Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 00:20, реферат
Первые монополии образовались в 80-х годах 19 века (Союз рельсовых фабрикантов и др.). Своеобразие развития заключалось в непосредственном вмешательстве государственных органов в создание и деятельность монополий в отраслях, обеспечивавших нужды государственного хозяйства, или имевших особое значение в его системе (металлургия, транспорт, машиностроение, нефтяная и сахарная промышленность). Это привело к раннему возникновению государственно-монополистических тенденций.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС России).
Федеральная
антимонопольная служба (ФАС России)
является уполномоченным федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по принятию нормативных
правовых актов, контролю и надзору
за соблюдением законодательства в
сфере конкуренции на товарных рынках,
защиты конкуренции на рынке финансовых
услуг, деятельности субъектов естественных
монополий и рекламы.
Федеральная антимонопольная служба как
главный государственный орган проведения
антимонопольной политики подчинена Председателю
Правительства Российской Федерации.
На государственные антимонопольные органы
возложены функции предупреждения, ограничения
и пресечения монополистической деятельности
и недобросовестной конкуренции, осуществления
контроля над соблюдением требований
антимонопольного законодательства, регулирования
деятельности естественных монополий
в России. С целью контроля над монополиями
введен государственный реестр организаций-монополистов,
обладающих на российских рынках объемом
продаж, превышающим 35% их общего количества.
К основным функциям ФАС относятся:
•
подготовка предложений по совершенствованию
антимонопольного законодательства и
практики его применения, других нормативных
актов и проектов законов, связанных
с функционированием рынка;
• разработка для органов власти и управления
рекомендаций по проведению мероприятий,
направленных на развитие товарных рынков
и конкуренции;
• осуществление мер по демонополизации
производства и обращения;
• контроль крупных сделок по купле и
продаже акций, которые могут привести
к доминирующему положению хозяйствующих
субъектов;
• контроль соблюдения антимонопольных
требований при создании, реорганизации
и ликвидации хозяйствующих субъектов.
В России
на сегодняшний день наблюдается очень
высокая степень монополизации рынка.
Поэтому демонополизация и качественная
деятельность ФАС является важнейшей
предпосылкой формирования рынка и отношений
конкуренции между предприятиями.
После длительных обсуждений 27 июля 2006
года был принят и 26 октября 2006 года вступил
в силу Федеральный закон N135-ФЗ "О защите
конкуренции ". Созданный на основе
старого, новый закон предусматривает
совершенствование правового регулирования
отношений по защите конкуренции, предупреждению
и пресечению монополистической деятельности,
уточнение правовых основ государственной
политики в сфере защиты и развития конкуренции,
обновление правового инструментария
пресечения и предупреждения монополистической
деятельности на товарных и финансовых
рынках, а также унификацию правового
регулирования отношений по защите конкуренции
на товарных и финансовых рынках.
В рамках закона законодатель попытался
решить задачи уточнения понятийного
аппарата, вопросы совершенствования
запретов на осуществление монополистической
деятельности и применения правила 'разумности',
урегулировать вопросы по ограничению
на принятие анти конкурентных актов
и действий органов исполнительной власти
и местного самоуправления, а так же установить
более жесткий контроль соблюдения антимонопольного
законодательства органами исполнительной
власти и органами местного самоуправления.
В законе конкретизированы функции и полномочия
антимонопольного органа, предпринята
попытка устранения неоправданных административных
барьеров при осуществлении государственного
контроля экономической концентрации.
Кроме этого законом детально регламентирован
новый порядок рассмотрения дел о нарушении
антимонопольного законодательства антимонопольным
органом
Высокий уровень монополизации и его резко отрицательное влияние на экономику делает необходимым проведение в нашей стране антимонопольной политики. Более того, Россия нуждается в демонополизации, т.е. радикальном сокращении числа секторов экономики, где установилась монополия.
Главной проблемой и одновременно трудностью при этом является специфика унаследованного от социалистической эпохи монополизма: российские монополисты по большей части не могут быть демонополизированы путем разукрупнения.
На
Западе демонополизация предприятий-
Можно
выделить три принципиальных возможности
понижения степени
Как уже сказано, возможности первого пути в российской реальности сильно ограничены. Единый завод на части не разделишь, а случаи когда производитель-монополист состоит из нескольких заводов одного профиля, почти не встречаются. Тем не менее, на уровне надфирменных структур – бывших министерств, главков, а также областных властей – такая работа отчасти уже сделана, а отчасти может быть продолжена, принеся пользу в деле понижения степени монополизации.
Дело
в том, что еще одна специфическая
российская разновидность монополизма
состоит в диктате ведомств и
госорганов, продолжающих и в наше
время активно вмешиваться в
деятельность предприятий. Формально-юридических
прав на это они не имеют –
предприятия находятся в
Второй
путь – иностранная конкуренция
– явился, вероятно, самым действенным
и эффективным ударом по отечественному
монополизму. Когда рядом с изделием
монополиста на рынке находится
превосходящий его по качеству и
сопоставимый по цене импортный аналог,
все монополистические
Беда в том, что из-за непродуманной валютной и таможенной политики, импортная конкуренция в очень многих случаях оказалась избыточно сильной. Вместо того чтобы ограничить злоупотребления она фактически уничтожила целые отрасли промышленности.
Очевидно,
что использование столь
Третий путь – создание новых предприятий, конкурирующих с монополистами, - предпочтителен во всех отношениях. Он устраняет монополию, не уничтожая при этом самого монополиста как предприятие. К тому же новые предприятия – это всегда рост производства и новые рабочие места.
Проблема
в том, что в сегодняшних условиях
из-за экономического кризиса в России
находится мало отечественных и
иностранных компаний, готовых вложить
деньги в создание новых предприятий.
Тем не менее, определенные сдвиги в
этом отношении даже в кризисных
условиях может дать государственная
поддержка наиболее перспективных
инвестиционных проектов. Не случайно,
при всей ужасающей остроте финансовых
проблем в рамках центрального бюджета
в последнее время стали
В
долгосрочной перспективе все три
пути снижения степени монополизации
российской экономики, несомненно, будут
использованы. Описанные огромные трудности
продвижения по ним, однако, заставляют
прогнозировать, что в близком
будущем хозяйство нашей страны
сохранит высокомонополизированный характер.
Тем большее значение в этих условиях
приобретает текущее
Центр
тяжести государственной
Положение
резко осложняется и
Помимо цен на продукцию естественных монополий на начальных этапах реформы ограничивались и цены предприятий, занимающих доминирующее положение на отдельных товарных рынках, т.е. регулировались цены искусственных монополий. С этой целью для всех производителей, контролирующих более 35% рынка, устанавливались предельные нормы рентабельности.
Российские
законы требуют осуществления
Наконец, значительное внимание уделяется борьбе с ограничивающей конкуренцию практикой местных властей. В условиях нестабильной экономической ситуации в стране региональные власти часто пытаются незаконными методами поддержать свои предприятия. Например, под тем или иным предлогом запретить ввоз конкурирующих товаров из других областей. Это создает местным производителям монопольное положение, что, естественно, вызывает протесты Федеральной антимонопольной службы. Впрочем, как и в других областях современной российской экономики и политики, центральные власти, несмотря на юридическую справедливость своих требований, далеко не всегда оказываются в силах одолеть сопротивление местных властей.
В целом система антимонопольного регулирования в России находится пока в стадии становления и требует радикального совершенствования
Информация о работе История возникновения и развития монополий в России