История концертной деятельности в России и в мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 16:33, доклад

Краткое описание

Существует три вида концертной деятельности XVIII—XIX веков, а именно концерт филармонического плана (жанр серьёзной музыки и литературы), дивертисмент (под эгидой театра) и концерт-шантан (концертные развлекательные программы в ресторанах, пабах, гостиницах, отелях и т. д.).
Концерт (лат. concertо — состязаюсь) — публичное исполнение музыкальных произведений, балетных, эстрадных и т. п. номеров по определённой, заранее составленной, программе.

Вложенные файлы: 1 файл

блиана.docx

— 36.56 Кб (Скачать файл)

 

РОССИЙКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Г.В. ПЛЕХАНОВА

 

 

 

Доклад по дисциплине «Организация концертной и гастрольной деятельности»

На тему: « История концертной деятельности в России и в мире»

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 5 курса

Факультета Сервиса группы №57

Малежик В.Э.

 

Преподаватель:

Ларина Ю.О.

 

 

Москва 2013

 

Существует три вида концертной деятельности XVIII—XIX веков, а именно концерт филармонического плана (жанр серьёзной музыки и литературы), дивертисмент (под эгидой театра) и  концерт-шантан (концертные развлекательные  программы в ресторанах, пабах, гостиницах, отелях и т. д.).

Концерт (лат. concertо — состязаюсь) — публичное исполнение музыкальных произведений, балетных, эстрадных и т. п. номеров по определённой, заранее составленной, программе.

Необходимым этапом в изучении особенностей технологии концертно-зрелищных  программ необходимо обратиться к истокам  таких понятий как «зрелищность», «концерт», «шоу», которые позволят проследить эволюцию концертно-зрелищных  программ с момента их возникновения  до наших дней.

Зрелище - то, на что смотрят, что является предметом наблюдения, обозрения, картина; 2. представление, спектакль.

Зрелищность - зрительное представление (большое отклонение в сторону  узко-трюкаческую, «фокусническая зрелищность» - показ ловкости и смелости.

Зрелищный - связанный с  о зрительским впечатлением .

Начало развития зрелищ уходит в глубь времён. Начиная с древних  обрядов, жертвоприношений богам, просматривается  наличие игрового, зрелищного начала. Создавалась живописная картина: ночь, костры, обрядовые массовые танцы, шаман, бьющий в бубен, таинство жертвоприношения, массовые молитвы в песнях и завываниях .

Древняя Эллада - место, которое  стало колыбелью первых Олимпийских  игр, являющихся первыми зрелищами. Поклонение богу плодородия Дионису  стало главной линией в празднованиях  человека. Малые (сельские) Дионисии, Великие  Дионисии, Афинские Линеи, Анфистерии - таковы были названия наидревнейших праздников. Но уже в то время в них можно было заметить контрастное сопоставление жанров и этическое эффектное влияние на зрителя.

В Древнем Риме происходит разделение людей на участников и  зрителей - что явилось достижением  эпохи. Это проявляется в знаменитых Боях Гладиаторов, Столетних Торжествах, весёлых Луперкалиях, праздниках Перекутий и Оваций.

Следующей вехой в развитии массовых зрелищ стал Ренессанский Карнавал. Карнавал в Венеции был праздником, не знающим дня и ночи. Здесь всё смешивалось в единое целое - процессии, игры, песни, акробатические показы, танцы, спортивные состязания, выступления жонглёров, и всё это нельзя себе представить без красочных костюмов и знаменитых Венецианских масок.

На карнавалах XIV столетия впервые появляется действие с выписанным сценарием, название которого «Битва карнавала  и поста». Как и полагалось, в  средние века церковь и её служители  упорно боролись с «безумствами и  развратом», творившимся на карнавалах. Именно карнавалы стали «народной  трибуной», на которой высмеивались действия церкви и ее служителей.

Поражать и удивлять, воспитывать  и назидать - вот задачи, поставленные перед средневековыми мистериями XV века во Франции. Эти задачи естественно потребовали от зрелища новаторских решений. И как следствие этого, возникли три специфические системы организации представления. Кольцевая система, система беседок и передвижная (система педжентов и повозок). Все они позволили развиваться действию во многих точках одновременно, что было очень эффективно для того, чтобы проходило одновременное действие, а зритель вовлекался в контекст постановки. Все эти новые принципы построения зрелищ позволили организовывать действие на большем пространстве. Все постановки при такой организации становились более органичными и действенными, чем в простых формах.

Во второй половине XVI века зрелища приобретают иные пространства. Дворцы королей и крупных вельмож  с радостью открыли для них  свои двери. Массовые зрелища становятся изобретательны и даже изысканы, а  постановщиками таких зрелищ становятся очень известные деятели того времени. Например, великий Леонардо да Винчи поставил представление, посвященное  женитьбе молодого герцога Дж. Галеаччо (включая пиротехнические эффекты).

