Классическая (административная) школа управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 23:55, реферат

Краткое описание

Актуальность темы заключается в том, что от управления зависит будущее предприятия, учреждения, фирмы. И как руководитель разработает свой принцип управления, так и будет работать. Начиная с прошлого, теория управления помогала менеджерам справиться с проблемами управления.
Основная цель исследования разработать принципы управления по теории административной (классической) школы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Формирование административной школы менеджмента 4
1.1 Исторические предпосылки возникновения классической школы управления 4
1.2 Основные положения классической школы управления. 4
1.3 Система управления Ф.Тейлора. 6
1.4 Система М.Вебера 6
1.4 Схема управления организацией по Г.Форду. 7
1.5 Принципы и функции управления А.Файоля 8
1.6 Хронометраж движений Ф.Гилберта 10
ГЛАВА 2 Применимость и значение концепций в практике современного управления 11
2.1 Применимость и значение концепций в практике современного управления 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 13

Вложенные файлы: 1 файл

ахалая.docx

— 39.92 Кб (Скачать файл)

 

1.5 Принципы и  функции управления А.Файоля

 

 

Анри Файоль (1841—1925), считается «отцом научного менеджмента». Объектом его интересов стала организация в целом, а не отдельные стороны ее деятельности, и кроме того, он изучал и описывал управленческую деятельность как таковую, чем до него не занимался никто. В отличие, например, от Тейлора Файоль доказывал, что административные функции существуют на любом уровне, и в известной мере их выполняют даже рабочие.

Свои взгляды на проблемы управления Файоль изложил в книге «Общая промышленная администрация» (1916 г.) а, выйдя в отставку, возглавил Центр административных исследований.

Функционирование любой организации  он сводил к следующим основным видам  деятельности: технической, то есть осуществлению  производственного процесса; коммерческой, заключающейся в закупке всего  необходимого для создания товаров  и услуг и сбыте готовой  продукции; финансовой, связанной с  привлечением, сохранением и эффективным  использованием денежных средств; бухгалтерской, заключающейся в проведении статистических наблюдений, инвентаризаций, составлении  балансов и т.п. ; административной, призванной оказывать воздействие на работников; функции защиты жизни, личности и собственности людей.

Каждый из этих видов деятельности нуждался в управлении, предполагавшем осуществление функций планирования, организации, координации, контроля, мотивации.

Глубоко осмыслив закономерности функционирования организации, Анри Файоль сформулировал знаменитые 14 принципов административного управления, которые сохраняют свое значение и по сей день. Вот как они звучат в его интерпретации:

1. Разделение труда. Цель разделения  труда — увеличивать объем  и повышать качество производства  при затрате тех же усилий.

2. Власть — ответственность.  Власть — есть право отдавать  распоряжения и сила, принуждающая  подчиняться. Власть немыслима  без ответственности, то есть  без санкции — награды или  кары, сопровождающих ее действия. Всюду, где действует власть, возникает  и ответственность.

3. Дисциплина — это по существу, повиновение, усердие, манера  держать себя, внешние знаки уважения, проявленные соответственно установленному  между предприятием и его служащими  соглашению. Состояние дисциплины  в каком-либо социальном образовании  всецело зависит от его руководителей.

4. Единство распорядительства.  Служащему может давать приказания  относительно какого-либо образа  действия только один начальник… Ни в одном из случаев не бывает приспособления социального организма к дуализму распорядительства… Ввиду того, что это правило нельзя не признавать фундаментальным, я его включаю в число принципов.

5. Единство руководства. Этот  принцип можно выразить так:  один руководитель и одна программа  для совокупности операций, преследующих  одну и ту же цель.

6. Подчинение частных интересов  общим. Этот принцип гласит, что  на предприятии интересы служащих, или группы служащих, не должны  становиться выше интересов предприятия.  Лицом к лицу здесь стоят  две категории интересов различного  порядка, но одновременно заслуживающие  признания; необходимо постараться  их согласовать. Это одна из  крупных трудностей управления.

7. Вознаграждение персонала. Вознаграждение  персонала есть оплата исполненной  работы. Она должна быть справедливой  и по возможности удовлетворять  персонал предприятия, нанимателя  и служащего.

8. Централизация. Централизация  не является системой управления, хорошей или плохой сама по  себе: она может быть принята  или отвергнута в зависимости  от тенденций у руководителя  и от обстоятельств, но в  большей или меньшей степени  она существует всегда. Вопрос  о централизации или децентрализации  — вопрос меры. Дело сводится  к нахождению степени централизации,  наиболее благоприятной для предприятия.

9. Иерархия. Иерархия есть ряд  руководящих должностей, начиная  с низких и кончая высокими.

10. Порядок. Общеизвестна формула  материального порядка: определенное  место для каждой вещи и  всякая вещь на своем месте.  Форма социального порядка такова  же: определенное место для каждого  лица и каждое лицо на своем  месте.

11. Справедливость. Для того, чтобы поощрить персонал к исполнению своих обязанностей с полным рвением и преданностью, надо относиться к нему благожелательно; справедливость есть результат сочетания благожелательности с правосудием.

12. Постоянство состава персонала.  Текучесть персонала является  одновременно причиной и следствием  плохого состояния дел. Тем  не менее, смены в составе  неизбежны: возраст, болезни, отставки, смерть нарушают состав социального  образования; некоторые служащие  теряют способность выполнять  свои функции, другие же оказываются  неспособными брать на себя  более ответственную работу. Таким  образом, подобно другим принципам,  принцип текучести рабочего состава  имеет свою меру.

13. Инициатива. Инициативой называется  возможность создания и осуществления  плана. Свобода предложения и  осуществления его также относится  к категории инициативы.

