История возникновения и развития науки управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 22:27, курсовая работа

Краткое описание

Возникновение менеджмента как научной дисциплины обычно связывают с зарождением капитализма, поиском эффективных способов достижения наибольшей выработки у рабочих заводов и фабрик. В 1911 г. американский ученый Ф.Тейлор опубликовал книгу «Принципы научного управления», которая явилась основой признания управления наукой и самостоятельной областью исследования.
Становление управления как науки было ответом на потребности развития экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовааая!.doc

— 100.50 Кб (Скачать файл)

Глава I. Менеджмент, Человек, Организация.

 

1.1 Возникновение управления как науки.

Возникновение менеджмента как научной дисциплины обычно связывают с зарождением капитализма, поиском эффективных способов достижения наибольшей выработки у рабочих заводов и фабрик. В 1911 г. американский ученый Ф.Тейлор опубликовал книгу «Принципы научного управления», которая явилась основой признания управления наукой и самостоятельной областью исследования.

Становление управления как науки было ответом на потребности развития экономики.

Успехи в теории управления зависели от других, связанных с управлением наук, в частности экономики, математики, кибернетики, психологии и социологии. Эти науки помогали ученым находить новые подходы к управлению.

Наиболее признанными являются четыре подхода, которые обеспечили существенное развитие теории и практики управления:

1.       Подход, основанный на выделении различных школ управления (включает четыре школы)

2.       Процессный подход к менеджменту (управление рассматривается как непрерывная серия взаимосвязанных управленческих функций)

3.       Системный подход к организации (организация и внешняя среда, в которой она функционирует, рассматриваются как одно целое)

4.       Ситуационные теории (основываются на том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией)

 

1.2 Подход к управлению, основанный на выделении научных школ.

Становление управления как научной дисциплины происходило эволюционным путем. Четко различаемые школы управленческой мысли получили развитие в первой половине XX в. Хронологически они могут быть представлены в следующем порядке:

 

● школа научного управления;

● классическая (административная) школа управления;

● школа человеческих отношений и поведенческих наук;

●школа количественных методов

 

Функционирование любой организации А. Файоль сводил к следующим видам деятельности:

● технической (производство);

● коммерческой (закупка и сбыт);

● финансовый (поиски оптимального использования капитала);

● бухгалтерской (деятельность по учету, анализу, статистике);

● административной (деятельность по управлению организацией);

● функции защиты жизни и собственности людей.

 

Школа человеческих отношений внесла в прежние концепции менеджмента следующие поправки:

● увеличение внимания к социальным потребностям человека;

● улучшение рабочих мест путем снижения отрицательных последствий сверхспециализации;

● отказ от акцента на иерархичность власти и призыв к участию работников в управлении;

● возрастающее признание неформальных отношений;

 

К началу 1950-х гг. в дополнение к ней сформировались поведенческие концепции, направленные на изучение и развитие индивидуальных возможностей и способностей отдельных работников.

Поведенческие науки психология и социология сделали изучение поведение человека на рабочем месте строго научным.

Представители данного направления: М. Грегор, Ф. Герцберг, П. Друкер, Р. Лайкерт.

 

1.3 Процессный подход к менеджменту.

Сущность процессного подхода состоит в том, что управление рассматривается как непрерывная серия взаимосвязанных управленческих функций.

Процессный подход впервые был предложен А. Файолем, который считал, что существует пять исходных функций управления. По его мнению, «управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать».

При этом они утверждают, что процесс управления включает четыре общие функции:

1.       планирование

2.       организация

3.       мотивация

4.       контроль

 

Планирование- процесс определения целей и путей их достижения.

Планирование охватывает различные уровни организации и может быть долгосрочным (стратегическим) или краткосрочным.

 

Организация- процесс распределения работы среди сотрудников и групп сотрудников и координация их деятельности.

 

Мотивация- процесс создания у членов организации внутреннего побуждения к действиям для достижения целей организации.

Задача функции мотивации заключается в том, чтобы члены организации хорошо выполняли порученную им работу.

 

Контроль- постоянная проверка того, как данная организация достигает своих целей.

 

Приведенные выше четыре функции имеют две общие характеристики – все они требуют принятие решений и коммуникации. Их часто называют связующими процессами, так как они связывают все четыре управленческие функции в единый процесс.

 

Принятие решения – это выбор того, как, что и каким образом планировать. Организовывать, мотивировать и контролировать, т.е. как правильно выполнять общие функции управления.

Именно выполнение этих функций и составляет основное содержание деятельности менеджера.

