Качества современного менеджера
Существует три группы таких качеств: личные, профессиональные,
организаторские и деловые.
К личным качествам в
первую очередь относят честность и порядочность,
предполагающие всегда соблюдение норм
общечеловеческой морали, скромность
и справедливость по отношению к окружающим.
Руководитель должен стараться понимать
своих подчиненных, видеть в них личности,
достойные уважения, уметь разбираться
в их поведении, быть человечным и заботиться
о людях, стремиться к сотрудничеству,
учитывая при этом интересы всех.
Менеджер должен быть принципиален во всех вопросах,
уметь противостоять давлению как “сверху”,
так и “снизу”, последовательно и твердо
стоять на своем, не скрывать своих взглядов,
защищать до конца те ценности, которые
он исповедует, и помогать обретать эти
ценности другим, посредством личного
примера, а не морализирования, твердо
держать данное слово.
Работа менеджера чрезвычайно тяжела,
и поэтому одним из его важнейших личных
качеств должно быть хорошее здоровье,
которое помогает быть энергичным и жизнестойким,
мужественно переносить удары судьбы,
успешно справляться со стрессами. Для
поддержания хорошего физического здоровья
нужны постоянные тренировки, сбалансированные
нагрузки, предполагающие смену видов
деятельности – ведь отдых не в безделии,
а в переключении на другую работу. Силы
и энергию необходимо рационально распределять
между всеми своими делами, чтобы в каждом
добиться успеха, но нельзя приучать себя
к постоянным, стабильным нагрузкам и
время от времени разрушать привычные
образцы действий, ибо, когда потребуется
рывок, разомлевший руководитель на него
уже не будет способен.
Однако одного физического здоровья
менеджеру недостаточно. Он должен быть
еще и эмоционально здоровым
человеком, иначе просто не выдержит
всех сваливающихся на его голову перегрузок.
Поэтому нужно заранее формировать у
себя положительные эмоции:
сопереживание, делающее человека гуманным;
волнение, стимулирующее активность; заинтересованность
и любознательность, помогающие продвигаться
вперед и осваивать новые сферы деятельности;
уверенность, придающая солидность.
Принятие управленческих решений требует
от менеджеров не только квалификации,
но и в эмоциональной зрелости,
которая выражается в умении и готовности
идти навстречу острым ситуациям, успешно
справляться с ними, не делать переживаемой
трагедии из поражений, неминуемых на
жизненном пути любого менеджера.
Современный менеджер должен активно бороться
с собственными недостатками; формировать
у себя положительное отношение к жизни
и работе; создавать “здоровое” окружение
путем выдвижения и обучения людей, раскрытия
их способностей и талантов, при этом не
нужно опасаться потерять авторитет –
в большинстве случаев сотрудники за такое
отношение к ним платят, наоборот, признанием
и благодарностью.
Другая группа качеств, необходимых любому
менеджеру – профессиональные.
Это компетентность, т.
е. система специальных знаний и практических
навыков. Она бывает специальной и управленческой.
Это культура – общая,
техническая, экономическая, правовая,
информационная, психолого-педагогическая.
Важен и ряд других моментов. Прежде всего,
современного менеджера отличает хорошее знание действительности
как внутренней, так и внешней, понимание целей фирмы
и своего подразделения, умение видеть
проблемы, выделять в них наиболее существенные
стороны, быть восприимчивым к новизне
и изменениям. Это невозможно без обладания
умственными способностями выше среднего
уровня, умения анализировать ситуацию,
создавать и критически оценивать различные
планы и программы, принимать решения,
брать на себя ответственность за их выполнение,
много и упорно работать для этого, быть
энергичным и решительным.
Однако менеджер должен быть не только
хорошо подготовленной и высоко образованной,
но еще и творческой личностью.
От него требуется не только верить в
свои творческие способности, но и ценить
такие способности в других, уметь их мобилизовать
и использовать, преодолевая все встречающиеся
на пути препятствия. Для этого необходимо
быть настойчивым, испытывать потребности
в переменах, уметь порывать с традициями,
воспринимать новые идеи и новаторские
решения, систематически ими пользоваться.
Творческий менеджер обычно работает
с группами, используя метод мозговой
атаки, поощряет свободное выражение эмоций
и идей и непрестанно учится, в том числе
и на собственных ошибках.
