История развития управления проектами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2014 в 16:03, реферат

Краткое описание

Ситуация резко изменилась в период перестройки, когда поднялся «железный занавес» и Россия заняла свое место в мире профессионального УП. применение проектного управления позволит в относительно короткое время (2-3 года) значительно ускорить решение ряда задач, определенных правительством Российской Федерации как приоритетные, в первую очередь, таких, как: повышение эффективности управления государственным имуществом и бюджетной эффективности, повышение прозрачности государства, в т.ч. бюджетных процессов, улучшение инвестиционного климата, обеспечение инновационной направленности Российской экономики, экономия ограниченных государственных и частных ресурсов за счет применения УП.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы управления проектами…………………………………...4
1.1.Сущность и основные понятия в управлении проектами………………………4
1.2. Процессы управления проектами………………………………………………..8
2. История развития управления проектами……………………………………….14
2.1. Этапы развития управления проектами в России……………………………..16
2.2. Актуальность профессионального управления проектами в России.....…….19
Заключение…………………………………………………………………………...23
Список литературы…………………………………………………………………..24

Вложенные файлы: 1 файл

Управление проектами Норма.doc

— 725.50 Кб (Скачать файл)

К концу 60-х годов методы управления проектом, основанные на методах сетевого планирования управления, получили в нашей стране широкое распространение. Было опубликовано более 2500 статей, защищено большое количество диссертаций. Сетевые методы преподавали студентам во всех строительных вузах, на всех строительных факультетах страны и преподают до сих пор. Эти методы вошли в программы различных институтов и курсов повышения квалификации.

Во многих научно-исследовательских и производственных организациях создавали специальные подразделения и группы сетевого планирования и управления, занимавшиеся разработкой и внедрением этих методов. Был создан и специальный институт — НИИ СПУ. Методы сетевого планирования и управления, впервые опробованные в 1963 году, уже в 1967 году были внедрены на 900 стройках. К 1975 году количество строек, применявших методы сетевого планирования и управления, составило 17—18%.

Сетевые методы до настоящего времени не утратили своего значения, хотя с начала 80-х годов они используются на качественно ином уровне — в составе автоматизированных систем управления, и теперь составляют ядро современных методов и средств управления проектом.

Сетевое планирование и управление стало активно использоваться в наиболее развитых отраслях, в первую очередь в космической, авиационной, судостроительной, строительной, где производственный цикл создания продукции продолжителен и сложен, а сама продукция имеет уникальный характер.

Развитие программных комплексов проектного управления (70-е годы).

Применение методов сетевого планирования и управления изначально было тесно связано с использованием ЭВМ. Первые программные комплексы для управления проектом, появившиеся в СССР в начале 70-х годов, были достаточно прогрессивными для своего времени. Они могли выполнять временной и стоимостный анализ, включая оптимизацию сроков и стоимости работ и проектов, а также решать задачи распределения ресурсов и основывались на оригинальных идеях и алгоритмах. В частности, был разработан ряд эвристических алгоритмов распределения ресурсов. Эти алгоритмы обладали способностью самообучения, были снабжены удобным пользовательским интерфейсом; с их помощью можно было выполнять логический анализ сложных ситуаций. Подобные алгоритмы могут быть полезны и сейчас при разработке систем проектного управления.

Для бывшего СССР было характерно преобладание целей деятельности всей организации над целями осуществления отдельных проектов, поэтому применение сетевого планирования и управления на отдельных объектах давало локальный эффект и нередко отрицательно сказывалось на общих результатах выполнения плана организацией. Стало ясно, что необходимо охватывать сетевым планированием и управлением все проекты и заказы, выполняемые в рамках программы организации, чтобы полнее и эффективнее использовать ее мощности, трудовые и материально-технические ресурсы и тем самым обеспечивать лучшее выполнение плана. Приоритет плана был выше приоритета отдельного проекта. Вот почему в середине 70-х годов развитие управления проектом постепенно перешло от управления единичными проектами к управления деятельностью всей организации, выполняющей много проектов одновременно. Тогда же появились и первые программные системы для мультипроектного управления. К их числу можно отнести: «Калибровку-2» (НИИАСС Госстроя УССР, г. Киев, руководитель — В.И. Садовский, 1965—1968), «А-План» (НИИЭС Госстроя ЭССР, руководители — Л.Г. Голуб, Е.Н. Ляшенко, 1972—1976) и др. Эти системы предназначались для управления всей программой (совокупностью проектов) организации с учетом ее целей и ресурсных возможностей, поэтому их следует отнести к первым программным комплексам для мультипроектного управления.

