Карьерный потенциал личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 00:44, доклад

Краткое описание

Карьера (от фр. Cariera) – успешное продвижение вперед в той или иной области (общественной, служебной, научной, профессиональной) деятельности.
Сущностной составляющей понятия карьеры является продвижение, то есть движение вперед. В этом отношении карьера – процесс, определяемый как прохождение, последовательность состояний системы.

Содержание

1. Понятие карьеры......................................................3
2. Карьерный потенциал личности.............................5
3. Направления и условия развития личности в профессиональной деятельности.........................................................................8
4. Библиографический список....................................10

Вложенные файлы: 1 файл

карьерный потенциал личности.doc

— 35.50 Кб (Скачать файл)

       Российский  государственный аграрный университет (МСХА) им. К.А. Тимирязева

       (ФГОУ  ВПО РГАУ (МСХА) им. К.А. Тимирязева)

 

Кафедра психологии и педагогики

    • Реферат
      • на  тему:
        • «Карьерный потенциал личности»
      •  
         
         
         

        Выполнила:

               Студентка 306 группы

               дневного  отделения, гум-пед. ф-та

               Злобина Галина

         

               Проверила:

               Гладкова 

               Людмила Анатольевна

         
         
         
         
         

            Москва 2010

            Содержание.

            1.   Понятие карьеры......................................................3

            2.   Карьерный потенциал личности.............................5

            3. Направления и условия развития личности в профессиональной деятельности.........................................................................8

            4.   Библиографический список....................................10

            Понятие карьеры.

            Карьера (от фр. Cariera) – успешное продвижение вперед в той или иной области (общественной, служебной, научной, профессиональной) деятельности.

            Сущностной  составляющей понятия карьеры является продвижение, то есть движение вперед. В этом отношении карьера –  процесс, определяемый как прохождение, последовательность состояний системы.

            Такое понимание карьеры ориентирует  на соответствующий методологический подход к ее исследованию. В его  основе лежит тенденция современной  науки изучать события, а не вещи, процессы, а не состояния. Общество и его компоненты рассматриваются, как процессы, а не как статичное состояние, как непрерывный бесконечный поток событий. Человек включен в этот поток и вынужден непрерывно двигаться в нем, приспосабливаться к нему, преодолевать отклоняющиеся его течения, собственное изменение в этом процессе и изменение его составляющих. Чем стремительнее общее движение, тем опаснее замедление.

            Отсюда  понимание карьеры, как активного  продвижения человека в освоении и совершенствовании способа  жизнедеятельности, обеспечивающего  его устойчивость в потоке социальной жизни. С этих позиций определяется подход к моделированию карьерного процесса и основы стратегического управления карьерой. Карьера – это процесс движения по пути овладения некими ценностями, благами, признанными в обществе или организации. Таковыми являются: 
        . должностные ступени, уровни иерархии; 
        . ступени квалификационной лестницы и связанные с ней разряды, дифференцирующие навыки и знания людей по уровню мастерства; 
        . статусные ранги, отражающие величину вклада работника в развитие организации (выслуга лет, рациональные предложения и т.д.), его положение в коллективе; 
        . ступени власти как степени влиятельности в организации (участие при принятии важных решений, близость к руководству); 
        . уровни материального вознаграждения, дохода (уровень зарплаты и разнообразие социальных льгот).

            Таким образом, карьера – это процесс  профессионального роста человека, роста его влияния, авторитета, статуса  в среде, выраженный в его продвижении  по ступеням иерархии, квалификационной лестницы, вознаграждения, престижа.

            Сложность карьеры определяется обусловленностью ее множеством факторов, прежде всего  связанных с особенностями личности работника, делающего карьеру, и  среды, в которой развивается  карьера (далее – карьерная среда), а так же особенностями и уровнем развития общества, в котором действуют человек и организация.

            Карьерный потенциал личности.

              Выбор карьеры является одним из наиболее важных решений, которое человек принимает в своей жизни, так как достижения человека в той или иной сфере деятельности зависят от соответствия между его личностью и характером его работы, а также от совмещения личных ожиданий в области личной карьеры с возможностями организации.

            Многоаспектность  карьеры выражается в ее наполненности  различными составляющими. Карьера комбинирует в себе такие направления деятельности как совершенствование уровня профессионального, личностного, общего культурного развития, мероприятия по самопрезентации, саморекламе, формированию, укреплению и поддержанию необходимых связей, способствующих тому, чтобы реальный внутренний рост был замечен, по праву оценен в среде служащего, и отражен в форме внешнего роста (повышения по службе, оплаты труда). Полноценное развитие карьеры невозможно без содействия карьерной среды, направленных на обеспечение необходимых условий для роста и реализации растущего потенциала личности.

            Проблемы  карьерного продвижения в новых  культурно-исторических и социально-экономических  условиях стимулируют поиски новых, адекватных нынешней ситуации, подходов и программ по руководству, оказанию помощи и поддержки выпускникам образовательных учреждений в мире современных профессий. Знание закономерностей, механизмов, условий и факторов, содействующих эффективному развитию личности молодых специалистов и их личностно-профессиональным достижениям, позволит более направлено оказывать помощь в проектировании и реализации собственной карьеры.