Творчество немыслимо без способности
находить информацию и делиться ею с подчиненными;
прислушиваться к окружающим независимо
от того, кто они; держать себя откровенно
с коллегами; добиваться обратных связей;
не отгораживаться от того, что угрожает
устоявшимся взглядам на мир, ставя при
этом все под сомнение; понимать позицию
других; везде находить людей, представляющих
хоть какой-то интерес для фирмы.
Но наиболее важно для менеджера схватывать
все налету, увязывать вновь приобретаемые
знания со старыми, обладать умением и
способностью учиться как на работе, так
и вне ее, повышая компетентность, но избегая
при этом однобокой специализации. Учеба
обычно начинается с момента вступления
в должность и никогда не прекращается.
Очередной группой качеств менеджера,
определяющих его, собственно говоря,
как менеджера, являются организаторские,
а также деловые качества. Они отражают
уровень организаторской культуры менеджера,
владение технологией управленческой
работы: подбором, расстановкой и использованием
кадров, выработкой норм, нормативов и
регламентов, личных планов и планов деятельности
подразделений, служб, оперативных планов
и планов-графиков проведения мероприятий,
доведением заданий до исполнителей инструктажем,
распорядительством, контролем.
К организаторским качествам нужно отнести,
прежде всего, целеустремленность.
Характер современной жизни требует от
менеджера ясных и обоснованных целей.
Без них он может испытывать недостаток
твердости и решимости, упускать хорошие
возможности, тратить время на пустяки.
Поскольку в мире все меняется, чтобы удержаться
на плаву, менеджер должен эти цели корректировать. Но целеустремленность
заключается не только в том, чтобы цели
устанавливать, а упорно к ним стремиться.
Это и отличает менеджера от остальных
работников.
Другим организаторским качеством, которое
должно быть присуще менеджеру, является деловитость. Она
заключается в умении четко и своевременно
ставить задачи, принимать обоснованные
решения, контролировать их исполнение,
быть оперативным и распорядительным
в действиях и поступках.
Важным организаторским качеством менеджера является энергичность,
то есть способность заражать людей уверенностью,
стремлением действовать путем логического
внушения, личного примера, собственного
оптимизма.
Менеджеру должна быть присуща дисциплина и контроль
над собой. Без этого он не сможет ни
призвать к порядку других, ни контролировать
их деятельность. Поэтому менеджер должен
контролировать свои эмоции и настроения,
изучать эмоции других, чтобы найти подход
к их поведению, а также контролировать
дисциплину подчиненных.
Отличительной чертой менеджера должна
быть повышенная работоспособность,
умение трудиться напряженно, не принося
себя в жертву и не становясь “работоманом”
(в передовых компаниях считается дурным
тоном для высших руководителей задерживаться
в офисе после окончания трудового дня
или брать работу на дом).
Силы нужно беречь для главного, не растрачивать
их по-пустому, уметь отдыхать, в том числе
и во время командировок. Менеджер должен
быть коммуникабельным, контактным,
т. е. общительным, направленным на внешний
мир, проявляющим интерес к окружающим.
Он должен уметь располагать к себе людей,
слушать и понимать их, убеждать в своей
правоте.
Важная черта менеджера – реализм. Он должен
уметь правильно оценить свои возможности
и возможности подчиненных, их поступки,
не витать в облаках, тогда не так больно
будет падать при неудаче.
Хороший менеджер характеризуется здоровым оптимизмом
и уверенностью.
Руководить людьми без уверенности в
себе невозможно. Уверенные люди знают,
чего хотят. Они никогда не прибегают к
обходным путям. Их взгляды на проблемы
всегда четкие и ясные, и они стремятся
к тому, чтобы все об этих взглядах знали,
а поэтому высказывают свободно свою точку
зрения, добиваясь, чтобы их услышали и
поняли, но при этом уважают других людей
и их мнения.
Хороший руководитель должен уметь обеспечивать
сопричастность сотрудников к работе.
Для этого необходимо правильно поощрять
людей, превращать любую, даже самую нудную
работу в увлекательную игру, отыскивая
нестандартные подходы и неизвестные
грани в деле решения проблемы, сдабривать
свои действия известной долей авантюризма
для пущей привлекательности. Он должен
считаться с желанием подчиненных добиться
определенного положения в этом мире,
знать их идеалы и способствовать реализации
их в жизнь.
