Исторический смысл этического формализма Канта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 21:42, реферат

Краткое описание

Домарксистская этика по большей части исходила из убеждения в существовании всеобщих абсолютных, вечных нравственных законов. Она стремилась открыть такие законы, сформулировать такие принципы поведения, которые годились бы для всех времен и для всех народов. Кант не только следует этой метафизической традиции, но и доводит ее до логического конца. Открытое Кантом нравственное правило является сугубо формальным. Оно касается только формы поведения, но не его содержания. Кант ищет всеобщий нравственный принцип и приходит к выводу, что таким принципом является требование действовать по правилам, которые могут стать всеобщими. И ничего более. Правда, Кант ищет принципы поведения.

Вложенные файлы: 1 файл

Istorichesky_smysl_eticheskogo_formalizma_Kanta.doc

— 40.50 Кб (Скачать файл)

Исторический смысл этического формализма Канта

Домарксистская  этика по большей части исходила из убеждения в существовании всеобщих абсолютных, вечных нравственных законов. Она стремилась открыть такие законы, сформулировать такие принципы поведения, которые годились бы для всех времен и для всех народов. Кант не только следует этой метафизической традиции, но и доводит ее до логического конца. Открытое Кантом нравственное правило является сугубо формальным. Оно касается только формы поведения, но не его содержания. Кант ищет всеобщий нравственный принцип и приходит к выводу, что таким принципом является требование действовать по правилам, которые могут стать всеобщими. И ничего более. Правда, Кант ищет принципы поведения. Однако категорический императив из-за своей формальности не может оказывать никакого влияния на поведение реальные поступки, ибо поведение всегда конкретно, содержательно, заключено в определенные пространственно-временные рамки, сопряжено с определенными потребностями и целями. Кантовский же нравственный закон определяет только форму воли. Из кантовской этики объективно следует тот вывод, что никаких содержательных нравственных законов, имеющих абсолютное значение, не существует. Тот, кто непременно хочет найти вечные моральные истины, должен удовлетвориться формальными, пустыми бессодержательными абстракциями, которые не оказывают реального воздействия на поведение человека. Словом, этика Канта должна была отбить охоту искать вековечную мораль, она объективно дискредитирует саму установку на всеобщие, абсолютные законы. Последующее прогрессивное развитие этики вполне правильно усваивает уроки Канта и в лице сначала Гегеля, а потом Маркса и Энгельса решительно отбрасывает метафизические установки, вводит в этику принцип историзма. Правда, не все сделали столь правильные выводы. Современная буржуазная этика, по крайней мере ряд ее представителей и направлений, все еще надеются найти всеобщий нравственный принцип. Идея этического абсолюта и связанная с ней морализаторская социальная ориентация оказались слишком живучими, что в условиях антагонистического общества совершенно неизбежно.

Бессодержательность кантовского  нравственного закона имела еще  один важный исторический смысл. Она фактически признает бессилие рационалистически-просветительской традиции в этике. Превалировавший в этике (начиная с Сократа) рационализм исходил из убеждения, что для гармонизации межчеловеческих отношений надо просто знать, как их строить. И все нравственные беды при этом связаны с тем, что философам не удалось открыть истинных законов поведения и люди не понимают своей подлинной пользы.

Кант не разделяет  этой иллюзии. Он был мужественным и  последовательным мыслителем. Сформулировав свой категорический императив (Категори́ческий императи́в — понятие, введённое Кантом в рамках его концепции автономной этики и призванное объединить идею о независимости нравственных принципов от внешней среды с идеей о единстве этих принципов. Понятие категорического императива было сформулировано И. Кантом в его труде «Основы метафизики нравственности» (1785). Человек, по Канту, есть высшая ценность. Человек обладает свободой выбора поступка. Поступки людей оцениваются с позиций категорий добра и зла. Есть ли во внешнем мире образец, эталон добра? Есть ли конкретная личность как носитель этого эталона? Нет такой личности. Но почему же мы имеем представление о добре и зле? Это понятие нам дано свыше. Наше нравственное сознание неизбежно приходит к выводу, что есть Бог как символ нравственного идеала.), описав мотивы нравственного действия (уважение к закону, соображения долга), он задается вопросом, может ли добродетель утвердиться в мире. Кант отвечает: нет. Нет, ибо человеческие стремления к счастью, его себялюбие неистребимы. Часто Кант снисходителен к людям, но в целом он жале людей. Жалеет за то, что они – люди, рождаются и умирают, стремятся к земным радостям, движимы эгоистическими наклонностями. Однако Кант считается с этим фактом и признает, что шансы добродетели очень незначительны.

Кант вводит постулаты  свободы, бога и бессмертия, т.е. те постулаты, которые в «Критике чистого разума» его же были признаны недоказуемыми. Эти постулаты являются необходимыми предпосылками функционирования практического разума, придают силу нравственному закону.

По логике Канта поскольку источником нравственного закона является умопостигаемый ноуменальный мир поскольку этот закон априорен, постольку он имеет всеобщую объективную природу; он независим от капризов субъективной воли, он многообразных импульсов, получаемых индивидом из реальной жизненной среды. С другой стороны, сам человек подключен к ноуменальному миру и нравственный закон для человека устанавливается актом его свободной воли, сам субъект избирает нравственный закон в качестве основания своей воли, поэтому нравственный закон получает одновременно субъективное основание.

Этика Канта  является своеобразным пиком развития домарксистской этики; в ней получили исчерпывающее, предельное развитие ее методологические принципы и идеологические ориентации. Кант подытожил весь предшествующий исторический путь этической науки, ее достижения и внутренние альтернативы. В принципиальном плане он сказал почти все о морали, понимаемой и как свойство единичного индивида. Дальнейшее развитие этики, связанное прежде всего с именами Гегеля и Фейербаха.

(ноумен- предмет  внечувственного созерцания, априорные идеи чистого, т.е. не опирающегося на опыт, разума. Речь идет о психологической идее (субстанциальность души, личное бессмертие), космологической идее (мир как целое, свобода как предшествующая причинности, господствующей в мире явлений), теологической идее (Бог).)


Информация о работе Исторический смысл этического формализма Канта