Великая Французская Революция  принесла идею создания празднеств, организующих клокочущую энергию восставших масс. Представления Ж.-Ж. Руссо имели  жесткую идеологическую направленность. Самым известным сценаристом  того времени стал Луи Давид. Умело, крупным штрихом создавал он массовые действа, где сменяли друг друга  звучания военных духовых оркестров  и многотысячных хоров, объединённых с выступлениями драматических  артистов и танцевальных групп, где  ансамбли трубачей и барабанщиков своими призывными зовами предворяли шествие батальонов национальной гвардии, сопровождаемое пушечными выстрелами и пиротехническими эффектами.

Девятнадцатый век - век романтизма. В этот период истории человечества не происходило большого количества массовых действий по причине самого романтизма. Интенсивные переживания  романтического героя, индивидуалиста по своей глубинной сути, оказывали  сильное противление массовому  сознанию. Основной формой досуга являлось проведение балов во дворцах, в которых  принимал участие ограниченный круг представителей высшего общества.

В этот период во Франции  готовится «мина замедленного действия», которая в последствии буквально  взорвёт спокойную жизнь народа.

Париж. Конец XIX века. Общественный бал никогда не носил звания «театра». Театр обнаруживал здесь всяк сюда входящий: импрессионисты - импрессионистический, натуралисты - натуралистический, художники, писатели, поэты искали тут лица, пластику, черты поведения своих  героев. То, что ныне видится прообразом коммерческих увеселительных заведений XX века, современники считали самым  естественным, свободным, полным «уличной»  темпераментности и вместе с тем, глубокого психологизма театром  конца XIX века. Именно на этих балах  появляется знаменитый зажигательный  кан-кан, как издёвка над танцами богатых, да и все программы были построены на колких шутках по поводу «высоких» отношений и манер, присущих балам богатых. Всё здесь было наполнено гротеском. Надо сказать, что пример проведения таких вот народных балов стал показательным для многих стран. Достаточно вспомнить, как популярен был кан-кан в России, а о танго, чарльстоне, твисте вообще говорить не приходится. Можно сказать, что благодаря французским открытиям в СССР появилось понятие «эстрада».

Наступил XX век. Из написанного  выше определения зрелищ, нам стало  ясно, что они идут в ногу со временем в своём развитии. Как известно, XX век стал веком мировых коллизий, потрясений и переворотов. Можно  вспомнить: война 14-го года, погребение праха Неизвестного Солдата под  сводами Триумфальной арки Парижа 11 ноября 1920 года, революция 17-го года в  Петрограде, 1941 - 45 Великая Отечественная  Война и т. д.

В 20-е годы в Германии и  в России создаётся множество  политических агитспектаклей. 1918 год в Красном Петрограде состоялся политический спектакль под открытым небом. Реформатором балаганного театра в России начала XX века стал А. Алексеев - Яковлев он и создал первые политические театры под открытым небом, а так же, принимал непосредственное участие в постановке «Мистерии - буфф».

Явлением в истории  отечественного театра стали Маяковский и Мейерхольд. В 20-е годы ими были поставлены такие постановки как: «Меч мира», «К мировой коммуне», «Взятие  Зимнего дворца».

В результате революции в  России возник особый вид зрелищности, который стал, по существу, новым  видом искусства, выработавшим такое  средство выразительности, как зрелищная  агитация. Это зрелище было агитационно-пропагандистским способом наглядного обучения и просвещения  масс. Социально-эстетическая особенность  этого типа зрелищ состояла в том, что они политические идеи делали доступными и наглядными. Зрелищная  агитация была рассчитана на восприятие широкими народными массами; слово  в таком действе заменялось зрелищной  формой общения; предполагалось показать, в сущности, неграмотному человеку в живых картинах историю человечества. Социальная функция зрелища определяла его яркую, доходчивую форму.

От митинга, демонстрации, манифестации массовое представление  берет заряд действенности с  преобладанием активно воздействующих средств: широкий жест, групповые  пантомимические "живые картины" с укрупнением игровой ситуации. Как и театральное представление, зрелище должно сформировать у зрителя  образ, но достигается этот результат  при помощи понятной, "открытой" аллегории, доступной эмблемы, через  плакат и т.д. Для усиления воздействия  вводится целый ряд зрелищных, "ударных" эффектов: ритмические контрасты, увеличивающие  эмоциональное напряжение, эстрадные  и цирковые трюки, музыкальные и  световые эффекты, различного рода декоративные элементы.

Характерным примером являются эстетические принципы "Синей блузы", театрального направления 20-х годов: нужно знать 15-20 эффектных приемов, с помощью которых можно создавать  бесконечное количество программ на любую тему; особо популярными  являются такие приемы, как исполнение хоровой мелодекламации, яркие пластические решения (пирамиды, акробатика, "танец  машин" и многое другое).