Для принятия правильного решения необходим анализ ситуации и выяснение причин возникновения проблемы на основе получения необходимой информации.

Единственным способом получения информации является коммуникация.

Коммуникация- это процесс обмена информацией.

Таким образом, процесс управления – это взаимосвязь четырех функций, которые объединены связующими процессами коммуникаций и принятия решений.

 

 

 

 

Глава II. Становление и развитие менеджмента.

 

1.1 Необходимость управления в деятельности человека.

Возникновение управления как особого вида человеческой деятельности уходит в глубь веков. Оно  обусловлено необходимостью организовывать и координировать совместный труд людей (например, охота, скотоводство, земледелие, обеспечение безопасности и т.п.)

В этом смысле управление  - это осознанная деятельность человека по организации совместного труда людей для достижения поставленных целей.

С развитием общества возникла объективная необходимость управления другими сферами деятельности человека.

В настоящее время можно выделить следующие виды управления:

 

техническое управление – это управление технологическими процессами, движением технических средств ( самолетов, автомобилей и т.л)

государственное управление – это управление социально- экономической жизнью общества через различные институты ( правовая система, министерства, ведомства и т.п.)

идеологическое управление – это внедрение в сознание человека (членов общества) концепций развития общества, формируемых различными политическими партиями.

●социальное управление – это негосударственное управление социальными процессами. Например, движение в защиту окружающей среды.

Хозяйственное управление – это управление производственной и эконоической деятельностью коммерческих и некоммерческих организаций, функционирующих в рыночных условиях.

 

Управление –это осознанная целенаправленная деятельность человека, с помощбю которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды – общества, живой и неживой природы, техники.

 

Управленческая деятельность представляет собой специфическую разновидность трудового процесса, а поэтому характеризуется всеми присущими ему элементами – предметом труда, средствами труда, самим трудом, а также его результатом.

Предметом и продуктом труда в управлении является информация.

С переходом на рыночные отношения в нашей стране начал широко использоваться термин «менеджмент», имеющий американское происхождение. Этим термином характеризуют  преимущественно процессы управления хозяйственной деятельностью организаций, функционирующих в конкурентной рыночной среде.

В этом смысле понятие «менеджмент» является самым емким, чем понятие «управление».

 

1.2 Менеджер и предприниматель

Главный элемент, лежащий в основе менеджмента, - профессиональный характер управленческой деятельности.

Менеджер это:

1)наемный профессиональный управляющий;

2)специалист по менеджменту;

3)член трудового коллектива организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи.

 

Труд менеджера по сравнению с другими видами труда в организации имеет существенные особенности:

а)  это, прежде всего, умственный труд, состоящий из аналитической, организационно – административной, воспитательной, информационно – технической и другой деятельности;

б)предметом труда менеджера является информация, а средством труда – организационная и вычислительная техника;

в)результат труда менеджера – это принятое решение и организация его выполнения другими работниками.

Обычно выделяют три уровня управления:

● низший

●средний

●высший

 

Низший уровень – это бригадиры, начальники участков, групп. Они имеют в своем подчинении преимущественно рядовых работников.

 

Средний уровень – это руководители подразделений и функциональных служб, отвечающее за ход производственного процесса в подразделениях.

 

Высший уровень – это директор, его заместители и т.п.,осуществляющие общее стратегическое управление организацией.

Качества, присущие эффективному менеджеру:

1)      глубокое знание рыночной экономики;

2)      умение предвидеть последствий принимаемых решений;

3)      деловитость (умение не делать бесполезных дел);

4)      умение эффективно использовать достижения НТП;

5)      готовность на определенном этапе отказаться от личных выгод ради достижения цели организации;

6)      умение принимать на себя ответственность;

7)      способность критиковать с пользой для дела и воспринимать критические замечания;

8)      постоянно проявлять инициативу и предприимчивость;

9)      стрессоустойчивость как средство защиты от перегрузок с помощью эффективных методов работы;

 

1.3Ситуационные теории

Ситуация – это конкретный набор обстоятельств, влияющих на организацию в данное время.

Ситуационный подход к управлению организацией основывается на ситуационных различиях (переменных) между организациями и внутри самих организаций. Ситуационные теории предполагают, что хотя общий процесс управления одинаков ,конкретные специфические подходы и приемы, которые должен использовать руководитель, могут значительно различаться и зависят от конкретной ситуации.

