Классическая школа управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 15:26, контрольная работа

Краткое описание

Первой школой менеджмента была классическая научная школа сформировавшаяся в ᴨериод с 90-х годов 19 в. По 20-е гг. 20 в. Главными представителями данной школы были Фредерик Тейлор, Фрэнк Гильберт, Анри Файоль и Макс Вебер.
Ф. Гильберт - автор производственного менеджмента на основе рациональной организации труда.
А. Файоль - автор функционального подхода в управлении организациями.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1 Структура классической школы…………………………………………………..5
2 Характеристика направлений классической школы…………………………….6
2.1 Система управлений Ф. Тейлора………………………………………...6
2.2 Бюрократическая система М. Вебера…………………………………..10
2.3 Принципы и функции А. Файоля……………………………………….11
3 Современная оценка классической школы управления……………………….16
Заключение……………………………………………………………………….....18
Список использованных источников……………………………………………20

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа по МЕНЕДЖМЕНТУ.docx

— 43.42 Кб (Скачать файл)

Его основополагающие принципы управления состоят в следующем: если я могу на научной основе отобрать людей, на научной основе их подготовить, предоставить им некоторые стимулы и соединить  воедино работу и человека, тогда  я смогу получить совокупную производительность, превышающую вклад, сделанный индивидуальной рабочей силой. Главная заслуга Ф.Тейлора состоит в том, что он как основатель школы "научного управления" разработал методологические основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих. Величайший вклад Ф. Тейлора состоит в том, что он начал революцию в области менеджмента.

Основные  принципы научного управления Ф. Тейлора  состоят в следующем:

  • разработка оптимальных методов осуществления работы на базе научного изучения затрат времени, движений, усилий и т.п.;
  • абсолютное следование разработанным стандартам;
  • подбор, обучение и расстановка рабочих на те рабочие места и задания, где они могут дать наибольшую пользу;
  • оплата по результатам труда (меньше результаты - меньше оплата, больше результаты - больше оплата);
  • использование функциональных менеджеров, осуществляющих контроль по сᴨȇциализированным направлениям;
  • поддержание дружеских отношений между рабочими и менеджерами с целью обесᴨȇчения возможности осуществления научного управления.

 

2.2 Бюрократическая система М. Вебера

 

Большую роль в становлении менеджмента  сыграли труды немецкого социолога  и философа М. Вебера, посвященные  анализу бюрократических систем. Он построил систему так называемой идеальной бюрократии, в рамках которой  сформулировал основные принципы работы жестко регламентированной иерархической  структуры. Он придавал огромное значение компетентности, соблюдению правил и  процедур, информированности руководителя.

Внутри  этой концепции зародились ряд моделей управления. Одним из примеров такой модели может служить, так называемая, идеальная бюрократическая модель Вебера. Основные характеристики модели:

  • Вся деятельность по управлению расчленяется на элементарные простейшие операции, что предполагает строгое регламентирование функций, прав и обязанностей каждого из звеньев управления. Это создает условия для использования специалистов, профессионалов.
  • Производственно-техническая система строится на принципах иерархии.
  • Деятельность производственно-хозяйственных систем регулируется системой абстрактных правил, четкими стандартами, инструкциями, которые определяют ответственность каждого управленческого работника и создают предпосылки для единого подхода при решении производственной ситуации.
  • Устранение личных эгоистических отношений в служебных делах.
  • Работа основывается на соответствии работника занимаемой должности.

Все вышеуказанные  принципы построения организации справедливы  и для настоящего времени.

 

2.3 Принципы и функции А. Файоля

 

А. Файоль (1841-1925) разделил весь процесс управления на пять основных функций, которые мы до сих пор используем в управлении организацией: это планирование, организация, подбор и расстановка кадров, руководство (мотивация) и контроль. На базе учения А. Файоля в 20-е г.г. было сформулировано и понятие организационной структуры фирмы, элементы которой представляют систему взаимосвязей, серию непрерывных взаимосвязанных действий - функций управления.

Разработанные А. Файолем принципы управления следует признать самостоятельным результатом науки управления, "администрирования" (отсюда и название "административная школа"). Не случайно американцы называют француза А. Файоля отцом менеджмента.

