Классификация управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 22:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы заключается в изучении управленческих решений.
Для достижения поставленной цели необходимо поставить ряд конкретных задач:
1.
дать понятие управленческому решению;
2.
изучить особенности и отличия управленческих решений;

Содержание

Введение 3
Глава Ι. Понятие и классификация управленческих решений 5
§1. Понятие управленческих решений 5
§2. Особенности и отличия управленческих решений от других видов решений 6
§3. Классификация управленческих решений 9
Глава ΙΙ. Основные этапы выработка управленческих решений…………14
§1. Этапы выработки управленческих решений 14
§2. Подготовка к разработке управленческих решений 16
§3. Разработка управленческих решений 23
§4. Принятие решения, реализация, анализ результата 26
Заключение 33
Список использованной литературы 35

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по управ.реш.docx

— 44.07 Кб (Скачать файл)

Введение 3 
 
Глава Ι. Понятие и классификация управленческих решений 5 
 
§1. Понятие управленческих решений 5 
 
§2. Особенности и отличия управленческих решений от других видов решений 6 
 
§3. Классификация управленческих решений 9 
 
Глава ΙΙ. Основные этапы выработка управленческих решений…………14 
 
§1. Этапы выработки управленческих решений 14 
 
§2. Подготовка к разработке управленческих решений 16 
 
§3. Разработка управленческих решений 23 
 
§4. Принятие решения, реализация, анализ результата 26 
 
Заключение 33 
 
Список использованной литературы 35 
 
 
Введение 
 
Руководителям различных предприятий приходится перебирать многочисленные комбинации потенциальных действий для того, чтобы найти правильное действие для данной организации в данное время и в данном месте. По сути, чтобы организация могла четко эффективно работать, руководитель должен сделать серию правильных выборов из нескольких альтернативных возможностей. 
 
Принятие управленческого решения – это выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать. 
 
Принятие решений является важной частью любой управленческой деятельности. Образно говоря, принятие решений можно назвать "центром", вокруг которого вращается жизнь организации. 
 
Ответственность за принятие важных решений – тяжелое моральное бремя, что особенно ярко проявляется на высших уровнях управления. Поэтому руководитель, как правило, не может принимать непродуманных решений. Подводя итог всему выше сказанному можно сделать вывод, что выбранная тема курсовой работы продолжает оставаться актуальной. 
 
Цель данной курсовой работы заключается в изучении управленческих решений. 
 
Для достижения поставленной цели необходимо поставить ряд конкретных задач: 

  1.  
    дать понятие управленческому решению;
  2.  
    изучить особенности и отличия управленческих решений;
  3.  
    определить классификацию управленческих решений;
  4.  
    рассмотреть основные этапы выработки управленческих решений.

 
Методологической основой для  написания работы послужили труды  А.С. Курочкина, О.С. Виханский, А.И. Наусов, В.В. Глухов, В.В. Глущенко, Б.И. Майданчик, А.М. Чавкин. 
 
Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения.  
 
В Главе 1 раскрыто понятие управленческих решений, рассмотрены особенности и отличия управленческих решений от других видов решений, дана классификация. 
 
В Главе 2 рассматриваются основные этапы выработки управленческих решений. 
 
 
Глава Ι. Понятие и классификация управленческих решений  
 
§1. Понятие управленческих решений 
Управленческие решения - это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью. Глобальной целью разработки и принятия любого управленческого решения является обеспечение реализуемого и наиболее эффективного варианта движения к поставленным перед организацией целям.  
 
Важнейшие требования к управленческому решению:  

  •  
    реализуемость; 
  •  
    эффективность, иногда - оптимальность. 

 
Основные признаки управленческого  решения:  

  •  
    наличие альтернатив; 
  •  
    существование цели (иногда формализованной в виде критерия); 
  •  
    волевой акт [5, С. 26]. 

 
Волевой акт при разработке и  принятии управленческого решения  может состоять в ограничении  множества альтернатив, используемых целей и критериев, выборе минимального уровня вероятности реализации принятии решения, его оформления, легализации, контроля хода выполнения и т.д.  
 
