Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 17:38, контрольная работа
Классификация инноваций означает распределение инноваций на конкретные группы по определенным критериям. Построение классификационной схемы инноваций начинается с определения классификационных признаков. Классификационный признак представляет собой отличительное свойство данной группы инноваций, ее главную особенность.
Классификацию инноваций можно проводить по разным схемам, используя различные классификационные признаки. В экономической литературе представлены самые различные подходы к классификации инноваций, а также к выделению ее критериев.
Классификация инноваций означает распределение инноваций на конкретные группы по определенным критериям. Построение классификационной схемы инноваций начинается с определения классификационных признаков. Классификационный признак представляет собой отличительное свойство данной группы инноваций, ее главную особенность.
Классификацию инноваций
можно проводить по разным
схемам, используя различные
Инновации классифицируются по следующим признакам:
значимость (базисные, улучшающие, псевдоинновации);
направленность (заменяющие, рационализирующие, расширяющие);
место реализации (отрасль возникновения, отрасль внедрения, отрасль потребления);
глубина изменения (регенерирование первоначальных способов, изменение количества, перегруппировка, адаптивные изменения; новый вариант, новое поколение, новый вид, новый род);
разработчик (разработанные силами предприятия, внешними силами);
масштаб распространения (для создания новой отрасли, применение во всех отраслях);
место в процессе производства
(основные продуктовые и технологические,
дополняющие продуктовые и
характер удовлетворяемых потребностей (новые потребности, существующие потребности);
степень новизны (на основе нового научного открытия, на основе нового способа применения к давно открытым явлениям);
время выхода на рынок (инновации-лидеры, инновации-последователи);
причина возникновения (реактивные, стратегические);
область применения (технические, технологические, организационно-управленческие, информационные, социальные и т.д.).
По значимости различают
базисные инновации, которые реализуют
крупные изобретения и
регенерирование первоначальных свойств системы, сохранение и обновление ее существующих функций;
изменение количественных свойств системы, перегруппировка составных частей системы с целью улучшения ее функционирования;
адаптивные изменения элементов производственной системы с целью приспособления друг к другу;
новый вариант - простейшее качественное изменение, выходящее за рамки простых адаптивных изменений;
новое поколение - меняются все
или большинство свойств
новый вид - качественное изменение
первоначальных свойств системы, первоначальной
концепции без изменения
новый род - высшее изменение в функциональных свойствах системы, которое меняет ее функциональный принцип;
радикальные (базовые);
улучшающие;
модификационные (частные).
По масштабам распространения могут быть выделены локальные инновации, развивающие имеющиеся базисные технологии; отраслевые инновации, ставшие основой для новой отрасли; и глобальные инновации, которые находят применение во всех отраслях.
По характеру удовлетворяемых потребностей инновации могут быть ориентированы на существующие потребности или могут создавать новые.
По степени новизны инновации могут быть основаны на новых открытиях или быть созданными па основе нового способа, примененного к открытым явлениям. Также, по типу новизны для рынка инновации делятся на:
новые для отрасли в мире;
новые для отрасли в стране;
новые для данного предприятия (группы предприятий).
По причинам возникновения
инновации можно разделить на
реактивные, обеспечивающие выживание
фирмы, представляющие собой реакцию
на нововведения, осуществленные конкурентом;
и стратегические - инновации, внедрение
которых имеет упреждающий
По области применения
инновации весьма своеобразны: технические
появляются обычно в производстве продуктов
с новыми или улучшенными свойствами;
технологические возникают при
применении улучшенных, более совершенных
способов изготовления продукции; организационно-управленческие
связаны, прежде всего, с процессами
оптимальной организации
По месту инноваций в системе (на предприятии) можно выделить:
инновации «на входе» предприятия (изменения в выборе сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);
инновации «на выходе» предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);
инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).
Научно-исследовательским
институтом системных
технологические;
производственные;
экономические;
торговые;
социальные;
в области управления.