Для использования ситуационного подхода в управлении руководитель должен:

1)      освоить средства профессионального управления, которые доказали свою эффективность в разных ситуациях;

2)      уметь правильно интерпретировать ситуацию и определять значимые переменные ситуации, влияющие на эффективность организации;

3)      научиться предвидеть вероятные положительные и отрицательные последствия принимаемых решений ( для конкретной ситуации);

4)      уметь увязывать конкретные приемы с конкретными ситуациями, обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем в сложившихся обстоятельствах.

 

 

 

Глава III. Методологические основы менеджмента.

 

1.1   Принципы менеджмента.

Принципы менеджмента- основные, наиболее значимые правила управления. В принципах обобщены познанные законы и закономерности и оправдавший себя опыт управления.

Принципы управления:

1)      закономерности управления;

2)      национальная культура;

3)      духовное развитие;

4)      опыт(образцы) управления;

5)      формы собственности, социально-политическая структура;

6)      существующий способ производства;

 

  из этого следует, что специфика менеджмента в России обусловлена не только национальной  культурой и менталитетом нации, но и рядом других факторов.

Принципы менеджмента формируют требования к системе управления  организацией – функциям, методам и организационной структуре управления.

Термин «Принципы управления» впервые ввел Ф.Тейлор в работе «Принципы научного управления». Несколько позже А.Файоль сформулировал четырнадцать принципов научного управления:

 

1) Разделение труда – специализация работ, необходимая для эффективного использования рабочей силы.

2) Полномочия и ответственность – каждому работнику должны быть делегированы полномочия, достаточные для того, чтобы нести ответственность за порученную работу.

3) Дисциплина – рабочие должны подчиняться условиям соглашения между ними и руководством

4) Единство распорядительства – работник получает распоряжения и отчитывается перед одним непосредственным начальником.

5) Единство действий – все действия, имеющие одинаковую цель, должны осуществляться по единому плану.

6) Подчинение частных интересов общим интересы организации имеют преимущество перед интересами личности.

7)Вознаграждение персонала- получение работниками справедливого вознаграждения за свой качественный труд.

8)Централизация – организация должна иметь управляющий чентр.

9)Скалярная цепь (иерархия) неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии

10)Порядок – рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем рабочем месте.

11)Справедливость – установленные правила и соглашения должны проводиться в жизнь справедливо на всех уровнях

12)Стабильность персонала – установка работающих на долгосрочную работу в организации

13)Инициатива – поощрение работающих у выработке независимых суждений в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ

14) Единение персонала – гармония интересов персонала и оргнизации обеспечивает единство усилий ( в единстве – сила)

 

 

1.2   Эволюция российского менеджмента.

 

В современной России система взглядов на управление изменилась кардинальным образом. Так, известно, что в плановой экономике Советского Союза роль экономического фундамента выполняла общественная собственность на средства производства, а план выступал как регулятор производства. Управление экономикой страны строилось по типу одной большой организации с хозрасчетными подразделениями.

С переходом российской экономики на рыночные отношения была принята на вооружение парадигма управления, применяемая в странах с развитой рыночной экономикой. В основе этой парадигмы управления – частная собственность на средства производства, свобода предпринимательства , функционирование рыночных хозяйствующих субъектов как открытых систем, ориентация на потребителя, конкуренция среди товаропроизводителей за рынки сбыта, решение социальных проблем трудового коллектива и т.п. В этих условиях резко возросли требования к руководителям и менеджерам российских предприятий за своевременность и качество принимаемых решений.

Многие российские предприятия, действовавшие в плановой экономике, прошли трудный путь преобразований и освоили рыночные методы хозяйствования. Было также создано много организаций, изначально ориентированных на рынок. Менеджеры этих организаций быстрее других освоили принципы управления в рыночной экономике.

За годы рыночных реформ в России сформировалось новое поколение менеджеров с новыми взглядами и установками. Как правило, это высокообразованные специалисты, получившие второе высшее образование в зарубежных и российских бизнес школах и стажировку в преуспевающих компаниях. Эти менеджеры, изучив зарубежный опыт управления, творчески используют его в новых российских условиях.

Но жизнь не стоит на месте. В мировом общественном развитии, в том числе и в России, происходят объективные изменения.

Основные факторы этих изменений:

1)научно – технических прогресс на базе информационных технологий;

2)глобализация экономики;

3)концентрация научного и производственного потенциала;

4)специализированные запросы потребителей и т.п.

Воздействие этих факторов обусловили необходимость формирования новой системы взглядов на управление организациями.

