Кодексы корпоративного управления российских предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 19:20, реферат

Краткое описание

Корпоративное управление – это система, которая взаимодействует между руководителями и акционерами, в нее входит совет директоров, и другие заинтересовавшиеся лица, права акционеров реализуются с ее помощью; акционеры контролируют руководительскую деятельность компаний и разрешить возникшие проблемы.
Корпоративное управление к оперативному и тактическому управлению компаний непосредственного отношения не имеет, в последнее время включается в стратегическое управление. Контроль, за совершением корпоративных действий называется предметом корпоративного управления.

Содержание

Введение
1. Принципы и механизмы корпоративного управления.
2. Особенности корпоративного управления.
3. Корпоративное управление в России
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ку основная работа.docx

— 27.70 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОСТОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ «РИНХ» 
 
 
 

Реферат (эссе)

На  тему: «Кодексы корпоративного управления российских

предприятий» 
 
 
 
 
 

                                         Выполнила студентка: Капралова Ольга.

                                         Специальность:             Финансы и кредит

                                         Группа:                             536

                                         Проверила:                      асс. Захарченко Е. С.  

                                                       

                                            Ростов-на-Дону

2011

Содержание.

Введение

  1. Принципы и механизмы корпоративного управления.
  2. Особенности корпоративного управления.
  3. Корпоративное управление в России

Заключение

Список использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

Корпоративное управление – это система, которая  взаимодействует между руководителями и акционерами, в нее входит совет  директоров, и другие заинтересовавшиеся лица, права акционеров реализуются  с ее помощью; акционеры контролируют руководительскую деятельность компаний и разрешить возникшие проблемы.

Корпоративное управление к оперативному и тактическому управлению компаний непосредственного  отношения не имеет, в последнее  время включается в стратегическое управление. Контроль, за совершением  корпоративных  действий называется предметом  корпоративного управления.    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Коллегиально  на акционерных собраниях могу принимать  решения о реорганизации, ценных бумагах, крупных сделках, слияниях, внутренних документах и раскрытии  информации компании. 

Механизмы корпоративного управления должны обеспечивать ответственность  совета директоров перед акционерами, менеджмента – перед советом  директоров  собственников крупных  пакетов акций – перед миноритариями, корпорации — перед работниками и покупателями, обществом в целом. Корпоративное управление сосредоточено на том, чтобы все эти группы и институты выполняли свои функции наилучшим образом при сохранении баланса интересов между ними. [1]

Владельцы акций, которые обладают пакетом акций разных размеров не равны не только потому, что обладают  одинаковым количеством голосов, потому что зависят от размера доли их права. Об акционерных обществах по российскому закону права распределяются так:

1 % — доступ  к реестру акционеров, подача  исков в суд на управленцев  за их действия, повлекшие убыток  для компании;

2 % — выносить  вопросы, решения и кандидатов  на собрании акционеров;

10 % — созывать  внеочередное собрание;

25 % — блокирующий  пакет, даёт доступ к первичным  бухгалтерским документам и протоколам  коллегиального исполнительного  органа;

75 % — право  размещения, приобретения обществом  собственных акций, определять  их тип, права и количество, изменение уставных документов, ликвидация и реорганизация общества;

100 % — отсутствуют  требования о сроках созыва  собрания.[2]

Это делает возможным  ущемление прав миноритарных акционеров, в том числе через вывод  прибыли из компании недивидендными способами (трансфертное ценнобразование) и присвоение её менеджментом компании или основным акционером. Один из механизмов корпоративного управления, позволяющий преодолеть этот недостаток — рынок корпоративного контроля, существование которого позволяет акционерам продать свои акции в случае, если их не устраивает менеджмент компании. Недовольство акционеров снижает равновесную цену акций таким образом, что компания становится уязвимой для «белого» рейдерства.[3]

   Корпоративное управление во многих российских  компаний находится на не большом уровне  по сравнению с развитыми странами. За последние семь – десять лет произошёл прогресс.  Самая первая компания, которая начала внедрять международные стандарты корпоративного управления, стала компания «ЮКОС».  Некоторые российские компании достигли в настоящее время международного уровня  корпоративного управления;  среди них называют «Вымпелком», «Вимм-Билль-Данн», ряд компаний в системе РАО ЕЭС, некоторые региональные телекоммуникационные компании.

В России была сформирована отрицательная «инсайдерская модель корпоративного управления»,  которая  предусматривает реализацию интересов  наиболее крупных  акционеров и менеджмента  инвесторам в ущерб. 

Характерны следующие  отрицательные черты для российского  корпоративного управления:

  1. Совмещение функций владения и управления. При этом компании, являющиеся публичными корпорациями, продолжают управляться как частные фирмы.
  2. Слабость механизмов контроля за деятельностью менеджмента. В результате менеджеры подотчётны только доминирующему собственнику (а не всем акционерам) и, как правило, аффилированы с ним.
  3. Распределение прибыли по внедивидендным каналам. То есть прибыль получают не все акционеры, а только доминирующие собственники (через различные финансовые схемы, например, при помощи трансфертных цен).
  4. Низкая прозрачность большинства компаний, затруднённый доступ к информации о финансовом состоянии, реальных владельцах и аффилированности, об условиях существенных сделок.
  5. Нередкое применение неэтичных и даже незаконных методов (размывание пакетов акций, увод активов, недопуск на собрание акционеров, арест акций и т. д.). [4]
 

Корпоративное управление в России сдерживается неблагоприятной  государственной политикой для  бизнеса. Не выгодно повышать прозрачность, потому что открытость информации делает компанию уязвимей перед силовыми структурами  и контролирующими органами. Миноритарные и мажоритарные акционеры  собственности  лишались при участии коррумпированных судов, полицейских подразделениях и чиновников.