В рамках Московского института управления (ныне — Государственный Университет Управления) была открыта кафедра автоматизированных систем управления строительством (АСУС), которая активно занималась разработкой и внедрением программных решений по управлению строительными проектами. Кроме того, передовым достижением кафедры АСУС было создание программных комплексов, позволяющих осуществлять проекты организационных преобразований и оптимизации управления строительными и другими организациями. В работе кафедры АСУС принимали активное участие известные ученые О.А. Овсянников, М.Л. Разу и др.

Программно-целевое управление (80-е годы). На базе системного подхода в Советском Союзе была выработана концепция программно-целевого управления, которая может рассматриваться как полноценный аналог проектного управления, сложившегося в то время за рубежом. Отдельные методы и средства этой концепции были эффективнее зарубежных решений. Даже сегодня большинство из методов программно-целевого управления не утратило своей актуальности, несмотря на коренное изменение принципов экономической деятельности.

Программно-целевое управление охватывало и государственное управление экономикой, и реализацию конкретных проектов. Благодаря централизованному подходу к управлению, доминировавшему в то время, была разработана эффективная система интеграции целей на самых различных уровнях управления народным хозяйством.

Среди наиболее активных деятелей, развивавших программно-целевое управление, .следует выделить Г.С. Поспелова, В.А. Ирикова, В.М. Солодова, А. И. Эрлиха.

В тот же период специалистами Московского института управления был выработан основной организационный инструментарий управления проектом, успешно апробированный при реализации проектов самого различного масштаба и содержания. Были выработаны такие инструменты, как сетевые матрицы, информационно-технологические модели (называвшиеся в то время логико-информационными схемами), матрицы разделения административных задач управления. Большой вклад в разработку и практическое использование организационного инструментария управления проектом внесли О.В. Козлова, М.Л. Разу, Г.А. Брянский, О.А. Овсянников.

Результатом практического применения программно-целевого подхода явилось создание многочисленных целевых комплексных программ (ЦКП), направленных на интеграцию территориального, отраслевого и целевого принципов управления в рамках решения общегосударственных задач.

В эти годы были разработаны и реализованы Долговременная государственная программа комплексного развития производительных сил Дальневосточного экономического района, Бурятской АССР и Читинской области на период до 2000 года, программы развития сельского хозяйства Нечерноземной зоны России, строительства Байкало-Амурской магистрали, развития Западно-Сибирского территориально-промышленного комплекса, развития индустриально-аграрной зоны Курской магнитной аномалии, формирования Братско-Усть-Илимского, Южно-Якутского, Павлодар-Экибастузского, Каратау-Джамбульского, Мангышлакского и других территориально-производственных комплексов. В 1986 году была утверждена программа модернизации машиностроения. Разрабатывались и реализовывались программы по охране окружающей среды, республиканские программы по решению жилищной проблемы, обеспечению строительными материалами, социальному развитию села и др. Аналогичные программы реализовывались и на уровне регионов. На сегодняшний день ЦКП можно рассматривать как методологическую базу, вполне адекватную настоящему времени и способную повысить эффективность управления социально-экономическим развитием как государства в целом, так и отдельных регионов. Все больше теоретиков и практиков обращаются к опыту реализации ЦКП и, критически переосмыслив ее отдельные положения, с успехом применяют методы программно-целевого управления при управлении регионом. Практическим подтверждением этому может служить положительный опыт сотрудничества ученых Государственного Университета Управления с администрацией Архангельской области в долгосрочном планировании и реализации программы развития этого региона.

