Классификация управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 08:11, курсовая работа

Краткое описание

Руководителям различных предприятий приходится перебирать многочисленныекомбинации потенциальных действий для того, чтобы найти правильное действиедля данной организации в данное время и в данном месте. По сути, чтобы
организация могла четко эффективно работать, руководитель должен сделать
серию правильных выборов из нескольких альтернативных возможностей.
Принятие управленческого решения – это выбор того, как и что планировать,
организовывать, мотивировать и контролировать.

Содержание

Введение___________________________________________________5
Классификация управленческих решений
1.Понятие управленческих решений___________________________6
3. Процесс принятия решения________________________________19
4. Принятие решения в реальной жизни_______________________26
4.1. Методы принятия управленческих решений________________27
4.2. Практическое использование технологии принятия
управленческого решения________________________28
Заключение_________________________________________________31
Список литературы__________________________________________32

Вложенные файлы: 1 файл

семестровая по менеджменту.docx

— 58.48 Кб (Скачать файл)

    

                                Содержание                               

     Введение___________________________________________________5

Классификация управленческих решений                  

        1.Понятие управленческих решений___________________________6

     3. Процесс принятия  решения________________________________19

     4. Принятие  решения в реальной жизни_______________________26

     4.1. Методы принятия  управленческих решений________________27

     4.2. Практическое  использование технологии принятия

     управленческого  решения________________________28

     Заключение_________________________________________________31

     Список литературы__________________________________________32

                                                                             

    

                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение                                

Руководителям различных предприятий приходится перебирать многочисленныекомбинации потенциальных действий для того, чтобы найти правильное действиедля данной организации в данное время и в данном месте. По сути, чтобы

организация могла четко эффективно работать, руководитель должен сделать

серию правильных выборов из нескольких альтернативных возможностей.

Принятие управленческого решения – это выбор того, как и что планировать,

организовывать, мотивировать и контролировать.

Принятие решений является важной  частью  любой управленческой деятельности.

Образно  говоря,  принятие решений можно назвать " центром ",  вокруг

которого вращается  жизнь организации.

Ответственность за принятие важных решений – тяжелое моральное бремя, что

особенно ярко проявляется на высших уровнях управления. Поэтому руководитель,

как правило, не может принимать непродуманных решений.

Цель данной курсовой работы заключается в выявлении признаков, характерных для управленческих решений, а также в анализе процесса выработки и принятия решения руководителем предприятия.

   Для достижения  поставленной цели необходимо  поставить ряд конкретных задач:  

1) уяснить место, занимаемое  управленческими решениями в  настоящих

экономических условиях, осознать их место в информационной системе

предприятия;

2) раскрыть теоретические  основы: сущность, классификацию управленческих

решений, методы и способы принятия, функции управленческих решений.

3) дать характеристику  объекту исследования;

4) выработать предложения  по повышению эффективности производства.

    

    

                   

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие управленческих  решений                   

Особое место в теории управления занимает проблема руководства. Традиционно под руководством принято понимать отношения, возникающие в организации в процессе и по поводу управления.

Основной принцип управления - единоначалие. Суть его в том, что власть, право решения, ответственность и возможности контролировать процессы и отношения в организации предоставляются только одному должностному лицу. Соответственно руководитель—лицо персонифицирующее ответственность, власть и право контроля. Отношения единоначалия во многом формируют иерархическую пирамиду организации.

Поскольку вся власть и ответственность за функции контроля над отношениями закреплены за одним лицом (руководителем), а он физически не в состоянии осуществлять его в полном объёме, руководитель вынужден делегировать часть своих полномочий подчинённым. Именно это и формирует вертикальные (линейные) иерархические структуры. Специализация управленческих функций и формы их координации порождают жёсткий рисунок функциональной структуры современной организации. В созданной таким образом управленческой иерархии каждый

работник имеет собственного руководителя и все, кроме рядовых исполнителей, имеют подчинённых. Отсюда вытекает специфика двойственной формальной позиции любого руководителя, которая накладывает существенный отпечаток на образ его поведения. Говоря о проблемах организации, невозможно обойти вниманием такую важную проблему, как принятие управленческих решений.

