История и особенности российского менеджмента в рамках хронологии по Б. Карлофу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 14:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение этапов развития менеджмента в России, а так же получение знаний об особенностях его развития. С легкой руки американцев английское слово «менеджмент» известно сегодня каждому образованному человеку. Однако что же это слово означает, могут ответить лишь учебники и преподаватели соответствующих вузов.

Содержание

Введение 4
1. Бенгт Карлофф 5
1.1. Биография 5
1.2. Критический анализ таблицы Карлофа 6
1.3. Дополнения к таблице Карлофа 6
1.4. Выводы по главе 7
2. Становление и развитие менеджмента в России 8
2.1. Дореволюционный опыт российского предпринимательства и управления. 8
2.2. Развитие менеджмента в постреволюционный период 9
2.3. Наиболее известные ученые СССР и их труды 11
2.4. Теоретические учения и проблемы развития менеджмента на современном историческом этапе 12
2.5. Выводы по главе 13
3. Особенности и проблемы развития менеджмента в России 13
3.1. Особенности российского менеджмента 13
3.2. Проблемы менеджмента в России 14
3.3. Выводы по главе 16
Заключение 17
Список литературы 18

Вложенные файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО СВЯЗИ.docx

— 58.68 Кб (Скачать файл)
    1. Наиболее известные ученые СССР и их труды

Среди теоретиков управления, несомненно, выделяется фигура А.А.Богданова[2] (1873-1928) (его настоящая фамилия Малиновский). Он известен как выдающийся экономист, философ, писатель. В своем романе «Красная звезда» (1908) предвосхитил элементы АСУ12, предсказал ракетный двигатель на основе расщепления атома. В фундаментальной работе «Тектология. Всеобщая организационная наука», написанной в 1912 г. и неоднократно переиздававшейся, он пытался отыскать универсальные принципы организации, присущие и живой, и неживой природе. Богданов сформулировал «закон наименьших»13, согласно которому прочность всей хозяйственной цепи определяется наиболее слабым ее звеном.

Известный советский ученый А.К. Гастев[4] (1882-1939) занимался вопросами совершенствования теории и практики организации труда. Основное внимание в своих работах он уделял рациональной организации и культуре труда, заложил основу комплексного подхода к теории управления. Им сформулирована и обоснована концепция, получившая название «трудовые установки».

Важная роль в развитии научной организации труда и управления в СССР принадлежит видному экономисту О.А. Ерманскому[7] (1867- 1941), который внес значительный вклад в создание теории социалистической рационализации. Концепция Ерманского14 была подвергнута резкой критике, но несмотря на критику, вклад Ерманского в развитие теории и практики организации труда значителен. Правильно оценив прогрессивную роль механизации и автоматизации производства, О. Ерманский приходит к несколько неожиданному выводу о том, что в скором времени все станут руководителями, поскольку работать будут не живые люди, а сложные машины-автоматы.

Другой представитель отечественной школы - П. М. Керженцев[7] (1881- 1940) понимал научную организацию труда как изучение организационных приемов и определение наиболее рациональных методов организационной работы. Вместе с тем он исследовал только управление людьми, коллективами независимо от сферы их деятельности. Задачу научной организации труда он видел в получении максимального трудового эффекта при наибольшей возможной экономии человеческой энергии и материальных средств. Этот принцип, названный Керженцевым «принципом экономии», сегодня широко используется для предпринимательской деятельности. 

    1. Теоретические учения и проблемы развития менеджмента на современном историческом этапе

Одной из наиболее популярных в 80-е годы концепций менеджмента, является теория «7S» [2], разработанная двумя парами исследователей Т. Питерсом и Р. Уотерменом, (обобщившими опыт ведущих компаний США),  и Р. Паскалем и Э. Атосом (авторы пособия для американских управляющих «Искусство японского управления»). Данная концепция предполагала, что эффективная организация формируется на базе семи взаимосвязующих составляющих, изменение каждой из которых с необходимостью теребует соответствующкго изменения остальных шести. Ключевыми составляющими данной концепции являются: стратегия, структура, системы, штат, стиль, квалификация, разделением ценностей. В соответствии с данной концепцией, только те организации могут эффективно развиваться и функционировать, в которых менеджеры могут содержать в гармоничном состоянии систему. Идея данного управления в 50-60-е годы предполагала, что в основе всего менеджмента должен лежать американский менеджмент, являвшийся тогда лучшим. Однако практика показала, что японский менеджмент универсальнее американского.

