Классическая школа менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 17:33, реферат

Краткое описание

Первой школой менеджмента была классическая научная школа сформировавшаяся в период с 90-х годов 19 в. По 20-е гг. 20 в. Главными представителями данной школы были Фредерик Тейлор, Фрэнк Гильберт, Анри Файоль и Макс Вебер.
Ф. Гильберт – автор производственного менеджмента на основе рациональной организации труда.
А. Файоль – автор функционального подхода в управлении организациями.
М. Вебер - разработчик концепции рациональной управленческой бюрократии (бюро – стол, крат – сила, власть).
В отличие от школы научного управления, которая занималась в основном вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего, представители классической школы разрабатывали подходы к совершенствованию управления организацией в целом.
Целью классической школы было создание универсальных принципов управления, следование которым приведет организацию к успеху.

Вложенные файлы: 1 файл

Классическая научная школа.doc

— 67.50 Кб (Скачать файл)

Классическая научная школа. 

Первой школой менеджмента была классическая научная школа сформировавшаяся в период с 90-х годов 19 в. По 20-е гг. 20 в. Главными представителями данной школы были Фредерик Тейлор, Фрэнк Гильберт, Анри Файоль и Макс Вебер.  
Ф. Гильберт – автор производственного менеджмента на основе рациональной организации труда.  
А. Файоль – автор функционального подхода в управлении организациями.  
М. Вебер - разработчик концепции рациональной управленческой бюрократии (бюро – стол, крат – сила, власть).  
В отличие от школы научного управления, которая занималась в основном вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего, представители классической школы разрабатывали подходы к совершенствованию управления организацией в целом.  
Целью классической школы было создание универсальных принципов управления, следование которым приведет организацию к успеху.  
Различают основные направления классической школы менеджмента: научный менеджмент; административный подход; анализ бюрократии.  
В основу всех концепций управления, составляющих классическую школу, лежит выдвинутое еще Адамом Смитом представление, согласно которому, только экономическое вознаграждение побуждает людей к работе: чтобы заставить людей работать, менеджеры должны добиться удовлетворения их потребности в деньгах.  
Исходные принципы классической школы:  
Людьми движет только экономическая выгода.  
Индивиды являются лишь пассивным материалом манипуляции для организаций, контролирующих и мотивирующих их поведение. Эмоции несовместимы с экономической рациональностью.  
Организации должны иметь способы контроля эмоций и непредсказуемого поведения сотрудников.  
Основателем такого направления как «научный менеджмент» был Фредерик Тейлор, американский инженер. Тейлор считал, что решение производственной задачи требует рационализации рабочих операций. Менеджеры должны думать, а рабочие – работать, считал Тейлор. Основные идеи своей системы он изложил в «Основах научного управления» (1911). Главную задачу научного управления он понимал как «максимальное обеспечение максимального процветания нанимателя вместе с максимальным процветанием каждого нанятого работника». Для нанимателя «максимальное процветание» включает не просто максимальную прибыль за короткое время, а развитие всех сфер деятельности предприятия до состояния постоянного процветания. Для сотрудников «максимальное процветание» означает не просто непосредственно более высокую зарплату, но также и возможности их роста, с тем, чтобы они могли эффективно работать на самых высоких ступенях работы, соответствующих их личным возможностям. 
 

Взаимная зависимость  руководителей и рабочих и  необходимость их совместной работы в направлении общей цели увеличения процветания всех достаточно очевидна для Тейлора. Но почему здесь так  много неэффективности? Он предполагает три причины:  
· ошибочное убеждение рабочих, что любое увеличение производительности труда неизбежно приведет к безработице;  
· несовершенные системы управления, которые заставляют рабочих ограничивать производительность с целью защиты своих интересов («систематическое увиливание от работы»);  
· неэффективные, требующие больших затрат усилий кустарные методы работы, основанные на «здравом смысле». 

