Кадровая безопасность на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 12:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью управления персоналом в системе экономической безопасности предприятия, как и целью проделанной работы, является поиск способов по минимизации риска и угроз со стороны сотрудников.
При раскрытии данной темы стоит, прежде всего, задача отобразить основные угрозы со стороны персонала предприятия и меры пресечения до возникновения и в процессе разрешения их службой экономической безопасности. То есть показать необходимость создания выделенных структур на предприятии, которые бы в связке с кадровыми отделами и непосредственно с руководством, решали задачи по построению системы мотивации персонала, влияния на лояльность персонала, предотвратить действия сотрудников, которые могут таить в себе потенциальную опасность для деятельности компании, а также использование персонал как инструмент конкурентной разведки.

Содержание

Введение................................................................................................................2
Глава 1. Общие вопросы кадровой безопасности.............................................5
1.1 Роль и место кадровой безопасности в системе управления персоналом……………………………………………………………...5
1.1.1. Сущность безопасности и ее цели.................................................5
1.1.2. Типы зависимостей..........................................................................8
1.2. Основные группы риска.........................................................................10
1.2.1. Члены религиозных новообразований (РНО)................................10
1.2.2. Алкоголики........................................................................................12
1.2.3. Наркоманы.........................................................................................14
1.2.4. Игроки................................................................................................16
1.3. Общие меры предотвращения отрицательных влияний групп
риска для безопасности предприятия...................................................18
1.4. Ключевые элементы передовой кадровой стратегии..........................22
Глава 2. Работа с персоналом............................................................................30
2.1. Научно-методические принципы подбора персонала........................30
2.2. Профессиография в подборе персонала..............................................32
2.3 Подбор и прием на работу.....................................................................33
2.4. Проверка персонала во время работы..................................................49
2.5. Увольнение персонала фирмы..............................................................58
2.5.1. Увольнение работника по собственному желанию.......................59
2.5.2. Увольнение по инициативе работодателя......................................62
Заключение.........................................................................................................65
Список использованной литературы................................................................68

Вложенные файлы: 1 файл

diplom.doc

— 351.50 Кб (Скачать файл)

Например, можно поставить в прямую зависимость зарплату и премии охранникам, и не только им, от числа краж. В случае воровства - зарплата уменьшается на сумму украденного, в случае выявления - увеличивается на заранее обговоренный и документально заверенный приказом процент от сбереженного имущества и предотвращенного ущерба. В этом случае охранники и кассиры-продавцы выступят единым фронтом - никто из них не согласится на скрытую форму воровства из их кармана. Обязательно нужно внедрить современные средства охраны - системы видеонаблюдения, телефонный регистратор речевых сообщений, систему управления доступом, магнитные бирки на продаваемые товары и т.д.

Подбор необходимой техники нужно осуществлять исходя из особенностей объекта, в зависимости от степени угроз. Если на объект ограничен доступ, то эффективная система управления контроля доступа с фиксацией времени прихода и ухода, а также система видеонаблюдения снимет проблему краж. Разовые расходы на технику себя многократно оправдают.

Нужно регулярно менять охранников для предотвращения сговора с работниками фирмы на объектах.

Однако нанесение ущерба фирме не ограничивается одними кражами. Практически повсеместно встречаются факты разглашения КТ, оборудование и материалы фирмы используются в личных целях, саботируются указания руководства, а о злоупотреблении алкоголем нет необходимости говорить, зачастую в ход идут наркотики.

Для борьбы с утечкой интеллектуальных продуктов, например, баз данных. Необходимо найти выход на предполагаемого работника через подставное лицо с включенным диктофоном в кармане. Через несколько встреч все будет закончено, так как факт передачи компакт-диска, дискеты будет записан с помощью аудио- и видеоаппаратуры.

Особое внимание необходимо обращать на секретарей и менеджеров по продажам. Особенно опасны секретари всех мастей как люди, через которых проходит вся документация. Это объект, постоянно находящийся в поле зрения ваших конкурентов. Закройте телефонную или телефонные линии секретаря телефонными регистраторами речевых сообщений, и в ближайшую неделю многое станет на свои места. Вы все узнаете о себе и о своей фирме, даже то, о чем сами и не подозревали. Никакого вторжения в частную жизнь в этом случае нет, так как работники обязаны работать в рабочее время, а не проводить его в болтовне со своими родственниками и знакомыми.

Сигналом к проведению данного вида контроля может послужить необъяснимо резкое снижение количества продаж товара.

Один из примеров. Одна уважаемая фирма столкнулась с таким случаем и обратилась за помощью. Под контроль был взят секретарь. Установлено, что из компании ушли ряд специалистов, которые открыли аналогичный бизнес и стали демпинговать на рынке, а секретарь прямо с рабочего места звонил в офис народившихся конкурентов. Благо обращение за помощью было своевременным, все удалось поправить, и фирма отделалась незначительными убытками13.

