История управленческой мысли в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2014 в 09:29, курсовая работа

Краткое описание

Предметом исследования данной работы является изучение эволюции, истории управленческой мысли.
Целью исследования можно назвать - всестороннее изучение истории возникновения и развития управленческой мысли в России.
В связи с данной целью были поставлены следующие задачи:
1. Определить основные этапы управленческой мысли.
2. Изучить историю управленческой мысли в России.

Вложенные файлы: 1 файл

История упраленческоц мысли.doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

Милитаризация труда превращает рабочих в бойцов трудового фронта, которых можно перебрасывать куда угодно, которыми можно командовать и которые подлежат уголовной ответственности за нарушение трудовой дисциплины.

Результаты оказались удручающими: солдаты крестьяне были неквалифицированной рабочей силой, они спешили домой и вовсе не горели желанием работать. Ещё одна немаловажная сторона политики "военного коммунизма" – уничтожение рынка и товаро - денежных отношений. 

Одновременно происходит национализация банковского дела, на их месте создается в 1918 году Народный банк, который, по сути, являлся отделом Комиссариата финансов. К зиме 1921 всеобщее недовольство "военным коммунизмом" достигло предела.

Тяжелейшее положение экономики, крах надежд на мировую революцию и необходимость каких-либо немедленных действий для улучшения положения страны и укрепления власти большевиков заставили правящие круги признать свое поражение и отказаться от военного коммунизма в пользу Новой Экономической Политики.

Нэп по своему экономическому содержанию выявился как система серьёзных реформ по отношению к предшествующей политике “военного коммунизма”.

С осени 1921 сделки обычной купли-продажи, вместо затеянного “продуктообмена”, распространились по всей стране. все виды натурального налогообложения в деревне были заменены единым сельскохозяйственным налогом в денежной форме. Хотя земля оставалась национализированной, партийно-государственное руководство гарантировало в определённой мере права крестьянина на владение землёй; c некоторыми ограничениями, но санкционировалось также использование аренды дополнительной земли и применение наёмного труда. Нэп в области промышленности мыслилось развивать в двух основных направлениях. Во-первых сохранить мощный государственный фактор, изменив методы его работы на основе использования элементов капиталистической организации труда. Во-вторых, допустить в умеренных приделах частный капитал к работе в промышленности и торговле. Появление рынка потребовало допущения частного капитала и в сферу торговли. В 1922 г.  Нэп был назван “политикой отступления”. Отступление от “военного коммунизма”, фактически незавершённой политики. Весь свод реформ новой экономической политики не был продуман до конца, и медленно, но верно шёл к тенденции “военного коммунизма” и был обречён.

В 20-е годы большие изменения происходили в системе управления экономикой. Это касалась в первую очередь ослабления централизации, характерной для периода «военного коммунизма». Были упразднены главки в ВСНХ, их функции на местах перешли к крупным районным управлениям и губернским совнархозам.

Основной формой управления производством в государственном секторе стали тресты, то есть объединения однородных или взаимосвязанных между собой предприятий. В связи с этим преобразованием ВСНХ, потерявший большинство своих полномочий, и прежде всего право вмешиваться в оперативную деятельность предприятий и трестов, превратился в координационный центр. Одновременно с образованием трестовской системы стали возникать и синдикаты, то есть добровольные объединения нескольких трестов для оптового сбыта их продукции, закупок сырья, кредитования, регулирования торговых операций на внутреннем и внешнем рынке.

 

2.5 Реформа    системы  управления СССР

 

Первой попыткой уравновесить права и ответственность хозяйствующих субъектов в двух, а в некоторых случаях трех и даже четырехуровневой системе управления была хозяйственная реформа 1965 г. Цель реформы была обозначена как совершенствование важнейшей составляющей хозяйственного механизма — экономических рычагов управления. Идея заключалась в том, чтобы полнее учитывать экономические интересы предприятий в получении доходов, источником которых служит произведенный продукт. В отсутствие нормальной системы налогообложения предприятий заинтересованность в результатах производства определялась порядком их распределения [12].

Экономические рычаги и призваны были служить механизмом регулирования доходов предприятий, стимулирующим повышение эффективности производства. Таким образом, центральная идея реформы сводилась к активизации экономических рычагов управления промышленностью через расширение самостоятельности предприятий. Для активизации экономических рычагов и методов управления предусматривалось: расширить самостоятельность предприятий в выборе хозяйственных решений (сократить круг обязательных плановых заданий); усилить ответственность предприятий-поставщиков за доведение продукции до потребителя, ее качество и вообще соответствие нуждам народного хозяйства (перейти от показателя валовой продукции к показателю объема реализации); стимулировать эффективную работу предприятий в целом (повысить роль показателя прибыли и уровень рентабельности). Попытка изменить роль и место предприятия в системе управления народным хозяйством не привела к ожидаемым результатам.

