Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 16:09, курсовая работа
Цель: исследовать особенности самопредъявления у менеджеров с разным стажем работы.
Гипотеза: Уровень самопредъявления у менеджеров со стажем больше пяти лет выше уровня самопредъявления менеджеров со стажем меньше 5 лет.
Задачи:
Охарактеризовать подходы определения самопредъявления в отечественной и зарубежной психологии
Определить роль самопредьявления в межличностных отношениях
Теоретические аспекты понятия самопредъявления в общении.
1.1 Развитие представление о понятии самопредъявления в отечественной психологии и зарубежной психологии.
1.2 Стратегии и тактики самопредъявления
1.3 Методы диагностики особенностей самопредъявления в общении
2 Исследование особенностей самопредъявления в общении менеджеров ООО Ресторатор « Твоя пицца»
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ и интерпретация данных
Эффективность межличностного взаимодействия в большей степени зависит от способности личности целенаправленно формировать впечатление о себе в соответствии с ситуацией общения. Люди стремятся не интуитивно, а на основе научных знаний строить свои отношения с окружающими. В связи с этим возникает запрос к психологии относительно того, как умело предъявлять информацию о себе и выбирать оптимальную дистанцию между собой и другими партнерами по общению в различных ситуациях взаимодействия в соответствии с исполняемой ролью. В этом случае особую ценность приобретает способность индивида эффективно подать себя, произвести благоприятное впечатление. Совершенно очевидно, что успешность взаимодействия человека с окружающими в любой сфере общения основывается на его способности создавать адекватный образ себя для окружающих и умении правильно прочитывать информацию, посылаемую ему другими людьми. В данной курсовой работе мы будем изучать особенности самопредъявления у менеджеров с разным стажем профессиональной деятельности. Именно для менеджеров самопредъявление играет очень важную роль не только в жизни, но и на работе. От самопредъявления менеджера зависит его продуктивность, востребованность на рынке труда и т.д.
Проблема самопредъявления в межличностном общении в зарубежной психологии имеет давнюю традицию, восходящую к работам представителей символического интеракционизма Дж. Мида, Ч. Кули и И. Гофмана Зарубежными авторами описана мотивация самопредъявления, выявлены его стратегии и тактики, исследованы индивидуальные различия в стиле самопредъявления, личностные и ситуативные факторы их обусловливающие.
Исследование феномена самопредъявления имеет свою историю и в отечественной науке. Отдельные аспекты его изучались в связи с проблемами социальной перцепции формирования имиджа. В последнее десятилетие в отечественной психологии были осуществлены эмпирические исследования разных аспектов феномена самопредъявления. Е.А. Петрова разработала теорию визуальной психосемиотики общения, в рамках которой изучается проблематика визуальной самоподачи образа. В.А. Лабунской исследование самопредъявления осуществляется через изучение экспрессивного поведения личности.
И.П. Шкуратова изучает этот феномен как один из компонентов самовыражения личности в общении, а также в связи с искажением личностью информации о себе.
Таким образом, назревает интерес к изучению особенностей самопредъявления менеджеров с разным стажем работы, что и будет исследоваться в данной работе.
Предмет исследования особенности самопредъявления менеджеров с разным стажем работы.
Цель: исследовать особенности самопредъявления у менеджеров с разным стажем работы.
Гипотеза: Уровень самопредъявления у менеджеров со стажем больше пяти лет выше уровня самопредъявления менеджеров со стажем меньше 5 лет.
Задачи:
Охарактеризовать подходы определения самопредъявления в отечественной и зарубежной психологии
Определить роль самопредьявления в межличностных отношениях
Выявить значимые различия между особенностями самопредъялением у менеджеров с разным стажем работы.
