Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 13:36, реферат
Ни одна организация, ни одно предприятие не может добиться успеха без управления. Однако управление как вид деятельности и как наука в таком виде, в котором мы имеем его в настоящее время, появилось не сразу.
На первом этапе, когда группы людей были невелики, управление во всех сферах осуществлялось одним человеком — вождем этой группы. В дальнейшем, по мере разрастания групп и усложнения выполняемых ими функций, появилась необходимость разделения труда и дифференциации функций. Но на это потребовались века.
В результате производительность труда возросла в 3,5-4 раза, а заработная плата - на 60 процентов. Причем это было достигнуто не за счет интенсификации труда, как это довольно часто сейчас считают, а прежде всего за счет его рационализации.
Второй эксперимент Тейлора, проводившийся в той же компании, был связан с определением оптимальных способов постановки заготовок на станки и скоростей резания металла.
Детальное изучение отдельных действий, затрат времени на них и проведение экспериментов позволило Тейлору разработать оптимальные методы выполнения производственных и трудовых операций («со строгими правилами для каждого движения»), нормы времени на них, осуществить стандартизацию орудий и рабочих условий и доказать, что для наиболее эффективной работы их требуется неукоснительно соблюдать.
Подводя итоги, можно сказать, что Тейлор своими выводами осуществил прорыв в управленческой мысли, показав, что управлять можно научно. Он предложил строгую научную систему управления трудовым процессом, получившую распространение во многих странах (в 1970-х гг она столкнулась с большими трудностями, в частности с нехваткой квалифицированной рабочей силы).
Составными элементами этой системы являлись:
• развитие науки о труде, на основе выводов которой люди могут справедливо вознаграждаться (под наукой Тейлор понимал систему наблюдений);
• проектирование наиболее рациональной организации трудового процесса;
• изучение с помощью хронометража затрат времени и движений (преимущественно молодых, здоровых и добросовестных людей, которые овладели типичными операциями); расчет норм выработки на основе эталонной трудоемкости и стимулирование высокими заработками;
• математический способ расчета затрат времени, ресурсов и проч.;
• дифференцированная система заработной платы;
• обоснование концепции функционального руководства;
• авторитарное руководство, жесткий контроль, наказания;
• разработка предложений по экономическому стимулированию;
• максимальная специализация, в том числе и в управлении;
• разумный отбор и развитие (обучение) рабочего;
• постоянная и тесная кооперация менеджеров и исполнителей.
Последователи Тейлора. Рационалистическая школа
Гантт (1861—1919) родился в семье плантатора. Он был помощником Тейлора, когда тот работал в должности главного инженера, и внес немалый вклад в решение проблем оперативного управления и календарного планирования.
Но Гантт интересовался не отдельными операциями, движениями работников, а трудовым процессом в целом. Он считал, что для достижения высокого уровня эффективности производства менеджер должен подвергнуть тщательному научному анализу каждый его элемент, каждую проблему.
Человеческий фактор Гантт рассматривал как основную движущую силу производства и считал, что главное внимание нужно уделять обучению рабочих новым навыкам с целью сокращения непроизводительных затрат времени.
Гантг сделал вывод, что система бизнеса должна воспринять социальную ответственность и посвятить себя прежде всего служению обществу. Иными словами, он выдвинул идею о социальной ответственности бизнеса и менеджмента.
Видными последователями Тейлора были его соотечественники Л. и Ф. Гилберт.
Они изучали трудовые операции, используя кинокамеру и изобретенный ими специальный прибор — микрохронометр, который мог измерять и фиксировать сверхкороткие промежутки времени.
С помощью метода стоп-кадров им удалось описать 17 основных движений кисти руки и выявить в условиях стандартных операций излишние. В результате, например, для укладки кирпича было рекомендовано 4 движения вместо прежних 18, что обеспечило рост производительности труда каменщиков на 50 процентов.
Л. Гилберт стала первой женщиной в США, получившей степень доктора психологии. Она положила начало менеджменту персонала, исследовав проблемы подбора, подготовки, расстановки кадров.
Инженер-механик Г. Эмерсон родился в семье профессора литературы, говорил на 19 языках и в 23 года стал деканом факультета иностранных языков университета штата Небраска. Но затем стал заниматься экономическими и инженерно-экономическими исследованиями и консультировать по всему миру.