Кроме того, на долгие годы — до середины 1983 г. — были “законсервированы” урезанные права предприятий и их сугубо подчиненное положение в иерархической системе управления советской экономикой. Укрепившийся за этот период хозяйственный механизм не только ориентировал управление на принятие неэффективных экономических решений, но вел к накоплению перекосов и проблем, систематический характер которых позволял говорить о закономерности негативных явлений, следовавших именно из условий хозяйствования. Наиболее острой проблемой советской экономики в этот период стало отсутствие прямой зависимости между доходами предприятий и результатами его деятельности — оборотная сторона проблемы рассогласования прав и ответственности.

2.6  Вторая  реформа  системы управления

 

В целях интенсификации экономики в 1979 году была предпринята вторая экономическая реформа [12].

 Во-первых, в ней было предложено измерять  экономический рост не по валовой, а по чистой (нормативной) продукции, которая исключает повторный  счет прошлого труда и заинтересованность производителей в повышении материалоемкости продукции.

Во-вторых, рост производительности труда рекомендовалось исчислять по чистой (нормативной) продукции или другому показателю, более точно отражающему в отдельных отраслях изменения в затратах труда.          

В-третьих, фонд зарплаты предполагалось определять по нормативам на рубль продукции по показателю применяемому для измерения производительности труда.

В-четвертых, при оценке выполнения предприятиями задания по выпуску продукции в натуральном выражении предлагалось учитывать только изделия, поставляемые, по договорам и нарядам-заказам.

В-пятых, реформа предусматривала конкретные изменения в системе управления на макро- и микроуровнях, и распространялась на все отрасли хозяйства.

Принятие постановления о новой реформе в 1979 г. не было случайным. После подготовительной работы, на которую отводилось 2 года, с 11-й пятилетки (1981—1985 гг.) все народное хозяйство должно было работать по-новому. Но эта реформа осталась нереализованной.

 

2.7 «Перестройка»  М.С. Горбачева

 

В середине 80-х руководство КПСС провозгласило курс на перестройку. По масштабу вызванных ею перемен в Европе, да и во всем мире ее справедливо сопоставляют с такими историческими событиями, как Великая французская революция или Октябрь 1917 года в России.

Но за годы «перестройки» было сделано удивительно мало для реального реформирования хозяйственного механизма. Принятые союзным руководством законы расширяли права предприятий, разрешали мелкое частное и кооперативное предпринимательство, но не затрагивали принципиальных основ командно-распределительной экономики. Паралич центральной власти и, как следствие, ослабление государственного контроля за народным хозяйством, прогрессировавший распад производственных связей между предприятиями разных союзных республик, возросшее самовластье директоров, недальновидная политика искусственного, за счет дополнительной денежной эмиссий, роста доходов населения, как и другие популистские меры в экономике — все это привело к нарастанию в течение 1990—1991 гг. экономического, кризиса в стране. Разрушение старой экономической системы не сопровождалось появлением на ее месте новой. Эту задачу предстояло решать уже новой России.

К середине 1990г. советское руководство приняло решение о введении частной собственности на средства производства. Начался демонтаж основ социализма. Президенту было предложено несколько экономических программ перехода к рыночной экономике. Наибольшую известность из них получила программа под названием “500 дней”, созданная под руководством молодого ученого Г. Явлинского. Свою программу предложило и правительство СССР.

Программы отличались в основном по степени радикализации и решимости. 500 дней нацеливали на быстрый и решительный переход к рынку, смелое введение различных форм собственности. Правительственная программа не отрицая необходимости перехода к рыночным отношениям, стремилась растянуть этот процесс на долгое время, оставить значительный государственный сектор в экономике, всепроникающий контроль за ней со стороны центральных бюрократических органов. Президент отдал предпочтение программе правительства. Ее реализация началась в январе 1991 года, с обмена 50 и 100 рублевых купюр в целях изъятия денег, приобретенных с точки зрения властей незаконным путем, а также уменьшения давления денежной массы на потребительский рынок. Обмен проходил в сжатые сроки. В сберкассах выстраивались огромные многочасовые очереди. Люди должны были доказывать законность своих сбережений. Вместо планируемых 20 млрд. рублей, правительство получило от этой операции только 10 млрд. рублей. 2 апреля 1991 года, были в 2-4 раза повышены цены на продовольственные  товары, транспорт, коммунальные услуги.

Произошло падение жизненного уровня населения. По данным ООН, к середине 1991 года СССР по этому показателю занимал 82-е место в мире. Официальное решение советского руководства о переходе к рыночной экономике позволило наиболее предприимчивым и энергичным людям создавать первые в стране легальные частнопредпринимательские фирмы, торговые и товарные биржи. В стране появился и стал реализовываться слой предпринимателей, хотя существовавшие законы не позволяли им развернуть свою деятельность по производству товаров. Основная масса частных капиталов находила свое применение в сфере торговли и денежного обращения. Процесс приватизации предприятий проходил крайне медленно. Вдобавок ко всему наблюдалось появление безработицы, преступности, рэкета. 