В теории инновационного
менеджмента выделяют общую (
Основу общей (традиционной)
классификации инноваций и
Как источник идеи для инновации могут выступать:
открытие, научная идея, научная теория, явление;
изобретение, ряд изобретений, лицензии;
рационализаторские
прочие ситуации.
Вид новшества:
продукта, его конструкции или устройства, системы и механизма;
технологии, метода, способа;
материала, вещества;
живых организмов, растений;
постройки, здания, сооружения, офиса, цеха или участка, другого архитектурного решения;
информационного продукта (проекта, исследования, разработки, программы и т.п.;
услуги;
прочих решений.
По областям применения
в научно-производственном
научно-исследовательские, которые изменяют процесс в сфере НИОКР;
технические или продуктовые, которые появляются обычно в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами, ведут к изменению технологий деловых процессов у потребителя;
технологические, которые возникают при применении улучшенных, более совершенных способов изготовления продукции, ведут к изменению технологий деловых процессов у потребителя;
информационно-
маркетинговые, которые ведут к изменениям в исследовании рынков и работе на них, изменениям брэндов товаров и организаций;
логистические, которые ведут к изменениям в сфере организации движения потоков, снабжении и сбыте.
организационно-управленческие, которые ведут к изменениям в организационном механизме и системе управления, совершенствуют их;
социально-экономические, правовые и другие, которые изменяют социальные, экономические и правовые условия функционирования предприятия.
По областям применения в сферах обслуживания: образование; питание; спорт и молодежь; культура; здравоохранение; правовое обслуживание и охрана; туризм; торговля; финансовое обслуживание; другие.
По уровню новизны
инновационные товары и услуги
могут распределяться на
расширение имеющейся гаммы товаров, ассртимента, портфеля товаров и услуг; обновленные товары и услуги; товары и услуги с измененным позиционированием; с сокращенными издержками (производственные инновации).
Масштабы распространения инноваций:
транснациональные; народнохозяйственные и федеральные; региональные; муниципальные; в рамках объединений и ассоциаций; в рамках организации; в рамках подразделения.
Широта воздействия инноваций: глобальна, мировая; народнохозяйственная, национальная;
отраслевая; локальная.
Темпы осуществления инноваций: быстрые, нарастающие; замедленные, равномерные; медленные, затухающие.
Стадии жизненного цикла
инноваций, с которых начинается
инновационный процесс для
По преемственности выделяют следующие инновации: открывающие, за которыми может следовать поток новых инноваций, на которых основан мультипликационный эффект;
закрывающие - инновации, закрывающие ряд отраслей; замещяющие; отменяющие; етровведения.
1. Основные понятия
Инновационная деятельность – деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежном рынках. Инновационная деятельность, связанная с капитальными вложениями в инновации, называется инновационно-инвестиционной деятельностью.
Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям.
Обобщающее определение
инновации это процесс
Инновационная продукция - результат
внедрения продуктовых
Прочая инновационная продукция является результатом внедрения процессных инноваций. Она включает продукцию, изготовленную на базе передового опыта при внедрении новых или усовершенствованных методов производства, реализованных ранее в производственной практике других стран или предприятий и распространяемых путем технологического обмена (беспатентные лицензии, ноу-хау, инжиниринг).
Инвестиции – долгосрочное вложение капитала в какое-либо предприятие с целью получения прибыли;
Инжиниринг – одна из форм международных коммерческих связей в сфере науки и техники, основное направление которой - предоставление услуг по доведению НИР и ОКР до стадии производства;
НИР – научно-исследовательская работа;
ОКР – опытно-конструкторская работа;
НИОКР – научно-исследовательская
и опытно-конструкторская
Коммерциализация – процесс выведения новшества на рынок;
Инновационный процесс –
это процесс преобразования научного
знания в инновацию, который можно
представить как
Под инновационным
В отличие от классического
предпринимательства
Инн. предпринимательство осуществляется в двух принципиально различных организационных формах:
-в форме индивидуального
предпринимательства (ИДП), без создания
предприятия как