Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 08:11, курсовая работа
Руководителям различных предприятий приходится перебирать многочисленныекомбинации потенциальных действий для того, чтобы найти правильное действиедля данной организации в данное время и в данном месте. По сути, чтобы
организация могла четко эффективно работать, руководитель должен сделать
серию правильных выборов из нескольких альтернативных возможностей.
Принятие управленческого решения – это выбор того, как и что планировать,
организовывать, мотивировать и контролировать.
Введение___________________________________________________5
Классификация управленческих решений
1.Понятие управленческих решений___________________________6
3. Процесс принятия решения________________________________19
4. Принятие решения в реальной жизни_______________________26
4.1. Методы принятия управленческих решений________________27
4.2. Практическое использование технологии принятия
управленческого решения________________________28
Заключение_________________________________________________31
Список литературы__________________________________________32
Введение______________________
Классификация управленческих решений
1.Понятие
управленческих решений_______________________
3. Процесс принятия
решения_______________________
4. Принятие
решения в реальной жизни______
4.1. Методы принятия
управленческих решений________
4.2. Практическое
использование технологии
управленческого
решения_______________________
Заключение____________________
Список литературы_____________
Введение
Руководителям различных предприятий приходится перебирать многочисленныекомбинации потенциальных действий для того, чтобы найти правильное действиедля данной организации в данное время и в данном месте. По сути, чтобы
организация могла четко эффективно работать, руководитель должен сделать
серию правильных выборов из нескольких альтернативных возможностей.
Принятие управленческого решения – это выбор того, как и что планировать,
организовывать, мотивировать и контролировать.
Принятие решений является важной частью любой управленческой деятельности.
Образно говоря, принятие решений можно назвать " центром ", вокруг
которого вращается жизнь организации.
Ответственность за принятие важных решений – тяжелое моральное бремя, что
особенно ярко проявляется на высших уровнях управления. Поэтому руководитель,
как правило, не может принимать непродуманных решений.
Цель данной курсовой работы заключается в выявлении признаков, характерных для управленческих решений, а также в анализе процесса выработки и принятия решения руководителем предприятия.
Для достижения
поставленной цели необходимо
поставить ряд конкретных
1) уяснить место, занимаемое управленческими решениями в настоящих
экономических условиях, осознать их место в информационной системе
предприятия;
2) раскрыть теоретические основы: сущность, классификацию управленческих
решений, методы и способы принятия, функции управленческих решений.
3) дать характеристику объекту исследования;
4) выработать предложения
по повышению эффективности
1. Понятие управленческих решений
Особое место в теории управления занимает проблема руководства. Традиционно под руководством принято понимать отношения, возникающие в организации в процессе и по поводу управления.
Основной принцип управления - единоначалие. Суть его в том, что власть, право решения, ответственность и возможности контролировать процессы и отношения в организации предоставляются только одному должностному лицу. Соответственно руководитель—лицо персонифицирующее ответственность, власть и право контроля. Отношения единоначалия во многом формируют иерархическую пирамиду организации.
Поскольку вся власть и ответственность за функции контроля над отношениями закреплены за одним лицом (руководителем), а он физически не в состоянии осуществлять его в полном объёме, руководитель вынужден делегировать часть своих полномочий подчинённым. Именно это и формирует вертикальные (линейные) иерархические структуры. Специализация управленческих функций и формы их координации порождают жёсткий рисунок функциональной структуры современной организации. В созданной таким образом управленческой иерархии каждый
работник имеет собственного руководителя и все, кроме рядовых исполнителей, имеют подчинённых. Отсюда вытекает специфика двойственной формальной позиции любого руководителя, которая накладывает существенный отпечаток на образ его поведения. Говоря о проблемах организации, невозможно обойти вниманием такую важную проблему, как принятие управленческих решений.
Она занимает одно из центральных мест в социологии организации. Считая
организацию инструментом управления, многие социологи и специалисты по теории
управления, начиная с М. Вебера, прямо связывают её деятельность в первую
очередь с подготовкой и реализацией управленческих решений. Эффективность
управления во многом обусловлена качеством таких решений. Интерес социологов
к этой проблеме обусловлен тем, что в решениях фиксируется вся совокупность
отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности и управления
организацией. Через них преломляются цели, интересы, связи и нормы.
Характеризуя полный цикл управленческой деятельности, состоящий из
целеполагания, планирования, организации, координации, контроля и
корректировки целей, легко заметить, что он, в конечном счете, представлен в
виде двух элементов управления: выработки и осуществления управленческих
решений. Именно поэтому решения – центральный элемент управления и
организации.
Принятие решения представляет собой сознательный выбор среди имеющихся
вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между
настоящим и будущим желаемым состоянием организации. Таким образом, данный
процесс включает в себя много различных элементов, но непременно в нем
присутствуют такие элементы, как проблемы, цели, альтернативы и решения.
В социологической литературе существуют разнообразные точки зрения на то,
какие решения, принимаемые человеком в организации, считать управленческими.
Некоторые специалисты относят к таковым, например, решение о поступлении
человека на работу, решение об увольнении с неё и т.п. оправданной
представляется точка зрения, согласно которой к управленческим следует
относить лишь те решения, которые затрагивают отношения в организации.
Управленческие решения, таким образом, всегда связаны с изменениями в
организации, их инициатором обычно выступает должностное лицо или
соответствующий орган, несущий полную ответственность за последствия
контролируемых или реализуемых решений. Границы компетенции, в рамках которой
он принимает решение, чётко обозначены в требованиях формальной структуры.
Однако число лиц, привлекаемых к подготовке решения, значительно больше числа
лиц, облеченных властью.