Тейлор заключает, что целью «научного менеджмента» должно быть преодоление этих препятствий. Это может быть достигнуто путем систематического изучения работы для поиска наиболее эффективных методов ее выполнения, и изучением путей совершенствования управленческого руководства с целью поиска более результативных способов контроля за рабочими. Таким образом, научный менеджмент должен обеспечить значительное увеличение эффективности труда и, вместе с тем, процветание организации, что должно способствовать росту занятости и высокой оплате сотрудников. 
 

Новая система  организации труда, предложенная Тейлором, потребовала определения новых требований к управленческому персоналу и разработки (впервые в истории менеджмента) списка «лидерских качеств», включающих «умственные и душевные качества, необходимые для исполнения всех обязанностей, возлагаемых на этих людей». Всего он выделяет девять таких принципов:  
·                   Ум.  
·                   Образование.  
·                   Специальные или технические познания; физическая ловкость и сила.  
·                   Такт.  
·                   Энергия.  
·                   Решительность.  
·                   Честность.  
·                   Рассудительность и здравый смысл.  
·                   Крепкое здоровье. 
 
 

Основные  принципы научного управления Ф. Тейлора 

·              разработка оптимальных методов осуществления работы на базе научного изучения затрат времени, движений, усилий и т.п.;  
·              абсолютное следование разработанным стандартам;  
·              подбор, обучение и расстановка рабочих на те рабочие места и задания, где они могут дать наибольшую пользу;  
·              оплата по результатам труда (меньше результаты – меньше оплата, больше результаты – больше оплата);  
·              использование функциональных менеджеров, осуществляющих контроль по специализированным направлениям;  
·              поддержание дружеских отношений между рабочими и менеджерами с целью обеспечения возможности осуществления научного управления. 

В основе концепции  Файоля лежало положение о том, что  во всяком предприятии есть два организма: материальный и социальный. Первый включает сам труд, средства труда и предметы труда в их совокупности; под вторым он подразумевал отношения людей в процессе труда. Эти отношения и стали предметом исследований Файоля, т.е. он сознательно ограничил область своих изысканий.  
Управлять, утверждал Файоль, – значит вести предприятие к его цели, извлекая возможности из всех имеющихся в распоряжении ресурсов.  
По мнению Файоля, администрирование составляет часть управления – непрерывного универсального процесса, которое включает шесть основных групп операций управленческой деятельности:  
1. техническую и технологическую (производство, изготовление, переработка);  
2. коммерческую (закупка, сбыт, обмен);  
3 финансовую (привлечение капиталов, учет и рациональное расходование денежных средств); .                  
4 охранная (деятельность по защите собственности и жизни людей);  
5 эккаутинг (анализ статистических данных, инвентаризация, балансовые ведомости, издержки производства);  
6 административная (организация, планирование, распорядительство, координация и контроль). .                
 

Заслуга Файоля состоит в том, что он разделил все функции управления на общие, относящиеся к любой сфере  деятельности, и специфические, относящиеся  непосредственно к управлению промышленным предприятием. Он считал, что собственно управленческая деятельность должна стать особым объектом исследования. Файоль определил, что деятельность по управлению включает в себя пять обязательных общих функций: предвидение (планирование), организацию, распорядительство, координирование и контроль. Он сформулировал правила и технику их осуществления.  
Предвидение (планирование). Оно выражается в разработке программы действий предприятия по техническим, финансовым, коммерческим и другим операциям на перспективу и на текущий период.  
Предвидению Файоль уделял особое значение. По его мнению, предвидение составляет наиболее существенную часть управления.  
Основное место в предвидении отводится разработке программы действий, под которой он понимал «конечную цель, руководящую линию поведения, этапы предстоящего пути и средства, которые будут пущены в ход». Картина будущего не всегда может быть четко представлена, зато ближайшие события могут быть проработаны достаточно детально.  
Организация. Под организацией работы предприятия Файоль понимал обеспечение его всем необходимым для работы. Файоль различал материальную и социальную организацию. Материальная организация включает в себя обеспечение предприятия необходимыми материалами, капиталом, оборудованием, социальная – обеспечение предприятия людьми. Социальный организм должен быть способен выполнять все операции, необходимые для осуществления производственного процесса.  
Распорядительство. Целью распорядительства является извлечение наибольшей пользы из подчиненных руководителю работников в интересах предприятия в целом. Руководитель, исполняющий функцию распорядительства, должен придерживаться следующих правил:  
· знать в совершенстве подчиненных ему работников;  
· увольнять неспособных работников;  
· хорошо знать условия, связывающие предприятие и служащих;  
· подавать положительный пример;  
· производить периодическое инспектирование социального организма предприятия;  
· проводить совещания с ведущими работниками с целью согласования единства направлений и усилий;  
· стремиться к тому, чтобы среди персонала предприятия господствовали активность и преданность;  
· не уделять мелочам много внимания в ущерб решению важнейших вопросов. 

