Классификация инноваций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 17:38, контрольная работа

Краткое описание

Классификация инноваций означает распределение инноваций на конкретные группы по определенным критериям. Построение классификационной схемы инноваций начинается с определения классификационных признаков. Классификационный признак представляет собой отличительное свойство данной группы инноваций, ее главную особенность.
Классификацию инноваций можно проводить по разным схемам, используя различные классификационные признаки. В экономической литературе представлены самые различные подходы к классификации инноваций, а также к выделению ее критериев.

Вложенные файлы: 1 файл

Классификация инноваций означает распределение инноваций на конкретные группы по определенным критериям.docx

— 23.29 Кб (Скачать файл)

Классификация инноваций  означает распределение инноваций  на конкретные группы по определенным критериям. Построение классификационной  схемы инноваций начинается с  определения классификационных  признаков. Классификационный признак  представляет собой отличительное  свойство данной группы инноваций, ее главную особенность.

 Классификацию инноваций  можно проводить по разным  схемам, используя различные классификационные  признаки. В экономической литературе  представлены самые различные  подходы к классификации инноваций,  а также к выделению ее критериев. 

 Инновации классифицируются  по следующим признакам: 

значимость (базисные, улучшающие, псевдоинновации);

направленность (заменяющие, рационализирующие, расширяющие);

место реализации (отрасль  возникновения, отрасль внедрения, отрасль потребления);

глубина изменения (регенерирование первоначальных способов, изменение количества, перегруппировка, адаптивные изменения; новый вариант, новое поколение, новый вид, новый род);

разработчик (разработанные  силами предприятия, внешними силами);

масштаб распространения (для  создания новой отрасли, применение во всех отраслях);

место в процессе производства (основные продуктовые и технологические, дополняющие продуктовые и технологические);

характер удовлетворяемых  потребностей (новые потребности, существующие потребности);

степень новизны (на основе нового научного открытия, на основе нового способа  применения к давно открытым явлениям);

время выхода на рынок (инновации-лидеры, инновации-последователи);

причина возникновения (реактивные, стратегические);

область применения (технические, технологические, организационно-управленческие, информационные, социальные и т.д.).

По значимости различают  базисные инновации, которые реализуют  крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений  и направлений техники; улучшающие инновации, обычно реализующие мелкие и средние изобретения и преобладающие  на фазах распространения и стабильного  развития научно-технического цикла; псевдоинновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологий. По направлениям воздействия на процесс производства инновации могут быть расширяющими (нацелены на глубокое проникновение в различные отрасли и рынки имеющихся базисных инноваций), рационализирующими (по сути, близки к видоизменениям) и заменяющими (предназначены для замены старых продуктов или технологий новыми, основанными на выполнении той же функции).  Классификация инноваций по глубине вносимых изменений позволяет последовательно проследить переходы от инноваций более низкого уровня к более высокому:

регенерирование первоначальных свойств системы, сохранение и обновление ее существующих функций;

изменение количественных свойств  системы, перегруппировка составных  частей системы с целью улучшения  ее функционирования;

адаптивные изменения  элементов производственной системы  с целью приспособления друг к  другу;

новый вариант - простейшее качественное изменение, выходящее за рамки простых  адаптивных изменений;

новое поколение - меняются все  или большинство свойств системы, но базовая концепция сохраняется;

новый вид - качественное изменение  первоначальных свойств системы, первоначальной концепции без изменения функционального  принципа;

новый род - высшее изменение  в функциональных свойствах системы, которое меняет ее функциональный принцип;

радикальные (базовые);

улучшающие;

модификационные (частные).

По масштабам распространения  могут быть выделены локальные инновации, развивающие имеющиеся базисные технологии; отраслевые инновации, ставшие  основой для новой отрасли; и  глобальные инновации, которые находят  применение во всех отраслях.

По характеру удовлетворяемых  потребностей инновации могут быть ориентированы на существующие потребности  или могут создавать новые.

По степени новизны  инновации могут быть основаны на новых открытиях или быть созданными па основе нового способа, примененного к открытым явлениям. Также, по типу новизны для рынка инновации  делятся на:

новые для отрасли в  мире;

новые для отрасли в  стране;

новые для данного предприятия (группы предприятий).

По причинам возникновения  инновации можно разделить на реактивные, обеспечивающие выживание  фирмы, представляющие собой реакцию  на нововведения, осуществленные конкурентом; и стратегические - инновации, внедрение  которых имеет упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе.

По области применения инновации весьма своеобразны: технические  появляются обычно в производстве продуктов  с новыми или улучшенными свойствами; технологические возникают при  применении улучшенных, более совершенных  способов изготовления продукции; организационно-управленческие связаны, прежде всего, с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения; информационные решают задачи организации рациональных информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности, повышения достоверности и оперативности получения информации; социальные направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры.

По месту инноваций  в системе (на предприятии) можно  выделить:

инновации «на входе» предприятия (изменения в выборе сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);

инновации «на выходе»  предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);

инновации системной структуры  предприятия (управленческой, производственной, технологической).

 Научно-исследовательским  институтом системных исследований (РНИИСИ) предложена расширенная  классификация инноваций с учетом  сфер деятельности предприятия.  Согласно этому признаку инновации  подразделяются на:

технологические;

производственные;

экономические;

торговые;

социальные;

в области управления.

 В теории инновационного  менеджмента выделяют общую (традиционную) классификацию инноваций и инновационных  продуктов и классификацию инноваций,  учитывающую развитие технологий  на основе «подрывных» инноваций. 

Основу общей (традиционной) классификации инноваций и инновационных  продуктов составляют следующие  признаки.

Как источник идеи для инновации  могут выступать:

открытие, научная идея, научная  теория, явление;

изобретение, ряд изобретений, лицензии;

рационализаторские предложения;

прочие ситуации.