В 2003 году был  создан Национальный совет по корпоративному управлению с целью развития российского  бизнес-сообщества. Свет организовывает  тематические конференции, издаёт книги, выпускает журнал «Корпоративное управление» и аналитические материалы. Бизнес-сообщество и Федеральная комиссия по ценным бумагам создали Кодексы корпоративного поведения. При разработке корпоративных кодексов большого количества компаний учитываются их положения. Нормативная база уже была создана по деятельности независимых директоров. В России ассоциация независимых директоров создала Кодексы независимого директора,  которого положения были близки к жёстким требованиям.

В России основная задача корпоративного управления  является не обеспечение эффективного контроля за наемным менеджментом со стороны мелких акционеров, а выстраивание отношений между контрольными и миноритарными акционерами.

Для многих российских компаний качество корпоративного управления является сегодня большой проблемой. Уже сейчас часть из них опубликовали и разработали кодексы корпоративного управления.

Компании взяли  на себя обязанность по соблюдению прав акционеров и интересов, бывают открытыми для кредиторов, клиентов и партнеров.

Достаточно трудно обеспечить высокие стандарты корпоративного  управления на практике.  Принять  собственный кодекс корпоративного поведения – это способ информационной открытости и публичности компании, для которых соблюдение высоких  стандартов корпоративного поведения  является средством повышения привлекательности  компании.

Корпоративный кодекс компании сокращает путь к  выходу на международные и всероссийские  рынки, к котировкам акций компании на иностранных биржах. Поэтому, акционеры  настаивают на появлении кодекса. Устав  акционерного общества – это конституция, то кодекс – это декларация. Декларация содержит правила внутреннего поведения  для субъектов акционерного общества и правила отношений с внешними партнерами.   

Чтобы корпоративный  кодекс был действительно эффективным , необходимо сформулировать задачи, которые надо решить с помощью корпоративного кодекса, и мнение топ-менеджмента компании  и по вопросом деятельности компании и ее работников. В кодексе нужно отразить реальные, а не декларативные стандарты.

Забавные выдержки из некоторых корпоративных кодексов:

  1. Каждый сотрудник имеет право на сон в помещении. Для этих целей существует специальный диванчик.
  2. Полив корпоративных цветов разрешается ежедневно с 10.00 до 10.15 с минутным перерывом для долива воды в лейку.
  3. Работники компании имеют право на обустройство собственного рабочего места в соответствии со своими профессиональными, религиозными и вкусовыми пристрастиями.
  4. Не допускается конфискация в безраздельное пользование корпоративных чашек, ложек, пепельниц, кофе и чая.
  5. Руководство компании не может запретить персоналу работать 20 часов в сутки.
  6. В случае авральных сверхурочных работ компания обеспечивает задержавшихся работников пивом, пиццей и такси за корпоративный счет.
  7. Компания настаивает на ношении работниками нижнего белья. [5]
 

Чтобы кодекс работал, необходимо привлечь сотрудников в  доработку проекта кодекса, чтобы  они воспринимали его как «свой», а не как «навязанный сверху».

Чтобы кодекс работал, а не пылился на полках, его положения  и требования должны начать выполнять  те люди, которые служат примером для  работников, находятся на виду у  работников и клиентов. Топ-менеджеры компании своим поведением должны иллюстрировать  серьёзность намерений компаний в отношении ею же созданного кодекса. Компания должна рассмотреть требования этого кодекса, предъявляемые к члену компании, как обязанности работника, определенные трудовым договором.

Кодекс не должен быть догмой. Охватить не возможно все  кодексом без исключения ситуации, в работе встречаются и во взаимоотношениях. Следует предусмотреть при разработке кодекса  возможность и механизм его изменения и дополнения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

Корпоративное управление во многих российских  компаний находится на не большом уровне  по сравнению с развитыми странами. За последние семь – десять лет произошёл прогресс.  Самая первая компания, которая начала внедрять международные стандарты корпоративного управления, стала компания «ЮКОС».  Некоторые российские компании достигли в настоящее время международного уровня  корпоративного управления;  среди них называют «Вымпелком», «Вимм-Билль-Данн», ряд компаний в системе РАО ЕЭС, некоторые региональные телекоммуникационные компании.

В России была сформирована отрицательная «инсайдерская модель корпоративного управления»,  которая  предусматривает реализацию интересов  наиболее крупных  акционеров и менеджмента  инвесторам в ущерб.

Корпоративное управление в России сдерживается неблагоприятной  государственной политикой для  бизнеса. Не выгодно повышать прозрачность, потому что открытость информации делает компанию уязвимей перед силовыми структурами  и контролирующими органами. Миноритарные и мажоритарные акционеры  собственности  лишались при участии коррумпированных судов, полицейских подразделениях и чиновников.

В России основная задача корпоративного управления  является не обеспечение эффективного контроля за наемным менеджментом со стороны мелких акционеров, а выстраивание отношений между контрольными и миноритарными акционерами.

Информация о работе Кодексы корпоративного управления российских предприятий