Управленческое решение – это творческий акт, направленный на устранение
проблем, которые возникли на субъекте управления (организация, фирма и т.д.).
Описать математическим языком творческий процесс невозможно. Но основные
принципы технологии принятия решения уже давно разработаны. Данный процесс
лежит в основе планирования деятельности организации. План - это набор
решений по размещению ресурсов и направлению их использования для достижения
организационных целей.
Подготовка управленческих решений в современных организациях нередко отделена
от функции их принятия и предусматривает работу целого коллектива
специалистов. В «классической» теории управления она, как правило, является
функцией штабных служб.
Процесс осуществления решения связан с реализацией специального плана,
который представляет собой совокупность мероприятий, направленных на
достижение целей и сроков их реализации. Разработка такого плана –
прерогатива соответствующих служб в аппарате управления. Однако сегодня к его
разработке привлекаются те, кто будет его реализовывать, то есть
непосредственные исполнители.
В литературе классификации управленческих решений строятся по самым разным
основаниям. Одной из оправданных с социологической точки зрения
представляется классификация А. И. Пригожина: она учитывает меру вклада
субъекта решения в организационные преобразования. Согласно автору, все
управленческие решения в организации могут быть разделены на:
· жёстко обусловленные (детерминированные);
· слабо зависящие от субъекта решения.
К первым обычно относят либо так называемое стандартизированное решение
(обусловленные принятыми
выше предписаниями и
обусловленные распоряжением вышестоящей организации. Этот тип решений
практически не зависит от качеств и ориентации руководителя.
Другой тип решений – так называемые инициативные решения, где качества
руководителя накладывают серьёзный отпечаток на характер принимаемых решений.
К ним относятся решения, связанные как с локальными изменениями в организации
(поощрение, наказание), так и с изменением механизмов, структуры, целей
организации. Инициативное решение обычно рассматривают как выбор альтернативы
поведения из нескольких возможных, каждая из которых влечёт ряд позитивных и
негативных последствий. В числе факторов, влияющих на качество решений,
отмечают: компетентность персонала, деловые и личные качества руководителя,
его ролевые (должностную, функциональную, групповую, гражданскую, семейную)
позиции.
Большое место среди перечисленных факторов уделяется проблеме надёжности
информации, организации коммуникации, помехам, возникающим в ходе передачи
информации. В числе последних большое место уделяется положениям, связанным
со спецификой ролевой позиции и интересов тех, кто перерабатывает информацию
в процессе её прохождения от нижних ярусов организации до субъекта решения.
Одним из важных факторов, влияющих на качество управленческих решений,
является число ярусов в организации, увеличение которых ведёт к искажению
информации при подготовке решения, искажению распоряжений, идущих от субъекта
управления, увеличивает неповоротливость организации.
Этот же фактор способствует запаздыванию информации, которую получает субъект
решения. Это и обуславливает постоянное стремление сократить число ярусов
управления (уровней) организации.
Не меньшее значение приобрела в теории организаций проблема рациональности
принимаемых решений. Если первые теоретики социологии управления
рассматривали подготовку решения как целиком рациональный процесс, то,
начиная с середины 50-х гг. распространение получил подход, согласно которому
данный процесс считается ограниченно рациональным, ибо обусловлен
социокультурными и человеческими факторами. Всё чаще при подготовке решений
отмечается роль интуиции руководителя.
Серьёзной проблемой, связанной с эффективностью организации, является также
проблема выполнения принятых решений.
До трети всех управленческих решений не достигают своих целей по причине
невысокой исполнительской культуры. В нашей и зарубежных странах социологи,
принадлежащие к самым разным школам, пристальное внимание уделяют
совершенствованию исполнительской дисциплины, включению рядовых сотрудников в
разработку решения, мотивации такой деятельности, воспитанию «фирменного
патриотизма», стимулированию самоуправления.
2. Классификация управленческих решений
Ответственность за принятие важных решений – тяжелое моральное бремя, что
особенно ярко проявляется на высших уровнях управления. Однако руководители
любого ранга имеют дело с собственностью, принадлежащей другим людям, и через
нее влияют на их жизнь. Если руководитель решает уволить подчиненного,
последний может сильно пострадать. Если плохого работника не остановить,
может пострадать организация, что отрицательно скажется на ее владельцах и
всех сотрудниках. Поэтому руководитель, как правило, не может принимать
непродуманных решений.
Многообразие решений представляет собой некоторый комплекс, понимание
которого облегчается на основе системного подхода, позволяющего раскрыть
строгую систему решений. В такой системе решений должны проявляться как общие
признаки, так и специфические особенности, присущие отдельным видам решений.
2.1. Главные отличия управленческих решений.
Цели. Субъект управления (будь то индивид или группа) принимает
решение исходя не из своих собственных потребностей, а в целях решения проблем
конкретной организации.
Последствия. Частный выбор индивида сказывается на его собственной
жизни и может повлиять на немногих близких ему людей. Менеджер, особенно
высокого ранга, выбирает направление действий не только для себя, но и для
организации в целом и её работников, и его решения могут существенно повлиять
на жизнь многих людей. Если организация велика и влиятельна, решения её
руководителей могут серьёзно отразиться на социально – экономической ситуации
целых регионов. Например, решение закрыть нерентабельное предприятие компании
может существенно повысить уровень безработицы.
Разделение труда. Если в частной жизни человек, принимая решение,
как правило, сам его и выполняет, то в организации существует определённое
разделение труда: одни работники (менеджеры) заняты решением возникающих
проблем и принятием решений, а другие (исполнители) – реализацией уже принятых
решений.
Профессионализм. В частной жизни каждый человек самостоятельно