Основные положения новой парадигмы управления:

главный источник доходов – работники организации;

ориентация не на объемы выпуска, а на качество продукции и услуг, на удовлетворение запросов потребителей;

● признание важности быстроты и адекватности реакции организации на изменение внешней среды;

● повышение роли нововведений;

● признание роли стиля руководства, организационной культуры и мотивации работников в качестве важнейших факторов повышения конкурентоспособности организации;

● ориентация на повышение конкурентоспособности и стоимости компании, а не на увеличение прибыли в краткосрочном периоде.

На основе новой парадигмы управления учеными и менеджерами- практиками выработаны новые принципы управления.

 

 

 

Наиболее значимые принципы управления для современных деловых российских организаций:

●  лояльность и доверие к работникам организации;

● ответственность перед потребителями продукции (услуг) и работниками организации;

● психологический климат и методы работы с людьми, способствующие раскрытию их творческого потенциала;

●  непосредственное участие менеджеров в работе групп;

качество личной работы и ее постоянное совершенствование;

●этика бизнеса и др.

Многим российским менеджерам еще предстоит осознать важность учета этих принципов в своей повседневной деятельности.

 

1.3   Функции управления в системе(организации)

«Функция» - слово латинского происхождения, означающее «деятельность».

Применительно к субъекту управления функция – это деятельность по управлению. Применительно к объекту управления – это его основная и вспомогательная деятельность.

Функция управления- это особые виды специализированной управленческой деятельности, выделившиеся в процессе разделения управленческого труда.

Функции управления характеризуют то или иное взаимодействие субъекта или объекта управления. Для эффективного, целостного управления они должны образовывать единый комплекс, характеризующий всю полноту, весь спектр взаимодействия субъекта и объекта управления.

Функции объекта управления, реализуемые современными рыночно ориентированными организациями, в последнее десятилетие стали называть бизнес- функциями.

Функции менеджмента – относятся к субъекту управления, а бизнес – функции – к  объекту управления.

Любая функция управления реализуется в комплексе управленческих задач.

Различие задач и функций проявляется в том, что функции – это повторяющиеся вид деятельности компании , а задачи – это деятельность, преследующая достижение требуемых результатов в заданное время.

Состав функции подразделений и их объем зависят от конкретных условий:

 

1) масштабов, структуры и уровня развития производства;

2) размера компании, ее самостоятельности, места в сложившейся системе общественного разделения труда;

3) связей компании с другими предприятиями и организациями;

4) уровня технической оснащенности управления;

 

 

Функции управления должны обеспечить в организации руководство, управление и обслуживание хозяйственной деятельности.

Каждая функция характеризуется назначением, повторяемостью, однородностью содержания, спецификой необходимого для ее выполнения персонала.

Функции управления носят объективный характер, что определяется необходимостью самого процесса управления в условиях совместного труда людей.

Управленческие функции являются основой для определения структуры и численности аппарата управления.

Деятельность аппарата управления направлена на то, чтобы объединить все относительно обособленные, хотя и неразрывно связанные функции.

Существует различная классификация функций организации, в том числе и функций управления. Причем различия обусловлены, как правило, признаками, положенными в основу классификации.

Наиболее простой и доступной для понимания является деление их на две группы функций – общие и специальные.

Общие функции управления( функции процесса управления) проявляются принципиально одинаково в управлении организацией в любой сфере деятельности.

Общие функции управления были сформулированы А.Файолем в начале XX века.

Как мы уже упоминали, большинство авторов выделяют четыре общие функции управления:

1)планирование

2)организация

3)мотивация

4)контроль

Среди общих функций менеджмента главной считается планирование. Реализуя ее, предприниматель или менеджер формулирует:

цели и задачи на предстоящий период

●  разрабатывает стратегию действий (стратегическое планирование)

●  составляет необходимые планы и программы для их реализации (текущее планирование)

Практическое воплощение планов и программ берет на себя организационная функция. Она реализуется через создание самой организации, формирование ее структуры, распределение работы среди подразделений, сотрудников и координацию их деятельности.

Мотивационная функция – заключается в определении потребности людей, выборе наиболее подходящего и действенного в данной ситуации способа их удовлетворения с тем, чтобы обеспечить их максимальную актуальность в процессе достижения целей, стоящих перед организацией.

Контроль – призван заблаговременно выявлять надвигающейся опасности, обнаруживать ошибки, отклонения от существующих стандартов и тем самым создавать основу для совершенствования работы.

В организации можно выделить следующие объекты управления:

● производство;

●  материально – техническое снабжение;

●  инновации;

●  маркетинг и сбыт готовой продукции;
●  кадры;

●  финансы;

●  учет и анализ хозяйственных процессов;

Управление этими объектами и составляет и составляет содержание специальных функций управления.