Вхождение России в мировое сообщество управления проектом (90-е годы — настоящее время). В начале 90-х годов Россия вошла в «мир управления проектом» и стала полноправным членом сообщества проектного управления. Все общемировые тенденции развития управления проектом стали так или иначе проявляться и в нашей стране.

В связи с изменением экономических принципов управления народным хозяйством возникла необходимость во всемерном развитии теории и практики проектного управления. В Государственном Университете Управления в 1996 году была создана первая и единственная на сегодняшний день кафедра управления проектом, сразу же ставшая крупным центром учебной и научно-исследовательской деятельности, привлекшим к своей работе наиболее крупных ученых и талантливых молодых специалистов.

2.2. Актуальность профессионального управления проектами в России

 Современное управление проектом — это особый вид управления, который так или иначе может применяться к управлению любыми объектами, а не только объектами, имеющими явные характеристики проекта. Это подтверждается результатами практического использования проектного управления в самых разнообразных областях современного российского менеджмента.

На сегодняшний день сложился стереотип о том, что наука управления проектами сформировалось относительно недавно, но на самом деле это так.

К сожалению, на сегодняшний день проектное управление пока не имеет широкого распространения в РФ в силу того, что является принципиально новой организационной и профессиональной рыночной культурой для российских руководителей, управленцев и менеджеров. Однако, интерес к применению проектных методов управления в последние годы имеет актуальность, причем во всех отраслях экономики. Полезным считалось само включение в управленческий лексикон слов «проект», «проектное управление». Но к концу этого периода уровень общих теоретических знаний стал выше и спрос на проектное управление конкретизировался. Задачи проектного менеджмента начали привязываться к текущим процессам компаний, организационным структурам, стратегиям их развития. В настоящее время многие организации внедряют современные методы управления, основанные на процессном подходе к управлению. Наряду с технологическим менеджментом, который предполагает перевод производственно-промышленных предприятий на новые технологии, не менее важна проблема, связанная с освоением современных технологий организационного менеджмента. В последние годы в России технологии проектного управления получили существенное развитие, которое связано как с использованием современных подходов в области проектного управления, так и с использованием современных автоматизированных систем управления проектами. Кроме того, остро осознается необходимость использования всех возможностей для повышения качества работ, снижения расходов, сроков, используя для этого методы организационного менеджмента, в частности методы проектного управления. Коммерческими компаниями внедряются отдельные элементы систем управления проектами, которые закладывают основу для будущего развития. Внедряются специализированные решения по программно-целевым методам управления в государственных органах власти. Расширяется теоретическая база российского проектного управления — создаются новые национальные стандарты в системе ГОСТ. Именно поэтому еще одной особенностью развития проектного управления в России последних лет является возрастающее внимание к этой сфере со стороны органов государственной власти. Причем не только регионального, но и федерального уровня. И это понятно, ведь для реализации масштабных проектов государственного значения (ПНП, государственные и целевые программы) требуются прозрачность управления, оперативность и обоснованность принимаемых решений, качество планирования. Все это очень хорошо проявилось на примере крупнейшей государственной программы последних лет — подготовки к Олимпийским играм 2014 года» [2].

В России применение технологии проектного управления имеет особое значение и обуславливается следующими основными факторами:

1.Возрастающая сложность проектов  и их организация. За все время, в течение которого применяется  технология управления проектами, был разработан ряд методик  и принципов, призванных помочь руководителям проекта. Однако, современный мир управления проектами намного требовательней старого метода, требующего «своевременной, согласно бюджету и спецификации» реализации. Он заключается в том, чтобы управлять проектами, как существом, объектом, экономической единицей, а может, и бизнесом [3].

