Кейнсианская школа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 18:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение кейнсианской школы. Для этого будут последовательно рассмотрены такие этапы формирования этой экономической школы, как условия появления кейнсианской теории; ключевые положения теории Дж.М.Кейнса, в которые входят методологические позиции, основные положения «Общего экономического равновесия», и практическая программа Дж.М.Кейнса.

Содержание

Введение ---------------------------------------------------------------------------- 3
ГЛАВА 1 Этапы возникновения кейнсианской школы.-------------------- 6
1.1 История возникновения кейнсианской школы.------------------------- 6
1.2 Развитие и концептуальное направление кейнсианской мысли.---- 8
1.3Эволюция экономической науки в кейнсианской теории.----------- 11
ГЛАВА 2 Преимущества и недостатки кейнсианской школы.----------- 15
2.1 Кейнсианская модель общего экономического равновесия.-------- 15
2.2 Недостатки кейнсианской теории.---------------------------------------- 18
Заключение------------------------------------------------------------------------ 22
Список использованной литературы-------------------------------------- 25

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по макро..docx

— 77.87 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство образования и науки Кыргызской Республики

Бишкекская Финансово-Экономическая Академия

Программа: “Менеджмент”

 

 

 

Курсовая работа

По дисциплине: “Макроэкономика 1”

На тему: “Кейнсианская школа”

 

 

 

Дата защиты: « 20.05.2014 »                          Выполнила: Гудкова Екатерина

Оценка: «    »                                                    Ст.гр. « М5-13 »

                                                                            Проверила: Маслова Л.И.            

 

 

 

 

 

 

                                             Бишкек 2014                                                           
 

                                               Содержание:

           Введение ---------------------------------------------------------------------------- 3

ГЛАВА 1 Этапы возникновения кейнсианской школы.-------------------- 6                           

1.1 История возникновения кейнсианской школы.------------------------- 6                                 

1.2 Развитие и концептуальное направление кейнсианской мысли.---- 8      

1.3Эволюция экономической науки в кейнсианской теории.----------- 11

ГЛАВА 2 Преимущества и недостатки кейнсианской школы.----------- 15

2.1 Кейнсианская модель  общего экономического равновесия.-------- 15

2.2 Недостатки кейнсианской  теории.---------------------------------------- 18

Заключение------------------------------------------------------------------------ 22

Список использованной литературы-------------------------------------- 25

 

 

                                               Введение:

Актуальность темы: В данной курсовой работе будет рассматриваться тема “Кейнсианская школа”. На протяжении всего XX века в экономике велась длительная борьба между различными школами, прежде всего кейнсианством и монетаризмом. В последние 20-25 лет наиболее популярной в противовес кейнсианству становится Чикагская школа - школа монетаризма. Сейчас практически во всём мире идеи этой экономической школы положены в основу государственной политики. Джон Мейнард Кейнс – своего рода революционер экономической науки прошлого века. Английский экономист, влияние которого на экономическую мысль в XX века сравнимо с воздействием Адама Смита и Давида Риккардо на экономическую мысль XIX века, был человеком необычайно интеллектуальным и неординарным. Он создал принципиально новые методологические подходы к экономике и экономической политике, являлся родоначальником и разработчиком макроэкономики, создателем нового языка экономической теории. В конце 1920-х – начале 1930-х и США, Западная Европа, практически весь капиталистический мир, переживали «великую депрессию». Кризисное падение производства сопровождалось массовой безработицей. Это был самый глубокий и продолжительный кризис, особенно тяжело поразивший США. Большинство экономистов считали, что безработица вызвана недостаточным потреблением и низким уровнем спроса. В качестве спасительного средства они предлагали использовать общественные работы. Государство должно «запустить экономический двигатель», предоставив людям работу на строительстве дорог и пр. Затраченные деньги, кроме прямого воздействия на уровень занятости, послужат к созданию других рабочих мест, связанных с производством товаров и услуг для тех, кто уже получил работу. Таким способом экономика сама вытянет себя из застоя. Эти предложения, однако, не получили поддержки у правительств. Именно в тех условиях появилась книга английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883 – 1946) «Общая теория занятости, процента и денег» (1936). Он окончил Итонский и Кембриджский университеты, получил отличное экономическое и математическое образование. В 1929 году Кейнс стал членом Британской академии наук. Кейнсианская школа является одной из наиболее известных и признанных школ экономической теории, предложившая свои рецепты регулирования экономики. Автором этой концепции является выдающийся английский экономист Джон Мейнард Кейнс, изложивший свои идеи в не менее известном труде «Общая теория занятости, процента и денег». Это событие в истории формирования экономической науки может по праву называться революцией, переворотом. Идеи, выдвинутые в ходе «кейнсианской революции», действительно вызвали переворот в классических воззрениях на рыночную экономику. Доказывались невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость государственного вмешательства как средства, способного уравновесить совокупный спрос и совокупное предложение, вывести экономику из кризисного состояния, способствовать ее дальнейшей стабилизации.