При ведении любого вида бизнеса необходимо ограничить число лиц, имеющих отношение к товару.

Работник не должен знать больше, чем ему положено знать для исполнения своих обязанностей по занимаемой должности.

Если работник начинает проявлять повышенный интерес к темам, непосредственно его не касающимся, это первый сигнал для особого к нему внимания.

Все факты, связанные с деятельностью по занимаемой должности (появление нового клиента и т.д.), работник обязан документировать путем занесения в базы данных.

Большинство менеджеров, ведущих работу с клиентами, старается вести учет в своих тетрадях, поэтому при увольнении этой категории работников напрочь теряется информация о клиентах, мало того, вчерашний менеджер сам открывает свое собственное дело, переходя вам дорогу.

  1. Поэтому регулярно, не менее двух раз в месяц нужно контролировать полноту и своевременное пополнение клиентской базы. После первой проверки - предупреждение, в случае повторного неисполнения безжалостное расставание с такими помощниками. Нельзя создавать культ незаменимого человека, так как в дальнейшем такие работники, учитывая свою необходимость для фирмы, будут стараться извлекать максимум выгоды, становясь на путь шантажа. У руководителя в этом случае два пути: согласиться с претензиями работника либо предпринять защитные _________________________________________________________________13 Магура М. Поиск и отбор персонала. – М.: Интел-Синтез, 2003. – 303 с.

меры.

Пристальному вниманию должны быть подвергнуты специалисты, связанные с эксплуатацией компьютеров, и программисты. Для руководителя понимание работы этих специалистов затруднено, поэтому на этом пытаются часто сыграть подчиненные. Формируя заданный уровень квалификации работников, необходимо обеспечить эффективную защиту фирмы от рисков, связанных с этой категорией работников. Взаимоотношения со специалистами в области информационных технологий должны быть жестко регламентированы. Необходимо четко определить должностные обязанности системного администратора. Не загружать его работой не по специальности, тем более без дополнительной оплаты труда.

Конфликт руководителя с системным администратором с последующим увольнением администратора - потенциальная угроза информационной безопасности фирмы. Руководитель должен помнить, что он работает с людьми, а системный администратор - с техникой. Здесь разный багаж профессионального опыта: опыт управления людьми и опыт управления информационными системами.

Работа аудитора по проверке бухгалтерии - закон жизни и благополучия хозяина. Не стоит лениться на этапе становления найти возможность и перепроверить результаты аудита. Это очень полезно для дела. Необходимо очень тщательно подходить к выбору аудиторской фирмы. Нужно узнать, кто является хозяином, в том числе и теневым, аудиторской фирмы, чтобы потом не искать мучительно ответа на вопрос, откуда о вас все известно.

Нужно тщательно продумать работу каждой схемы и каждого технологического звена. Все основывается на персональной ответственности, можно мысленно ставить себя на место подчиненных и искать оправдание своему действию или бездействию. Найдя лазейки, их немедленно перекрыть. Все предложения подчиненных подвергать  тщательному анализу, искать подвох в предлагаемых схемах. Незамедлительно исключать все криминальные моменты в проекте, какими бы выгодными перспективами ни смущали. Это ловушка для доверчивых, основанная на жадности, алчности руководителя с учетом его слабого понимания отдельных моментов в бизнесе. Лучше лишний раз отказаться, чем потерять свое дело либо оказаться под следствием. Полностью избежать всех рисков, которые встретятся в бизнесе, невозможно, иначе нужно закрыть свое дело. Необходимо на основе проверенной информации оценить степень риска, затем принимать решение.

В конце рабочего дня нужно четко знать ситуацию по трем отчетам:

  • один от заведующего складом и бухгалтерии с указанием количества отпущенного товара;
  • второй от менеджера, который развозил товар;
  • третий - от самого продавца.

Если обнаруживается нестыковка - это первый признак мошенничества.

Для исключения этих явлений применяется наружное и внутреннее наблюдение. Периодически необходимо на основании данных клиентской базы объезжать торговые точки, заводить нужные знакомства с грузчиками, продавцами, водителями, экспедиторами и т.д.

Все нужно тщательно документировать и анализировать, в этом кроется ключик для понимания происходящего в фирме.

По статистике около 30% честные люди. 50% готовы нарушить закон, если есть уверенность в безнаказанности или ждет мягкое взыскание. 20% готовы нарушить закон при любых обстоятельствах.

В жизни каждого человека происходят разные неприятные события, которые могут повлиять на его лояльность к фирме, где он работает. Например, заболел ребенок работника или он влез в долги, проиграл крупную сумму денег и уже «включен счетчик». В такой ситуации работник способен на самый отчаянный поступок. Поэтому необходимо своевременно узнавать о таких ситуациях в жизни работников и пытаться находить выход из трудного положения.