            Карьерное продвижение выступает как максимальное раскрытие иреализация профессионального  потенциала личности в процессе прохождения различных уровней организационной структуры.

            Развитие  карьеры характеризуется неопределенностью, переменчивостью, нестабильностью. Как  показывают исследования С.Т. Джанерьян, Н.Л. Кирт, В.А. Полякова, карьера корректирующе  влияет на личность и формирующе – на ее жизненный путь. Личностные изменения приводят к возникновению и развитию качеств, обеспечивающих выполнение человеком роли субъекта профессиональной карьеры.

            Одним из основных психологических факторов становления карьеры является профессиональная ответственность, изучение которой находилось в центре внимания отечественных и зарубежных ученых (В.А. Бодров, Т. Де Джордж Ричард, Э. Дюркгейм, А. Г. Луценко, К. Муздыбаев, Ж. Пиаже, П. Фоконне, Ф. Хайдеггер и др.). В современном мире чрезвычайно возросла необходимость в принятии ответственных решений в ситуациях неопределенности, вызванных дефицитом или избытком входной информации. Это характерно для большинства видов сложной профессиональной деятельности – руководителей, предпринимателей, юристов, военначальников, врачей, педагогов и др.

            Проблема  выявления значимости профессиональной ответственности в карьерном  продвижении личности достаточно емка и неоднозначна. Ее понятийный базис  находится на пересечении исследовательских  полей философии, психологии, акмеологии, социологии, педагогики и др. Необходимость исследования влияния профессиональной ответственности личности на карьерное продвижение осталось вне поля зрения исследователей выступает ее значимой детерминантой. Это доказывает имеющийся опыт теоретического анализа проблемы, представленный в работах ряда авторов (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков и др).

            Представление о карьере характеризуется продвижением личности по служебной лестнице в рамках того рода деятельности, который избран ее в начале трудового пути. Многие исследователи рассматривают карьеру как движение и положение (статус) субъекта трудовой деятельности в системе социальных, экономических, деловых, имущественных и других отношений, обусловленных личностными позициями, психическими ресурсами и социально-экономической ситуацией в конкретный период жизненного пути.

            Карьерный потенциал личности определяется:

        • психофизическими характеристиками индивида (склонности и способности, здоровье, работоспособность);
        • личностными характеристиками (потребности, интересы, мотивы, личностные качества);
        • компетентностями (квалификации, объем и качества знаний, умений и навыков);
        • жизненными и карьерными ориентациями (социальные и профессиональные ценности, уровень притязаний (В.К. Шаповалов)).

            Указанные составляющие карьерного потенциала личности взаимосвязаны. Они могут служить  своеобразными осями-векторами, определяющими  структуру карьеры, как конфигурация всех стадий и поворотов карьеры.

            Направления и условия развития личности в профессиональной деятельности.

              В самом общем виде развитие личности можно представить как процесс её вхождения в новую социальную среду и интеграции в ней. Этапы развития личности в относительно стабильной общности называются фазами развития личности:

            1. Становление личности. Предполагает активное усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Принеся с собой в новую группу всё, что составляет его индивидуальность, субъект не может осуществить потребность проявить себя как личность раньше, чем освоит действующие в группе нормы (нравственные, учебные, производственные) и овладеет теми приёмами и средствами деятельности, которыми владеют другие члены группы.

          1. Порождается обостряющимися противоречиями между достигнутым результатом адаптации - тем, что субъект стал таким, "как все" в группе и не удовлетворяемой на первом этапе потребностью индивида в максимальной персонализации. На этой фазе нарастает поиск средств и способов для обозначения своей индивидуальности её фиксации.
          2. 3.Детерминируется противоречиями между сложившимися на предидущей фазе стремлением субъекта быть идеально представленным в других своими особенностями и значимыми для него отличиями - с одной стороны, и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те демонстрируемые им индивидуальные особенности, которые ей импонируют, соответствуют её ценностям, стандартам, способствуют успеху совместной деятельности с другой стороны.

              Было бы неверно понимать отношение к карьерному росту односторонне, только как проявление активности, избирательности выгоды со стороны человека. Здесь имеет место взаимодействие, поскольку профессия также воздействует на субъекта. Это воздействие характеризуется тем, какие чувства, образы, мысли, возникают в сознании под влиянием профессии и карьерного роста и, что особенно существенно, теми объективными требованиями, которые профессия предъявляет к человеку .

            В систему субъективных свойств личности включаются жизненные планы человека, его мотивы и цели деятельности.

            Особый  интерес представляет мотивационная  сторона личности. Склонность к карьерному росту пробуждается в связи с  такими индивидуальными особенностями, благодаря которым человек может  полнее и глубже отразить специфическое содержание деятельности. В связи с этим в самой личности могут происходить некоторые психологические изменения, изменяется ее жизненная направленность. Человек увлечен деятельностью не ради нее самой, а ради того морального удовлетворения, которое приносит сам факт продвижения по «карьерной лестнице». И чем сильнее эта потребность, тем менее удельный вес различных побочных мотивов.

         

            Библиографический список.

          1. Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности. Психология личности и образ жизни.
          2. Дементий Л.И. Типология ответственности личности.
          3. Столяренко Л.Д. Основы психологии.

Информация о работе Карьерный потенциал личности