Другой популярной теорией менеджмента в 1981 году явилась теория «Z», американца У. Оучи, предложившего эффективный тип японского подхода к управлению. Исходным пунктом концепции Оучи является положение о том, что человек – основа любой организации и от него зависит, в первую очередь, успех функционирования организации.

Важным шагом в развитии методологии современной науки явилось формировании «Теории хаоса», предложенная Дж. Гликом в своей книге «Хаос: становление новой науки», и  предполагающая, что небольшие изменения могут привести к радикальным последствиям в поведении системы, но тем не менее, несмотря на кажущееся случайное поведение таких систем, определенные поведенческие рисунки можно предугадать с помощью статической оценки вероятности. Вопросы изучения и решения проблемы хаоса очень актуальны для развития России

    1. Выводы по главе

Подводя итоги еще раз отмечу, что Россия несколько раз совершила крупномасштабный переход от одного типа общества к другому. Совершился ряд выдающихся научных открытий. Возникали управленческие науки, которые базировалось не только на использовании концепций и методов, разработанных для других дисциплин, но и на заимствование концепций и методов из других наук. 
Фундаментальные работы по теории систем, теории хаоса и теории сложности оказали влияние на теорию управления. Наука 19 столетия с самого начала учила разбивать мир на части, чтобы лучше осуществлять контроль над ними.

  1. Особенности и проблемы развития менеджмента в России

    1.  Особенности российского менеджмента

- приоритеты в проблематике, акцепты  внимания и усилий;

- инфраструктура менеджмента, социально-экономические и политические условия его осуществления;

- комплекс факторов, затрудняющих  и благоприятствующих укреплению  менеджмента в России:

- культурная среда, особенности  общественного сознания, которые  невозможно

изменить.

Существует два подхода в понимании российского менеджмента[3]:

Первый подход - полное отрицание возможности и необходимости менеджмента в России из-за особенностей исторического и национально-культурного характера.

Второй подход - не следует преувеличивать российскую специфику, нужно брать модель менеджмента в готовом виде и использовать ее в управлении экономикой, так как процессы научно-технического прогресса одинаковы во всех странах.

Российский менеджмент - творческое осмысление зарубежного опыта с учетом российской специфики, т.е. синтез мирового опыта эффективного управления и существующего отечественного опыта на базе национально-исторических особенностей нашей культуры.

 

    1. Проблемы менеджмента в России

Переход от административно-командной экономики к рыночной, с одной стороны, и специфика российской системы ценностей, российского менталитета, с другой, определили особенности российского менеджмента на современном этапе. В период после 1992 года выявлено реальное направление реформ экономики и управления, а также роль отдельных сфер хозяйствования общественно-активных групп и личностей. [8]

1. Приватизация  государственной собственности15 как формирование массы собственников, необходимых для рыночной среды.

Различные темпы перестройки основных групп субъектов хозяйствования: государства, трудовых коллективов (персонала, руководителей, менеджеров) - осложнили переходные процессы и их анализ. Вместе с тем проведенные исследования позволяют выделить следующие направления преобразований социально-экономического характера.

2. Кардинальный  отход от социально благоприятной  экономики к рациональной.

Для поведения руководителей в рамках благоприятной экономики характерно: сохранение рабочих мест, минимизация потерь квалифицированных рабочих при сокращении объемов производства и его диверсификации. В рамках рациональной экономики это жесткое распределение ресурсов внутри предприятия: борьба за рынки сбыта, укрепление своих позиций на рынке, проведение новой финансовой политики и изменение внутренней организации,- при усилении роли финансового капитала над производительным и человеческим.

3. Изменение  поведения и целей трудового  коллектива в сторону более  рационального отношения к себе.

Это, прежде всего, предложения, поступающие "снизу" и касающиеся более рационального использования ресурсов, производства более выгодных и потребляемых рынком товаров.

Акционерами из числа рабочих осознается дилемма, возникающая при требовании выплат дивидендов, повышение зарплаты, с одной стороны, и дополнительный налог в форме выплат неработающим акционерам, с другой.

Подобное смешение происходит в силу до конца не прошедшего разделения интересов менеджмента и рабочих. Там где разделение произошло, контроль становится менеджерским, а работники превращаются в элемент издержек в деятельности предприятия.

С другой стороны, можно отметить увеличение числа переподготовленных работников, неконфликтное решение вопросов увольнения, сокращение производственного и административно-управленческого персонала.

Активная роль рабочих-акционеров проявилась и облегчила смену менеджерской команды на предприятии.

4. Изменение  в целях выживания предприятия  методов управления в сторону  открытости.