Координирование. Его главной целью является достижение соответствия и согласованности между различными частями предприятия путем установления рациональных связей в производстве. Эти связи носят самый разнообразный характер: по содержанию они могут быть техническими, экономическими, организационными; по иерархическому признаку – связи между различными ступенями управляемого объекта. Кроме того, сюда относятся связи между собственно производством, с одной стороны, и распределением, обменом и потребителем – с другой.  
Управление предприятием через функцию координирования призвано рационально организовать все эти связи на основе их изучения и совершенствования.  
Контроль. Задачей контроля является проверка исполнения в соответствии с принятой программой. Контроль должен осуществляться вовремя и иметь конкретные последствия.  
Файоль рассматривал предприятие как замкнутую систему управления. Основное внимание он уделял внутренним возможностям повышения эффективности деятельности предприятия за счет совершенствования процесса управления. Файоль сформулировал принципы (правила), которые, по его мнению, применимы к любой административной деятельности. При этом он отмечал, что эти принципы гибки и подвижны и их применение зависит от меняющихся обстоятельств. 

Файоль  сформулировал 14 принципов  управления:  
1.Разделение труда. Цель труда – выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству, при тех же усилиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые направлены внимание и усилия. Файоль верил в эффективность разделения труда, но лишь в определенных границах, за пределами которых, по его мнению, оно может привести к снижению эффективности производства.  
2. Властные полномочия. Официальная власть должна быть подкреплена личным авторитетом и дополнена ответственностью.  
3. Дисциплина. Главным образом имеет отношение к соблюдению договоренностей и правил. Предполагает послушание, уважение к достигнутым соглашениям, справедливо предполагаемые санкции и т.д.  
4.Единоначалие. Работник должен получать распоряжения и указания от своего непосредственного руководителя.  
5.Единство направления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна иметь план и одного руководителя. Файоль подчеркивал: «Один руководитель и единый план для совокупности операций, имеющих общую цель».  
6.Подчиненность личных интересов общим. Интересы работников должны быть направлены на выполнение интересов всего предприятия и не должны превалировать над ними.  
7. Вознаграждение, т.е. цена оказываемых услуг. Вознаграждение должно быть справедливым и достаточным для мотивации к труду. Это в одинаковой степени относится и к рабочим, и к управляющим.  
8. Централизация. На предприятии должно быть достигнуто определенное соответствие между централизацией и децентрализацией (рис.№2), которое зависит от его размеров и конкретных условий деятельности. Централизация – объем власти и полномочий, которыми обладает менеджер на любом уровне (объем решений, которые он может принимать без одобрения руководителя). Файоль считал, что для каждого типа решений должен существовать соответствующий уровень.  
9.Скалярная цепь (иерархия). Весь персонал должен быть распределен в строгом соответствии с иерархической структурой. Скалярная цепь определяет подчинение работников. Скалярная цепь – это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение, до руководителя низового звена. Ошибкой является как отказ, так и поддержка этой иерархии, наносящей ущерб интересам бизнеса. Существуют вертикальные и горизонтальные организации – совокупность слоев или уровней управления образует иерархию. Количество уровней управления зависит от объемов управления. Две трети всех организаций имеют от 5 до 8 уровней управления. (Римская католическая церковь имеет 5 уровней управления – священник, епископ, архиепископ, кардинал и Папа Римский)  
10. Порядок. Файоль подразделял порядок на «материальный» и «социальный». Каждый работник должен иметь свое рабочее место, обеспеченное всем необходимым. Коротко этот принцип можно сформулировать так: «Место – для всего и все – на своем месте».  
11.БеспристрастностьМенеджеры всех уровней управления должны справедливо относится к своему персоналу. Работник, чувствующий справедливое к себе отношение, испытывает преданность к фирме и старается трудиться с полной отдачей.  
12. Стабильность персонала. Имеются в виду высокие расходы на подготовку знающих организацию и работающих в ней менеджеров. Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации. Файоль считал, что для организации лучше иметь посредственного, но желающего остаться в ней руководителя, чем выдающегося, но собирающегося покинуть ее менеджера.  
13. Инициатива. Раскрепощение инициативы рассматривается как средство мотивации персонала; менеджер должен поощрять этот процесс, даже если он будет уязвлять его самолюбие. Она придает организации силу и энергию.  
14. Корпоративный дух. Союз – это сила, которая является результатом гармонии персонала и руководства фирмы. Сила предприятия в «единении» всех работников предприятия. Файоль указывал на недопустимость использования в управлении принципа «разделяй и властвуй». Он считал, что руководители должны поощрять коллективизм во всех его формах и проявлениях. 