Управленческие решения имеют ряд специфических особенностей, как правило:  

  •  
    их разработка и, тем более, реализация требуют привлечения большого объема финансовых и материальных ресурсов; 
  •  
    они оказывают важное воздействие на большие коллективы людей, срок их последействия достаточно высок; 
  •  
    каждое из них в значительной мере определяет последующие решения; 
  •  
    ответственность за принимаемые решения очень высока [16, С. 47]. 

 
В качестве основных проблем при  разработке управленческих решений  можно назвать следующие:  

  •  
    давление сроков; 
  •  
    быстрая смена условий и возникающих проблем и задач; 
  •  
    недостаток квалификации ЛПР, вызванный, с одной стороны, динамичностью ситуации, с другой стороны, карьерный рост менеджера часто опережает рост его квалификации; 
  •  
    нехватка информации, ее дороговизна и низкое качество; 
  •  
    ненадежность имеющихся методов, их несоответствие возникающим задачам, недостаточный уровень детализации, формализации и возможности адаптации к конкретной ситуации; 
  •  
    необходимость сочетания интересов различных групп в рамках одного решения и разногласия между ЛПР; 
  •  
    засилье рутины и др.[29, С. 69]. 

 
 
§2. Особенности и отличия управленческого решения от других видов решений 
Управленческому решению присущи как черты, свойственные всем решениям, принимаемым человеком независимо от сферы деятельности, так и особенные черты, характерные именно для решений, принимаемых в процессе управления. Управленческое решение: 

  •  
    формирует управляющее воздействие, связывая таким образом субъект и объект управления;
  •  
    становится результатом творческой мыслительной деятельности человека, в основе которой лежат познание и сознательное использование объективных законов, привлечение личного опыта;
  •  
    определяет круг действий субъекта и объекта управления для достижения общих целей данной системы, т.е. ведет к действию, практическим результатам [21,С. 64].

 
Таким образом, управленческое решение  – это творческий акт целенаправленного  воздействия субъекта управления на объект, основанный на знании объективных  законов и опыте и ведущий  к практическим результатам. 
 
Определить управленческое решение как творческий акт позволяет то обстоятельство, что выработка и принятие решения – это оригинальный процесс даже в случае использования для выработки формальных моделей, так как полученный с помощью модели вариант решения не окончателен. Перед утверждением полученного варианта и передачей на исполнение его обсуждают и анализируют с точки зрения факторов, не учтенных в формальном описании проблемы. Указывая, что в ходе процесса выработки и реализации решения менеджер осознанно применяет свои научные знания и опыт на практике, мы тем самым отмечаем наличие субъективного момента, от которого не свободно ни одно решение, принимаемое человеком. 
 
Присутствие субъективного в управленческом решении – не отрицательное явление при условии преобладания в нем объективного момента, о чем можно судить по тактическим результатам реализации решения, поскольку только практикой человек доказывает правильность своих гипотез, справедливость понятий, точность знаний. Максимальная объективизация представлений субъекта о решаемой проблеме достигается посредством использования в ходе ее решения научных методов, поэтому в определении подчеркивается, что управленческое решение должно быть научно обоснованным, т.е. приниматься менеджером на основе знания объективных законов и научного предвидения их действия и развития в будущем. 
 
Систематизируя многообразие свойств управленческих решений, можно выделить следующие их аспекты: 
 
1) экономический: 

  •  
    эффективность использования всех видов ресурсов;
  •  
    материальная заинтересованность персонала;
  •  
    обоснованность управленческих решений;
  •  
    максимизация экономического эффекта;

 
2) социальный: 

  •  
    неформальная структура рабочих групп;
  •  
    качество трудовой деятельности;
  •  
    развитие системы участия в управлении;
  •  
    внепроизводственная деятельность неформальных групп;

 
3) организационный: 

  •  
    делегирование полномочий;
  •  
    локализация и устранение конфликтов;
  •  
    разделение труда;
  •  
    структуризация функций управления;

 
4) правовой: 

  •  
    соблюдение правовых норм при подготовке, принятии и реализации управленческих решений;
  •  
    придание управленческому решению формы нормативного или распорядительного акта;
  •  
    соблюдение и соответствие компетенции персонала по принятию решения;
  •  
    распределение ответственности за выполнение принятого решения;

 
5) психологический: 

  •  
    учет инновационной готовности персонала;
  •  
    оценка социально-психологического климата;
  •  
    профессиональные качества руководителя;
  •  
    деловые качества руководителя и психологический склад личности подчиненных;

 
6) педагогический: 

  •  
    воспитательный характер управленческих решений;
  •  
    квалификационный рост персонала;
  •  
    формирование позитивных моральных установок [16, С. 59].