Она занимает одно из центральных мест в социологии организации. Считая

организацию инструментом управления, многие социологи и специалисты по теории

управления, начиная с М. Вебера, прямо связывают её деятельность в первую

очередь с подготовкой и реализацией управленческих решений. Эффективность

управления во многом обусловлена качеством таких решений. Интерес социологов

к этой проблеме обусловлен тем, что в решениях фиксируется вся совокупность

отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности и управления

организацией. Через них преломляются цели, интересы, связи и нормы.

Характеризуя полный цикл управленческой деятельности, состоящий из

целеполагания, планирования, организации, координации, контроля и

корректировки целей, легко заметить, что он, в конечном счете, представлен в

виде двух элементов управления: выработки и осуществления управленческих

решений. Именно поэтому решения – центральный элемент управления и

организации.

Принятие решения  представляет собой сознательный выбор  среди  имеющихся

вариантов или  альтернатив направления  действий, сокращающих разрыв между

настоящим  и  будущим  желаемым состоянием организации. Таким образом, данный

процесс включает в себя много различных элементов, но непременно в нем

присутствуют такие элементы, как проблемы, цели, альтернативы и решения.

В социологической литературе существуют разнообразные точки зрения на то,

какие решения, принимаемые человеком в организации, считать управленческими.

Некоторые специалисты относят к таковым, например, решение о поступлении

человека на работу, решение об увольнении с неё и т.п. оправданной

представляется точка зрения, согласно которой к управленческим следует

относить лишь те решения, которые затрагивают отношения в организации.

Управленческие решения, таким образом, всегда связаны с изменениями в

организации, их инициатором обычно выступает должностное лицо или

соответствующий орган, несущий полную ответственность за последствия

контролируемых или реализуемых решений. Границы компетенции, в рамках которой

он принимает решение, чётко обозначены в требованиях формальной структуры.

Однако число лиц, привлекаемых к подготовке решения, значительно больше числа

лиц, облеченных властью.

Управленческое решение – это творческий акт, направленный на устранение

проблем, которые возникли на субъекте управления (организация, фирма и т.д.).

Описать математическим языком творческий процесс невозможно. Но основные

принципы технологии принятия решения уже давно разработаны. Данный процесс

лежит в основе планирования деятельности организации. План - это  набор

решений по размещению ресурсов и направлению их использования для достижения

организационных целей.

Подготовка управленческих решений в современных организациях нередко отделена

от функции их принятия и предусматривает работу целого коллектива

специалистов. В «классической» теории управления она, как правило, является

функцией штабных служб.

Процесс осуществления решения связан с реализацией специального плана,

который представляет собой совокупность мероприятий, направленных на

достижение целей и сроков их реализации. Разработка такого плана –

прерогатива соответствующих служб в аппарате управления. Однако сегодня к его

разработке привлекаются те, кто будет его реализовывать, то есть

непосредственные исполнители.

В литературе классификации управленческих решений строятся по самым разным

основаниям. Одной из оправданных с социологической точки зрения

представляется классификация А. И. Пригожина: она учитывает меру вклада

субъекта решения в организационные преобразования. Согласно автору, все

управленческие решения в организации могут быть разделены на:

·        жёстко обусловленные (детерминированные);

·        слабо зависящие от субъекта решения.

К первым обычно относят либо так называемое стандартизированное решение

(обусловленные принятыми  выше предписаниями и распоряжениями), либо вторично

обусловленные распоряжением вышестоящей организации. Этот тип решений

практически не зависит от качеств и ориентации руководителя.

Другой тип решений – так называемые инициативные решения, где качества

руководителя накладывают серьёзный отпечаток на характер принимаемых решений.

