Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 16:44, курсовая работа
Одной из актуальных проблем деятельности культурно - досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи. К сожалению, в силу социально-экономических трудностей общества, большого числа безработных, отсутствия должного количества культурных учреждений и недостаточное внимание к организации досуга молодежи со стороны местных органов власти и культурно – досуговых учреждений, происходит развитие внеинституциональных форм молодежного досуга. Свободное время является одним из важных средств формирования личности молодого человека. Оно непосредственно влияет и на его производственно-трудовую сферу деятельности, ибо в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки
Введение 3
Глава I. Досуговая деятельность в современных условиях 5
Понятие досуга, свободного времени 5
Функции, задачи и особенности досуга 8
Глава II. История развития учреждения Чувашской Республики
« Дворца культуры тракторостроителей» 12
Справка о деятельности Республиканского государственного учреждения «Дворец культуры тракторостроителей» 12
Художественные коллективы «Дворца культуры
тракторостроителей» 16
Отчет о работе «Дворца культуры тракторостроителей» за 2011 г. 23
Глава III. Концепция развития «Дворца культуры тракторостроителей» 26
Заключение 28
Литература 31
Московский государственный университет культуры и искусств
Курсовая работа
по теме
«История развития автономного учреждения Чувашской Республики «Дворца культуры тракторостроителей»»
Выполнила
студентка 1 курса группы 03105з
Иванова Надежда Валерьевна.
Москва, 2012
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
2
Разраб.
Иванова Н.В.
Провер.
Клюско Е. М.
Реценз.
Н. Контр.
Утверд.
Курсовая работа по теории и истории СКД
Лит.
Листов
32
МГУКИ
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I. Досуговая деятельность
в современных условиях
Глава II. История развития учреждения Чувашской Республики
« Дворца культуры тракторостроителей»
тракторостроителей»
Глава III. Концепция развития «Дворца культуры тракторостроителей» 26
Заключение
Литература
ПРИЛОЖЕНИЕ
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
3
Введение
В настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно- нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры, в том числе и деятельность современных культурно - досуговых центров. Появляется необходимость постоянного обогащения содержания деятельности учреждений культуры, методов ее осуществления и, поиска новых досуговых технологий.
Одной из актуальных проблем деятельности культурно - досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи. К сожалению, в силу социально-экономических трудностей общества, большого числа безработных, отсутствия должного количества культурных учреждений и недостаточное внимание к организации досуга молодежи со стороны местных органов власти и культурно – досуговых учреждений, происходит развитие внеинституциональных форм молодежного досуга. Свободное время является одним из важных средств формирования личности молодого человека. Оно непосредственно влияет и на его производственно-трудовую сферу деятельности, ибо в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки. Использование свободного времени молодежью является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы.
Являясь частью свободного времени, досуг привлекает молодежь его нерегламентированностью и добровольностью выбора его различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать в ней физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
4
созерцательную, производственную и игровую. Для значительной части молодых людей социальные институты досуга являются ведущими сферами социально культурной интеграции и личностной самореализации. Однако все эти преимущества досуговой сферы деятельности пока еще не стали достоянием, привычным атрибутом образа жизни молодежи.
Практика молодежного досуга показывает, что наиболее привлекательными формами для молодежи являются музыка, танцы, игры, ток-шоу, КВН, однако, не всегда культурно - досуговые центры строят свою работу, исходя из интересов молодых людей. Надо не только знать сегодняшние культурные запросы молодых, предвидеть их изменение, но и уметь быстро реагировать на них, суметь предложить новые формы и виды досуговых занятий.
Совершенствования деятельности
по организации досуга сегодня является
актуальной проблемой. И ее решение
должно идти активно по всем направлениям:
совершенствование
Таким образом, современный
этап развития культурно - досугового
учреждения, характеризуется переходом
от критики существующего
Цель курсовой работы - рассмотреть историю развития учреждения культуры на примере автономного учреждения Чувашской Республики «Дворца культуры тракторостроителей» и разработать концепцию ее развития.
