Количественная школа управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 14:05, автореферат

Краткое описание

Целью реферата является необходимость охарактеризовать количественную школу управления.

Содержание

Введение
1.Школа науки управления(количественная школа)……………………...........4
2.Основные теоретические особенности количественной школы управления.5
3.Кибернетическая модель управления………………………………………….7
4.Русское направление развития количественной школы менеджмента……...9
Заключение……………………………………………………………………….12

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.doc

— 80.00 Кб (Скачать файл)

 

В годы Великой Отечественной  войны система управления промышленностью, сложившаяся в предшествующие годы, не претерпела принципиальных изменений. Основным принципом управления продолжал  оставаться хозрасчет при усилении административно-командных методов руководства. Научная работа велась по проблемам внутризаводского планирования и диспетчирования.

В послевоенный период времени  возобновилась научная и практическая работа в области организации  и управления производством. Вместе с тем, имело место сокращение исследований в области управления производством. К концу 50-х гг. тематика исследований по проблемам организации и управления предприятиями начала постепенно расширяться.

Начиная с 1957 г. был осуществлен  переход к управлению промышленностью  и строительством по территориальному принципу через Советы народного хозяйства (совнархозы) экономических административных районов. Главным назначением совнархозов было пресечение ведомственных тенденций в развитии промышленности.

К этому же времени  относится рождение такой важной самостоятельной ветви экономики, как экономическая кибернетика, тесно связанной с использованием на практике экономико-математических методов. Создание этой науки в нашей стране осуществлялось под руководством академиков А.И. Берга и В.М. Глушкова.

Этими ученными были предложены следующие методы, которые позволяли  бы оптимизировать процесс принятия управленческого решения.

При определении конкретных мероприятий по разрешению проблемы сформулированные цели оцениваются  по их важности и первоочередности решений. При такой оценке целей используются следующие методы: непосредственная оценка целей, ранжирование, парное сравнение и комплексный метод.

Непосредственная оценка целей может проводиться в  абсолютных показателях на числовой оси измеряемого параметра (в рамках заданного интервала конкретного показателя). Точность такой оценки в сильной степени зависит от полноты и достоверности информации о целях. На практике чаще применяется относительная и бальная оценка важности и приоритетности целей, даваемая экспертами. При относительной оценке сумма относительных оценок всех целей должна быть равна единице. При бальной оценке важность и приоритетность конкретной цели определяется числом баллов по соответствующей шкале (по пятибалльной, десятибалльной или другой шкале).

Метод ранжирования предусматривает  упорядочение целей экспертом или  лицом, принимающим решение, в порядке  их предпочтения по важности и приоритетности в соответствии с установленными критериями. Обычно предпочтение целей  выражается в виде натурального ряда чисел: 1 - наивысшее предпочтение, 2 - следующий за 1-м уровень предпочтения и т.д. Числа натурального ряда, отражающие уровень предпочтения, называют рангами. Метод ранжирования прост в реализации, но реально применим для сравнительно небольшого числа ранжируемых целей (< 15).

При увеличении числа  ранжируемых целей серьезно усложняются  возможности экспертов по установлению взаимосвязей между целями, и эксперты могут допускать серьезные ошибки. В этом случае применяется метод  парного сравнения, который практически не имеет ограничений по количеству взаимосвязанных целей.

Метод парного сравнения  предусматривает двухэтапную процедуру  ранжирования, выполняемую экспертом. На первом этапе проводиться парное сравнение всех целей. По результатам  этого сравнения определяются элементы матрицы , которые могут принимать значения 1 или 0.На втором этапе устанавливаются ранги целей в виде ряда натуральных чисел, определяемых путем вычисления суммы строк соответствующего столбца матрицы.

Рассмотренные методы принятия решений (непосредственная оценка, ранжирование и парное сравнение) могут применяться комплексно в определенной последовательности. Комплексный метод получил название метода последовательного сравнения.

Формирование ограничений  неразрывно связано с определением. Ограничениями являются экономические и политические, технические, психологические и другие факторы, непосредственно влияющие на возможность реализации конкретных целей принятия управленческих решений. Наиболее часто встречающимися ограничениями (трудовые, финансовые, материальные), а также временные ограничения.