Файоль сформулировал следующие 14 принципов управления применительно к деятельности высшего звена управления:

Разделение  труда. Цель разделения труда - увеличивать  объем повышать качество производства при затрате тех же усилий

Власть и  ответственность. Власть есть право  отдавать распоряжения и сила, принуждающая подчиняться. Власть немыслима без  ответственности, т. е. без санкции - награды или кары, сопровождающей ее действия. Всюду, где действует  власть, возникает и ответственность.

Дисциплина. Понимая дисциплину как уважение соглашений, рассчитанных на то, чтобы обеспечить повиновение, прилежание, энергичность и внешнее проявление уважения, Файоль подчеркивает, что для поддержания дисциплины необходимо наличие хороших руководителей на всех уровнях. Из всех средств воздействия на подчиненных в целях укрепления дисциплины одним из самых действенных Файоль считал личный пример начальника. По его убеждению, если начальник подает пример аккуратности, никто не смеет являться с опозданием. Если он деятелен, мужественен, предан, — ему подражают, и если он умеет вести дело, ему удается заставить сотрудников полюбить работу. Но и плохой пример также заразителен и, исходя из верхов, он дает иногда самые губительные последствия для всех.

Единоначалие. Единоначалие, по мнению Файоля, имеет по сравнению с коллегиальностью то преимущество, что оно обеспечивает единство точки зрения, единство действия и единство распорядительства. Поэтому оно имеет тенденцию к преобладанию.

Единство  руководства. Виды деятельности, преследующие одну и ту же цель, должны иметь одного руководителя и руководствоваться единым планом. Двойное руководство может возникнуть, по мнению Файоля, лишь вследствие неоправданного смешения функций и несовершенного разграничения их между подразделениями, что не только излишне, но и крайне вредно. Ни в одном из случаев, по его мнению - не бывает приспособления социального организма к дуализму распорядительства.

Подчинение  частных интересов общим. Этот принцип гласит, что интересы служащих или группы служащих не должны становиться выше интересов предприятия. Лицом к лицу здесь стоят две категории интересов различного порядка, но одновременно заслуживающие признания; необходимо постараться их согласовать. Это одна из крупных трудностей управления.

Вознаграждение  персонала. Вознаграждение персонала  есть оплата исполненной работы. Она  должна быть справедливой и по возможности  удовлетворять персонал предприятия, нанимателя и служащего.

Централизация. Централизация не является системой управления хорошей или плохой сама по себе: она может быть принята или отвергнута в зависимости от взглядов руководителя и от обстоятельств, но в большей или меньшей степени она существует всегда. Вопрос о централизации или децентрализации – вопрос меры. Дело сводится к нахождению степени централизации, наиболее благоприятной для предприятия.

Иерархия. Иерархия есть ряд руководящих должностей, начиная с низших и кончая высшими.

Порядок. Общеизвестна формула материального порядка: определенное место для каждой вещи и всякая вещь на своем месте. Форма социального порядка такова же: определенное место для каждого лица и каждое лицо на своем месте.

Справедливость. Для того чтобы поощрить персонал к исполнению своих обязанностей с полным рвением и преданностью, надо относиться к нему благожелательно; справедливость есть результат сочетания благожелательности с правосудием.

Постоянство состава персонала. Текучесть персонала является одновременно причиной и следствием плохого состояния дел. Тем не менее смены в составе неизбежны: возраст, болезни, отставки, смерть нарушают состав социального образования; некоторые служащие теряют способность выполнять свои функции, другие же оказываются неспособными брать на себя более ответственную работу. Таким образом, подобно другим принципам, принцип текучести рабочего состава имеет свою меру.

Инициатива, т.е., по определению Файоля, обдумывание и выполнение плана. Поскольку это «доставляет большое удовлетворение всякому мыслящему человеку», Файоль призывает администраторов «поступиться личным тщеславием», с тем чтобы подчиненные получили возможность проявить личную инициативу. Инициативой называется возможность создания и осуществления плана. Свобода предложения и осуществления его также относится к категории инициативы.

Единение  персонала. Не надо разделять персонал. Разделять враждебные нам силы для того, чтобы их ослабить - дело искусное; но разделять собственные силы на предприятии - тяжкая ошибка.

Приводя перечень этих принципов, Файоль указывал, что он не стремился дать исчерпывающее их изложение, а попытался описать лишь те из них, которые ему приходилось чаще всего применять, поскольку даже незначительная кодификация принципов является необходимой во всяком деле.