Целью курсовой работы  является изучение кейнсианской школы.  Для этого будут последовательно рассмотрены такие этапы формирования этой экономической школы, как условия появления кейнсианской теории; ключевые положения теории Дж.М.Кейнса, в которые входят методологические позиции, основные положения «Общего экономического равновесия», и практическая программа Дж.М.Кейнса.

Задачами курсовой работы является:

    • Изучить историю возникновения кейнсианской школы.
    • Рассмотреть развитие и концептуальное направление кейнсианской мысли.
    • Рассмотреть эволюцию экономической науки в кейнсианской школе.
    • Изучить кейнсианскую модель общего экономического равновесия.
    • Рассмотреть недостатки кейнсианской теории.

Структура курсовой работы  состоит из содержания, введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ЭТАПЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КЕЙНСИАНСКОЙ ШКОЛЫ.

1.1 История возникновения  кейнсианской школы.

Кейнсианство как направление в экономической мысли возникло в 30-х гг. ХХ в., когда капитализм попал в длительный и тяжелейший кризис: неплатежи, банкротство, гигантская безработица, дифляция, падение национального дохода и жизненного уровня населения. Ничего подобного существовавшая история не предусматривала, не могла дать объяснения и предложить выход из ситуации. Кризис экономики создал и кризис неоклассической теории. Новую теорию создал Джон Мейнард Кейнс (1883–1946). В 1930 г. он создал свой «Трактат о деньгах», а в 1936 г. – главный труд: «Общая теория занятости, процента денег. Прежде всего, обратим внимание на принципиально новую методологию Кейнса. Предложенная Кейнсом система анализа означала «революцию» в экономической теории. Если неоклассики анализировали экономические процессы и явления на микроуровне, то Кейнс перенес область исследования на макроуровень. От теории цен и доходов он перешел к теории общественного воспроизводства, взаимодействия совокупного обмена и производства. Кейнс отверг представление классической и неоклассической школ о трех разделенных рынках – труда, товаров и денег. Он взял за основу наличие единого рынка, где все взаимосвязано. Для характеристики единого рынка использовались агрегированные категории: совокупный спрос, совокупное предложение, уровень цен и т.д. Теория Кейнса направлена на решение практических задач нового периода развития, тесно связана с истолкованием задач государственной политики и в этом смысле знаменует собой методологический поворот от социально нейтральной экономики к традициям политической экономии до неоклассического периода. Хотя теория Кейнса формировалась под влиянием великой депрессии 30-х гг., она отнюдь не ставила задач объяснить принципы кризиса. Ее целью было, прежде всего, создать «генеральную» теорию, которая обеспечила бы дальнейшее функционирование капиталистической системы. При этом Кейнс акцентирует внимание на количественной стороне капиталистического воспроизводства, но это позволяет ему выявить ряд реальных воспроизводственных связей и предложить меры по их регулированию. Кейнс в известной мере возвращается от функционального анализа неоклассиков к причинно-следственному (каузальному): склонность к потреблению, обеспечению, эффективность капитала и др. Вместе с тем Кейнсу не свойственен подход к исследованию экономики с точки зрения длительных воспроизводственных связей. Он анализирует воздействие независимых переменных на зависимые в течение короткого периода. Это ограничило познавательные возможности его концепции.