1
1.1 |
1.2 В зарубежной психологии одним из центральных вопросов изу- чения самопредъявления является вопрос о стратегиях и тактиках самопредъявления. Интерес к этому обусловлен большой практи- ческой значимостью, поскольку каждый человек, с одной стороны, хочет умело владеть этими стратегиями, а с другой – стремится видеть и опознавать их в поведении своих партнеров по общению. К настоящему времени накоплен большой эмпирический матери- ал, свидетельствующий о влиянии многих социально-психологи- ческих и личностных характеристик субъекта самопредъявления и его партнера, а также обстоятельств их взаимодействия на реа- лизацию разных стратегий и тактик презентации своего образа. Стратегия самопредъявления является совокупностью поведен- ческих актов личности, разделенных во времени и пространстве, направленных на создание определенного образа в глазах окру- жающих. Тактика самопредъявления – это определенный прием, с помощью которого реализуется выбранная стратегия. Стратегия самопрезентации может включать в себя множество отдельных тактик. Тактика самопрезентации является кратковременным яв- лением и направлена на создание желаемого впечатления в конк- ретной жизненной ситуации. Э. Джонс и Т. Питтман создали одну из первых классифика- ций стратегий самопредъявления, основанную на целях и так- тиках, которые используют люди в общении с окружающими 58 (Jones E. E., Pittman T. S., 1982). По их мнению, самопрезентация позволяет человеку использовать различные источники власти, расширяя и поддерживая влияние в межличностных отношениях. 1. Стремление понравиться – инграциация. Эта стратегия рас- считана на власть обаяния. Основная тактика состоит в том, чтобы угождать другим людям, льстить и соглашаться, предъявлять со- циально-одобряемые качества. Цель – казаться привлекательным. 2. Самопродвижение – рая предоставляет власть эксперта. Основная тактика состоит в до- казательстве своего превосходства и хвастовстве. Цель – казаться компетентным. 3. Примерность – стремление служить примером для других людей, что дает власть наставника. Основная тактика состоит в де- монстрации духовного превосходства, сочетается с хвастовством и стремлением обсуждать и осуждать других людей. Цель – казаться морально безупречным. 4. Запугивание – демонстрация силы, которая заставляет ок- ружающих подчиняться и дает власть страха. Основная тактика состоит в угрозе. Цель – казаться опасным. 5. Демонстрация слабости или мольба. Обязывает окружаю- щих оказывать помощь, что дает власть сострадания. Основная тактика – просить о помощи, умолять. Цель – казаться слабым. По зарубежным данным наиболее распространенными являют- ся первые три стратегии самопредъявления, поскольку они соот- ветствуют социально-одобряемому поведению. Р. Баумайстер выделяет две стратегии самопрезентации, разли- чающихся по способам, которыми они достигаются, и по наградам, которых они достигают: «ублажающая стратегия» – направлена на то, чтобы выставить себя в выгодном свете, управляется внешними критериями (подстройка под аудиторию) и достигает внешней на- грады – одобрения; «самоконструирующая» – критерии и награды внутри самого человека, человек поддерживает и укрепляет свое «идеальное Я», которое и производит впечатление на окружающих (Leary M. R., Kowalski R. M., 1990). Д. Тедески и Линдсколд выделяют утверждающий и оборони- тельный вид стратегий: • утверждающая стратегия предполагает поведение, направ- ленное на создание позитивной идентичности в глазах окружаю- щих; • оборонительная стратегия направлена на восстановление по- зитивной идентичности и устранение негативного образа (там же). 59 Первая стратегия состоит из активных, но не агрессивных уси- лий создать позитивное впечатление. Оборонительные стратегии включают в себя оправдание, запугивание, мольбу и другие формы социально неодобряемого поведения. Наиболее детальная классификация стратегий самопредъявле- ния осуществлена А. Шутц, которая на основе обобщения большо- го количества литературы, посвященной данной проблеме, выде- лила собственные критерии для категоризации тактик и стратегий самопрезентации (Sсhutz A., 1997). В качестве таких критериев она предложила рассматривать ус- тановку на создание позитивного образа или избегание плохого образа, степень активности субъекта в создании образа и степень проявления агрессивности субъекта в процессе самопрезентации. На основе сочетания этих критериев она выделяет четыре группы стратегий самопредъявления. 1. Позитивное самопредъявление. Девиз «Я хороший». Этот вид самопредъявления содержит активные, но не агрессивные дейс- твия по созданию позитивного впечатления о себе. К этой группе относятся стратегии – стремление нравиться, самопродвижение, служение примером. Основные тактики следующие: • Греться в лучах чужой славы. Она была впервые описана Р. Чалдини, который занимался изучением психологии влияния (Чалдини Р., 2002). Она основана