К концу 1991 г. экономика СССР оказалась в катастрофическом положении. Ускорялось падение производства. Национальный доход по сравнению с 1990 г. уменьшился на 20%. Дефицит государственного бюджета, т. е. превышение государственных расходов над доходами, составлял, по разным оценкам, от 20% до 30% валового внутреннего продукта (ВВП). Нарастание денежной массы в стране грозило потерей контроля государства над финансовой системой и гиперинфляцией, т. е. инфляцией свыше 50% в месяц, которая могла парализовать всю экономику. Неудачи в экономике все более подрывали позиции коммунистических реформаторов во главе с Горбачевым.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Современное состояние  Российской управленческой мысли

 

3.1 Основные подходы к  организации менеджмента (управления)в России на современном этапе

 

Единственно верным подходом к организации современного менеджмента является творческий подход к труду, который заставлял бы руководителей и подчиненных активно выполнять задания, идти на разумный риск и предприимчивость. Он связан со стратегическим мышлением и созданием предпосылок для активизации экономического мышления людей.

Современная школа менеджмента строится на принципах соединения социального управления с решением конкретных задач, возникающих как на микро-, так и на макроуровне.

На современном этапе происходит адаптация отечественной теории и практики управления к становлению механизма смешанной экономики России, а также интеграция ее с зарубежным менеджментом. В настоящее время еще не синтезированы все направления и сферы приложения менеджмента, как в России, так и за рубежом, не сформулирована проблематика интегрированной теории современного менеджмента.

Многообразие форм собственности, акцент на развитие деловых контактов, необходимость повышать управленческую культуру и экономическую компетентность предъявляют новые требования к работе с кадрами.

Важнейшим направлением развития в России, позволяющим резко повысить производительность труда, являются инновационные процессы, основывающиеся на современной научно-технической политике обновления производства. Главная сфера действия менеджмента в инновационных процессах - инновационное предпринимательство, а также государственные предприятия наукоемкого сектора промышленности России.

Становление инновационного предпринимательства и развитие его на основе менеджмента позволяют ускорить внедрение научных разработок в серийное или массовое производство, вовлечь в производственную сферу большое количество научных и инженерно-технических работников, неэффективно работающих в государственных научно-исследовательских учреждениях и производственных предприятиях.

Для поддержки инновационного предпринимательства целесообразно стимулировать создание частных и смешанных (государственно-частных) фондов, необходимо разработать программу помощи по оснащению научно-исследовательских центров современными средствами телекоммуникаций и формированию банков данных.

 

3.2 Современные  проблемы  управления

 

Современный менеджмент,  учитывая  достижения  всех  школ  и  направлений,  интегрирует  их  в  процессе  управления. Современный менеджмент  характеризуют  следующие  положения :

  • отказ  от  приоритета  классических  принципов  школ менеджмента,  согласно  которым  успех  предприятия  определяется  прежде  всего  рациональной  организацией  производства  продукции  ,  снижением  издержек,  развитием  специализации  , то  есть  воздействием  управления  на  внутренние  факторы   производства  .  Вместо  этого  первостепенной  становится  проблема  гибкости  и  адаптируемости  к  постоянным  изменениям  внешней  среды  .  Значение  факторов  внешней  среды  резко  повышается  в  связи  с  усложнением  всей  системы  общественных  отношений  (  в  том  числе  политических,  социальных,  экономических), составляющих  среду менеджмента  организации.
  • использование  в  управлении  теории  систем  ,  облегчающей  задачу  рассмотрения  организации  в  единстве  ее  составных  частей  ,  которые  неразрывно  связаны  с  внешним  миром  .  Главные  предпосылки  успеха  предприятия  находятся   во  внешней  среде  ,  причем  границы  с  ней  являются  открытыми  ,  то  есть  предприятие  зависит  в  своей  деятельности  от  энергии  ,  информации   и  других  ресурсов  ,  поступающих  извне  .  Чтобы  функционировать  ,  система  должна  приспосабливаться  к  изменениям  во  внешней  среде  .
  • применение  к  управлению  ситуационного  подхода,  согласно  которому  функционирование  предприятия  обуславливается  реакциями  на  различные  по  своей  природе  воздействия  извне  .  Центральный  момент  здесь  -- ситуация  ,  то  есть  конкретный  набор  обстоятельств  ,  которые  оказывают  существенное  влияние  на  работу  организации  в  данный  период  времени  .  Отсюда  вытекает  признание  важности  специфических  приемов  выделения  наиболее  значимых  факторов,  воздействуя  на  которые  ,  можно  эффективно  достигать  цели .

Информация о работе История управленческой мысли в России