 
Отличие управленческих решений, например, от инженерно-технических заключается  в объекте управления. Особая роль отводится менеджеру не только в ходе разработки решения и его принятия, но и при реализации и контроле исполнения, поскольку на данном этапе осуществляется обратная связь и менеджер может оказывать корректирующие управляющие воздействия. 
 
§3. Классификация управленческих решений 
Построение классификаций управленческих решений может быть полезно менеджеру для формирования своеобразных метарешений, т.е. решений относительно самих решений, относительно того, к какому классу их отнести и какие подходы применить. 
 
Управленческие решения могут быть классифицированы, например, по следующим признакам:  

  •  
    по степени формализации; 
  •  
    по надежности исходной информации (на основе надежной информации, в условиях риска, на базе неполной и неточной информации); 
  •  
    по длительности последствий (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные); 
  •  
    по уровням планирования (стратегические, тактические и оперативные); 
  •  
    по частоте или повторяемости (одноразовые или повторяющиеся, рутинные); 
  •  
    по степени охвата (общие для всего предприятия и узкоспециализированные); 
  •  
    по виду процесса принятия решения (комплекс решений и выполняемые последовательно); 
  •  
    по числу лиц принимающих решение (единоличные, индивидуальные или групповые, коллективные); 
  •  
    по организационному распределению (централизованные и децентрализованные); 
  •  
    по господствующему образу мышления (дискурсивные (рациональные, обдуманные) и интуитивные (спонтанные); 
  •  
    по учету изменения данных (жесткие и гибкие); 
  •  
    по степени их независимости друг от друга (автономные и дополняющие друг друга); 
  •  
    по сложности (простые и сложные) и т.д.[5, С. 71] 

 
Рассмотрим для иллюстрации не упомянутую выше классификацию решений  в зависимости от степени их новизны, подразделяющиеся на запрограммированные  и незапрограммированные управленческие решения (Саймон).  
 
Программа - это детализированная последовательность действий, имеющая некоторую цель или задание и отвечающая на реакцию системы и внешней среды. Соответственно, запрограммированные решения - это предельно детализированная последовательность действий в строго определенных ситуациях. Достоинства такого подхода очевидны: снижается вероятность ошибки, уменьшается время на принятие решения, с исполнителя снимается ответственность. 
 
Однако понятно, что подобный точный алгоритм годится лишь для строго определенной ситуации. Следовательно, ее неверная идентификация может привести к большим потерям. Кроме того, в некоторых ситуациях, с течением времени такая схема может стать неэффективной или даже ошибочной. Помимо всего прочего жесткая регламентация деятельности делает работу исполнителей неинтересной, лишает их инициативы и снижает внимание. Как правило, чем выше уровень управления, на котором принимается решения, и чем больше их важность, тем меньше доля запрограммированных решений.  
 
Незапрограммированные решения используются в качественно новых, нестандартных, сложных ситуациях, связанных с воздействием неизвестных факторов.  
 
Таким образом, рассмотрены две полярные ситуации: решения полностью запрограммированные и незапрограммированные, их достоинства и недостатки. Реальные ситуации обычно расположены где-то посередине, и менеджер, ориентируясь на особенности своего объекта управления и исходя из имеющихся плюсов и минусов, должен сам определить, в какой мере разрабатываемое им решение относится к тому или иному классу и какие его составные части следует алгоритмизировать.  
 
В таблице 1 приведено краткое описание особенностей ситуаций и методов использования тех или иных видов решений для традиционных и современных методов их формирования.  
 
В зоне А под жесткой оргструктурой имеется в виду необходимость соответствовать строго заданным критериям, наличие фиксированной системы делегирования задач, прав и обязанностей, а также определенные информационные каналы. Основная идея применения методов разработки решений в этой зоне состоит в следующем. Каждая организация несет в себе некие позитивные, сложившиеся в течение ее развития стереотипы (традиции, обычаи, схемы управления и т.д.), отказ от которых проходит, как правило, достаточно болезненно. 
 
 
Методы формирования решений Таблица 1

Информация о работе Классификация управленческих решений