Функции управления производством:

●  определение объема текущего выпуска продукции или оказания услуг;
●  расстановка людей;

●  организация подачи материалов, сырья, комплектующих деталей, информации к местам      их использования;

●  своевременный ремонт оборудования и техники;

●  оперативное устранение сбоев и неполадок в технологическом процессе;

●  контроль качества;

Функции управления материально – техническим снабжением:

●  заключение хозяйственных договоров;

●  организация закупки, доставки и хранения сырья, комплектующих изделий;

Функция управления инновациями (нововведениями)

●  организация научных исследований, прикладных разработок;

●  создание опытных образцов;

●  внедрение новинок в производство;

Функции управления маркетингом и сбытом готовой продукции:

  изучение рынков;

●  формирование каналов сбыта;

●  выработка ценовой политики;

●  реклама готовой продукции;

●  организация отправки готовой продукции покупателям.

Функции управления кадрами:

●  подбор, расстановка, обучение, повышение квалификации;

●  мотивация труда персонала;

●  создание благоприятного морально – психологического климата;

●  улучшение условий труда и быта работников;

●  поддержание контактов с профсоюзной организацией;

Функции управления финансами:

●  составление бюджета и финансового плана организации;

●  формирование и распределение ее финансовых ресурсов, портфеля инвестиций;

●  оценка текущего и перспективного состояния финансовых ресурсов и принятие необходимых мер по их укреплению;

Функции управления учетом и анализом хозяйственной деятельности:

●  сбор, обработка и анализ данных о работе организации;
●сравнение собранных данных с исходными и плановыми показателями, результатами деятельности других организаций с целью своевременного выявления проблем и вскрытия резервов.

 

 

1.4. Методы управления

Метод управления – способ воздействия на объект управления для достижения поставленных перед ним целей.

Обычно выделяют три группы методов управления:

1)      экономические

2)      организационно – распорядительные

3)      социально – психологические

 

Экономические методы- совокупность средств и инструментов, целенаправленно воздействующих на создание благоприятных условий для функционирования и развития объекта управления.

Организационно – распорядительные методы – способы воздействия субъекта управления на объект управления на основе силы и авторитета власти.

Социально – психологические методы – способы воздействия руководителя на трудовой коллектив, основанные на изучении психологического климата в нем, индивидуальных возможностей каждого работника и использования их для достижения поставленных перед коллективом общих целей.

 

Глава IV. Организационные структуры управления.

1.1   Основные положения.

Различают хозяйственную (производственную) организационную структуру предприятия и структуру управления этим предприятиям.

Хозяйственная (производственная) организационная структура предприятия – это:

●  совокупность взаимосвязанных структурных единиц организации, взаимодействующих между собой на основе единой цели;

●  структура объекта управления (компании, предприятия и т.п.), обеспечивающая взаимодействия между его элементами.

Организационная структура управления- это:

●  упорядоченная совокупность органов, управляющих деятельностью предприятия;

●  состав и взаимосвязи управленческих подразделений предприятия;

●  форма разделения труда, закрепляющая определенные функции управления за соответствующими структурными подразделениями аппарата управления.

Рассмотрим другие понятия (функция, звено управления, департамент, связи и т.п.), необходимые для раскрытия данной темы.

Функция – это деятельность. При этом следует различать:

  Бизнес – функция( основная и вспомогательная деятельность предприятия)

  Управленческие функции ( деятельность по управлению)

●  Звено управления – отдельное подразделение или руководитель, выполняющие одну или несколько функций управления

●  Департаментизация – процесс деления организации на подразделения, отделы и т.п, выполняющие определенные функции.

●  Горизонтальные связи – связи кооперации и координации равноправных звеньев (отделов, подразделений)

●  Вертикальные связи – связи руководства и подчинения;

Связи для передачи распорядительной и отчетной информации

●  Линейные связи – связи подчинения по всем вопросам одному руководителю более высокого уровня управления, который самостоятельно выполняет все управленческие функции

●  Функциональные связи – связи подчинения в пределах реализации определенной функции управления

 

Структура управления:

1)линейная

2)линейно- функциональная

3)проектная

4)программно- целевая

5)функциональная

6)дивизиональная

7)матричная

8)бригадная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Министерство образования и науки РФ

Королёвский колледж космического машиностроения и технологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История возникновения и развития науки управления

Пояснительная записка

КР.080501.12.10ПЗ

Курсовая работа

Дисциплина менеджмент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе История возникновения и развития науки управления