Российские менеджеры в начале переходного периода ориентировались на управление с позиций рационального использования всех внутренних ресурсов и опирались на работников - собственников этого предприятия (владельцев крупных пакетов акций). В настоящее время акценты изменились, и управление добровольно идет на увеличение доли акций, принадлежащих внешним владельцам. Иными словами, сдвиг произошел от "закрытого" управления в сторону "открытого". При этом доля "внешних" владельцев акции часто расширяется в целях привлечения инвесторов для реконструкции производства, его перепрофилирования и диверсификации16. Прослеживаются и тенденции добровольного уменьшения "цены" за переход под "внешнее" управление. Речь идет об уступке менеджерами части своей власти "внешним" управлениям взамен на гарантированное владение определенной долей акций.

5. Изменение  характеристики корпуса менеджеров  российской экономики.

Формирование этой категории управленцев происходило по двум направленным. С одной стороны, это работники, которые воспользовались экономической свободой и построили сами свой бизнес. С другой стороны, - руководители крупных предприятий, управленческий опыт которых сложился в административно-командной экономике, но вынужденные осуществлять управление в рыночных условиях, на своем опыте.

Для обоих направлений формирования образа современных руководителей бизнеса характерно омолаживание этой категории менеджеров. Переход к рыночным условиям ускорил так же приход к "власти" в бизнесе молодого поколения управленцев. Таким образом, российский опыт переходной к рынку экономики внес следующие особенности реформирования управления:

-переход к рациональной экономике, где завоевание позиций на рынке представляется более высокой ценностью для менеджеров, чем максимизация числа сохранения рабочих мест

-диверсификация производства взамен массового производства изделий, которые умели выпускать.

    1. Выводы по главе

Менеджмент Российской Федерации пока далек от заданных глобализацией параметров на всех уровнях: от отдельной фирмы до общества в целом. Наиболее актуальными проблемами в России становятся сегодня проблемы управления конверсионными процессами, управление занятостью, антикризисное управление, информационные технологии управления, поддержка предпринимательства и малого бизнеса, мотивирование экономической активности в сфере производства, банковский менеджмент. Это далеко не все проблемы российского менеджмента. Но не смотря на это проблемы развития менеджмента в РФ при высоких темпах развития экономики вполне разрешимы.

 

 Заключение

Написав, данную работу было выяснено, что менеджмент - это система программно - целевого управления, текущего и перспективного планирования и прогнозирования научно - технических разработок, организации производства, реализации продукции и услуг с целью повышения эффективности хозяйствования, удовлетворения потребностей рынка и общества в целом, увеличения прибыли.

Так же, проанализировав таблицу Бенгта Карлоффа было выявлено, что она имеет свои недостатки, и ,что ее можно дополнить.  Изучение же его биографии показало, что его вклад в науку управления весьма существенен и неоспорим.

Итак, изучение развития менеджмента в России показало, что радикальная перестройка системы управления экономикой, переходящей на рельсы рыночных отношений, - одно из важнейших направлений программы реформ, проводимых в нашей стране. Особое значение эта проблема имеет на уровне предприятий, положение которых в рыночной экономике коренным образом меняется.

Подытоживая работу, скажу, что все же менеджмент Российской Федерации пока далек от заданных глобализацией параметров на всех уровнях: от отдельной фирмы до общества в целом. Однако годы рыночных реформ заложили позитивные предпосылки формирования рыночных принципов управления и нового поколения менеджеров с новыми взглядами и установками. Они умеют учреждать и организовывать бизнес, заключать сделки, рационально хозяйствовать, знают, как удешевить производство и объем товаров, найти поставщика и потребителя.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Виханский О. С., & Наумов А. И. (2002). Менеджмент. Москва: Гардарики.[6]
  2. Кравченко А. И. (2000). История менеджмента. Москва: Академический Проект.[7]
  3. Орлов А. И. (2003). Менеджмент: Учебник. Москва: Изумруд.[8]
  4. Семенова И. И. (2009). История менеджмента: учебн. пособие. Москва: ЮНИТИ-ДАНА.[5]
  5. Википедия. Свободная энциклопедия. (2013). Получено из http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%B2,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B9_%D0%9A%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87[4]
  6. История развития менеджмента в России 2. (2011). Получено из http://www.coolreferat.com/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F_%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%B4%D0%B6%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0_%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8_2[2]
  7. Особенности Российского менеджмента. (2003-2009). Получено из библиофонд. Электронная библиотека: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=24614[3]
  8. Bengt Karlof. (2006-2012). Получено из http://www.karlof.org/eng/about.htm[1]

Информация о работе История и особенности российского менеджмента в рамках хронологии по Б. Карлофу