Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 03:24, реферат
Целью данного реферата является определение сущности исследования как вида деятельности, а также его роли и значимости в научной и практической деятельности человека, в практике управления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. определить понятие термина «исследование»;
2. рассмотреть типологию и характеристики исследования;
3. выяснить роль исследования в практике управления.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Понятие исследования………………………………………………………....4
2. Типология и характеристики исследования………………………………….6
3. Исследование в практике управления……………………………………….10
Заключение……………………………………………………………………….14
Список литературы………………………………
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1.
Понятие исследования…………………………
2. Типология и характеристики исследования………………………………….6
3.
Исследование в
практике управления……………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Исследования необходимо проводить не только, когда организациям грозит банкротство или кризис, но и когда организации функционируют успешно и стабильно. Своевременные исследования помогут удержать этот стабильный уровень работы, выяснить, что мешает, что стимулирует ее работу.
Актуальность данной темы определяется тем, что для проведения научного исследования в менеджменте значимым является владение методологией, исследовательскими приемами и методами. При проведении исследований на предприятиях перед исследователями ставятся цели, требующие не только анализа и выявления проблем, но и обоснования рекомендаций, предложенных для их разрешения. Оценка состояния, диагностика, профилактика негативных тенденций, поиск «узких мест» в системе управления, определение новых направлений деятельности требуют от менеджера системного видения, владения и понимания сущности исследования, его роли в научной и практической деятельности человека, а также научно-категориальным аппаратом исследования.
Целью данного реферата является определение сущности исследования как вида деятельности, а также его роли и значимости в научной и практической деятельности человека, в практике управления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. определить понятие термина «исследование»;
2. рассмотреть типологию и характеристики исследования;
3.
выяснить роль
исследования в
практике управления.
1. ПОНЯТИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Любое понятие, которым мы оперируем, должно иметь определение. В логическом словаре-справочнике Н.И. Кондакова понятие "исследование" определяется следующим образом: " Исследование — процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления) в целях выявления его закономерностей возникновения, развития и преобразования его в интересах общества".
В философском словаре дается более простое определение. "Исследование научное — процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности".
Очень характерно, что в прошлом понятие "исследование" связывалось только со специализированной научной деятельностью. Современные тенденции развития общества и человека свидетельствуют о возникновении новых потребностей. Многие виды профессиональной деятельности человека сегодня требуют научного подхода, а, следовательно, исследования как бы проникают в повседневную практику.
Многие
считают, что исследования — это
задача научного работника в повседневной
работе у менеджера для исследований
нет времени и нет
Исследования позволяют увидеть, где находятся резервы и что мешает развитию, чего надо опасаться и что надо поддерживать [2].
Развитие
профессионализма в различных областях
деятельности ведет к пониманию
исследования как закономерного
и естественного элемента ее практической
эффективности. В этом случае исследование
уже не связывается только с научной
деятельностью и даже с научным подходом.
Это фактор профессионализма, образования
и искусства. В этом смысле говорят, например,
об исследовании операций. В связи с этим,
на рисунке 1 графически построено определение
понятия "исследование"
Рисунок
1. Исследование как вид деятельности[4]
Исследование — это вид деятельности человека, состоящий в: а) распознавании проблем и ситуаций; б) определении их происхождения; в) выявлении свойств, содержания, закономерностей поведения и развития; г) установлении места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний; д) нахождении путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения.
В реальной практике эти признаки исследования находятся в определенном соотношении, характеризующем и степень профессионализма, и конкретные цели и задачи деятельности[4].
Таким образом, исследование — это вид деятельности с более богатым содержанием чем, скажем, анализ, проектирование или диагностика. Исследование проблемы или ситуации включает в себя более широкий набор методов, чем анализ или проектирование. Это и наблюдение, и оценка, и проведение эксперимента, и классификация, и построение показателей, и многое другое. Безусловно, исследование включает, в себя анализ, но не сводится к нему. Исследование представляет собой более высокий уровень творческой деятельности человека.
2. ТИПОЛОГИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ИССЛЕДОВАНИЙ
Исследования могут быть разными. Необходимо видеть и понимать это разнообразие, чтобы выбрать наиболее подходящие к определенной деятельности. Упорядочить всю совокупность самых различных типов исследований можно в матрице типологического анализа. Она представляет собой дихотомическое представление различных типов исследований, выделенных по различным критериям. Критерии отражают основные характеристики исследования и его практические потребности.
По цели можно выделить исследования практические и научно-практические (образовательные). Есть исследования, предназначенные просто для разработки эффективных решений и достижения желаемого результата, но есть исследования, ориентированные на перспективу, обновление знаний, повышение образовательного уровня.
Можно строить исследования, привлекая в той или иной степени к его проведению аппарат научного анализа, научной методологии. Исследования могут быть эмпирического характера, т. е. опираться преимущественно на накопленный опыт и ближайший, непосредственный результат.
Различаются исследования и по использованию ресурсов и времени их проведения. Бывают исследования незначительные по ресурсоемкости и, наоборот, ресурсоемкие. И по времени — продолжительные и непродолжительные.
Важным
критерием типологического
Наконец,
исследования различаются и по степени
организованности и участию персонала
в их проведении. Они могут быть
либо индивидуальными или
По времени проведения исследования делятся на непродолжительные (разовые) и продолжительные (непрерывные)[3].
В практике управления встречаются все эти типы исследований.
Таблица 1
Типология исследований
Критерии типологического выбора | Типы исследований | |
Цель исследования | Практические | Научно-практические (образовательные) |
Степень научности | Эмпирические | Привлечение научного аппарата |
Ресурсы | Незначительные | Значительные |
Время | Непродолжительные | Продолжительные |
Информационное обеспечение | На основе внутренней информации | Концептуальное информационное обеспечение |
Участие персонала | Индивидуальные | Коллективные |
Организованность | Спонтанные | Организованные |
Кроме того, любое исследование имеет комплекс характеристик, которые необходимо учитывать при его проведении и организации. Основными из этих характеристик являются следующие:
А. Методология исследования — совокупность целей, подходов, ориентиров, приоритетов, средств и методов исследования.
Б. Организация исследования — порядок проведения, основанный на распределении функций и ответственности, закрепленных в регламентах, нормативах и инструкциях.
В. Ресурсы исследования — комплекс средств и возможностей (например, информационных, экономических, людских и пр.), обеспечивающих успешное проведение исследования и достижение его результатов.
Г. Объект и предмет исследования. Объектом является система управления, относящаяся к классу социально-экономических систем, предметом — конкретная проблема, разрешение которой требует проведения исследования.
Д. Тип исследования — принадлежность его к определенному типу, отражающему своеобразие всех характеристик.
Е. Потребность исследования — степень остроты проблемы, профессионализма в подходах к ее решению, стиль управления.
Ж. Результат исследования — рекомендации, модель, формула, методика, способствующие успешному разрешению проблемы, пониманию ее содержания, истоков и последствий.
З. Эффективность исследования — соразмерность использованных ресурсов на проведение исследования и результатов, полученных от него[1].
Вся
совокупность характеристик исследования
представлена графически на рисунке 2:
Рисунок 2. Совокупность характеристик исследования [1]
Это основные характеристики исследования. Они могут быть далее конкретизированы и дополнены в соответствии с правилами последовательной классификации и декомпозиции.
Таким
образом, исследования имеют свою типологию,
состоящую из 7 критериев типологического
выбора, тем самым их можно измерить по
времени, по количеству затраченных ресурсов,
выявить цель исследования и степень научности,
а также определить долю участия персонала
и уровень организованности исследования.
Кроме того, исследования имеют совокупность
взаимосвязанных между собой характеристик,
которые в последствии определяют результаты
или эффективность исследования.
Информация о работе Исследования и их роль в научной и практической деятельности человека