2.Значительный рост конкуренции  и ускорение научно-технического  прогресса (НТП). Непрерывные усложнения  и рост потребностей общества, в свою очередь, приводит к  неизбежному усилению интеграции науки и производства, а также возникновению новых, более эффективных форм их взаимодействия. Несмотря на то, что проектное управление создавалось и развивалось в условиях рыночной экономики, необходимо учитывать опыт, традиции и особенности социально-экономических условий в России, а также существующие специфические проблемы осуществления проектов.

  • Сокращение сроков производства продукции и услуг
  • Увеличение количества уникальных продуктов и услуг
  • Ужесточение требований по временным и стоимостным показателям

 

  1. Сокращение жизненного цикла проекта (ЖЦП). Позволяет минимизировать временные затраты путем использования четкого планирования, организации проектных работ и их своевременному контролю.

Похожая статья: Актуальность антикризисного управления для России

На рисунке 1 представлены фазы жизненного цикла проекта.

Рис. 1

 Активизация инновационной деятельности во всех областях и сферах. Инновационная деятельность характеризуется оптимизацией научно-исследовательских разработок и достижений в новый или усовершенствованный продукт, что требует «прозрачности» управления на всех стадиях жизненного цикла продукта либо услуги.

Совокупность всех этих факторов обусловила резкое увеличение интереса производителей к проектному управлению. Проектное управление позволяет экономить ресурсы, добиваться высоких темпов роста в бизнесе, снижать издержки производства и делать предложения производительности товаров и услуг более конкурентоспособными. Иными словами, использование проектного управления обеспечивает:

Оценку рентабельности проекта.

Планирование и расчет объемов работ по проект, их стоимость.

Учет количества измеряемых привлеченных ресурсов, участников и структурных подразделений.

Организацию всех работ по проекту

Расчет и контроль требований к срокам проекта, бюджету реализации проекту и надлежащему качеству результатов.

Таким образом, все большее число руководителей приходят к пониманию необходимости проектного управления и осознают все перспективы применения данной технологии. При грамотном управлении имеющимися ресурсами, можно улучшить конкурентное положение, как на внутреннем, так и на внешнем рынках, вне зависимости от масштабов предприятия, что безусловно отражается на положение России в мире. Поэтому интерес к проектному менеджменту, как к наиболее эффективной организационно-деятельной парадигме и управленческой культуре осуществления проектов, демонстрирует бурный рост. В силу новизны, однако, проектный менеджмент как профессиональная область деятельности, часто интерпретируют в понятиях и связях системного анализа, управления системами, информационных технологий либо путают с такими видами управленческой деятельности, как администрирование и руководство. Для того же, чтобы люди изменили свою культуру профессиональной деятельности требуется изменение системы ценностей, ментальности и образа действий, — требуются значительное время и целенаправленные усилия [4]. Для реализации этой стратегической задачи, прежде всего, необходимы квалифицированные кадры — профессиональные руководители проектов. Однако, в РФ наблюдается явный дефицит специалистов при все более возрастающем интересе к практике проектного управления. Дефицит специалистов усугубляет тот фактор, что для подготовки специалиста в области проектного управления необходимы не только теоретические знания, но и практические навыки и участие в реальных проектах, соответственно требуется достаточно много времени, чтобы овладеть знаниями в этой области. При этом существует еще и огромная разница в теоретической подготовке менеджеров проектов в западных странах и в России. В число дисциплин, которые изучают западные менеджеры, обязательно входят основы управления проектами, тогда как в российских вузах совсем недавно появился предмет «Управление проектами». Но при этом существует множество разнообразных программ и курсов, посвященных управлению проектами. На сегодняшний день существует огромный спрос на профессиональных специалистов в области проектного управления в таких городах, как Москва и Санкт — Петербург. В скором времени волна интереса к этой сфере деятельности охватит всю Россию. Не остается сомнений, что проектное управление также как и профессия руководителя проектов имеет большое будущее.

Информация о работе История развития управления проектами