К ним относятся решения, связанные как с локальными изменениями в организации

(поощрение, наказание), так  и с изменением механизмов, структуры, целей

организации. Инициативное решение обычно рассматривают как выбор альтернативы

поведения из нескольких возможных, каждая из которых влечёт ряд позитивных и

негативных последствий. В числе факторов, влияющих на качество решений,

отмечают: компетентность персонала, деловые и личные качества руководителя,

его ролевые (должностную, функциональную, групповую, гражданскую, семейную)

позиции.

Большое место среди перечисленных факторов уделяется проблеме надёжности

информации, организации коммуникации, помехам, возникающим в ходе передачи

информации. В числе последних большое место уделяется положениям, связанным

со спецификой ролевой позиции и интересов тех, кто перерабатывает информацию

в процессе её прохождения от нижних ярусов организации до субъекта решения.

Одним из важных факторов, влияющих на качество управленческих решений,

является число ярусов в организации, увеличение которых ведёт к искажению

информации при подготовке решения, искажению распоряжений, идущих от субъекта

управления, увеличивает неповоротливость организации.

Этот же фактор способствует запаздыванию информации, которую получает субъект

решения. Это и обуславливает постоянное стремление сократить число ярусов

управления (уровней) организации.

Не меньшее значение приобрела в теории организаций проблема рациональности

принимаемых решений. Если первые теоретики социологии управления

рассматривали подготовку решения как целиком рациональный процесс, то,

начиная с середины 50-х гг. распространение получил подход, согласно которому

данный процесс считается ограниченно рациональным, ибо обусловлен

социокультурными и человеческими факторами. Всё чаще при подготовке решений

отмечается роль интуиции руководителя.

Серьёзной проблемой, связанной с эффективностью организации, является также

проблема выполнения принятых решений.

До трети всех управленческих решений не достигают своих целей по причине

невысокой исполнительской культуры. В нашей и зарубежных странах социологи,

принадлежащие к самым разным школам, пристальное внимание уделяют

совершенствованию исполнительской дисциплины, включению рядовых сотрудников в

разработку решения, мотивации такой деятельности, воспитанию «фирменного

патриотизма», стимулированию самоуправления.

                 2. Классификация управленческих решений                

Ответственность за принятие важных решений – тяжелое моральное бремя, что

особенно ярко проявляется на высших уровнях управления. Однако руководители

любого ранга имеют дело с собственностью, принадлежащей другим людям, и через

нее влияют на их жизнь. Если руководитель решает уволить подчиненного,

последний может сильно пострадать. Если плохого работника не остановить,

может пострадать организация, что отрицательно скажется на ее владельцах и

всех сотрудниках. Поэтому руководитель, как правило, не может принимать

непродуманных решений.

Многообразие решений представляет собой некоторый комплекс, понимание

которого облегчается на основе системного подхода, позволяющего раскрыть

строгую систему решений. В такой системе решений должны проявляться как общие

признаки, так и специфические особенности, присущие отдельным видам решений.

              2.1.  Главные отличия управленческих решений.             

     Цели. Субъект управления (будь то индивид или группа) принимает

решение исходя не из своих собственных потребностей, а в целях решения проблем

конкретной организации.

     Последствия. Частный выбор индивида сказывается на его собственной

жизни и может повлиять на немногих близких ему людей. Менеджер, особенно

высокого ранга, выбирает направление действий не только для себя, но и для

организации в целом и её работников, и его решения могут существенно повлиять

на жизнь многих людей.   Если организация велика и влиятельна, решения её

руководителей могут серьёзно отразиться на социально – экономической ситуации

целых регионов. Например, решение закрыть нерентабельное предприятие компании

может существенно повысить уровень безработицы.

     Разделение труда. Если в частной жизни человек, принимая решение,

как правило, сам его и выполняет, то в организации существует определённое

разделение труда: одни работники (менеджеры) заняты решением возникающих

проблем и принятием решений, а другие (исполнители) – реализацией уже принятых

решений.

     Профессионализм. В частной жизни каждый человек самостоятельно

Информация о работе Классификация управленческих решений