Считая предложенные им принципы универсальными, Файоль, тем не менее, указывал, что их применение должно носить гибкий характер и учитывать ситуацию, в которой осуществляется управление. Он отмечал, что система принципов никогда не может быть завершена, напротив, она всегда остается открытой для дополнений, изменений, преобразований, основанных на новом опыте, его анализе, осмыслении, обобщении. Поэтому число принципов управления неограниченно.

Заслуга Файоля заключается в том, что он разделил все функции управления на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и специфические, относящиеся непосредственно к управлению промышленным предприятием.

На основе разработок Файоля и его последователей сформировалась классическая модель организации, базирующейся на четырех главных принципах:

  • четкое функциональное разделение труда;
  • передача команд и распоряжений сверху вниз;
  • единство распорядительства («никто не работает более чем на одного босса»);
  • соблюдение «диапазона контроля» (осуществление руководства ограниченным числом подчиненных).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Современная оценка классической  школы управления

 

Не смотря на то, что прошёл ни один десяток  лет с того времени когда Тейлором были выведены принципы управления, а  Файоль выделил 6 групп операций, выделил функции управления, создал «теорию администрации» всё это не потеряло свою актуальность и для современного менеджмента.

В наше время  все административные операции делятся  на планирование, организацию, мотивацию, контроль и организацию.

Планирование - функция управления, определяющая цели деятельности, необходимые для  этого средства, а так же разрабатывающие  методы, наиболее эффективные в конкретных условиях.

Организация - формирование структуры объекта  и обеспечение всем необходимым  для его нормальной работы - персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами и др.

Мотивация - активизация  работающих и побуждение их эффективно трудиться для выполнения целей, с помощью экономического и морального стимулирования.

Контроль - количественная и качественная оценка и учёт результатов  работы.

Координация - достижение согласованности в работе всех звеньев системы путём установления рациональных связей между ними.

Эти утверждения  не потеряли свою актуальность и на сегодняшний день.

Классическое  разграничение функций управления на предприятии, разработанное А. Файолем, прошло проверку временем (с 1923 г.). Все новомодные теории управления, касающиеся этого вопроса, ничего лучше не смогли предложить. На практике именно классификация управленческих функций по Файолю остается в своей основе без изменений. Применение теории Файоля в практической работе руководителя дает возможность:

· правильно  определять приоритеты в работе;

· правильно  ее планировать;

· быстро и  эффективно выполнять корректирующие действия.

Зная эти  теории, руководитель сможет взглянуть  на стоящие перед ним проблемы как бы со стороны. Это позволит руководителю определиться в своем окружении  и увидеть решаемые проблемы в  их взаимосвязи с другими, и, следовательно, найти "точку отсчета" для начала работы и уточнить проблемы; оценить  целесообразность своих действий; выяснить, каких ресурсов не хватает для  эффективного решения проблем. В  совокупности все это поможет  найти новые способы и пути решения проблем организации.

Подводя итоги, можно сказать, что прошлое «делает» настоящее. Если бы в своё время А. Файоль, Ф. Тейлор, М. Вебер и другие представители рассмотренной выше школы управления не достигли своих результатов, неизвестно на каком уровне развития находился бы сейчас менеджмент.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Управление  как исторический процесс развивалось  с того момента, когда появилась  необходимость регулировать совместную деятельность коллективов людей.

Приверженцы классической школы, как и те, кто  писал о научном управлении, не очень заботились о социальных аспектах управления. Более того, их работы в  значительной степени исходили из личных наблюдений, а не основывались на научной  методологии. «Классики» старались  взглянуть на организации с точки  зрения широкой перспективы, пытаясь  определить общие характеристики и  закономерности организаций.

Целью классической школы было создание универсальных  принципов управления. При этом она  исходила из идеи, что следование этим принципам несомненно приведет организацию к успеху

Эти принципы затрагивали два основных аспекта. Одним из них была разработка рациональной системы управления организацией.

Определяя основные функции бизнеса, теоретики-»классики» были уверены в том, что могут  определить лучший способ разделения организации на подразделения или  рабочие группы. Традиционно такими функциями считались финансы, производство и маркетинг. С этим было тесно  связано и определение основных функций управления. Вторая категория  классических принципов касалась построения структуры организации и управления работниками.

"Школа  научного управления" может рассматриваться  как предтеча к формированию  организационной психологии.

Сущность  предложенной системы основывается на следующих четырех положениях:

1. Развитие  научно обоснованного знания  о трудовой деятельности.

Информация о работе Классическая школа управления