1.2 Развитие и  концептуальное направление кейнсианской  мысли.

  1Современная экономическая мысль во многом связана с именем Дж.М. Кейнса (1883–1946), основателя теории государственного регулирования рыночной экономики. Формирование идей кейнсианства относится к началу XX века. В новых исторических условиях стала очевидной несостоятельность «неоклассической» доктрины саморегулирования экономики посредством рыночной конкуренции. Особенно это проявилось в период мирового экономического кризиса 1929–1933 гг., показавшего необходимость государственного вмешательства в процессы капиталистического воспроизводства.  Концепция Кейнса наиболее полно изложена в его работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936). Это была своего рода теоретическая реакция на мировой экономический кризис 1929–1933 гг. Она отражала общее разочарование в господствовавшем ранее представлении об эффективном саморегулировании рыночного хозяйства. Главное теоретическое положение состоит в том, что капитализм утратил механизм спонтанной саморегуляции и поэтому не в силах развиваться без целенаправленного государственного вмешательства. Новаторский дух экономических взглядов Кейнса состоял, прежде всего, в новом методологическом подходе. Во-первых предметом своего анализа он сделал экономику страны в целом, что позволило назвать этот подход макроэкономическим. Во-вторых, он разработал концепцию «эффективного спроса», то есть потенциально возможного и стимулируемого государством спроса. Предшественники Кейнса в анализе экономических процессов предпочитали микроэкономический подход – исследовали прежде всего отдельные фирмы. Причем возможность достижения эффективного функционирования фирмы обусловливалась возможностью эффективного функционирования экономики в целом. Предполагалось, что длительная вынужденная безработица отсутствует. Кейнс же на первый план выдвинул макроэкономический анализ. Он занялся выявлением зависимости между народнохозяйственными показателями, такими как национальный доход, сбережения, инвестиции, потребление и т.д. Это позволило ученому сделать вывод о необязательном совпадении эффективного функционирования отдельной фирмы с эффективным функционированием экономики и целом. Между ними могут быть противоречия, их разрешение осуществляется на основе восстановления общих экономических пропорций, и прежде всего путем достижения соответствия между спросом и предложением. Кейнс показал, что это соответствие может достигаться государственным регулированием экономики.

Центральная идея его концепции – проблема «эффективного спроса». В отличие от своих предшественников, Кейнс заявлял, что динамика национального дохода определяется не факторами предложения, а факторами спроса. Эффективный, т.е. совокупный, платежеспособный спрос, от которого зависит уровень занятости, состоит из потребительского и инвестиционного спроса (потребления и накопления). Анализируя основные компоненты эффективного спроса – потребление и накопление, ученый пришел к выводу, что их сумма может быть недостаточной для поддержания уровня национального дохода, соответствующего «полной занятости». Отсюда – возможность вынужденной безработицы, депрессии и экономические кризисы и необходимость поддержания эффективного спроса со стороны государства. С целью активизации и стимулирования совокупного спроса Кейнс советовал расширять государственные расходы, закупки государством товаров. При этом он не обращал внимания на то, что рост государственных расходов приведет к бюджетному дефициту. Напротив, полагал, что рост государственных расходов возымеет положительное воздействие на экономику, будет способствовать увеличению производства и занятости.