на ассоциировании себя с тными и уважаемыми людьми. • Ассоциирование себя с важными и позитивными события- ми (например, человек характеризует себя как участника сраже- ния или стройки). • У силение значимости и важности тех событий, в которых че- ловек участвовал, и тех людей, с которыми ему довелось общаться. • Демонстрация влиятельности. Человек внушает окружа- ющим возможность больших позитивных последствий от своих действий. Эта тактика особенно характерна для политиков. • Демонстрация идентификации с аудиторией. Человек де- монстрирует близость своих взглядов, установок тем людям, на которых направлено самопредъявление. 2. Н аступательное самопредъявление. Основано на стремлении выглядеть хорошо, очерняя других людей. Это агрессивный способ создания желаемого образа, все тактики которого направлены на критику конкурента. Здесь применяются следующие тактики: • Подрыв оппозиции. Сообщается негативная информация о конкуренте для того, чтобы на его фоне лучше выглядеть. 60 • Критическая установка в оценке любых явлений действи- тельности. Она создает иллюзию компетентности говорящего в от- ношении обсуждаемой темы. • Критика в адрес тех, кто критикует его. Это создает иллю- зию предвзятости со стороны критикующих. Например, политики часто обвиняют журналистов в том, что их подкупили. • Изменение темы дискуссии в выигрышную для себя сто- рону. 3. Предохранительное самопредъявление. Ставит перед собой цель не выглядеть плохо. Человек избегает возможности дать о себе негативное впечатление путем ухода от взаимодействия с дру- гими людьми. Тактики, применяемые в этом случае следующие: • Избегание публичного внимания. • Минимальное самораскрытие. • Осмотрительное самоописание. Человек не рассказывает не только о своих недостатках, но и о своих достоинствах, чтобы не ока- заться в ситуации, когда он не сможет подтвердить свое мастерство. • Минимизация социального взаимодействия. 4. О боронительное самопредъявление. Субъект ведет себя ак- тивно в создании образа, но имеет установку на избегание негатив- ного образа. Эта стратегия, как правило, разворачивается тогда, когда человека обвиняют в причастности к какому-то нежелатель- ному событию. Чем более велика роль человека в этом событии и чем оно тяжелее, тем труднее человеку изменить свой негативный образ в сторону позитивного. Для этой стратегии характерны следующие тактики самооправ- дания. • Отрицание события. Человек отрицает сам факт негативно- го события, в связи с которым его обвиняют. • Изменение интерпретации события с целью снижения не- гативности его оценки. Человек признает сам факт события, но подает его в более позитивном ключе. • Диссоциация. Человек занижает степень своего негативно- го участия в этом событии, стремится отмежеваться от него. • Оправдание. Человек может настаивать на законности сво- их поступков, или приводить аргументы в свою пользу. • Извинения. Человек утверждает, что не мог поступить ина- че, так как не мог контролировать ход событий. • Признание вины и раскаивание, обещание впредь не повто- рять ошибок. 61 Эти тактики могут разворачиваться последовательно по мере того, как обвиняющая сторона получает дополнительную информа- цию о негативном событии, но могут использоваться и отдельно. Эта классификация тоже не охватывает весь спектр страте- гий и тактик самопредъявления. В работах М. Селигмана была описана тактика выученной беспомощности, которая состоит в том, что человек умышленно изображает неспособность к требу- ющимся от него действиям или поступкам в расчете на то, что окружающие люди ему помогут (Sсhutz A., 1997). Эта тактика реализуется в рамках стратегии демонстрации слабости, потому что другие стратегии, выделенные Э. Джонсом и Т. Питманом, основаны на демонстрации превосходства над партнером. Если человек на самом деле был способен самостоятельно справиться с проблемой, то это поведение можно отнести к разряду манипуля- тивных тактик. Психологически близкой к ней является тактика создания искус- ственных препятствий самим человеком на пути к достижению цели, которая изучалась С. Стивеном и Э. Джонсоном (Sсhutz A., 1997). Человек защищает свою самооценку и свой общественный имидж, объясняя неудачи внешними обстоятельствами или ситуативными факторами (недомоганием, дефицитом времени на подготовку, пре- имуществами конкурента и пр.). Тактика восхваления соперника является беспроигрышной, поскольку в случае его победы человек доказывает окружающим, что у него был сильный и достойный противник. Если же побеждает сам человек, то его победа вдвой- не почетна. Тактика ложной скромности тоже значительно повы- шает позитивность образа человека, особенно в тех культурах, в которых ценится самоограничение (например, в Японии, Китае, России). Но эта же тактика в США принесет человеку противопо- ложный эффект, поскольку там принято открыто заявлять о своих успехах и способностях. М. Лири с соавторами выделяют такую тактику, как красова- ние (Sсhutz A., 1997). В английском языке она получила название «адонизация» по имени мифологического героя Адониса, который был влюблен в самого себя. Цель этой тактики выглядеть внешне привлекательным. Реализация этой тактики достаточно сложна, поскольку критерии привлекательности у разных людей различ- ны, поэтому субъект самопрезентации должен хорошо знать вкусы аудитории, на которую рассчитано оформление его внешности. В заключение необходимо отметить, что человек применяет множество тактик самопредъявления в зависимости от ситуации, 62 в которой он оказался, но при этом у него существуют наиболее предпочитаемые приемы, которые наиболее адекватно соответс- твуют его имиджу. Каждый человек выстраивает свой образ, ис- ходя из своего пола, возраста, принадлежности к определенной культуре, слою общества, профессии и своих личностных особен-
1.3 Методы диагностики особенностей самопредъявления в общении.