Вид новшества:

продукта, его конструкции  или устройства, системы и механизма;

технологии, метода, способа;

материала, вещества;

живых организмов, растений;

постройки, здания, сооружения, офиса, цеха или участка, другого  архитектурного решения;

информационного продукта (проекта, исследования, разработки, программы  и т.п.;

услуги;

прочих решений.

 По областям применения  в научно-производственном процессе  в сфере промышленности, транспорта, связи и сельского хозяйства  выделяются следующие виды инноваций: 

научно-исследовательские, которые изменяют процесс в сфере НИОКР;

технические или продуктовые, которые появляются обычно в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами, ведут к изменению технологий деловых процессов у потребителя;

технологические, которые  возникают при применении улучшенных, более совершенных способов изготовления продукции, ведут к изменению  технологий деловых процессов у  потребителя;

информационно-коммуникационные, которые ведут к изменению  технологий обработки информации и  технологии связи у потребителя;

маркетинговые, которые ведут  к изменениям в исследовании рынков и работе на них, изменениям брэндов  товаров и организаций;

логистические, которые ведут  к изменениям в сфере организации  движения потоков, снабжении и сбыте.

организационно-управленческие, которые ведут к изменениям в  организационном механизме и  системе управления, совершенствуют их;

социально-экономические, правовые и другие, которые изменяют социальные, экономические и правовые условия  функционирования предприятия.

 По областям применения в сферах обслуживания: образование; питание; спорт и молодежь; культура; здравоохранение; правовое обслуживание и охрана; туризм; торговля; финансовое обслуживание; другие.

 По уровню новизны  инновационные товары и услуги  могут распределяться на обладающие  признаками: мировой новизны; отечественной  новизны;отраслевой новизны; новые для фирмы;

расширение имеющейся  гаммы товаров, ассртимента, портфеля товаров и услуг; обновленные товары и услуги; товары и услуги с измененным позиционированием; с сокращенными издержками (производственные инновации).

Масштабы распространения  инноваций:

транснациональные; народнохозяйственные и федеральные; региональные; муниципальные; в рамках объединений и ассоциаций; в рамках организации; в рамках подразделения.

Широта воздействия инноваций: глобальна, мировая; народнохозяйственная, национальная;

отраслевая; локальная.

Темпы осуществления инноваций: быстрые, нарастающие; замедленные, равномерные; медленные, затухающие.

Стадии жизненного цикла  инноваций, с которых начинается инновационный процесс для данной организации и которыми он заканчивается: исследования; разработки; промышленное производство;маркетинг; логистика; диффузия; рутинизация; сервисная поддержка.

По преемственности выделяют следующие инновации: открывающие, за которыми может следовать поток  новых инноваций, на которых основан  мультипликационный эффект;

закрывающие - инновации, закрывающие  ряд отраслей; замещяющие; отменяющие; етровведения.

1. Основные понятия инновационной  деятельности. Организационные формы  инновационного предпринимательства.  Недостатки и преимущества каждого. 

 

Инновационная деятельность – деятельность, направленная на использование  и коммерциализацию результатов  научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой  продукции (товаров, услуг), совершенствования  технологии их изготовления с последующим  внедрением и эффективной реализацией  на внутреннем и зарубежном рынках. Инновационная деятельность, связанная  с капитальными вложениями в инновации, называется инновационно-инвестиционной деятельностью. 

 

Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, которые  в своей совокупности приводят к  инновациям.

 

Обобщающее определение  инновации это процесс реализации новой идеи в любой сфере жизнедеятельности  человека, способствующий удовлетворению существующей потребности на рынке  и приносящий экономический эффект.

 

Инновационная продукция - результат  внедрения продуктовых инноваций, новые (вновь внедренные) или подвергшиеся усовершенствованию изделия, а также  изделия, производство которых основано на новых или значительно усовершенствованных  методах (прочая инновационная продукция).

 

Прочая инновационная  продукция является результатом  внедрения процессных инноваций. Она  включает продукцию, изготовленную  на базе передового опыта при внедрении  новых или усовершенствованных  методов производства, реализованных  ранее в производственной практике других стран или предприятий  и распространяемых путем технологического обмена (беспатентные лицензии, ноу-хау, инжиниринг).

 

Инвестиции – долгосрочное вложение капитала в какое-либо предприятие  с целью получения прибыли;

 

Инжиниринг – одна из форм международных коммерческих связей в сфере науки и техники, основное направление которой  - предоставление услуг по доведению НИР и ОКР до стадии производства;

 

НИР – научно-исследовательская  работа;

 

ОКР – опытно-конструкторская работа;

 

НИОКР – научно-исследовательская  и опытно-конструкторская работа;

 

Коммерциализация – процесс  выведения новшества на рынок;

 

Инновационный процесс –  это процесс преобразования научного знания в инновацию, который можно  представить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация  вызревает от идеи до товара (конкретного  продукта, технологии или услуги).  Превращение идеи в товар проходит этапы фундаментальных, прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства и сбыта. Или  упрощенная схема: наука-техника-производство-потребление.

 

Под инновационным предпринимательством понимают особый вид коммерческой деятельности, имеющий целью получение прибыли  путем создания и активного распространения  инноваций во всех сферах народного  хозяйства. 

 

 В отличие от классического  предпринимательства инновационное  основывается на поиске новых  путей развития действующего  предприятия (новой продукции,  технологии, рынков, материалов, форм  управления) или на создании нового, инновационно ориентированного предприятия.

 

Инн. предпринимательство осуществляется в двух принципиально различных организационных формах:

 

-в форме индивидуального  предпринимательства (ИДП), без создания  предприятия как самостоятельного  юридического лица;

Информация о работе Классификация инноваций