2Кейнс придавал большое значение также государственному воздействию на инвестиции путем регулирования уровня процента (ссудного, банковского) либо осуществления инвестиций в общественные работы и другие сферы. Рассматривая прирост национального дохода как функцию прироста инвестиций, Кейнс разработал механизм мультипликатора. В случае нехватки государственных инвестиций Кейнс предлагал осуществлять дополнительную эмиссию денег, а намечающийся дефицит бюджета предотвращать увеличением занятости и снижением нормы процента. То есть по Кейнсу получалось, что, чем ниже норма ссудного процента, тем выше стимулы к инвестициям, к расширению инвестиционного спроса. Это в свою очередь способствует увеличению занятости и снижению уровня безработицы. Он утверждал также, что увеличение количества бумажных денег в обращении приводит к инфляции при полной занятости населения, а при безработице дополнительная денежная масса будет стимулировать расширение производства. Причем, чтобы предлагаемые меры дали эффект, необходимо проводить политику протекционизма во внешней торговле. Теория Кейнса получила широкое распространение и приобрела многочисленных сторонников, оказав существенное влияние на экономическую политику ряда западных стран. Кейнс был объявлен «спасителем капитализма», а его теория провозглашена «кейнсианской революцией в политической экономии». После Второй мировой войны (1939–1945) вплоть до определенного периода идеи Кейнса оказывали решающее влияние на развитие многих направлений западной теории. Кейнсианство во многом предопределило прогресс науки о государственных финансах, экономической статистики, других специальных экономических дисциплин, усилив в целом интерес к макроэкономической проблематике. Теория Кейнса вошла практически во все западные учебники, получила официальное признание правительств многих стран.

Вывод ученого о неизбежности вмешательства государства в дела экономики отражал реальную тенденцию к усилению государственного регулирования экономических процессов, и в этом смысле оказался намного реалистичней прежнего неоклассического учения. Однако Кейнс не смог предвидеть того, что государственное вмешательство в тех его формах, которые он пропагандировал, – в формах регулирования спроса, в реальной действительности привело к серьезным противоречиям, что требовало в рыночной экономике объективных пределов государственного регулирования экономики. В конце 60-х гг. XX в. кейнсианство оказалось в состоянии глубокого кризиса и уступило место неоконсервативным теориям. Большую известность получают неолиберальные концепции.

1.3 Эволюция экономической  науки в кейнсианской теории.

  3В наше время цикличность экономики никого не удивляет: каждый, кто хотя бы немного знаком с основами этой науки, знает, что периоды подъема сменяются каждый раз спадом и обострением всех социальных и экономических проблем. Но мировой экономический кризис 1929-1933 гг. обрушился с колоссальной силой как на развитые, так и на неразвитые в промышленном отношении страны и обнаружил неспособность главенствующей в то время неоклассической теории предложить способы вывода экономики из этого глубокого кризиса. Поэтому совершенно очевидно, что, поскольку "сила" неоклассической теории концаХ1Х - начала ХХ в. распространялась главным образом на микроэкономический анализ, в условиях нетипичного, можно сказать, кризиса, сопровождавшегося всеобщей безработицей, стал необходим еще и иной - макроэкономический анализ, к которому, в частности, обратился один из величайших экономистов нынешнего столетия английский ученый Дж.М.Кейнс.

Дж.М.Кейнс стал основоположником целого направления экономической теории - кейнсианства, называемого также теорией спроса. Именно на основе альтернативного кейнсианского подхода удавалось логично объяснить возникшую тогда кризисную ситуацию. При этом подходе высказывались сомнения по поводу способности конкурентного механизма автоматически приводить систему к равновесному состоянию, соответствующему полной занятости. Итак, именно Кейнс вывел западную экономическую теорию из состояния глубокого кризиса, именно он сумел представить наиболее убедительный ответ на вопрос, почему существует катастрофическое перепроизводство и что следует предпринять, чтобы не допустить его в дальнейшем. Кейнс во многом способствовал восстановлению престижа западной экономической науки, подорванного драматическими событиями "великой депрессии" 1930-х гг., а его учение на несколько десятилетий стало подлинным руководством к действию для правительств наиболее развитых капиталистических стран. В 1936 году была опубликована книга великого английского экономиста Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег». Принято считать, что именно эта книга знаменовала собой начало так называемой «Кейнсианской революции», которая, наряду с Маржиналистской революцией, является наиболее значимым событием в истории экономического анализа за последние два века. Однако современные исследования в области истории экономического анализа показали, что значительную роль в осуществлении Кейнсианской революции сыграли также польский экономист М. Калецкий и группа немецких экономистов, названных «немецкими кейнсианцами». Все они предвосхитили некоторые из научных открытий Дж. М. Кейнса и поэтому наряду с ним могут рассматриваться в качестве творцов Кейнсианской революции.

Информация о работе Кейнсианская школа