Преимущества  централизации и децентрализации 

Централизация  Децентрализация 
Управляемость  Быстрота 
Согласованность  Гибкость 
Координация  Ответственность 
Подотчетность  Адекватность 
Экономия  усилий  Мотивация 

Главная заслуга  Файоля состоит в том, что он определил, что же такое менеджмент и какое  место в процессе управления занимает руководитель, обладающий лидерскими качествами. Он является первым известным  исследователем, давшим теоретический анализ управленческой деятельности — анализ, который выдержал полувековую критическую дискуссию.  

Макс  Вебер немецкий философ и социолог.

Заложил основы направления, получившего название «анализ бюрократии». Круг его научных  интересов широк, но главный его вклад в теорию управления состоял в разработке концепции бюрократической организации и типов организационного лидерства. 

Бюрократическая организация — это организация, которая не принимает во внимание индивидуальные, личностные характеристики персонала и не стимулирует инициативную, творческую работу. 

Вебер полагал, что функционирующую организацию  можно «разложить» на составные  части и «пронормировать» работу каждой из них. Такое разделение труда  специализирует персонал и соответственно строит организацию по линейному признаку (то есть каждый отвечает за свои действия лишь перед вышестоящим начальником). Кроме того, Вебером были предложены и обоснованы другие мысли по построению бюрократической системы. В частности он полагал, что можно регламентировать и функции, и количество управленцев.  
Вебер выдвинул концепцию трех типов власти - традиционной, рациональной и харизматической. Эти три типа власти он называет «идеальными типами».  
Традиционный тип основан на традициях, социальных привычках, в его основе лежит традиционное действие, «как его осуществляли патриарх и патримониальный князь старого типа».

Рационально-легальный  тип власти Вебер характеризует  как «господство в силу «легальности», в силу веры в обязательность легального управления и деловой «компетентности», обоснованной рационально созданными правилами, то есть ориентации на подчинение при выполнении установленных правил - господство в том виде, в каком его осуществляет современный «государственный служащий» и все те носители власти, которые похожи на него в этом отношении». Таким образом, власть осуществляется в современных индустриальных государствах, где люди в организациях действуют в соответствии с установленными законами и правилами. 

Информация о работе Классическая школа менеджмента