Задачи, преследуемые при написании курсовой работы:
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
5
Глава I. Досуговая деятельность в современных условиях
Досуг, часть внерабочего времени, которая остаётся у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей (передвижение на работу и с работы, сон, приём пищи и др. виды бытового самообслуживания). Деятельность, входящую в сферу досуга, можно условно разделить на несколько взаимосвязанных групп. К первой из них относятся учёба и самообразование в широком смысле слова, т. е. различные формы индивидуального и коллективного освоения культуры: посещение публично-зрелищных мероприятий и музеев, чтение книг и периодики, слушание радио и просмотр телевизионных передач. Другую, наиболее интенсивно развивающуюся группу в структуре досуга представляют различные формы любительской и общественной деятельности: самодеятельные занятия и увлечения (хобби), физкультура и спорт, туризм и экскурсии и т.д. Важное место в сфере досуга занимает общение с. др. людьми: занятия и игры с детьми, товарищеские встречи (дома, в кафе, на вечерах отдыха и т.д.). Часть досуга расходуется на пассивный отдых. Социалистическое общество ведёт борьбу за вытеснение из сферы досуга различных явлений «антикультуры» (алкоголизм, антиобщественное поведение и др.).
Плодотворное использование досуга человеком – важная задача общества, т.к., когда он осуществляет процесс своего досугового общения с искусством, техникой, спортом, природой, а так же с другими людьми, важно, чтобы делал он это рационально, продуктивно и творчески.
Так что же такое досуг? До сих пор нет общепринятого определения этого понятия. Более того, в специальной литературе досуг имеет самые разнообразные определения и толкования.
Досуг часто отождествляется со свободным временем, с внеучебным временем. Но можно ли отождествлять свободное время с досугом? Нет, так как свободное время есть у всех, а досугом обладает не каждый. Существует много интерпретаций слова «досуг». Досугом называется деятельность, Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
6
отношения, состояние ума. Множество подходов осложняет попытки понять, что значит досуг.
Досуг способен объединить и отдых и труд. Большая часть досуга в современном обществе занята разными видами отдыха, хотя понятие «досуг» включает в себя и такие виды деятельности, как продолжение образования, общественная работа на добровольных началах.
Определение досуга распадается на четыре основных группы:
- Досуг как созерцание,
связанное с высоким уровнем
культуры и интеллекта; это состояние
ума и души. В этой концепции
досуг обычно рассматривается
с точки зрения эффективности,
с какой человек делает что-
- Досуг как деятельность
- обычно характеризуется как
деятельность, не связанная с
работой. Это определение
- Досуг, как свободное
время, время выбора. Это время
может быть использовано
- Досуг интегрирует три
предыдущих концепции, стирает
грань между «работой» и «не
работой» и оценивает досуг
в терминах описывающих
Макс Каплан считает, что досуг - это гораздо больше, чем просто свободное время или перечень видов деятельности, направленных на восстановление. Досуг следует понимать как центральный элемент культуры, имеющий глубокие и сложные связи с общими проблемами работы, семьи, политики.
Досуг является благоприятной почвой для испытания юношеством фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга студенту Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
7
гораздо проще формировать
уважительное отношение к себе, даже
личные недостатки можно преодолеть
посредством досуговой
Можно выделить реальный досуг (общественно полезный) и мнимый (асоциальный, личностно значимый) досуг.
Реальный досуг никогда не находится в разрыве как с самой личностью, так и с обществом. Наоборот, это состояние деятельности, создание свободы из необходимых повседневных дел, время для отдыха, самоактуализации, развлечения.
Мнимый досуг - это, прежде всего насилие, любо над собой, либо над обществом, и как результат разрушение себя и общества. Мнимый досуг, обусловлен неумением проводить свое время, это бесцельное времяпрепровождение, приводящее к асоциальным поступкам.
Основываясь на выше сказанном, можно вывести следующие основные характеристики досуга молодежи:
-досуг имеет ярко выраженные
физиологические,
-досуг основан на
-досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;
-досуг формирует и развивает личность;
-досуг способствует
-досуг стимулирует творческую инициативу;
-досуг есть сфера
-досуг способствует
-досуг формирует позитивную «Я - концепцию»;
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
8
-досуг обеспечивает
-досуг способствует
Таким образом, можно констатировать, что сущностью молодежного досуга является творческое поведение (взаимодействие с окружающей средой) людей в свободном для выбора рода занятий и степени активности пространственно-временной среде, детерминированный внутренне (потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения) и внешне (факторами, порождающими поведение).