Опросник способности к управлению самопредъявлением в общении (Амяга Н.В.) Диагностическая цель: опросник позволяет
изучить, в какой степени люди осуществляют
контроль над своим поведением и, тем самым,
могут воздействовать на впечатление,
которое складывается о них у окружающих. 2. ДИАГНОСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ САМОПРЕДЪЯВЛЕНИЯ В ОБЩЕНИИ МЕНЕДЖЕРОВ ООО «РЕСТОРАТОР», «ТВОЯ ПИЦЦА». 2.1 Организация и методы исследования Работа посвящена диагностике особенностей саморедъявления в общении менеджеров с разным стажем работы: до пяти лет и более пяти лет. Исследование направлено на выявление характерных особенностей самопредъявления в общении для каждой из групп. Гипотеза: Эмпирическое исследование проводилось на базе ООО Ресторатор «Твоя пицца». В исследовании принимали участие 30 респондентов. 1. В исследовании использовался Опросник «Стратегии самопредъявления» разработанный Э. Джонсом и Т. Питтманом. Методика рассчитана на диагностику стратегий самопредъявления в межличностном общении. Она представляет собой опросник, состоящий из 56 вопросов. Испытуемый должен оценить, насколько его поведение соответствует утверждениям, пользуясь следующими градациями: 2 балла – очень характерно для меня, 1 балла – характерно; 0 баллов – совсем не характерно. Обработка данных проводится с помощью ключа. Баллы в указанных пунктах суммируются. В результате на каждого испытуемого получается 7 показателей. Пункты по каждой шкале расположены с интервалом в семь пунктов (например, шкала «стремление понравиться» включает пункты 1, 8,15,22, 29, 36, 43 и 50). Они расположены в бланке для ответа таким образом, что можно проводить их суммирование по строке. 2. В исследовании также был использован опросник способности к управлению самопредъявлением в общении М. Снидер и адаптированный Н. Амяга. Под самопредъявлением понимаются различные стратегии и тактики, которые использует человек, чтобы произвести определенное впечатление на окружающих. Чем выше способность к управлению самопредъявлением в общении, тем шире ролевой репертуар личности, тем выше способность личности различать специфику различных ситуаций и более гибко и дифференцировано вести себя в соответствии с ними. Обработка результатов включает подсчет результатов с помощью ключа. Каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается в один балл, несовпадающий – 0 баллов.
U-критерий Манна — Уитни - статистический критерий, используемый для оценки различий между двумя независимыми выборками по уровню какого-либо признака, измеренного количественно. Позволяет выявлять различия в значении параметра между малыми выборками. Для применения U-критерия Манна — Уитни нужно произвести следующие операции.
N = n₁ + n ₂ где n₁ — количество элементов в первой выборке, а n ₂ — количество элементов во второй выборке.