Наиболее важные идеи Эмерсон высказал в книге «12 принципов эффективности» (1913), из которой видно, что он, в сущности, «дрейфовал» в сторону классического направления. Это заметно из формулировок самих принципов, в чем легко убедиться даже при беглом знакомстве с ними:
1) отчетливо поставленные цели (исходный пункт управления);
2) здравый смысл, состоящий в признании ошибок и поиске их причин;
3) компетентная консультация
с целью совершенствования
4) дисциплина, обеспеченная
четкой регламентацией
5) справедливое отношение к персоналу;
6) быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет;
7) диспетчирование по принципу *лучше диспетчировать хотя бы неспланированную работу, чем планировать работу, не диспетчируя ее»;
8) нормы и расписания,
способствующие поиску и
9) нормализация условий труда;
10) нормирование операций, состоящее в стандартизации способов их выполнения, регламентировании времени;
11) письменные стандартные инструкции;
12) вознаграждение за
Заслуга Тейлора и его последователей состояла в том, что они создали первую научную школу менеджмента, которая получила название рационалистической, и добились признания его в качестве самостоятельной сферы и вида деятельности.
Методологическую основу этой щколы составлял так называемый традиционный (функциональный) подход к организации, которая рассматривалась как нечто состоящее из самостоятельных, изолированных друг от друга элементов. Считалось, что их деятельность подчиняется определенным общим закономерностям, выявлением и использованием которых (но вне связи с остальными) должны заниматься менеджеры. При этом, однако, игнорировались реальное единство внутренних организационных процессов, необходимость комплексного управления ими, а следовательно, ограничивались возможности эффективного использования существующего потенциала.
Рационалисты считали отношения между работниками и менеджерами антагонистическими. Этому способствовала общая ситуация в конце XIX-XX вв., когда от персонала требовались слепое выполнение своих обязанностей и безоговорочное подчинение администрации, на которую возлагались обязанности заботиться о результативности работы фирмы, укреплении ее позиций и проч.; одновременно рабочим платили минимум заработной платы, поскольку она рассматривалась как досадные издержки производства.
А. Файоль - «отец научного управления»
и другие представители классической школы
Классическая или административ
В отличие от школы научного управления,
которая занималась в основном вопросами
рациональной организации труда отдельного
рабочего и повышением эффективности
производства, представители классической
школы занялись разработкой подходов
к совершенствованию управления.
Целью классической школы
было создание универсальных принципов
управления. Файоль и другие относились
к администрации организаций, поэтому
часто классическую школу называют административной.
Заслуга Файоля заключается в том, что
он разделил все функции управления на
общие, относящиеся к любой сфере деятельности,
и специфические, относящиеся непосредственно
к управлению промышленным предприятием.
Последователями Файоля, развившими и
углубившими основные положения его доктрины,
являются Линдал Урвик, Л. Гьюлик, М.
Вебер, Д. Муни, Алфред П.
На основе разработок
Файоля и его последователей сформировалась
классическая модель организации,
базирующейся на четырех главных принципах:
· четкое функциональное разделение
труда;
· передача команд и распоряжений сверху
вниз;
· единство распорядительства («никто
не работает более чем на одного босса»);
· соблюдение «диапазона контроля» (осуществление
руководства ограниченным числом подчиненных).
Все вышеуказанные принципы
построения организации справедливы и
для настоящего времени, несмотря на то,
что достижения НТП наложили на них определенный
отпечаток. Так, широкое использование
в практической деятельности электронно-вычислительной
техники упростило связи между органами
(звеньями) управления в организации за
счет ускорения обработки информации.
В целом же для классической
школы менеджмента характерно игнорирование
человека и его потребностей. За это представители
школы подвергаются справедливой критике
со стороны теоретиков и практиков менеджмента.
Школа психологии и человеческих
отношений
Одним из недостатков
Первая попытка применить психологический
анализ к практическим задачам производства
была предпринята профессором Гарвардского
университета США Г. Мюнстербергом.
В 20—30-е годы зародилась школа человеческих отношений,
в центре внимания которой находится человек. Возникновение доктрины «человеческих
отношений» обычно связывают с именами
американский ученых Э. Мэйо и Ф.Ротлисбергера, которые
известны своими исследованиями в области
социологии производственных отношений.