Руководитель в процессе работы выявил мошенничество: работник фирмы сам довел до сведения руководства по так называемому «телефону доверия» по результатам инвентаризации, ревизии и аудита и т.д.

Это свидетельствует о том, что с низким качеством прошла предварительная проверка кандидата, оказано излишнее доверие персоналу.

Руководителя в первую очередь должны заинтересовать признаки совершения преступления, как оно было сокрыто, как и через кого продукция сбывалась и т.д.

Как уже отмечалось, опасность данного имущественного преступления исходит от VIP -персонала, наемных работников и сторонних организаций.

Признаки совершения преступления. VIP -персонами:

а) дезорганизация работы фирмы:

    • организационная чехарда в совете директоров;
    • заключение сомнительных сделок;
    • слишком громоздкая организационная структура;
    • постоянное участие в судебных разбирательствах;
    • постоянное нахождение на грани банкротства;
    • зависимость фирмы от продажи продукции нескольким компаниям;
    • нет своего  подразделения  аудита,  внешние  аудиторские фирмы постоянно меняются.

б) чрезмерное отклонение финансовых показателей от ранее существовавших:

    • резкое увеличение доходов при уменьшении различного вида запасов, уменьшение оборота по кассе;
    • увеличение запасов при уменьшении кредиторской задолженности;
    • увеличение числа продаж при увеличении цены за единицу продукции;
    • увеличение оборота при сокращении остатков;
    • увеличение запасов при уменьшении затрат на обслуживание складской инфраструктуры;
    • из квартала в квартал резкие скачки в балансовой отчетности;
    • трудности возвращения дебиторской задолженности;
    • резкий рост расходов на фоне снижения доходов.

в)  признаки преступления, совершаемого наемными работниками:

    • нарушения первичного бухгалтерского учета:
    • задержки при осуществлении платежей;
    • предоставление копий платежных документов;
    • указание искаженных платежных реквизитов заказчиков и получателей платежей;
    • большая дебиторская и кредиторская задолженность;
    • отклонения от средних значений показателей:
    • появление недостачи или излишков;
    • резкое увеличение остатков и т.д.

Наиболее уязвимые места в бизнесе, позволяющие нечестным работникам использовать служебное положение в корыстных интересах:

    • складские операции;
    • получение товаров;
    • расходование денег, взятых под отчет, и т.д.

Судебная практика показывает, что 9 из 10 краж внутри фирмы совершают сами работники, хорошо знающие ее слабые места14.

_________________________________________________________________14 Козьминых С.И. Концепция безопасности бизнеса //Конфидент// -2003, № 3.

 

Признаки совершения преступления с участием сторонних организаций:

    • частые смены юристов, участие в судебных процессах;
    • частые смены аудиторских фирм;
    • постоянные проверки контролирующих органов;
    • обслуживание несколькими банками, постоянная их смена;
    • зависимость фирмы от полученных кредитов;
    • работа с фирмами сомнительного толка без проверки последних и т.д.

 

2.5 Увольнение персонала фирмы

 

К сожалению, избежать текучести кадров практически невозможно. Причин много: новая интересная и перспективная работа, следовательно, неизбежно увольнение работника по собственному желанию; кто-то перестает соответствовать занимаемой должности или фирма не может удовлетворить возросшие аппетиты работника. Если не придавать этому значения, то недалеко и до ЧП. В каждом конкретном случае возникают негативные последствия от кадровой чехарды, что, в конечном счете, может нанести фирме значительный ущерб.

1. В связи с увольнением работника некому исполнять его обязанности, приходится задействовать других работников, которые несут дополнительную нагрузку, все это снижает эффективность бизнеса.

2. Опасна ситуация, при которой  работник переходит на работу  в компанию конкурента.

3. При увольнении работника требуется  найти ему полноценную замену. Процесс подбора нового кандидата  требует времени, денег, обращения в кадровое агентство. В условиях цейтнота, скорее всего, не будет полноценной проверки кандидата на вакантное место. Возникает вероятность того, что на работу будет принят работник низкой квалификации или с низкими моральными качествами.

4. Новому работнику требуется время на адаптацию на новом него рабочем месте. Наносится урон имиджу компании.

5. Руководитель может столкнуться с юридическими проблемами при увольнении работника. Если не соблюсти все формальности, связанные с действующим трудовым законодательством, то работник после обращения в суд будет восстановлен в должности. В этом случае проблемы только начинаются, так как процедура рассмотрения дела в суде в лучшем случае может длиться достаточно долго. Если судом будет вынесено решение не в вашу пользу, то:

Информация о работе Кадровая безопасность на предприятии