и дисперсию и при достаточно большом объёме выборочных данных > 19, >19 распределён практически нормально. 2.2 Анализ и интерпретация данных Для выявления особенностей самопредъявления менеджеров с разным стажем работы был использован опросник Н.В. Амяга «способности к управлению самопредъявлением в общении», опросник «Стратегии самопредъявления» Э. Джонсона и Т. Питмана. При анализе результатов нужно иметь в виду что количество баллов по каждой шкале дает представление о особенностях самопредъявления в общении. Доминирующим являются тот тип (типы) по которому было набрано максимальное количество баллов. После интерпретации были получены следующие результаты Данные в последствии были переведены в проценты (Таблица 1). Таблица 1 процентное соотношение данных по опроснику «Способности к управлению самопредъявлением в общении»
55% менеджеров со стажем более 5 лет и 65% менеджеров со стажем менее 5 лет выбрали хорошую способность управления самопредъявлением в общении. Люди входящие в эту категорию умеют хорошо регулировать свое поведение и делать его соответствующим ситуации. Их поведение гибко, и диапазон его вариативности для различных ситуаций широк. 20% менеджеров со стажем более 5 лет и 35% менеджеров со стажем менее 5 лет выбрали среднюю способность управления самопредъявлением в общении. 25% менеджеров со стажем более 5 лет и 0% менеджеров со стажем менее 5 лет выбрали низкую способность управления самопредъявлением в общении. Представители этой категории уделяют мало внимания информации, сигнализирующей о подходящем самопредъявлении в определенной ситуации. Их репертуар самопредъявления не очень широк, их поведение задается скорее внутренними эмоциональными состояниями и установками, а не стилем и способностями конкретной ситуации.
Рисунок 1 Процентное соотношение данных по опроснику Н.В. Амяга Таким образом, можно сделать вывод о том, что для большинства менеджеров со стажем более 5 лет характерны высокие показатели способности управления самопредъявлением в общении и совсем не характерны низкие показатели. Что касается менеджеров со стажем менее 5 лет, для них характерны в большенстве средние показатели управления самопредъявлением. Использовался так же опросник «Стратегии самопредъявления» разработанный Э.Джонсоном и Т. Питманом. При анализе результатов надо иметь в виду, что условно обозначены следующие оценочные шкалы: 1 Инграциация 2 Самопродвижение 3 Примерность 4 Запугивание 5 Демонстрация слабости или мольба 6 Отслеживание производимого впечатления. 7 Вариативность поведения человека. Для выявления различий в самопредъявлении у менеджеров с разным стажем работы был использован непараметрический статистический U-критерий Манна-Уитни Группа 1 – менеджеры со стажем менее пяти лет Группа 2 – менеджеры со стажем более пяти лет H0: Уровень признака
в группе 2 не ниже уровня признака в группе
1. Критические значения
Таблица 2- статистические значения по критерию Манна Уитни ( опросник «Стратегии самопредъявления») Полученное эмпирическое значение U находятся в зоне значимости, то принимается гипотеза H₁, уровень псамопредъявления у менеджеров со стажем более пяти лет, ниже, чем у менеджеров со стажем менее пяти лет . По полученным результатам можно сделать вывод, что существуют различия между управлением самопредъявлением у менеджеров с разным стажем работы. У менеджеров со стажем более пяти лет по всем шкалам уровень самопредъявления ниже , чем у менеджеров со стажем менее 5 лет. Таким образом, гипотеза исследования о том,что Уровень самопредъявления у менеджеров со стажем больше пяти лет выше уровня самопредъявления менеджеров со стажем меньше 5 лет, не подтвердилась . ЗАКЛЮЧЕНИЕ Самопредъявление- представление о себе окружающим. В любых межличностных отношениях имеет место быть самопредъявление, ведь это неотъемлемая часть общения. Люди могут создавать о себе разное представление в зависимости, от того чего они хотят добиться. Самопредъявление имеет массу характеристик и определений(самораскрытие, самопрезентация и т.д.) В данной работе использовался опросник «Стратегии самопредъявления» Э.Джонсона и Т.Питтмана выявляющий стратегии самопредъявления в межличностном общении, опросник Н.В. Амяга «Способности управления самопредъявлением в общении» и методика диагностики межличностных отношений Т.Лири. Эмпирическое исследование проводилось на базе Амурского Государственного Университета. В исследовании принимали участие 20 респондентов. Для выявления значимых различий был использован непараметрический критерий Манна-Уитни Интерпретация и анализ полученных данных не подтвердил гипотезу: уровень самопредъявления у менеджеров со стажем больше пяти лет выше уровня самопредъявления менеджеров со стажем меньше 5 лет.
|