В конце 50-х годов на Всемирном  фестивале Молодёжи и студентов, а именно в 1957 г., знаменитый режиссёр И. М. Туманов ставит серию массовых зрелищ. Митинг памяти Хиросимы на Манежной площади, праздник балета, массовое выступление гимнастов с общим финалом на стадионе - такова была культурная программа фестиваля. Незабываемое празднество 250-летия Ленинграда было воплощено в жизнь режиссёром Г. Н. Товстоноговым. И ни как нельзя не сказать о грандиозной Олимпиаде-80 проходившей в Москве. Она стала большим культурно - спортивным событием с феерическим открытием на стадионе имени В. И. Ленина в постановке И.Г. Шароева, и не менее зрелищным закрытием под чутким руководством мастера И.М. Туманова. Надолго советские люди запомнили того улетающего мишку, символ олимпиады, и знаменитые кадры плачущих людей на экранах телевизоров, провожающих вместе с мишкой весёлые и дружные дни, проведённые в Москве.

Концерт - само слово концерт (от латинского -- «con» -понятия «концерт» и «certo» - состязаюсь) возвращает нас в античность, где было принято устраивать состязания разного рода и в том числе в области художественного исполнительства.

Первые публичные концерты XVIII века были исключительно музыкальными концертами. Появление на профессиональных концертных подмостках других видов  искусства можно связывать с  возникновением концертных программ в  драматических театрах: после сыгранной  пьесы там шел еще «дивертисмент», в котором актеры данного театра и приглашенные со стороны артисты  показывали концертные номера разных жанров. Дивертисменты родились в  конце XVIII века и длительное время  существовали под эгидой театра. Однако даже через сто лет знаменитый русский энциклопедический словарь  Брокгауза и Ефрона понятие «концерт» расшифровывает только как «публичное собрание, в котором исполняется ряд произведений вокальных или инструментальных». И далее: «Смотря по программе, концерт получает название: симфонического (в котором исполняются преимущественно оркестровые произведения), духовного, исторического...». Практически имели хождение оба понятия -- концерт и дивертисмент, первое из которых прежде незыблемо соотносилось лишь с музыкальными жанрами.

Концертное творчество как  разновидность концертного искусства, адресованного широкому кругу слушателей и зрителей, в его настоящем  виде утвердилось сравнительно недавно. Вряд ли можно считать настоящим  искусством такое исполнение, которому не сопутствует углубленное восприятие и сотворчество публики. Но для того, чтобы акт активного восприятия или сотворчества состоялся, необходимы хотя бы элементарные специфические условия. Выступления артистов в обстановке праздничного гулянья, пиршества, ярмарочного веселья не могли в полной мере рассчитывать на обостренное внимание зрителей, на их единую ответную реакцию. Так называемый «неорганизованный» зритель не чувство вал за собой обязанности завязывать с артистом какие-то, пусть кратковременные, отношения. Публика такого рода являлась пассивным потребителем, любопытствующим прохожим, который мог остановиться и увлечься происходящим или рассказываемым только- в случае, если его это заинтересовало. Из истории нам известно- множество примеров печальной зависимости артиста от настроения случайной аудитории, от других обстоятельств, отрицательно сказывающихся на творчестве. Чтобы концертное исполнительство стало актом искусства, были необходимы определенные условия. Заметим, что театр из-за своей специфики (протяженности действия, достаточно сложного декорационного, а затем и светового оформления) издавна функционировал в специальных помещениях, а театральная публика была приучена к определенным нормам поведения во время театрального представления.

В августе 1992 года по всей Москве прошли концерты под общим названием  «Виват, Россия!» с финалом на Поклонной горе в постановке И. Шароева. Празднование 850-летия Москвы. В последние годы проводится большое количество массовых праздников проведённых за последние годы, ведь каждый праздник, будь то День Города или Новый Год, сопровождается каким либо зрелищем, или это массовое гулянье или праздничный концерт или большая шоу-программа. Сегодня зрелищные программы - шоу становятся завсегдатаями всех культурно - досуговых заведений от рядовых Дворцов Культуры и ночных клубов, до стадионов и парков отдыха.

Английское слово «Show» в значении зрелища становится заменой традиционному понятию представления показа. Но вместе с тем западные эстрадные шоу с участием «звезд» показывают, что это особое явление культурной жизни нашего времени, которое имеет свои методологические принципы построения.

“Show -- 1. Показ, показывать. 2. Зрелище, спектакль. 3. Выставка. 4. Витрина. 5. Внешний вид, видимость. 6. Показная пышность, парадность. 7. Предприятие, организация. 8. Возможность проявить свои силы, удобный случай (разг.). 9. Сражение, компания (воен.)".

Информация о работе История концертной деятельности в России и в мире