Определение ограничений  так же, как и целей может  производиться количественно и  качественно. Методика их формирования во многом аналогична методике формирования целей. Анализ ограничений на этапе формирование альтернатив решения позволяет исключить варианты, не обеспеченные ресурсами или не удовлетворяющие другим ограничениям, из дальнейшего рассмотрения и сузить общее множество возможных альтернатив до множества допустимых решений.

Кибернетика сыграла  важную роль в развитии теории управления производством.

Дискуссия, развернувшаяся в стране в период с 1962 по 1965 гг., по вопросам совершенствования системы  и методов управления народным хозяйством, предшествовала проведению хозяйственной реформы.

Период времени, начиная  с 1965 г. по настоящее время, характеризуется  проведением в стране трех реформ, направленных на совершенствование  системы управления народным хозяйством. К ним относятся:

Реформа системы управления экономикой 1965 г.

Реформа системы управления 1979 г.

Ускорение социально-экономического развития (1986 г.) и переход к рыночным отношениям (с 1991 г. и по настоящее  время).

В связи с произошедшими  серьезными изменениями в политической системе управления, в стране развернулась дискуссия о механизме перехода к рынку. Специальная комиссии, возглавляемая академиком А.Г. Аганбегяном, предложила три альтернативных варианта перехода к рыночным отношениям:

внесение отдельных  элементов рынка в существующую командно-административную систему управления;

быстрый переход к  рынку без какого-либо государственного регулирования;

создание системы управления на основе регулируемой рыночной экономики. Этот вариант совершенствования  системы управления соответствовал предложениям правительства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 
Из всего вышеизложенного можно  сделать выводы что научно-технический  прогресс и колоссальная концентрация научного и производственного потенциала, особенно в годы Второй мировой войны, привели к реструктуризации мировой экономики. Послевоенное производство сначала ориентировалось на удовлетворение массовых потребностей, а по мере их насыщения на удовлетворение специфических потребностей, которые формировали рынки небольшой емкости. Это послужило толчком к появлению предпринимательских структур, образованию большого числа малых и средних предприятий. Ключевыми факторами успеха на рынке стали гибкость, динамичность, адаптивность к требованиям окружающей среды. Ученые начали активно разрабатывать идеи открытости организаций как систем. Усложнение среды потребовало разработки и применения способов принятия решений в ситуации неопределенности. Развитие математических наук, статистики, информатики, а также компьютерной техники явилось предпосылкой появления новой научной школы, которая получила название количественной, или управленческой.

Ключевой характеристикой  науки управления (количественной школы) является замена словесных рассуждений  и описательного анализа моделями, символами и количественными  значениями. Ее представители рассматривают управление как логический процесс, который может быть описан математическим языком.

Формализация управленческих функций, интеграция труда, человека и  ЭВМ потребовали пересмотра структурных  элементов организации (служб учета, планирования, маркетинга и т. п.). Методы моделирования, анализа в условиях неопределенности, математическое обеспечение оценки многоцелевых управленческих решений легли в основу функции прогнозирования.

При решении проблем  управления наибольшее распространение  получили модели теории игр, теории очередей, управления запасами, линейного программирования, имитационные, экономического анализа. Они позволяют решать большой класс задач управления с применением экономико-математических методов. Теоретические основы этих методов были заложены российскими учеными Л.В. Канторовичем и В.В. Новожиловым, которые не только разработали методы количественного подхода, но и способствовали практике их применения. Начиная с 1960-х гг. экономико-математические методы используются для решения проблем оптимизации планов, формирования цен, распределения ресурсов, программно-целевого планирования и т. д.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.Под общей ред.  В.Е. Ланкина. Таганрог: ТРТУ, 2006.

2.Кравченко А.И., История  менеджмента: Учебник/ А.И. Кравченко. - М.: Академический проект, Трикста, 2008.

3.Коротков Э.М. Концепция  менеджмента: Учеб. пособие. - М.: ДеКа, 2006.

4.Всеобщая история  менеджмента/ под ред. В.А. Глухова. - 2-е изд. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2007

5.Виханский О.С., Наумов  А.И., Менеджмент. - 3-е изд. - М.: Гардарики, 2003.

6.Электронный ресурс http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=528163




Информация о работе Количественная школа управления