соответственно растет и сложность проблемы их интеграции и эффективного использования ВИС. Вместе с тем появляется возможность  перехода от автоматизации отображения процессов решения отдельных задач менеджмента или групп задач к построению ВИС, ориентированных на повышение эффективности информационных обменов и системное управление в целом. Основой таких систем является единая база данных, которая обеспечивает оперативный доступ средств визуализации ко всей информации в режиме клиент-сервер. Визуализация объектов и процессов управления сопровождается текстами и данными.

При построении информационной системы по технологии клиент-сервер функции работы с образами управляемых  объектов на программном уровне могут  быть отделены от других задач управления. Программные средства решения задач  организуется и виде клиентских приложений, которые устанавливаются на рабочих станциях. На каждой рабочей станции можно устанавливать несколько клиентских приложений для решения различных задач визуализации. Обмен информацией между ними осуществляется через сервер. Это позволяет нужным образом конфигурировать программы визуализации объектов управления для пользователей и делает систему открытой для расширения и изменений.

Для взаимодействия программ визуализации к программному обеспечению  ВИС предъявляется требование хранения всех атрибутивных данных образов во внешней базе данных и работа с  ними на языке запросов SQL. Ориентированный  граф иерархической взаимосвязи  образов управляемых объектов может  создаваться средствами ВИС и  передаваться в виде таблиц через  ту же базу данных в другие приложения. Результаты запросов также предоставляются  в виде образов объекта управления и могуч быть помещены в таблицы  баз данных и воспроизводиться средствами ВИС- приложений.

Примером могут служить  ВИС, используемые системными менеджерами  инженерных сетей, где средствами инструментальной ВИС WinPlan создают ВИС-приложения, образы, клиенты рабочих станций менеджеров. При этом системный менеджер действует в информационных технологиях клиент-сервер, карты и схемы образов управляемых объектов могут храниться в виде листов разных размеров и масштабов на сервере или в любых других доступных узлах компьютерной сети. Вся атрибутивная информация визуального образа хранится во внешней базе данных на SQL-сервере, на который могут быть загружены и базы данных (Oracle, Informix).

Системный менеджер предприятий  городских инженерных коммуникаций, способный работать в технологии клиент-сервер, используя мнемосхемы и диалоговые окна баз данных, может  осуществлять на фоне визуализации объектов управления гидравлический и тепловой расчет сетей, ведение паспортов  оборудования, учет потоков в сетях.

ВИС-технологии широко используются системными менеджерами и для разработки прикладных программ управления теплоснабжением и электроснабжением, тепло-гидравлических расчетов систем теплоснабжения и решения таких задач в пакетном режиме. Топология тепловых сетей создавала целый ряд неудобств, связанных с поиском ошибок и со сложностью оценки результатов расчета из-за отсутствия наглядного представления инженерных сетей на карте объекта района или города. В связи с этим возникла необходимость визуализации расчетных схем тепловых и других коммуникационных сетей, а для исключения ошибок, связанных с заданием топологии сетей, разработаны алгоритмы анализа потоков через связанные узлы сети. В то же время системный менеджер видит сети привязанными к местности, плану квартала, города в виде растровой и векторной подложки («карты») с возможностью ее графического редактирования.

Используются ВИС-комплексы, позволяющие описать любую маркетинговую, производственную техническую систему со сложной топологической и иерархической структурой, подключить математические модели расчета разных типов сетей и визуализировать результаты расчетов в виде графиков и текстов. За счет визуализации процесс системного управления процессами жизнеобеспечения существенно улучшается. С помощью ВИС' решаются следующие задачи системного менеджера:

теплоснабжения (наладка  тепловой сети, проверочный расчет тепловой сети, расчет температурного графика, построение пьезометрического  графика, конструкторский гидравлический расчет тепловой сети, расчет теплообменных  аппаратов, расчет и подбор элеваторов, расчет и подбор шайб, определение  объема воды при заполнении и опорожнении  тепловой сети);

водоснабжения (поверочный расчет водопроводной сети, построение пьезометрического графика);

электроснабжения (коммутация оборудования, расчет токов короткого  замыкания, определение потерь энергии  в электрических сетях);

-газоснабжения (конструкторский  расчет газопроводов низкого,  среднего и высокого давления, поверочный расчет газопроводов  низкого, среднего и высокого  давления от одного и нескольких  источников, построение пьезометрического  графика, продольного профиля  газопроводов, графика замера потенциала  «земля-труба»).

Информация о работе Информационный менеджмент