Исследования и их роль в научной и практической деятельности человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 03:24, реферат

Краткое описание

Целью данного реферата является определение сущности исследования как вида деятельности, а также его роли и значимости в научной и практической деятельности человека, в практике управления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. определить понятие термина «исследование»;
2. рассмотреть типологию и характеристики исследования;
3. выяснить роль исследования в практике управления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Понятие исследования………………………………………………………....4
2. Типология и характеристики исследования………………………………….6
3. Исследование в практике управления……………………………………….10
Заключение……………………………………………………………………….14
Список литературы………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 91.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Понятие исследования………………………………………………………....4

2. Типология и характеристики  исследования………………………………….6

3. Исследование в  практике управления……………………………………….10

Заключение……………………………………………………………………….14

Список  литературы……………………………………………………………....15 
ВВЕДЕНИЕ

   Исследования  необходимо проводить  не только, когда  организациям грозит банкротство или  кризис, но и когда  организации функционируют  успешно и стабильно. Своевременные исследования помогут удержать этот стабильный уровень работы, выяснить, что мешает, что стимулирует ее работу.

   Актуальность  данной темы определяется тем, что для проведения научного исследования в менеджменте значимым является владение методологией, исследовательскими приемами и методами. При проведении исследований на предприятиях перед исследователями ставятся цели, требующие не только анализа и выявления проблем, но и обоснования рекомендаций, предложенных для их разрешения. Оценка состояния, диагностика, профилактика негативных тенденций, поиск «узких мест» в системе управления, определение новых направлений деятельности требуют от менеджера системного видения, владения и понимания сущности исследования, его роли в научной и практической деятельности человека, а также научно-категориальным аппаратом исследования.

   Целью данного реферата является определение  сущности исследования как вида деятельности, а также его  роли и значимости в научной и  практической деятельности человека, в практике управления.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

     1. определить понятие  термина «исследование»;

     2. рассмотреть типологию  и характеристики  исследования;

     3. выяснить роль  исследования в  практике управления. 
1. ПОНЯТИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

   Любое понятие, которым мы оперируем, должно иметь определение. В логическом словаре-справочнике Н.И. Кондакова понятие "исследование" определяется следующим образом: " Исследование — процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления) в целях выявления его закономерностей возникновения, развития и преобразования его в интересах общества".

   В философском словаре дается более  простое определение. "Исследование научное — процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности".

   Очень характерно, что в прошлом понятие "исследование" связывалось только со специализированной научной деятельностью. Современные тенденции развития общества и человека свидетельствуют о возникновении новых потребностей. Многие виды профессиональной деятельности человека сегодня требуют научного подхода, а, следовательно, исследования как бы проникают в повседневную практику.

   Многие  считают, что исследования — это  задача научного работника в повседневной работе у менеджера для исследований нет времени и нет необходимости. Это глубокое заблуждение. В современном менеджменте исследование является главным фактором успеха, а если выражаться по-научному, — главным фактором повышения эффективности управления.

   Исследования  позволяют увидеть, где находятся  резервы и что мешает развитию, чего надо опасаться и что надо поддерживать [2].

   Развитие  профессионализма в различных областях деятельности ведет к пониманию  исследования как закономерного  и естественного элемента ее практической эффективности. В этом случае исследование уже не связывается только с научной деятельностью и даже с научным подходом. Это фактор профессионализма, образования и искусства. В этом смысле говорят, например, об исследовании операций. В связи с этим, на рисунке 1 графически построено определение понятия "исследование" 

   

   

     

   

     

   

     

     

     

   Рисунок 1. Исследование как вид деятельности[4] 

   Исследование  — это вид деятельности человека, состоящий в: а) распознавании проблем и ситуаций; б) определении их происхождения; в) выявлении свойств, содержания, закономерностей поведения и развития; г) установлении места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний; д) нахождении путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения.

   В реальной практике эти признаки исследования находятся в определенном соотношении, характеризующем и степень профессионализма, и конкретные цели и задачи деятельности[4].

   Таким образом, исследование — это вид деятельности с более богатым содержанием чем, скажем, анализ, проектирование или диагностика. Исследование проблемы или ситуации включает в себя более широкий набор методов, чем анализ или проектирование. Это и наблюдение, и оценка, и проведение эксперимента, и классификация, и построение показателей, и многое другое. Безусловно, исследование включает, в себя анализ, но не сводится к нему. Исследование представляет собой более высокий уровень творческой деятельности человека.

2. ТИПОЛОГИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ИССЛЕДОВАНИЙ

 

   Исследования  могут быть разными. Необходимо видеть и понимать это разнообразие, чтобы выбрать наиболее подходящие к определенной деятельности. Упорядочить всю совокупность самых различных типов исследований можно в матрице типологического анализа. Она представляет собой дихотомическое представление различных типов исследований, выделенных по различным критериям. Критерии отражают основные характеристики исследования и его практические потребности.

   По  цели можно выделить исследования практические и научно-практические (образовательные). Есть исследования, предназначенные просто для разработки эффективных решений и достижения желаемого результата, но есть исследования, ориентированные на перспективу, обновление знаний, повышение образовательного уровня.

   Можно строить исследования, привлекая  в той или иной степени к его проведению аппарат научного анализа, научной методологии. Исследования могут быть эмпирического характера, т. е. опираться преимущественно на накопленный опыт и ближайший, непосредственный результат.

   Различаются исследования и по использованию ресурсов и времени их проведения. Бывают исследования незначительные по ресурсоемкости и, наоборот, ресурсоемкие. И по времени — продолжительные и непродолжительные.

   Важным  критерием типологического выбора исследования является и критерий информационного обеспечения. Можно строить исследования только на внутренней информации, но более глубокими являются, конечно же, исследования с привлечением обширной внешней информации. Это позволяет делать более обоснованные выводы и разрабатывать более эффективные рекомендации.

   Наконец, исследования различаются и по степени  организованности и участию персонала  в их проведении. Они могут быть либо индивидуальными или коллективными, спонтанными или организованными.

   По  времени проведения исследования делятся  на непродолжительные (разовые) и продолжительные (непрерывные)[3].

   В практике управления встречаются все  эти типы исследований.

   Таблица 1

   Типология исследований

Критерии  типологического выбора Типы  исследований
Цель  исследования Практические  Научно-практические (образовательные)
Степень научности Эмпирические  Привлечение научного аппарата
Ресурсы Незначительные Значительные
Время Непродолжительные Продолжительные
Информационное  обеспечение На основе внутренней информации Концептуальное  информационное обеспечение
Участие персонала Индивидуальные Коллективные
Организованность Спонтанные Организованные
 
 

   Кроме того, любое исследование имеет комплекс характеристик, которые необходимо учитывать при его проведении и организации. Основными из этих характеристик являются следующие:

   А.  Методология исследования — совокупность целей, подходов, ориентиров, приоритетов, средств и методов исследования.

   Б. Организация исследования — порядок  проведения, основанный на распределении  функций и ответственности, закрепленных в регламентах, нормативах и инструкциях.

   В. Ресурсы исследования — комплекс средств и возможностей   (например, информационных, экономических, людских и пр.), обеспечивающих успешное проведение исследования и достижение его результатов.

   Г. Объект и предмет исследования. Объектом является система управления, относящаяся к классу социально-экономических систем, предметом — конкретная проблема, разрешение которой требует проведения исследования.

   Д. Тип исследования — принадлежность его к определенному типу, отражающему своеобразие всех характеристик.

   Е. Потребность исследования — степень  остроты проблемы, профессионализма в подходах к ее решению, стиль управления.

   Ж. Результат исследования — рекомендации, модель, формула, методика, способствующие успешному разрешению проблемы, пониманию ее содержания, истоков и последствий.

   З.  Эффективность исследования — соразмерность  использованных ресурсов на проведение исследования и результатов, полученных от него[1].

   Вся совокупность характеристик исследования представлена графически на рисунке 2: 
 
 
 
 

   

     

   

   

   

     

     

   

     

     

   Рисунок 2. Совокупность характеристик исследования [1]

   Это основные характеристики исследования. Они могут быть далее конкретизированы и дополнены в соответствии с правилами последовательной классификации и декомпозиции.

   Таким образом, исследования имеют свою типологию, состоящую из 7 критериев типологического выбора, тем самым их можно измерить по времени, по количеству затраченных ресурсов, выявить цель исследования и степень научности, а также определить долю участия персонала и уровень организованности исследования. Кроме того, исследования имеют совокупность взаимосвязанных между собой характеристик, которые в последствии определяют результаты или эффективность исследования. 
 

                                                                                                                                                

Информация о работе Исследования и их роль в научной и практической деятельности человека