Одним из главных отличий школы психологии
и человеческих отношений является внесение
в нее бихевиоризма, т. е. теории человеческого поведения.
Одним из основателей школы психологии
и человеческих отношений является профессор
Школы бизнеса Гарвардского университета Элтон Мэйо.
Представители школы «человеческих
отношений» рекомендовали уделять серьезное
внимание изменению неформальной структуры
при перестройке формальной структуры
организации. Формальный менеджер должен
стремиться к тому, чтобы стать и неформальным
лидером, завоевав «привязанности людей».
Это — не простая задача, а «социальное
искусство».
К недостаткам школы психологии и человеческих
отношений можно отнести игнорирование
вопросов самоуправления и самоорганизации
рабочих в производстве.
Однако, несмотря на критику,
которой подвергалась школа психологии
и человеческих отношений, основные ее
положения нашли впоследствии отражение
в новых, более сложных и современных концепциях
менеджмента.
Большое место в исследованиях
ученых, примыкающих к школе психологии
и человеческих отношений, занимают проблемы
мотивации людей в организации. К числу
исследователей, уделивших этим проблемам
значительное внимание, следует отнести: А. Маслоу, Ф. Герцбергера,
Д. Макклеланда.
Наиболее последовательно концепция
мотивации развита видным представителем
школы психологии и человеческих отношений,
профессором школы менеджмента Мичиганского
университета Дугласом Макгрегором. Макгрегор внес значительный вклад
в развитие содержания теории человеческих
ресурсов, сосредоточив свое внимание
на вопросах лидерства, стиля руководства,
поведения людей в организациях.
Школа науки управления
(количественная школа)
Становление школы науки
управления связано с развитием
математики, статистики, инженерных наук
и других смежных с ними областей знаний.
Наиболее известными представителями
этой школы являются Р. Акофф, Л. Берталанфи, С.
Бир, А. Гольдбергер, Д. Фосрестер, Р. Люс,
Л. Клейн, Н. Джорджеску-Реган.
Школа науки управления
сформировалась в начале 50-х гг. и успешно
функционирует и в настоящее время.
В школе науки управления
различают два главных
1. Рассмотрение производства как «социальной
системы» с использованием системного,
процессного и ситуационного подходов.
2. Исследование проблем управления на
основе системного анализа и использования
кибернетического подхода, включая применение
математических методов.
Системный подход предполагает, что каждый из элементов,
составляющих систему (рассматриваемую
организацию), имеет свои определенные
цели.
Процессный подход основывается на положении о том, что
все функции управления зависят друг от
друга.
Ситуационный подход непосредст
Заслуга школы науки управления
заключается в том, что она сумела определить основные внутренние и внешние
переменные (факторы), влияющие на организацию.
Начало применения математических
методов в экономических исследованиях
в XIX в. связывают с именем французского
экономиста А. Каунота(1801—1877).
Ряд крупных специалистов, таких как В.К.Дмитриев, Г.А.Фельдман,
Л.В.Канторович, внесли большой вклад в разработку и
развитие экономико-математических методов
(ЭММ).
Особое место принадлежит Д.Е. Слуцкому, известному своими работами по теории
вероятности и математической статистике.
В 1915 г. он опубликовал статью «К теории
сбалансированности бюджета потребителя»,
которая оказала большое влияние на развитие
экономико-математической теории. Через
20 лет эта статья получила мировое признание.
Первая в стране
В 1930 г. в г. Кливленде (США) была образована
ассоциация «Международное общество для
развития экономической теории в связи
со статистикой и математикой», в которую
входили известные буржуазные экономисты И. Шумпетер, И. Фишер, Р. Фриш,
М. Калецкий, Я. Тинбергени др. Ассоциация стала выпускать журнал
«Эконометрика». Образование этой ассоциации
послужило отправным моментом создания
математической школы экономистов.
Отличительной особенностью науки управления
является использование моделей. Модели приобретают особенно важное
значение, когда необходимо принимать
решения в сложных ситуациях, требующих
оценки нескольких альтернатив.
Таким образом, 50-е гг. XX в. характеризуются формированием нового
этапа в развитии управленческой мысли.
На основе синтеза идей, выдвинутых в предшествующие
периоды, исследователи пришли к пониманию
необходимости комплексного подхода к
управлению. Кроме того, была сформулирована
идея о том, что управление — это не только
наука, но и искусство.