14. Единение персонала. Не надо  разделять персонал. Разделять враждебные  нам силы для того, чтобы их  ослабить — дело искусное; но  разделять собственные силы в  предприятии — тяжкая ошибка.

 

1.6 Хронометраж движений  Ф.Гилберта

 

 

Типичным для классической школы  является пример исследований Френка и Лилиан Гилберт, которые с помощью специальных часов - микрохронометров и кинокамеры выявили и описали 17 основных элементарных движений кисти руки, рекомендовав их в последующем для рациональной организации труда

 

ГЛАВА 2 Применимость и значение концепций в практике современного управления

 

2.1 Применимость  и значение концепций в практике  современного управления

 

 

Классическая, или административная, школа управления впервые раскрыла сущность управления как универсального процесса, содержание которого составляют такие общие  функции, как предвидение, организация, руководство, координация и контроль.

Были сформулированы основные принципы управления: разделение труда, дисциплина, единство руководства, централизация  и другие, многие из которых используются до сих пор

На основе разработок Файоля и его последователей сформировалась административная модель организации, базирующейся на четырех главных принципах:

четкое функциональное разделение труда;

передача команд и распоряжений сверху вниз;

единство распорядительства («никто не работает более чем на одного босса»);

соблюдение «диапазона контроля» (осуществление руководства ограниченным числом подчиненных).

 Все вышеуказанные принципы  построения организации справедливы  и для настоящего времени, несмотря  на то, что достижения НТП наложили  на них определенный отпечаток.  Так, широкое использование в  практической деятельности электронно-вычислительной  техники упростило связи между  органами (звеньями) управления в  организации за счет ускорения  обработки информации. В целом  же для классической школы  менеджмента характерно игнорирование  человека и его потребностей. За это представители школы  подвергаются справедливой критике  со стороны теоретиков и практиков  менеджмента.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Таким образом, по работе можно сделать следующие  выводы.

Классическая (административная) школа управления - одна из школ развития управленческой мысли в первой половине XIX в. (1920 - 1930 гг.). Возникновение Классическая (административная) школа управления связывается с именем Анри Файоля.

Основной  вклад представителей классической школы управления в теорию управления состоял в том, что они рассматривали  управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных  функций, и изложили основные принципы управления; Файоль выделил следующие взаимосвязанные функции процесса управления: планирование (определение цели организации, путей и средств достижения их); организация (создание определенной структуры организации); распорядительство; мотивация (выработка способов, стимулирования труда); координация (достижение согласованности в работе всех звеньев организации); контроль (коррекция и реализация плана). Именно создание универсальных принципов управления было важнейшей целью классической школы управления. При этом она исходила из идеи, что следование этим принципам, несомненно, приведет организацию к успеху. Эти принципы касались разработки рациональной системы управления организацией и построения структуры организации и управления работниками. Файоль выделял 14 основных принципов управления: 1) разделение труда; 2) власть; 3) дисциплина; 4) единство распорядительства; 5) единство руководства; 6) подчинение частных интересов общему; 7) вознаграждение; 8) централизация; 9) иерархия; 10)порядок; 11) справедливость; 12) постоянство состава персонала; 13) инициатива; 14) единение персонала.

Основная  заслуга классической, или административной, школы управления (1920-1950) состояла в  создании универсальных принципов  успешного управления деятельности организации в целом. Важнейший  вклад в развитие этой школы внес Анри Файоль.

В заключение можно сделать главный вывод: в целом представители классической школы рассматривали организацию  как замкнутую систему, управление как универсальный процесс. В  качестве внутренней возможности  повышения  эффективности организации была предложена систематизированная теория управления, основанная на использовании  разработанных ими принципов.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учебное пособие. — М.: Инфра-М, 2001. — 282 с.
  2. Веснин В.Р. Менеджмент для всех. — М.: Юрист, 1994. — 244 с.
  3. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. — М.: Триада, ЛТД, 1999. — 477 с.
  4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник для вузов. — 3-е изд. — М.: Гардарика,

2002. —  527 с.

  1. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Банки и биржи; Юнити, 2001. — 501 с.
  2. ДунканДж.У. Основополагающие идеи в менеджменте: Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики / Пер.с англ. — М.: Дело, 1996. — 271 с.
  3. История менеджмента: Учебное пособие / Под ред. Д.В.Валового. — М.: Инфра-М, 1997. —

256 с.

  1. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие для вузов. — Минск: Новое знание,

2000. —  336 с.

  1. Кохно П.А. и др. Менеджмент / П.А.Кохно, В.А.Микрюков, С.Е.Комаров. — М.: Финансы и статистика, 1993. — 224 с.
  2. Менеджмент организации: Учебное пособие / З.П.Румянцева, Н.А.Соломатин, Р.З.Акбурдин и др. — М.: Инфра-М, 1997. — 432 с.
  3. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. — М.: Дело, 2002. —

701 с.

  1. Основы менеджмента: Учебное пособие / Науч. ред. А.А.Радугин. — М.: Центр, 1997. — 432 с.
  2. Уткин Э.А. История менеджмента. — М.: Тандем, 1997. — 224 с
  3. Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента: Учебно-практическое пособие. — 2-е изд. — М.: Бизнес школа Интел-Синтез, 1997. — 350 с.
  4. Шеметов П.В. Менеджмент: Теория и практика: Учебное пособие. — М.: Инфра-М, 2002.
  5. Шеметов П.В. Элементы научного управления: Учебное пособие. — Новосибирск: НИНХ, 1992. — 193 с
  6. Эмерсон Г. Двенадцать принципов производительности: Сборник нормативных документов с комментариями / Пер. с англ. — М.: Бизнес-информ, 1997. — 197 с.

 

 


Информация о работе Классическая (административная) школа управления