Но самое главное – менеджер должен обладать умением руководить, организовывать
и поддерживать работу коллектива, быть
готовым к действиям, риску. Он должен
уметь определить объем своих служебных
полномочий, возможность действовать
независимо от руководства, побуждать
людей к повиновению, избавляться от балласта,
а оставшимся помочь стать самими собой,
а не поднимать под себя. Для этого менеджер
должен обладать терпимостью к слабостям
людей, не мешающим работать, и нетерпимостью ко всему,
что препятствует успешному решению стоящих
перед ним и коллективом задач. Нужно иметь
в виду, что не существует, и не будет существовать
менеджера, обладающего универсальными
способностями и одинаково эффективно
действующего в любой ситуации.
Персональный
менеджмент – это целенаправленное и
последовательное использование практических
методов менеджмента в повседневной деятельности
для того, чтобы оптимально и со смыслом
использовать свое время и собственные
способности, сознательно управлять течением
своей жизни, умело преодолевать внешние
обстоятельства, как на работе, так и в
личной жизни.
Чтобы эффективно управлять людьми, менеджер
в первую очередь должен овладеть наукой
и искусством управления самим собой.
Самоменеджмент, т.е. персональный менеджмент,
помогает руководителю: рационально организовывать
свой труд и труд своих подчиненных; реализовывать
профессиональные и жизненные цели; избегать
стрессовых ситуаций; повышать работоспособность;
получать удовлетворение от выполняемой
работы.
Разумная самоорганизация дает менеджеру
следующие преимущества:
· выполнение работы с меньшими затратами;
· лучшая организация личного труда;
· меньшая загруженность работой;
· меньше ошибок при выполнении своих
функций;
· больше удовольствия от работы, большая
мотивация труда;
· меньше стресса и спешки;
· рост квалификации;
· лучшие результаты труда;
· достижение профессиональных и жизненных
целей кратчайшим путем.
Существуют разные точки зрения на понятие
самоменеджмента. Довольно распространена узкая трактовка самоменеджмента
как индивидуальной технологии использования
рабочего времени. Л. Зайверт, например,
дает такое определение: «Самоменеджмент
- это последовательное и целенаправленное
использование испытанных практических
методов работы в повседневной деятельности,
для того, чтобы оптимально и со смыслом
использовать свое время».
В большинстве источников самоменеджмент
определяют как самоуправление, процесс
самодеятельности, возвышения личности.
Эффективное самоуправление объективно
связано как с человеческой природой (биоритмы,
генетическая программа), так и с организацией
(вещей, людей, идей, отношений), социальным
управлением.
Другой вариант этого понятия сформулировали
профессоры Ю.В. Васильев, В.Н. Парахина,
Л.И. Ушвицкий. Оно звучит так: «Самоменеджмент
- это наука и искусство:
а) эффективного использования базовых
ресурсов личности (таких как время, активность,
платежеспособность, образованность);
б) управления процессами жизнедеятельности
личности (труд менеджера, использование
свободного времени, карьера);
в) управления результатами деятельности
менеджера (уровень квалификации, личные
качества, имидж).
Основная цель персонального менеджмента состоит
в том, чтобы наилучшим образом использовать
собственные возможности, сознательно
управлять течением своей жизни (уметь
самоопределяться), легче преодолевать
внешние обстоятельства как на работе,
так и в личной жизни.
Систему персонального менеджмента можно
представить в виде модели требований
к качествам менеджера, способного управлять
собой. Искусство управлять собой складывается
из семи блоков личных качеств.
1. Личная организация (способность
жить и работать по системе).
· приверженность к системному подходу;
· умение ценить и эффективно использовать
время;
· умение сосредоточиться на главном;
· умение выполнять действия по порядку;
· умение не упускать из виду мелочи;
· умение анализировать затраты времени
2. Самодисциплина (умение держать
себя в руках, управлять своим
поведением).
· обязательность, способность держать
слово;
· пунктуальность, точность исполнения;
· собранность, умение не разбрасываться;
· наличие чувства ответственности;
· умение отказываться от удовольствий
ради главного.
3. Знание техники личной работы
(знание правил и приемов личной
работы и умение ими пользоваться).
· организация рабочего места;
· умение работать с информацией;
· умение составлять документы;
· умение говорить по телефону;
· умение слушать;
· умение планировать свои дела;
· знание методов рационализации личного
труда;
· умение пользоваться современной организационной
и вычислительной техникой;
· умение менять занятия;
· знание технологии коммуникаций;
· умение делегировать полномочия;
· умение подготовиться к служебной командировке.
4. Эмоционально-волевой потенциал
(способность управлять своей
волей).
· волевые качества;
· трудолюбие;
· упорство в работе;
· целеустремленность;